НЕОКОНЧЕННЫЙ ТАНЕЦ
методическая разработка на тему

Серебренникова Оксана Леонидовна

Актуальность, цели и задачи представленной методики;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neokonchennyy_tanets.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

        НЕОКОНЧЕННЫЙ ТАНЕЦ

        актуальность, цели и задачи представленной методики;

        Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.

          С введением в общеобразовательную школу дополнительных предметов эстетического цикла у педагогов возникла необходимость в разработке новых подходов к преподаванию этих предметов. В результате работы над данной проблемой была создана многоуровневая система формирования навыка танцевально-спортивного мастерства, предлагающая поэтапную выработку навыков учащихся с помощью овладении и закрепления не только разнообразных навыков и умений через занятия: различными направлениями фитнес – аэробики, современного танца, акробатики, но и развитие творческого потенциала воспитанников. Я ее ласково называю – «Цветик семицветик»

На уроках физкультуры практически стерты границы для творческой деятельности учащихся, поэтому основная цель данной методики - создание наиболее благоприятных условий для творческого созревания и раскрытия личностного потенциала каждого ребенка при помощи новой методики «Неоконченный танец».

   В современных условиях особенно важно помочь детям сформировать уверенную в себе личность, которая не боится трудностей, а старается их преодолевать.

           Поэтому считаю, что одна из основных задач воспитательной работы – помочь взрослеющему человеку подготовиться к его будущей самостоятельной жизни. Стараюсь помочь раскрыться как личности каждому учащемуся, учу максимально использовать для этого его жизненные силы и возможности.

Задачи:

    способствовать нормальному росту организма и укреплению здоровья воспитанника;

 развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;

    прививать жизненно важные гигиенические навыки;

 содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;

   стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;

   помогать в овладении и закреплении разнообразных навыков и умений через занятия различными направлениями фитнес – аэробики, современного танца, акробатики;

   обеспечивать эффективный отбор и своевременную спортивную подготовку

  сформировать необходимые для занятий способности (силу, выносливость, концентрацию, внимание, умение ориентироваться в пространстве);

  развить образное мышление и желание импровизировать;

  обучить ребенка владению своим телом;

  овладеть навыками различных танцевальных направлений (хип-хоп, тик тоник, джаз-модерн), спортивных направлений фитнес- аэробики, акробатики;

  обучить элементам модерн-джаз танца, соединению их в связки и комбинации и умению исполнять их в разных последовательностях;

  научить воспитанника использовать эти связки для построения танца и импровизации;

  развить общую культуру учащихся;

  привить культуру исполнителя модерн-джаз танцев;

  воспитать уважение к профессиональной деятельности других людей;

  привить уважение к исполнительскому искусству других воспитанников;

  воспитать трудолюбие и самодисциплину.

        инновационность методики;

На мой взгляд инновационность данной методики заключается в том, что на всех уровнях обучения используется метод развития творческого потенциала а именно «Неоконченный танец»:

Начиная с первого уровня, независимо от вида и формы занятия будь то это фитнес-аэробика, акробатика или хореография практически на каждом занятии уделяется время на:

  • ролевую игру;
  • выполнение задания открытого типа направленного на:

-развитие фантазии посредством работы над образами, над действием (бежать, плыть и т.д.);

-развитие способности изображать чувства при помощи жестов.

-развитие способности к танцевально-музыкальной импровизации;

-продолжить танцевальную или акробатическую связку

-изменить танцевальный рисунок и др.

  • задания на развитие актерского мастерства: «Зарядка для актера», «Мышечный контролер», «Ходьба плюс», «Контакт, взаимодействие, сотрудничество» и др.
  • додумать сюжет постановки, игры

На уроках физкультуры практически стерты границы для творческой деятельности учащихся, а с помощью этой методики «Неоконченный танец» создаются наиболее благоприятные условия для творческого созревания и раскрытия личностного потенциала каждого ребенка Таким образом мы уходим от стандартных однотипных скучноватых занятий, связанных с большими затратами нервных и физических сил.

Эта всеядность позволяет без устали испытывать большие нагрузки

Таким образом, процесс рождения авторского произведения приводит к активному соучастию самих самодеятельных артистов в создании танца, что, с моей точки зрения, наиболее полезно, так как:

  стимулирует к познанию (чтению литературы, просмотру видео материалов, поиску прототипов, музыкальных примеров,  источников и т. п.).

   увлекает неизведанностью пути, характером поиска и возможностью проявить творческую инициативу;

   направляет учебный процесс (освоение техники, элементов мастерства), давая ему зримый адрес и стимулируя интерес;

   позволяет соучаствовать в самом процессе созидания нового;

   не довлеет недоступностью образцов исполиения мастерами-профессионалами;

        целевая аудитория (группа/класс; возраст/пол);

Группа старшеклассников (9 – 11) класс, возрастная категория (14 – 18), пол (женский)

        основные идеи, подходы, принципы;

     Многоуровневая система развития навыков танцевально-спортивного мастерства  широкое поле деятельности для учителя – позволяет применять различные приемы обучения детей, дает хороший психологический настрой, побуждая учащихся не только к получению знаний, но и к самостоятельному творчеству.

1 уровень – смотри и пробуй; задача - создать большой «банк» относительно простых двигательных навыков, идет ознакомление с различными направлениями: современной хореографии, фитнес – аэробики, азбукой акробатики.

2 уровень - расти, цвети; дальнейшее совершенствование зунов , пополнение «банка»

3 уровень – найди дорогу;  предполагает - специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к выбранному виду (фитнес, танец, акробатика);

4 уровень - по ней беги; совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно осваивают (репертуар, спортивный разряд);  

5 уровень – мастерством обогатись; являются постоянными участниками различных выступлений, соревнований, смотров, фестивалей;

6 уровень - зачем пойми; кроме зунов ударение делается на позитивное отношение к укреплению здоровья и организации здорового образа жизни, умению выбирать адекватно ситуациям формы общения, соблюдать нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни, уметь принимать ответственность за собственные действия. (Используются тренинги…….)

7 уровень – сам в мастера ты превратись, творчество в себя вдохни;     Цель - формирование конкурентоспособной творческой личности. на этом уровне ребята проявляют себя как: пастановщики, тьютеры, репетиторы.

На основе методики В. Меде и К. Пиорковского «Неоконченный текст»,  я разработала свою методику - «Неоконченный танец». С ее помощью развиваю в своих воспитанниках творческое мышление через задания открытого типа. Например, «продолжить танцевальную связку», «изменить или придумать танцевальный рисунок», «придумать сюжетную линию» и т.д. Таким образом развиваю у учащихся коммуникативные компетентности и творческий потенциал. Одним из важнейших психологических факторов успешной учебной деятельности такого рода является умение как учителя, так и ученика взаимодействовать с людьми, включенными в данную деятельность .Важно только, чтобы коллектив участников художественной самодеятельности не превратился в коллектив ремесленников, невысокого уровня потребителей готового, а не созидателей нового, так как самодеятельные коллективы по природе творческие организмы и их задача — воспитание в участниках художественного мышления, созидающих личностей. Важно умело использовать руководителю хореографического самодеятельного коллектива в этом направлении могучие средства искусства.

        Особенностью подготовительного уровня обучения является точное повторение предлагаемого танцевального материала и обязательное подчинение музыкальным канонам. Благодаря выполнению этих условий воспитанник подготовит себе грамотную техническую базу и выработает четкость исполнения и восприятия музыкального материала.

На основном уровне обучения особое внимание уделяется развитию физических способностей (шаг, гибкость, прыжок, пластичность) и музыкальных данных (слух, музыкальная выразительность движений) воспитанников, а также развитию индивидуальной манеры исполнения.

На творческом уровне обучения, благодаря занятиям по импровизации, наиболее широко раскрываются и оттачиваются индивидуальные способности воспитанников: владение техникой модерн-джаз танца, пластическая и музыкальная выразительность, творческое мышление.

. Основным элементом обучения является освобождение движения от физиологических законов и подчинение эмоциональному состоянию окружающего пространства и собственным внутренним импульсам. Занятие состоит из единой танцевальной части, которая усложняется по мере разогрева мышц и подготовки тела к танцу. Целесообразно изучать технику Хосе Лимона на творческом уровне и совмещать ее с изучением основ техники импровизации, так как результатом этого синтеза является раскрепощение души и тела и их слияние с музыкой.

 Изучение основ техники импровизации ведется по собственным (авторским) разработкам.

В разделе «Сольная импровизация» работа построена по трем направлениям:

  1. пластическое выражение незнакомого музыкального материала;
  1.     2- создание образа, отображение эмоций под предложенный на занятии музыкальный материал;

3-работа с воображаемым предметом под музыкальное сопровождение или без него.

 В разделе «Контактная импровизация» работа составлена по следующим этапам: контакт с мячом в партере (в качестве разминки) приучает «прислушиваться» к будущему партнеру. Затем предлагается работа в паре с точечным контактом (к примеру, соприкасаясь только одним, двумя пальцами, ладонями, головами, плечом и т.д.). После отработки точечного контакта учащиеся пробуют импровизировать в дуэтах, используя все возможности пространства и движения в паре. Музыка может использоваться как сопровождение, а может быть составной частью задания.

Заключительный этап освоения техники контактной импровизации – это работа в группах, которая в начале проходит  малым составом под музыкальное сопровождение, а затем  подчиняется музыкальной структуре. Постепенно увеличивается количество участников групповой импровизации. Задания могут усложняться введением реальных или воображаемых предметов, обозначением ситуаций, работой воспитанников в разных темпах и ритмических рисунках, на разных уровнях пространства, разбивкой  одной группы на несколько подгрупп и т.д.

    На протяжении всего курса обучения ребятам предлагается работа с видеоматериалами выступлений других коллективов, собственных выступлений, открытых занятий, концертов и т.д. Просматривая «рабочий материал», воспитанники видят собственные успехи и ошибки своими глазами. Они могут сравнить личные достижения с материалом, предлагаемым профессиональными исполнителями.     Результатом данной методики является умение учащихся анализировать, делать выводы. Благодаря индивидуальной домашней работе с видеоматериалом значительно сокращается время на освоение новой информации, концертных номеров. Этот прием вырабатывает у воспитанников навыки работы с методическим материалом, а также  внимание, терпение и умение «считывать по нотам с листа».

   Художественность любого танца не в рисунке движения или композиционного перестроения, а в той образно-импровизационной атмосфере, в которой созидается данный танец. Лишенный этого, он становится как бы схемой, скелетом.

        необходимое оборудование и средства обучения;

  • Просторный и светлый класс с зеркалами.
  • Станок, маты, корематы.
  • Магнитофон.
  • Шкафы для хранения костюмов и аудио кассет.

Для урока?

        уровень и степень внедрения разработки в практическую деятельность;

На данном занятии также используются методы:

  • Репродуктивный  (разучивание движений, танцевальных связок, миниатюр, исполнение выученного произведения).
  • Образно - сценический (применяется при создании сценического образа, подготовки концертного номера)

        достигнутые результаты.

При применении многоуровневого  метода «Неоконченный танец» формируется конкурентоспособная творческая личность учащегося с набором ключевых и специальных компетентностей.

Учащиеся овладевает:

  • умением выстраивать отношения в коллективе

Осваивают:

-   технику исполнения акробатических элементов

-   технику трюковых элементов

-   репертуар

Приобретают:

  • навыки в области современного танца, классического экзерсиса, пластики, джаз-модерн танца
  • всестороннюю физическую подготовленность и многообразие двигательного опыта
  • позитивное отношение к укреплению здоровья и организации здорового образа жизни
  • умение применять эти навыки в условиях учебной, игровой, соревновательной и концертной деятельности
  • готовность к участию в показательных выступлениях и гастрольных поездках

На данном занятии вы увидите, как воспитанники являются постановщиками одного из танцевальных номеров, и как при помощи импровизации развиваются творческие способности учащихся.

Результатом серии подобных занятий служат рожденные в тесном сотрудничестве с педагогом постановки, получившие огромное признание зрителей и высокую оценку судей на фестивалях и конкурсах различного уровня.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный материал к занятию по теме: "Танец живота - танец здоровья" с презентацией

Для большинства людей танец живота - просто очень красивый экзотический восточный танец . Однако оказывается, он не только несет в себе эстетическую и духовную составляющие, но и необычайно полезен дл...

ТАНЕЦ И ПЕСНЯ-ТАНЕЦ, КАК «МОСТИК» В ОПЕРУ И БАЛЕТ

Данный материал поможет учителям начальных классов дать представление о балете и опере...

НЕОКОНЧЕННЫЙ ТАНЕЦ

Актуальность, цели и задачи представленной методики...

Урок «Художественная деталь как способ выражения авторской позиции (по фрагменту неоконченного романа «Рим» и повести «Невский про-спект» Н.В. Гоголя)»

Цель: совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся; развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения , выражению в творческих работах своего отношения к окружающем...

Жизнь – это танец… Танец – это жизнь…

Жизнь – это танец… Танец – это жизнь… Журнал «Коррекционное, дополнительное и профессиональное образование» (Дополнительное образование. Разное)...

Пантомима. Занятие для учащихся младших групп по программам "Ритмика и танец" и "Детский танец"

Пантомимические движения возникают и в жизни и на сцене всегда непроизвольно. Они выражают эмоциональное содержание действия в каждый момент сценической жизни. Пантомимические движения по-разному проя...

Аналитическая справка по итогам использования методики неоконченных предложений "Патриотизм - это ..."

Результаты мониторинга развития гражданско-патриотических качеств обучающихся...