Новые педагогические технологии
учебно-методический материал на тему

Пономарева Елена Александровна

Новые  технологии - в помощь педагогу дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_pedagogicheskie_tehnologii.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Новые педагогические технологии.

ТРО. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.  

Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развития обучения.  

Термин "развивающее обучение" обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику.

Под развивающим обучением (РО) понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).  

РО учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.  

РО происходит в зоне ближайшего развития ребенка. РО - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

Цель: Развитие личности и ее способностей.

Сущность: Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Механизм: Вовлечение учащихся в различные виды деятельности.

ТПО. Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности.

Проблемное обучение отвечает требованиям времени: обучать - исследуя, исследовать - обучая. Только так можно формировать творческую личность, а значит выполнять сверхзадачу нашего педагогического труда.

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

Цель: Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся.

Сущность: Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания.

Механизм: Поисковые методы; постановка познавательных задач.

ИТ. Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников, при этом  соревнования  в игре способствуют усилению работоспособности. Игровые технологии тренируют память, помогают выработать речевые умения, навыки, стимулируют умственную деятельность, развивают внимание и познавательный интерес к предмету изучения.

Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения. Игра – сфера реализации себя как личности. Важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра – это особое «поле самовыражения». При соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера психологическая коррекция в игре происходит естественно.

Цель: Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений.

Сущность: Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации.

Механизм: Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.

На основе синтеза основных особенностей ТРО, ИТ и ТПО педагогом допобразования Пономаревой Е.Е разработан сценарий открытого занятия «Доброта. Зримый образ куклы».

ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления. Творчество – это создание нового на основе системного анализа. Любой креативный урок должен вызывать удивление и интерес. Задача педагога научить детей видеть в простых вещах интересные идеи, уметь фантазировать и развивать этот удивительный мир творчества. В основе ТРИЗ педагогики лежат:

1) методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);

2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);

3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

На начальном обучении используются в основном приемы и методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся. В начальном образовании, работающем по ТРИЗ РТВ технологии успешно используются  следующие методы:

1) типовые приемы фантазирования;

2) морфологический анализ («волшебная дорожка»);

3) кольца Луллия;

4) дихотомия (сужение поля поиска);

5) методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения);

6) приёмы нетрадиционного рисования: кляксография, монотипия, коллажирование, рисунок с секретом (групповая работа).

На занятиях рисования в объединении «Закулисье» активно используется такой приём, как «Кляксография».

Кляксография – это дорисовывание нанесенной на бумагу произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения. Элементы кляксографии часто используют на курсах по правополушарному и интуитивному рисованию. Основа техники – нанесение различными способами разнообразных клякс, рассматривание получившегося пятна, определение, кто или что «спряталось» в этом изображении и дорисовка недостающих деталей. Никогда заранее не предугадать, каков будет окончательный результат. Каждая клякса – уникальна и неповторима. Капли краски растекаются по листу, создавая причудливые формы и замысловатые узоры. Сама по себе клякса бессмысленна, но наша фантазия и воображение превращают ее в различные предметы, образы, рисунки.

Неполные фигуры - изображения простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, трапеция) или контуры элементов отдельных предметов. Учащимся предстоит на основании каждой из предлагаемых фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как внутри контура, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Для мониторинга успешности применяемой программы используется диагностика Е. Торренса. В настоящей методике существует несколько показателей, определяющих уровень сформированности творческого воображения ребенка:

1. Количественная продуктивность его деятельности (КПД). Высчитывается по числу композиций, выполненных на основе каждой фигуры.

2. Гибкость использования идей (ГИИ). В результате её детские работы можно разделить на творческие и нетворческие. К нетворческим относятся:

- типичные рисунки, когда фигура превращается в простой элемент изображения (круг – колесо машины, самоката, велосипеда и т.д.);

- рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращаются в часы). К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения.

3. Оригинальность воображения (ОВ). Наличие у ребенка оригинальных изображений свидетельствует о пластичности его фантазий и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению стереотипных композиций.

По одному из этих показателей нельзя судить об уровне сформированности воображения. Поэтому кандидатами психологических наук, профессорами Речицкой Е. Г. и Сошиной Е. А. были разработаны шесть качественных уровней, по которым можно распределить всю совокупность детских рисунков.

1. Работам первого уровня свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, обводя контуры узнаваемых фигур.

2. Для работ второго уровня характерна меньшая схематичность изображения, появление большого числа деталей как внутри основного контура фигуры, так и за его пределами.

3. Для работ третьего уровня характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей». На этом уровне наблюдается также изменение целостного изображения (например, круг уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат – зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов грузовика и т.п.). Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, самое крупная фигура продолжает занимать в нем центральное положение.

4. В работах четвертого уровня отмечается широко развернутая предметная среда. Дети, превратив фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

5. Для работ пятого уровня характерно создание единой смысловой композиции. Возможность  использования фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.

6. Качественное отличие работ шестого уровня от предшествующих, заключается в характере использования фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть «включением». На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как «материала», толчка к воображению и творчеству.

На основании данных уровней была введена 6-бальная система оценки творческих работ детей: рисунки, соответствующие первому уровню, оценивались в 1 балл, второму – в 2 балла, третьему – в три балла и т.д. до шестого уровня.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоций, принципы воплощения идей. Данная методика, являясь по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс), позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса.

По окончании диагностики были получены результаты, представленные в таблицах 1 и 2.

Анализируя показатели, представленные в таблице 1, можно утверждать, что творческое воображение у детей экспериментальной группы №2 первого года обучения развито неоднозначно. Ни один из учащихся не относится к пятому и шестому уровню. К третьему уровню на основании диагностики было отнесено всего 7 учащихся, а ко второму – 8, к четвёртому - 1. Нужно отметить, что не было выявлено учащихся с творческим воображением, относящимся к первому уровню.

Таблица 1

Учащиеся

КПД

ГИИ

ОВ

УСТВ (средний балл)

Мария Ш.

4

4

3

4

Елизавета А.

2

4

1

2

Александра Д.

4

3

1

2

Александра Л.

3

1

1

2

Анна М.

3

2

2

2

Иван М.

1

2

2

2

Ирина П.

4

3

1

2

Максим С.

3

3

3

3

Вероника М.

4

4

1

3

Лилия К.

3

2

3

2

Владимир К.

2

2

2

3

Никита Х.

1

1

3

2

Анна Ж.

3

3

2

3

Анастасия С.

3

3

3

3

Анастасия П.

3

3

2

3

Олег Ю.

3

3

3

3

Общие результаты диагностики универсальных творческих способностей учащихся группы №2 к середине года в процентном соотношении.      

                        Таблица 2

способности

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

КПД

12,5

12,5

50

25

0%

ГИИ

12,5

25

43,75

18,75

0%

ОВ

31,25

31,25

37,5

0%

0%

Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы. У диагностируемых учащихся слабо выражено творческое воображение.

Для повышения воображения я использовала методику Г. С. Альтшуллера ТРИЗ, позволяющую расширить знания детей об окружающем; сформировать у них исследовательские умения – умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов; развить практические навыки оперирования полученными знаниями на репродуктивном уровне, развить умение формулировать идеальный конечный результат, выделять и разрешать противоречия на элементарном уровне, и в конечном итоге, достичь более высокого уровня развития творческого воображения.

На конец учебного года сравниваются результаты диагностики по той же методике.

Таблица 3

Учащиеся

КПД

ГИИ

ОВ

УСТВ 2 (средний балл)

УСТВ 1 (средний балл)

Сравнительная разница +,-

Мария Ш.

6

6

6

6

4

+2

Елизавета А.

4

4

6

5

2

+3

Александра Д.

4

6

4

4

2

+2

Александра Л.

5

5

6

5

2

+3

Анна М.

4

3

5

4

2

+2

Иван М.

5

6

5

5

2

+3

Ирина П.

4

6

4

4

2

+2

Максим С.

3

4

4

4

3

+1

Вероника М.

4

4

5

4

3

+1

Лилия К.

4

5

6

5

2

+3

Владимир К.

6

4

5

5

3

+2

Никита Х.

5

5

5

5

2

+3

Анна Ж.

5

4

5

5

3

+2

Анастасия С.

5

6

5

5

3

+2

Анастасия П.

5

4

5

5

3

+2

Олег Ю.

5

6

6

6

3

+3

Как видно из Таблицы 3, творческое воображение учащихся значительно повысилось, в основном на два-три уровня. И, только у двоих ребят повышение оказалось незначительным, всего на один уровень. Но, следует отметить, что в конце экспериментальной работы ни один из учащихся не относится ко второму и третьему уровню, что говорит об эффективности применимой программы.

Общие результаты диагностики универсальных творческих способностей учащихся группы №2 на конец года в процентном соотношении.          

                   Таблица 4

способности

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

6 уровень

КПД

0

6,25

37,5

43,75

12,5%

ГИИ

0

6,25

37,5

18,75

37,5%

ОВ

0

0

18,75

50%

31,25%

В ходе исследования выяснилось, что творческое воображение, гибкость мышления возможно и нужно развивать, чтобы вырастить  креативное, легко и продуктивно мыслящее поколение. И современные педагогические технологии этому развитию в полной мере способствуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии. Технология КСО

Сущность, особенности методики КСО...

Использование новых педагогических технологий на уроках изобразительного искусства "Компьютерные технологии".

В работе представлены компьютерные технологии, применяемые на уроках изобразительного искусства, указываются положительные моменты использования ИКТ, приемуществом которых является гибкость....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий".

Материал имеет информацию о формировании основных компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий....

Доклад НОВАЯ ШКОЛА – НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В период активного преобразования российского общества одной из важнейших задач является обновление системы образования, создание новой школы, основанной на принципах гуманной педагогики отвечающей за...