Сценарий концерта "Композиторы - классики"
план-конспект урока на тему

Сценарий концерта для школьников начальной школы, знакомящий их свыдающимися  композиторами - классиками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompozitory-detyam_12_god.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

 

   

        Автор-составитель:

Венсон Галина Павловна, педагог – организатор отдела художественного воспитания

 

Санкт-Петербург

 2013

Цель: познакомить детей с шедеврами мирового музыкального наследия, с великими композиторами - классиками.

Задачи.

Обучающие:

  • Познакомить с выдающимися образцами классического музыкального наследия;
  • Познакомить с различными музыкальными инструментами;
  • Познакомить с биографиями великих отечественных и зарубежных композиторов;

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к различным жанрам классической музыки;

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к классическому музыкальному и танцевальному наследию.

Адресат: дети 9-10 лет

Ведущая:

-Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас будет проходить второй концерт нашего абонемента, а тему этого концерта я скажу чуть позже. В нашей жизни мы знаем много нужных профессий, важных. Стихи у нас пишут поэты. Ваяют- скульптуры. Пишут книги- писатели. Пишут стихи- поэты, а кто пишет музыку?- Композитор. Вот и наш концерт сегодня будет о композиторах.

        Когда-то, очень давно, когда люди не знали нот, они передавали музыку из уст в уста, а вот когда научились записывать ее, появились ноты. Сначала это были  «крюки», их так называли. Люди научились записывать первые произведения, появляются первые композиторы.

Вход оркестра «Надежда».

Начнем мы с вами наш концерт с музыкального произведения, название я вам не скажу, в конце вы ответите, народная это музыка или ее написал композитор.

Звучит «Русская народная плясовая» в исполнении оркестра «Надежда».

(Дети сразу узнают народную мелодию).

Ведущая:

-Правильно, ребята, это «Русская народная плясовая». Михаил Иванович Глинка, великий русский композитор, говорил: «Народ сочиняет музыку, а мы, композиторы, ее аранжируем».

На экране появляется портрет Михаила Ивановича Глинки.

Ведущая:

-Родился Михаил Иванович Глинка  в Смоленской губернии, селе Новоспасское. У дядюшки Михаила Ивановича был прекрасный оркестр из крепостных крестьян. Дядюшка часто приезжал в усадьбу Новоспасское. Для Миши это был настоящий праздник: звучала народная музыка, классическая.

Вскоре Мишу отправляют учиться в Санкт- Петербург в Училище путей сообщения. Мишу очень любили сокурсники, так как он прекрасно играл на фортепиано и исполнял на балах польки, галопы, чем приводил в восторг всех слушателей.

 Профессия военного офицера его не привлекала, он отдал свою душу музыке. Глинка является основоположником русской оперы. Первая опера, написанная в России Михаилом Ивановичем Глинкой, была опера «Иван Сусанин». Прообразом Ивана Сусанина был простой русский крестьянин из села Новоспасское Степан Коробов, который проявил большое мужество во время войны 1812 года.  Он и явился прообразом Ивана Сусанина в опере Глинки  «Иван Сусанин».

Звучит хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» в исполнении хора мальчиков «Импульс».

На экране появляется портрет Танеева.

Хор мальчиков «Импульс» исполняет песню «Горные вершины».

Хор уходит, занавес закрывается.

На экране появляется портрет Чайковского. Ведущая рассказывает о его жизни и творчестве:

-Петр Ильич Чайковский родился в городе Воткинске, на Урале, в семье управляющего промышленными объединениями. Семья была большая – в ней было семеро детей и две племянницы. Приют в этом доме нашли и две престарелые родственницы. Одна, Надежда Тимофеевна, пекла сладкие гостинцы: пряники, зайцев, медведей. Другая, в прошлом водевильная актриса Марья Николаевна, искусно мастерила кукол. У нее был большой сундук, она его открывала и доставала кокошники, сарафаны, шали, юбки, разучивала танцы. Мария Николаевна знала много песен, задорных хороводных, от нее ребята узнали куплеты из водевилей. А вот по части сказок славилась нянюшка Каролина, которая очень увлеченно рассказывала сказки.

Сейчас мы с вами заглянем в гостиную семьи Чайковских.

Занавес открывается. На сцене дети, среди которых находится маленький Петя Чайковский и их нянюшка Каролина.

Дети:

-Нянюшка, Каролина, а какую сказку мы сегодня будем слушать?

Каролина:

-Ребята, рассаживайтесь поудобнее. Сегодня мы будем слушать новую сказку. А какую сказку я вам рассказывала вчера? Ты помнишь, Петруша?

Петруша:

-Спящая красавица.

Каролина:

-Правильно, Петруша, «Спящая красавица». А сегодня я расскажу вам сказку о Щелкунчике. Случилась эта история в рождественскую ночь. Советник Штальбаум вместе со своей женой встречают гостей. В семье двое детей: Мари и Фриц. Они очень мечтают о подарках к рождеству. А вы, дети, любите подарки?

Дети:

-Очень, очень любим.

В разгар праздника появляется друг семьи – Дроссельмейер с рождественскими подарками. Всем детям он дарит подарки, а Марии достается игрушка Щелкунчик, которой колют орехи. Но Мари чувствует, что это не просто игрушка.

Петя:

-Я тоже хочу Щелкунчика!

Поля:

- А я хочу красивую куклу!

3-ий ребенок:

-А я лошадку!

4-ый ребенок:

- А я мишку!

Няня:

- Не переживайте, дети, вам тоже подарят игрушки к рождеству.

Фриц стал засовывать в рот Щелкунчику орехи и Щелкунчик их щелкал, но вдруг игрушка сломалась. Фриц, не долго думая, бросил игрушку, и все о ней забыли.

Ведущая:

-Может эта сказка, рассказанная нянюшкой, и запомнилась из детства Петруше, и, когда он стал взрослым композитором, он написал балет

«Щелкунчик».

        А что же случилось дальше в этой сказке?

 Ночью Мари плохо спала.  Она увидела Щелкунчика, на которого со всех сторон нападали мыши, и они были такими сильными, что, казалось, они победят Щелкунчика. Но он был очень смел и отважен. Тогда Мари взяла свой башмак и бросила его прямо в Мышиного короля.

         После этой победы Щелкунчик превратился в прекрасного принца и пригласил Мари в Царство сластей (кофе, шоколад, китайский танец, чай и сама фея Драже). Вот сейчас мы с вами и попадем на этот бал, увидим и услышим прекрасную музыку Чайковского.

        Сцену из балета «Щелкунчик» исполняют воспитанники хореографической студии «Веснушки».

На экране появляется портрет Римского-Корсакова.

Ведущая:

-У нас появился новый портрет. Это, ребята, Н.А. Римский-Корсаков. Родился в городе Тихвине под Санкт-Петербургом. Учился на морского офицера. Ныне это Военное училище имени Фрунзе.

На клипере «Алмаз» совершил кругосветное путешествие. Но после этого службу свою оставил, так как очень любил музыку. Впоследствии он стал профессором С-Петербургской Консерватории, которая теперь носит его имя. Римский- Корсаков написал много опер-сказок, среди них: «Золотой петушок», «Снегурочка», «Сказание о невидимом граде Китеже». А эту оперу сказку вы все должны сейчас узнать. Смотрите фрагмент из сказки.

        Театр- студия «Первый этаж» показывают сцену из  «Сказки о царе Салтане». Идет действие, а ведущая читает текст:

«К морю подошел Гвидон,

Вот и слышит, будто стон,

Видно, на море не тихо,

Смотрит- видит, дело лихо:

Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней.

Та бедняжка так и плещет,

Воду в круг мутит и хлещет.

Тот уж когти распустил,

Клюв кровавый навострил,

Но как раз стрела запела,

В шею коршуна задела.

Коршун в море кровь пролил,

Лук царевич опустил.

Смотрит: коршун в море тонет

И не птичьим криком стонет.

Лебедь около плывет,

Злого коршуна клюет,

Гибель близкую торопит,

Бьет крылом и в море топит.

«Ты не лебедь ведь избавил,

Девушку в живых оставил».

«Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова из «Сказки о царе Салтане» в исполнении фортепиано.

Ведущая:

-Кто написал эту сказку?

Дети:

-Александр Сергеевич Пушкин.

        В 1756 году в Австрии, в городе Зальзбурге родился мальчик, звали его Вольфганг Амадей Моцарт. Амадей- отмеченный богом. Великий гений.

        На сцене сидит Моцарт, звучит музыка 40-ой симфонии. Ведущая читает текст.

        Свет гаснет.

        Ведущая: «Сейчас мы будем слушать музыку Моцарта «Турецкое рондо». Когда Моцарта еще не было на свете, турки хотели напасть на Австрию. В турецкой армии был странный оркестр: большой барабан, флейта,   - все это издавало страшные звуки. Моцарт решил посмеяться над этим, а когда смешно, то уже не страшно. Получилась музыка a la turcu, или «Турецкое рондо (марш)».

        Звучит «Рондо в турецком стиле» (аккордеон).

На экране появляется портрет Д.Бизе.

Ведущая:

-А сейчас мы с вами видим портрет  французского композитора  Д. Бизе.

        Он написал оперу  «Кармен». Сначала эта опера не понравилась зрителям и была освистана, а затем, через некоторое время, она стала одной из самых известных и популярных опер, когда- либо написанных композиторами.

 Эта опера о цыганке со свободной душой и независимым характером. Опера о любви и о трагическом ее финале.

        Исполняется сцена из оперы «Кармен».

Без объявления звучит музыка Штрауса. Дети слушают танец- Вальс.

Ведущая:

-Сейчас мы с вами побывали в Австрии и послушали музыку австрийского композитора И. Штрауса. Он писал очень много танцевальной музыки: польки, вальсы, галопы.

Предлагаю прохлопать детям ритмический рисунок в попурри на тему вальсов Штрауса.

Ведущая:

-Бывает иногда ,что мы уезжаем в отпуск или на каникулы и потом возвращаемся домой счастливые и довольные. А вот у польского композитора  Ф. Шопена судьба сложилась трагично. Он уезжал ненадолго из своего города Желязова Воля, а получилось навсегда. В стране начались волнения, и его семья была арестована. Он оказался во Франции и никогда больше не вернулся в Польшу. Шопен писал только фортепианную музыку: польки, мазурки, этюды, полонезы. Всю жизнь он тосковал по Родине. Когда он умер, его даже не разрешили похоронить в Польше, и только сердце композитора привезли в костел Святого креста в  Варшаву – столицу Польши. Там висят бусы, безделушки. Люди приходят и обращаются к его душе, просят о чем-то сокровенном, того, чего они очень желают».

Слушаем  Этюд Шопена.

Ведущая:

-Но и сегодня, в наши дни современные талантливые композиторы пишут прекрасную музыку, которую также будут слушать через многие столетия.

Оркестр «Надежда» исполняет «Музыкальный привет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий и положение конкурса чтецов "Живая классика", 5-8 классы.

Творческий подход к проведению конкурса чтецов в 5-8 классах. Положение и сценарий проведения конкурса. ...

Сценарий литературного праздника по произведениям русской классики "Салон Анны Павловны Шерер"

Это мероприятие мы провели в рамках недели русского языка и литературы....

сценарий конкурса чтецов "Живая классика"

Материал для конкурса "Живая классика"...

Сценарий спектакля "Классики смеются, или Безумный день» (внеаудиторное мероприятие по литературе)

Спектакль «Классики смеются, или Безумный день» основан на комедии Бомарше, написанной в конце 18 века. История веселая и остроумная, чем и нравится зрителю. Для того чтобы уменьшить пропа...