Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Шерстяная акварель" по художественно-эстетическому развитию детей с 9-18 лет.
рабочая программа на тему

Поиск новых творческих идей, новых форм взаимодействия с детьми привел к созданию программы по работе с шерстью – «Шерстяная акварель». Актуальность и особенность программы в том, что художественным войлоком могут заниматься все желающие. Валяние и живопись шерстью модные и популярные занятия во многих странах мира.

В современном мире валяние - это несложный вид рукоделия, с помощью которого можно делать замечательные вещи: одежду, поделки для дома или аксессуары; которые могут иметь плоскую форму, или объемную.

Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.

Актуальность данного вида декоративно-прикладного искусства в реализации кружковой деятельности заключается в том, что простой ручной труд, помогает развивать у детей фантазию, творческое мышление, выдумку. Он способствует привитию определённых трудовых навыков и умений, развивает творческие способности детей, их художественный вкус. Знакомит детей с секретами создания работ, используя шерсть. Применяя технику работы с шерстью, можно создать целые картины творчества детей.

Настоящая программа направлена на освоение детьми приемов, разнообразных материалов, и обучение различным техникам выполнения изделий войлоковаляния. Широкий набор деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор детей, но и дает возможность каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику исполнения, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору любимого дела (хобби).

Работа над изготовлением изделий из войлока открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции,  вдохновляет, активизирует детскую мысль. При помощи данного творческого объединения можно решить проблему занятости ребёнка в свободное время, организовать его досуг.

Работа с художественным войлоком предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. Это увлекательное занятие способствует расслаблению и развитию творческих способностей.

Валяние – техника, доступная для начинающих. С ее помощью можно изготовить как простые, так и сложные картины, игрушки и настенные панно, бижутерию, обувь, сумки. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться и люди смогли по достоинству оценить это уже около 8000 лет назад. Пожалуй, нет ни одного народа в мире, кто с древнейших времен не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни.

Сегодня один из самых старых, традиционных материалов, вновь приобретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитье одежды. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой «изюминкой» в одежде.

Сухое валяние - это отличная стрессотерапия, этот процесс очень успокаивает, а радость от уже готового изделия способна надолго поднять настроение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sherst.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

«ПОДДЕРЖКА»

улица Новосущевская д.20, г. Москва, 127055

Утверждаю

Директор ЦПМСС «Поддержка»

_____________________А.Н. Баринова

Дополнительная образовательная программа

по художественно – эстетической направленности

«Шерстяная акварель»

Возраст: 9 – 18 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:  Гоголева Н.В.

Консультант:

Методист Баринова А.Н.

Москва  

2014

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

 музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Сухомлинский В. А.

Пояснительная записка.

Поиск новых творческих идей, новых форм взаимодействия с детьми привел к созданию программы по работе с шерстью – «Шерстяная акварель». Актуальность и особенность программы в том, что художественным войлоком могут заниматься все желающие. Валяние и живопись шерстью модные и популярные занятия во многих странах мира.

В современном мире валяние - это несложный вид рукоделия, с помощью которого можно делать замечательные вещи: одежду, поделки для дома или аксессуары; которые могут иметь плоскую форму, или объемную.

Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.

Актуальность данного вида декоративно-прикладного искусства в реализации кружковой деятельности заключается в том, что простой ручной труд, помогает развивать у детей фантазию, творческое мышление, выдумку. Он способствует привитию определённых трудовых навыков и умений, развивает творческие способности детей, их художественный вкус. Знакомит детей с секретами создания работ, используя шерсть. Применяя технику работы с шерстью, можно создать целые картины творчества детей.

Настоящая программа направлена на освоение детьми приемов, разнообразных материалов, и обучение различным техникам выполнения изделий войлоковаляния. Широкий набор деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор детей, но и дает возможность каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику исполнения, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору любимого дела (хобби).

Работа над изготовлением изделий из войлока открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции,  вдохновляет, активизирует детскую мысль. При помощи данного творческого объединения можно решить проблему занятости ребёнка в свободное время, организовать его досуг.

Работа с художественным войлоком предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. Это увлекательное занятие способствует расслаблению и развитию творческих способностей.

Валяние – техника, доступная для начинающих. С ее помощью можно изготовить как простые, так и сложные картины, игрушки и настенные панно, бижутерию, обувь, сумки. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться и люди смогли по достоинству оценить это уже около 8000 лет назад. Пожалуй, нет ни одного народа в мире, кто с древнейших времен не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни.

Сегодня один из самых старых, традиционных материалов, вновь приобретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитье одежды. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой «изюминкой» в одежде.

Сухое валяние - это отличная стрессотерапия, этот процесс очень успокаивает, а радость от уже готового изделия способна надолго поднять настроение.

Цель программы: раскрытие и развитие потенциальных способностей заложенных в каждом ребенке, формирование и воспитание эстетического вкуса, приобщение к духовным ценностям народной культуры.

Задачи программы:

Обучающие:

  • дать знания по технике сухого и мокрого валяния;
  • формировать навыки работы с шерстью;
  • научить детей выкладывать из шерсти;
  • закрепить знания о валянии.

Воспитывающие:

  • воспитание бережного отношения к окружающему миру;
  • прививать навыки аккуратности и самостоятельности;
  • формирование умений строить взаимоотношения в процессе коллективной деятельности;
  • прививать у детей интерес к прикладному искусству.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать пространственное представление;
  • привить навыки усидчивости, аккуратности, любви к процессу работы, стремлению к результату;
  • привить навыки самоконтроля и самооценки

Определение цели,  задач и содержания  обучения строится на основе следующих  принципов:

  • добровольности;
  • доступности;
  • многообразия форм образовательно-воспитательного процесса;
  • наглядности;
  • связи теории с практикой;

 В основе программы лежат два раздела:

  • валяние плоских изделий техниками сухого, мокрого и смешанного валяния (картины, панно);
  • валяние объемных и полуобъемных изделий техниками сухого, мокрого и смешанного валяния (украшения: броши, бусы, браслеты и т.д.);

Возраст обучающихся 9 – 18 лет.

Программа рассчитана на один год обучения – 36 занятий. Занятия проходят один раз  в неделю по два часа (45 минут занятие, 15  минут перерыв)

В группу принимаются все желающие. Специального отбора не производится. Набор детей производится на принципах добровольности  и самоопределения обучающихся. Оптимальное количество детей в группе не должно превышать 10 человек. Такой количественный  состав позволяет педагогу обратить внимание на восприятие индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а затем на основании проведённого анализа проводить каждое следующее занятие с учётом индивидуальности.

Задания в программе могут быть разными по сложности, могут быть адаптированы к возрасту детей, построены с учетом их интересов, возможностей и предпочтений. Задания направлены на активизацию наблюдательности и фантазии; умению пользоваться необходимыми материалами: шерстью, иглами для валяния.  

Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Программа имеет  спиральный принцип построения, который предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков.

В данной  программе  большое  внимание уделяется индивидуальным и творческим разработкам. Результат  обучения – изготовление авторских работ. Каждый ученик должен выполнить не менее  двух авторских работ (картина-панно,  украшение). Он самостоятельно выбирает образ, разрабатывает эскиз, выбирает материал, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла, до краткого  изложения, учащиеся  представляют на защите  творческой работы.

Формы контроля:

  • вводный (индивидуальное собеседование с каждым  ребёнком с целью выявления умений и навыков );
  • промежуточный (участие в выставках учрежденческого, районного и областного уровней);
  • -итоговый (самостоятельное изготовление изделия с творческой защитой).

Требования к организации контроля:

  • индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля  результатов  работы каждого обучающегося;
  • систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
  • разнообразие  форм  контроля,  обеспечивающее  выполнение  его  обучающей, развивающей и воспитывающей функции;
  • объективность;
  • дифференцированный подход, учитывающий  особенности учебного курса.

Основными результатами по реализации программы будут знания и умения, полученные в  процессе обучения:

1. Знания по темам:

  • правила техники  безопасности с колющими и режущими   инструментами;
  • виды шерсти;
  • инструменты для валяния;
  • цвета круга;
  • выразительные средства - цвет, линия, объём, колорит, композиция;
  • приёмы изготовления плоских, полу-объёмных и объёмных  изделий в технике сухого и мокрого валяний.

2. Умения:        

  • пользоваться иглой для фильцевания и ножницами;
  • изготовить мыльный раствор и пользоваться им;
  • различать виды  шерсти и уметь подобрать нужную для  работы;
  • составлять из шерсти  образцы  различных цветовых гармоний;
  • пользоваться готовым эскизом изделия и уметь разработать свой;
  • пользоваться доступными материалами – скалкой, пупырчатой плёнкой, шаблонами, болванкой;                    
  • умение воплощать свои идеи по памяти и воображению.

Условия реализации программы

Для  реализации данной образовательной программы необходимы     условия:

  • методические;
  • дидактические;
  • материальные.

Методические условия. 

Для реализации образовательных задач программы необходим комплекс, включающий методы, приёмы, содержание, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы её  компоненты  были связаны.

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный – восприятие и усвоение детьми готовой  информации;
  • Репродуктивный – воспроизведение обучающимися полученных знаний и освоенных способов деятельности;
  • Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске;
  • Исследовательский – самостоятельная творческая деятельность обучающихся.

Данные методы конкретизируются по трём группам:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа;

Наглядные – показ образцов, изделий, иллюстраций;

Практические – упражнения по выполнению приёмов работы, самостоятельная работа.

Дидактические условия:

1. Разработки для проведения занятий: схемы, эскизы, наглядные пособия;

2. Рисунок «Цветовой круг»;

3. Рисунок «Примерные сочетания  цветов»;

4. Таблица «Виды шерсти»;

5. Информационные средства:  художественная  и научная  литература, методическая литература, папки с иллюстрациями из интернета;

6. Технические средства: ноутбук.

Материальные условия: 

1. Светлый кабинет для занятий 6-8 обучающихся;

2. Столы, стулья для детей и педагога;

3. Иглы для фильцевания (№№ 32-90),  ножницы,  непряденая шерсть, гребневая лента), поролон толщиной 10 см, швейные иглы, нитки, бусины, фурнитура: глазки, крепления для серёжек, бус, брошек;

4. Карандаш, линейка, краски, бумага;

5. Пупырчатая клеёнка, рифлёные резиновые коврики, мыло, скалки;

6. Ёмкость для промывания изделий;

7. Электрочайник для нагрева воды;

8. Москитная сетка, скотч, махровое полотенце.

Инструкция по технике безопасности при  сухом валянии (Приложение № 1);

Инструкция по технике безопасности при мокром валянии (Приложение №2);

Инструкция по технике безопасности при работе с колющими, режущими предметами (иголками, ножницами, булавками) – Приложение № 3.

Критерии результативности реализации образовательной программы

Основными критериями оценки достигнутых результатов  учащихся являются:

  • самостоятельность работы;
  • освоение приёмов  выполнения изделия в технике сухого валяния;
  • осмысленность и аккуратность выполнения изделия.

По уровню освоения программного материала результаты достижений учащихся подразделяются на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий: полностью овладели теоретическими знаниями, применяют теорию в практике, высокое качество работ, самостоятельное творчество изделий;

Средний: полностью овладели теоретическими знаниями, применяют теорию в практике, в работах имеются погрешности, при выполнении работ возникают трудности;       

Низкий: не полностью овладели теоретическими знаниями, нет самостоятельного применения в практике, низкое качество работ, практически отсутствует самостоятельная  работа.

 

Итоговая аттестация  в объединении проводится в конце учебного года. На заключительном занятии подводятся итоги работы за год, оформляется  выставка работ, которая показывает уровень усвоения детьми практической части программы, анализируется работа, поощряются лучшие учащиеся.

 

Литература для детей

  1. Коллекция журналов «Ручная  работа». Издательство ООО «Бонниер Пабликейшенз».
  2. Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. М., Эксмо, 2008.
  3. Люцкевич Л. Модные украшения в технике фильц. М., Эксмо, 2009. Энциклопедия. Подарки. М., «Аст-Пресс», 1999 (техники-приёмы-изделия).

 Литература для  педагога

  1. Богданова  Любовь Александровна. Образовательная программа «Валяние»  
  2. Волков Н.Н. Цвет живописи. – М., 1989.
  3. Горянина, Психология общения. – М., 2002.
  4. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: 1993
  5. Иттен Й. Искусство цвета. – М., 2011.
  6. Кнаке.Ж. Картины из фетра своими руками: Практическое руководство- М. 2008
  7. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. М., 1998.
  8. Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Приложение к журналу «Чудесные мгновения» М.: Агентство Дистрибьютор Прессы,2007.
  9. Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. – М., Эксмо, 2008.
  10.  Люцкевич Л. Модные украшения в технике фильц – М., Эксмо, 2009.
  11.  Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Всё о войлоке и фильцевании. Практическое  руководство. Приложение к журналу «Чудесные мгновения. Лоскутное шитьё». –  М «Астрея», 2007.
  12.  Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2002.
  13.  Рожков М.И., Байбородова Л.В. Воспитание учащихся: теория и методика. – Ярославль, 2002.
  14.  Шинковская К.А. Войлок. Все способы валяния. – АСТ-Пресс Книга. Серия: Золотая библиотека увлечений, 2011г.

Интернет:
http://community. livejournal. com/voilok_ru/
Шерстяная лампочка
http://www. wool-bulb. com/
международная ассоциация по фелтингу http://www. feltmakers. com/connections. html
http://www. wool-bulb. com/kak. html
мастер-класс по мокрому валянию от yaroshok
http://community. livejournal. com/ru_crafts/118200.html
видео по мокрому валянию
http://www. feutrinage. com/csasp_editorial. asp? ID=87
http://www. festivefibers. com/index. shtml
http://www. feltcafe. net/drinkcozy. html
http://www. feltfaction. fi/ENG/clothes. php
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Этот удивительный компьютер» для детей дошкольного возраста (5-7 лет)

программа дополнительного образования по информатике для старшей и подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр танца «Релакс». «Развитие физических данных у детей 5-8 лет»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Театр танца «Релакс».«Развитие физических данных у детей 5-8 лет»Театр танца - это объединение творческих люде...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театра танца «Релакс». «Развитие спортивных данных у детей 5-08 лет»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театра танца «Релакс»...

Индивидуальный образовательный маршрут к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Креативное рукоделие» для одаренных детей

Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренных учащихся, направлен на личностное развитие, самосовершенствование и самореализацию учащегося. ИОМ составлен с учетом уровн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кино клуба «Кино и дети»

Программа  заключается в разумном педагогическом руководстве кино восприятием, в грамотном педагогическом сопровождении образовательно-воспитательного процесса, в предоставлении обучающимся самос...