Методика организации исследовательской деятельности по географии как средство формирования и развития потенциальных возможностей школьников.
статья по географии на тему

Исследовательская деятельность – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика организации исследовательской деятельности по географии как средство формирования и развития потенциальных возможностей школьников.

Богданова В.С.

 Муниципальное образовательное учреждение

 «Краснослободская средняя

 общеобразовательная школа №4»,

г. Краснослободск, Среднеахтубинского района.

Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. География даёт широкое поле для исследования. Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, помогают  подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход.

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро принимать решения.

Государство ставит перед школой задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире.

Школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. В формировании многих качеств, необходимых современному человеку, большую роль играет география. На уроках географии учащиеся учатся рассуждать, доказывать,  делать соответствующие выводы. Очень важны мыслительные умения школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать.

Исследовательская деятельность – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

В развитии исследовательских навыков решались следующие задачи:

1. Формирование опыта, первоначального умения и навыков ведения исследований, привития вкуса к исследовательской деятельности.

2. Совершенствовать методику организации групповых и индивидуальных форм занятий при проведении уроков и внеклассных мероприятий.

3. Создать дидактико-методическую поддержку процесса организации и проведения исследований, создания проектов по географии.

Применять исследовательскую деятельность помогают следующие педагогические средства: элективные курсы, групповая, парная и индивидуальная виды деятельности, приемы формирования исследовательских умений, различные виды самостоятельных, творческих и исследовательских работ, работа над проектом.

Для того чтобы успешно управлять любой деятельностью, необходимо владеть принципами организации данного процесса. Исследовательская деятельность должна строиться на принципах: доступности, естественности, осмысленности, экспериментальности.

Занятие исследовательской деятельностью предполагает освоение за рамками школьного учебника. Учащемуся нужно дать возможность самому выбрать тему своего исследования. Самостоятельно выбирая доступное задание, учащиеся исходят из естественности проблемы, из актуальности темы исследования для них самих. Следующим принципом является – естественность. Проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть настоящим.

Осмысливание проблемы, цели, задачи происходит только в том случае, когда они формулируются самостоятельно. Тогда учащийся сможет раскрыть причинно-следственные связи между отдельными компонентами исследования; самостоятельно, своими словами сформулировать и объяснить главные теоретические идеи, применить теорию для объяснения явлений.

Ведущим принципом является принцип самодеятельности, так как самостоятельная деятельность есть высший показатель становления мировоззренческой позиции учащегося. Современное общество предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Это обусловлено изменением структуры спроса на профессиональную подготовку кадров, изменением взглядов на понятие образованности человека. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. 

В условиях становления и развития профильного обучения актуальным становится вопрос построения индивидуальных образовательных траекторий в личностно-ориентированном учебном процессе. На повестку дня ставится вопрос об организации исследовательской деятельности в образовательном учреждении, формировании исследовательской культуры участников образовательного процесса, развитие личностного потенциала школьников. Исследовательская деятельность (учебная и научная)  реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. В условиях информационного общества именно наука становится важной составляющей  деятельности, формирующей научный стиль мышления.

При реализации исследовательского подхода во главу угла ставится профессиональное мастерство учителя, которое определятся в первую очередь знаниями и умениями.  Для учителя это умение добывать новые знания, умение применить на практике методы научных исследований, получить новые научные знания самостоятельно. Учитель  должен научить  обучающихся  основами науки на современном этапе, простейшим методам современных исследований, развить способность получать новые знания самостоятельно, обучить методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться ребенку через решение задач научного характера по индивидуальной теме.

 Основные этапы учебного исследования включают в себя мотивацию исследовательской деятельности, формулирование проблемы, сбор, систематизация и анализ фактического материала, выдвижение гипотез, проверка гипотез, доказательство или опровержение гипотез

Кроме исследовательской работы на уроках возможна самостоятельная  исследовательская работа учащихся. Виды самостоятельных исследовательских работ разнообразны.  В нашей школе подготовка учащихся к выполнению исследовательских работ начинается с 5-го класса. Учащиеся 6 -7 –х классов приобретают простейшие знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы. Учащиеся выступают с сообщениями  о жизни и деятельности учёных, об истории географических  открытий. Написание географических сказок, составление ребусов и кроссвордов требуют от учащихся самостоятельности и творческого подхода. Так в 6 классе при изучении темы «Мировой круговорот воды», учащиеся выполняют творческую работу « Путешествие Капельки», по теме «Гидросфера», «Литосфера» создают творческие работы, в которых описывают и прогнозируют природные явления

Учащиеся 8-9-х классов выполняют исследовательские задания творческого характера. Учащимся предлагаются темы для рефератов и исследовательских работ, которые они могут выполнить в виде мультимедийной презентации. Учащиеся 8-х классов подготовили дополнение по теме «Охрана природы»: рефераты, мультимедиопрезентации. С учащимися 7-х классов мы создали проект по теме «Загадочный мир Австралии». Учащиеся самостоятельно искали дополнительный материал о том, как был открыт материк, почему уникальна его природа, провели социологический опрос среди сверстников и среди родителей; решили исследовательскую задачу. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал. Так с учащимися 7 класса мы провели урок – суд  « Экологические проблемы Северной Америки ». Учащимися было проведено исследование о  вреде, который наносит человек природе материка. Учащиеся подготовили материал об исчезающих видах растений и животных, провести социологический опрос среди сверстников, родителей о воздействии хозяйственной деятельности на природу Северной Америки.

В 10-11-х классах происходит углубление знаний по методике исследования и обработке результатов. Учащиеся выбирают тему для исследования и работают над ней. Всё это осуществляется в процессе самостоятельной работы по индивидуальной программе. Так учащиеся 10 классов провели исследовательскую работу по теме « Народы мира». В конце работы учащиеся представляют творческие отчёты в рамках Декады наук. Это различные по форме отчёты: выпуск газеты, оформление выставки, творческий отчёт, защита реферата или исследовательской работы.

 В школе проводятся индивидуально-групповые занятия, факультативные занятия, работают кружки, учащиеся посещают занятия НОУ «Эврика». Исследовательская работа ведётся на уроках и во внеурочное время. Со своими работами учащиеся выступают на  школьной научной конференции, на районных фестивалях ученических проектов, участвуют в работе областных краеведческих конференций  школьников, региональных конференциях молодых исследователей, проводимых Волгоградским Государственным Социально – Педагогическим Университетом.

При применении исследовательского метода учитель должен следовать следующим рекомендациям:

- применяйте разнообразные приемы и формы организации учебной деятельности так, чтобы детям было интересно;

- развивайте и обогащайте интеллект, способности, мышление учащихся,

- предоставляйте детям возможность проявить  свои творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности уч-ся , как способ формирования ключевых компетенций школьников

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соотв...

Методика организации исследовательской деятельности в школе

В презентации даны основные положения организации учебной исследовательской деятельности в школе, изложены основные  её виды , а также подходы к выбору тем для исследования...

Методика организации исследовательской деятельности школьников

Для школьного возраста характерны недостаточный общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, недостаточная способность к самостоятельному анализу, что вызывает затруднения у учител...

«Методика организации исследовательской деятельности на занятиях в учреждении дополнительного образования»

Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:-  гибкие образовательные пр...

Методика организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы через новое понимание метода проектов

В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих спосо...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ.

Как говорил Сергей Александрович Рачинский  «От качества ныне подрастающего поколения зависят судьбы мира». Когда мы говорим о развитии личности, о ее самоопределении, следует за...