Развитие информационно-коммуникативной компетентности школьников на занятиях по английскому языку в учреждении дополнительного образования.
статья на тему

Александрова Наталья Владимировна

Опыт работы педагога дополнительного образования по программе "Страноведение: США. Английский язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aleksandrova_konferentsiya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Александрова

МАОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи» г.Братск

Развитие информационно-коммуникативной компетентности школьников на занятиях по английскому языку в учреждении дополнительного образования.

Компьютер уверенно входит в образовательную практику школы. Он становится основным инструментом познания и взаимодействия обучающихся. Все больше образовательных учреждений выбирают модель электронного обучения "1 ученик: 1 компьютер", как средство формирования у школьников знаний и умений 21 века.

Считается, что основателем данной модели является американский инженер и ученый Алан Кей. Свои первые идеи он разместил в статье  "Персональный компьютер для детей всех возрастов" в 1968 году. Однако, первое внедрение ноутбуков в образовательный процесс, которое и определило позицию  модели «1 ученик – 1 компьютер» (далее модель «1:1») в мире, произошло в одной из школ Австралии в 1988 году. Обучение с ноутбуками привело к существенным изменениям в учебном процессе, в самой учебной деятельности. Результаты были настольно убедительны, что движение «1:1» распространилось на всю страну. А Австралия получила репутацию лидера этого образовательного направления.

Сегодня модель «1:1» одно из приоритетных направлений в образовании. Использование среды электронного обучения способствует формированию у детей медиаграмотности, критического мышления, способности к решению творческих задач.

Использование модели «1:1» в условиях учреждения дополнительного образования - это еще одна возможность для развития и обучения школьников. В ходе учебного занятия педагог, направляя обучающихся к ресурсам Интернета, может организовать их исследовательскую, проектную деятельность, ориентировать на углублённый поиск информации, оценку достоверности различных информационных источников, создание мультимедийных презентаций, и др.

В МАОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи» создана информационно-коммуникационная (ИКТ) среда, которая включает в себя информационную и технические компоненты. Действуют 3 учебных компьютерных кабинета, установлено 6 интерактивных досок, используются 8 малых информационно-демонстрационных  комплексов. Все компьютеры объединены в локальную сеть учреждения. Имеется широкополосный, высокоскоростной выход в Интернет. В учебно-воспитательном процессе в системе используются цифровые образовательные ресурсы, в том числе самостоятельно разработанные педагогами.

Основным направлением реализации модели электронного обучения «1:1» в нашем учреждении является использование персонального компьютера при освоении дополнительных общеобразовательных программ (модель классного комплекта). Так при обучении старшеклассников английскому языку по программе «Страноведение: США» (далее Программа) используется целый комплекс современных образовательных технологий и средств обучения. Цель Программы – развитие информационно-коммуникативной компетентности в условиях иноязычного общения.

Система организации образовательного процесса по Программе (см. Рисунок 1) включает в себя очную и дистанционную форму. Каждый обучающийся, приступая к работе по тому или иному разделу программы, разрабатывает собственный образовательный маршрут, в соответствии с его уровнем владения английским языком и  ПК.

Внедрение модели «1:1» в образовательный процесс по Программе проходит целенаправленно по нескольким направлениям и с активным использованием здоровьесберегающих технологий:

  • Использование электронного пособия «We open the USA», разработанного самостоятельно. Пособие содержит различный страноведческий (тексты, информацию), лексический, грамматический материал, имеет аудиовизуальное, видео представление информации, ссылки на различные электронные источники, справочники, энциклопедии, словари и др. Отдельными разделами являются разделы, где размещен лексический и грамматический материал, упражнения и диагностические задания, коммуникативные задания, предполагающие работу в сети Интернет (форумы, чаты, социальные сети, e-mail и др.). Обучающиеся используют данное пособие как на учебном занятии так и дома.
  •  Выполнение проектов и исследований. Формирование

коммуникативной и информационной компетентностей в рамках Программы проходит в процессе выполнения различных типов проектов: творческих, информационных, исследовательских, игровых. Использование персонального компьютера обучающимися происходит на всех этапах подготовки проекта: от составления плана своей деятельности и сбора информации в Сети Интернет до подготовки электронной и устной презентации своего проекта.

При выполнении творческого проекта «Создание страницы «Schools in the USA» к учебному пособию по страноведению, проектные работы обучающихся были размещены для обсуждения и оценивания в локальной сети учреждения. По результатам составлен рейтинг лучших работ.

При подготовке устной защиты информационного проекта «Holidays in the USA» обучающиеся использовали вэб-камеры для предварительной записи и просмотра своего выступления.  Что помогло качественнее подготовиться к защите, исправить речевые ошибки, построить выгодную линию поведения.

Для проведения исследовательского проекта «Is it а symbol of America?» обучающиеся не только изучали и исследовали различные информационные источники, но и проводили опросы с социальных сетях.

Выполняя игровой проект «Дебаты» обучающиеся работали в малых группах, организовывали поиск информации, ее обработку, готовили электронные презентации для убедительного представления своей точки зрения, своего мнения.

  • Выполнение заданий дистанционно. Основной акцент ставится на самостоятельную работу обучающихся дома: работа с ЭП, Internet. Итогом работы служат выполненные задания, пересылаемые педагогу по электронной почте.
  •  Проведение дистанционных консультаций педагогом, проверка домашнего задания. В ходе выполнения домашней работы обучающиеся задают педагогу вопросы через электронную почту, получают ответы, проверенные работы или задания. Обучающиеся, пропустившие занятия по каким либо причинам, получают задания по электронной почте.
  • Диагностика по Программе проходит с использованием тестовой оболочки Utoff. Так же обучающиеся проходят тестирования по грамматическим и лексическим темам в режиме on-line.

 Система организации образовательного процесса по Программе была положена в основу моего проекта «Мобильное образовательное пространство как условие развития информационно-коммуникативной компетенции школьников». По результатам III-го конкурса «Школа будущего вместе с Intel» среди общеобразовательных школ России получен Сертификат лауреата.

Внедрение модели «1:1» в образовательный процесс - это каждый урок и каждое занятие - педагогическое исследование, поиск форм, методов приемов, способствующих достижению новых качественных образовательных результатов.

Существует мнение, что переход к модели «1:1» не обязательно сказывается на повышении образовательных результатов в рамках традиционных учебных дисциплин. И действительно, начиная работать по программе, мы нередко сталкиваемся с нежеланием ребят работать над проектом, исследовательской работой, школьники рассматривают дополнительное образование как репетиторство и предпочитают выполнять множество грамматических упражнений, тренировать себя в тестированиях. Внедрение модели «1:1» дает возможность обучающимся не только овладевать знаниями, но и умениями применять их на практике, а так же использовать этот опыт для решения задач в реальной жизни, т.е. формировать ключевые компетентности как новое качество образования.

Для формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся необходимо создание особого образовательно-коммуникативного пространства, включающего в себя использование особой формы учебного занятия с обязательным мотивационным, операционально-познавательным и рефлексивно-оценочным этапами и внедрение новых современных технологий в образовательный процесс. Поэтому использование ИК технологий, проектного и исследовательского методов, личностно-ориентированного подхода позволяет организовать образовательный процесс, направленный на развитие этих ключевых компетентностей.

Мониторинг качества освоения Программы показывает: происходит развитие универсальных учебных умений обучающихся (результаты диагностики), устойчивый интерес к предмету «Английский язык» и уверенность в общении на английском языке (результаты анкетирования). Результативно участие обучающихся во Всероссийской эвристической олимпиаде по английскому языку. За два года в этапе «Исследования» обучающиеся заняли одно первое, три - вторых места, один стал лауреатом, остальные показали результаты выше средних.

Реализация модели «1:1» – это индивидуальный подход к каждому обучающемуся, использование особых дополнительных общеобразовательных программ, побуждающих к самостоятельной, инициативной учебной деятельности, активному поиску и освоению новых знаний, это применение активных методов, и приемов обучения, предоставляющих каждому школьнику возможности приобрести собственный успешный опыт в решении реальных ситуаций, в проектной и исследовательской деятельности, умения работать в команде. Таким образом, внедрение модели «1:1» создает условия для достижения новых качественных образовательных результатов.

Рис. 1. Система организации образовательного процесса по программе  «Страноведение: США» (английский язык)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Асмолов А.Г., Семенов А.Л, Уваров А.Ю. Новый этап информатизации отечественной школы. Информатика №5 – 2010г.
  2. Кудимова Н.В. Реализация модели «1 ученик: 1 компьютер» в современной школе. http://eorhelp.ru
  3. Создание среды электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер» для 21 века. Информационное руководство Intel World Ahead Education.http://cache-www.intel.com/cd/00/00/42/16/421618_421618.pdf
  4. Удивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. http://edugalaxy.intel.ru
  5. Уваров А.Ю.Информатизация школы на пути к модели «1:1» Информатика и образование, №2 2009г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация праздников английского языка в условиях дополнительного образования.

Организация праздников позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели -творческо-поиск...

ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

психолого-возрастные особенности детей и их влияние на методы  обучения английскому языку в системе дополнительного образованияАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....

Инновационный подход к проведению занятий английского языка в системе дополнительного образования

Нетрадиционные методы обучения английскому языку младших школьников в условия дополнительного образования...

Инновационный подход к проведению занятий английского языка в системе дополнительного образования

Нетрадиционные методы обучения младших школьников английскому языку в условиях дополнительного образования...

методические рекомендации по применению инновационных технологий на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования

Применение инновационных технологий, разноформатных упражнений для развития всех четырех видов речевой деятельности на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования...

Методическая разработка «Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры в ансамбле народных инструментов в учреждении дополнительного образования»

Повышение образовательного уровня по использованию игровых моментов с применением народных и шумовых инструментов....

Методическая разработка игры "100 к 1" на уроке английского языка в учреждении дополнительного образования

Методическая разработка командной игры "100 к 1", которую можно использовать в качестве материала для формирования предметной и личностной компетенций на уроке английского языка в учреждении...