Доклад НОВАЯ ШКОЛА – НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
материал

Качаева Алёна Геннадьевна
В период активного преобразования российского общества одной из важнейших задач является обновление системы образования, создание новой школы, основанной на принципах гуманной педагогики отвечающей запросам формирования разносторонне развитой, грамотной, творческой, инициативной личности, способной решать нестандартные интеллектуальные и нравственные задачи, активно участвовать в социальной жизни общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_novaya_shkola_-_novye_pedagogicheskie_tehnologii.docx42.35 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

НОВАЯ ШКОЛА – НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

                                                                                     Подготовил   учитель:  

                                                                                                    Качаева А.Г.

Инсар 2020

      В период активного преобразования российского общества одной из важнейших задач является обновление системы образования, создание новой школы, основанной на принципах гуманной педагогики отвечающей запросам формирования разносторонне развитой, грамотной, творческой, инициативной личности, способной решать нестандартные интеллектуальные и нравственные задачи, активно участвовать в социальной жизни общества.  Слайд 2

      Современный человек, в том числе и обучающийся с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой.      Слайд 3

       Выполнить поставленную задачу, призваны такие мероприятия как: введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  и федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта). В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью положены деятельностный и дифференцированный подход. Как следствие, введение новых образовательных стандартов влечет за собой существенные изменения профессиональной деятельности педагогов, касающиеся, прежде всего, методики обучения и средств оценивания учебных достижений обучающихся.

      Перед педагогическим коллективом встаёт вопрос, как сделать так, чтобы наши ученики с желанием могли постигать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать  достойные результаты? Как сделать так, чтобы каждому обучающемуся было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на уроке или на любом другом внеклассном  мероприятии? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу урока, чтобы добиться максимального результата? В отношении умственно-отсталых детей это личностные и предметные результаты. Причём ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение обучающимися комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

       В Стандартах указана и стратегия достижения этой цели: учим с использованием технологий, организующих деятельность ребенка, «запускающих» его активность и осознанность на доступном нашим детям уровне. Главной задачей педагога становится мотивирование учеников на проявление инициативы и самостоятельности, поиск способов применения знаний при решении различных проблемных задач, обеспечить «открытие» знаний путем проб и ошибок.            

      Таким образом, в решении задачи создания новой развивающей образовательной среды, огромное значение приобретают современные педагогические технологии, а именно технологии деятельностного и личностно-ориентированного типа.     Слайд 4

 «Педагогическая  или обучающая технология» - это упорядоченная совокупность действий педагога и учащихся, приводящая к достижению четко обозначенной цели и имеющая прогнозируемый характер. Слайд 5

     Современные образовательные технологии, объединяют традиции отечественной педагогической науки и новаторские идеи, разрабатываемые в соответствии с ФГОС.      Современные технологии отличаются своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов. Технология проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. И, наконец, в отличие от методик, которые были направлены на решение задач: чему учить, зачем учить, как учить, технология отвечает на вопрос: как учить результативно.

       В любой технологии можно выделить комбинации различных дидактических приемов и методов, которые определенным образом могут варьироваться.

      Основным источником создания современных обучающих технологий является комбинация известных в дидактике приемов, выстраивание их в определенном порядке. В настоящее время отбираемые для обучающих технологий приемы должны отражать тенденции развития образования и учитывать необходимость решения проблем, стоящих перед ним. Слайд 6

      Из этого следует, что существующие и вновь возникающие обучающие технологии для того, чтобы отвечать вызовам времени, должны обладать следующими чертами:

- деятельностный характер, предусматривающий организацию активной самостоятельной (либо с помощью учителя) деятельности обучающихся;

 - групповой характер взаимодействия обучающихся, оптимальное сочетание с индивидуальной и парной работой;

- широкое использование информационно-коммуникативных технологий, организация работы с информацией, в информационнообразовательной среде;

 - работа с ценностями и смыслами обучающихся, в том числе, направленная на осознание личностной значимости изучаемого материала, способов его получения и применения, ответственности за собственный процесс обучения;

- ориентация на индивидуализацию процесса обучения, обеспечение индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Рассмотрим классификацию педагогических технологий. Слайд 7

1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

- Педагогика сотрудничества; 

- Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили;

- Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Слайд 8

- Игровы технологии;

- Проблемное обучение;

- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).

3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Слайд 9

- Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова);

- Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов);

- Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова);

- Технология индивидуального обучения (И. Унт А.С. Границкая, В.Д. Шадриков);

- Технология программированного обучения;

- Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко);

- Групповые технологии;

- Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

4. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Слайд 10

- «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов).;

- «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов);

- Укрупнение дидактических единиц УДЕ (П.М. Эрдниев);

- Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович).

5. Частнопредметные педагогические технологии Слайд 11

- Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев);

- Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев);

-  Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин);

- Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев).

6. Альтернативные технологии    Слайд 12

- Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер);

- Технология свободного труда (С. Френе);

- Технология вероятного образования (А.М. Лобок);

- Технология мастерских.

7. Природосообразные технологии    Слайд 13

- Природосообразное воспитание грамотности (А.М. Кушнир);

- Технология саморазвития (М. Монтессори).

8. Технологии  развивающего обучения    Слайд 14

- Общие основы технологий  развивающего обучения;

- Система развивающего обучения (Л.В. Занкова);

- Технологии  развивающего обучения (Д.Б. Эльконини – В.В. Давыдова);

- Системы  развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов);

- Личностно-ориентированное  развивающее обучение (И.С. Якиманская);

- Технология  саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко).

Слайд 15       К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- технологию развития критического мышления;

- коллективную систему обучения;

- развивающее обучение;

- проектные и исследовательские технологии;

- информационно-коммуникативные технологии;

- проблемное обучение;

- игровые технологии;

- систему оценки «портфель ученика»;

- здоровьесберегающие технологии.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить:

- технологию разноуровневой дифференциации;

- технологию коллективного взаимообучения;

- технологию сотрудничества;

- технологию модульного обучения.                    Слайд 16      

Личностно-ориентированные технологии: базируются на основе активизации деятельности учащихся и повышении эффективности учебного процесса на уроке.

  •   Ставится  в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.
  • Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях).

При этом перед учителем встают новые задачи:

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.

Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения. Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Педагогика сотрудничества     Слайд 17    

      Ввиду курса на повсеместную гуманизацию системы образования, в центр которой ставятся интересы и потребности ребенка, была разработана методология педагогики сотрудничества, которая характеризуется сохранением максимального уровня психологического комфорта для школьников и учителей. Обучение осуществляется путем общения в парах, группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Главная идея - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем в традиционных классах.

Это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.

Ученики должны:

  • работать в группе с любым партнером или партнерами;
  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
  • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.

Преимущества такой технологии заключаются в следующем: развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти; актуализируются полученные опыт и знания; каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

Повышается ответственность за результат коллективной работы;

Технология адаптивного обучения    Слайд 18      
      Разновидностью технологии разноуровневого обучения является технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности, что отвечает запросам ФГОС для обучающихся с УО. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений.
     При использовании технологии адаптивного обучения учитель работает со всем классом (сообщает новое, объясняет, показывает, тренирует и т. д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой учащихся, осуществляет контроль и т. д.). Деятельность учащихся совершается совместно с учителем, индивидуально с учителем и самостоятельно под руководством учителя.
     Учение в условиях применения технологии адаптивного обучения становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью: это чтение обязательной и дополнительной литературы, реферативная работа, решение задач различного уровня сложности, выполнение лабораторных и практических работ, индивидуальная работа с учителем, контроль знаний и т. д.
Технология адаптивного обучения предполагает осуществление контроля всех видов: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль обучающихся, контроль с использованием технических средств и безмашинных контролирующих программ и т. д. В противовес традиционной одноканальной обратной связи (ученик — учитель), которая слабо выполняет обучающую функцию, вводится многоканальная (учитель — ученик, ученик — ученик, учитель — коллектив обучающихся, ученик — коллектив обучающихся), предполагающая совершенно иные формы взаимоотношений между ними.
     Так как приоритет при использовании технологии адаптивного обучения отдается самостоятельной работе, то это требует оптимизации этапа объяснения нового учебного материала. Необходимо выделить тот материал, которому учитель будет обучать фронтально школьников; разделить его на укрупненные блоки; по всему учебному курсу спланировать систему занятий обучения всех учащихся; определить необходимые и целесообразные средства наглядности.
     Цель второго этапа состоит в обучении учащихся приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению проблемных задач, творческой деятельности.        Предварительно учитель создает необходимую эмоциональную атмосферу, условия для индивидуальной работы, он настраивает учащихся на самостоятельную работу.
На фоне самостоятельно работающих учащихся учитель по специальному графику занимается с отдельными из них индивидуально по адаптивным заданиям трех уровней, требующих репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности.
     Самостоятельная работа учеников, предполагает общение «ученик — ученик», «ученик — группа учеников», осуществляется в парных группах (статических, динамических и вариационных). Для предупредительной работы над ошибками существуют так называемые «столы помощи», которые содержат карточки, схемы, алгоритмы, содействующие дальнейшему выполнению задания.

Модульная образовательная технология Слайд 19

      Для учащихся основной школы преимущественно характерно последовательное снижение учебного интереса, в особенности к дисциплинам, овладение которыми вызывает серьезные затруднения. Новейшие образовательные технологии ФГОС, предусматривающие возможность учителя разделить учебный материал на отдельные модули, позволяет переломить сложившуюся тенденцию и повысить уровень качественного усвоения знаний детьми, а также обеспечить равные условия обучения в классах, где наблюдается значительная дифференциация способностей обучающихся. Важно отметить, что модулем может считаться информационный блок, для которого характерно наличие четко сформулированной цели, мини-программы, перечня практических заданий разного уровня сложности, а также схемы проведения контрольного оценивания. В рамках модульной технологии детям предлагается осваивать знания короткими блоками, по каждому из которых проводится промежуточное оценивание. За выполнение из каждого видов деятельности учащиеся накапливают баллы, сумма которых формирует итоговую оценку. Помимо развития самостоятельности, формирования навыков самооценивания, данная образовательная технология открывает школьникам возможность не зацикливаться на промежуточных результатах, даже если они не соответствуют ожиданиям, а приложить усилия к исправлению учебной ситуации во время освоения следующего модуля.

Образовательная технология разноуровневого обучения   Слайд 20       

      Еще одно эффективное организационно-педагогическое решение, позволяющее гарантировать равные возможности всех учащихся (независимо от психофизических способностей) к освоению программного минимума. Данная образовательная технология позволяет наиболее полно обеспечить условия для реализации ФГОС, поскольку в ее основу положена идея оценивания не результата учебной деятельности, а усилий, приложенных ребенком по овладению программным материалом и его дальнейшему применению. Для возможности внедрения системы разноуровневого обучения практические задачи по каждому из предметов должны быть дифференцированы с учетом глубины и сложности учебного материала (но не ниже базового минимума). За учащимися закрепляется право выбирать задания того уровня, который соответствует личным образовательным потребностям и устремлением, при этом по разным предметам уровни глубины изучения материала могут отличаться. При реализации технологии разноуровневого обучения ключевая задача педагогов заключается в поддержке детской инициативы, оказания поддержки при желании учащегося повысить «планку», чтобы добиться более высоких образовательных результатов.

      Педагоги, применяя технологию разноуровневого обучения используют:

-          Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи

 -          Альтернативные задания для добровольного выполнения

-          Задания, содержание которых найдено учеником

-          Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности и т. д.

      Один из приемов используемых при разноуровневом обучении:

«Солидарный опрос».

      Обучающийся, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаем ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.

      Почти тот же самый вариант, но немного измененный: ученика вызываем к доске, предлагаем ему тему, проблему или задание; затем он выбирает из класса того, в чьей помощи он нуждается (1–2 чел.), затем они берут все необходимые пособия, тетради, учебники и удаляются на последнюю парту, где в течение 15 минут идет подготовка, после чего ученик сдает учителю в присутствии своих тренеров изученный материал. Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оцениваем также труд тренеров, если опыт не получился, неудовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами и заданиями, позволяющими ученику добиться успеха.

Слайд 21      Существует множество современных педагогических технологий, которые можно и нужно использовать в обучении и воспитании умственно-отсталых детей. Все их невозможно сейчас рассмотреть.

      Технологии нужно изучать, интегрировать в процесс школьного обучения и совершенствовать с учетом реальной образовательной ситуации.

      Необходимо помнить, что выбор технологии зависит от ряда факторов:

  • приоритетности целей образования;
  • специфики содержания обучения;
  • состава детей и их количества;
  • уровня технической оснащенности учебного процесса, создания единой образовательной среды.

      На одном уроке возможно применение элементов различных современных образовательных технологий.

      Когда педагог использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

   Слайд 22     

Закончить своё выступление хочу словами Василия Александровича Сухомлинского:

«Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…. Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы»           Слайд 23     

Литература.

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.с.336
  2. Громова О.К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология твор00чества. //БШ № 12, 2001
  3. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Педагогика, № 1, Январь 2017, C. 3-10 Рубрика ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Москва, Российская Федерация
  4. Кларин, М. В. Инструмент инновационного образования: трансформирующее обучение / М. В. Кларин // Педагогика: журнал. —2017.— №3 .— С. 19-28.
  5. Коменский Я А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М, 1955. С. 472
  6. Коноплева, И. А. Информационные технологии. / И. А. Коноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов. – М.: Проспект, 2015. – 328с.
  7. Кукушкина В.С. Педагогические технологии: учеб. пособие / В.С. Кукушкина. - Москва: ИКЦ "МарТ", 2004. - 336 с.
  8. Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.
  9. МанвеловС.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.
  10. Мезенцева О.И.; под. ред. Кузнецовой Е.В.; Современные педагогические технологии : учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. – 140 с.
  11. Петрусинский В.В  Иргы - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994
  12. Раевская, А. А. Педагогические инновации в отечественной педагогике / А. А. Раевская // Педагогическое образование и наука : журнал. — 2016 .— №6 .— С. 118-122.
  13. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП/Г.К.Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
  14. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1 / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)/ М-во образования и науки Рос. Федерации -  2-е изд. -  М.: Просвещение, 2018, -78 с.
  16. Хуторской, А. В. Методика личностно- ориентированного обучения. Как обучать всех по- разному?  М.: Владос- Пресс,2005. С. 383.
  17. Якиманская, И. С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. С. 96


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новой школе - новый учитель, ФГОС - новый классный руководитель

Презентация к выступлению на конкурсе "Учитель года"...

Новой школе - новые технологии

В душе своей мы, учителя, экспериментаторы. Когда находим для своей работы что-то новое, радуемс, как бывают счастливы дети, так и я. Технология РКМЧП как нельзя кстати прижилась в нашей школе: застав...

Методический доклад "Клавишный синтезатор -новый инструмент музыкально-педагогической деятельности в ДМШ"

Доклад содержит  информацию  об особеностях и функциях синтезатора, его роли  в музыкальном  образовании детей  и  использовании  синтезатора  в работе  пр...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

Целевая программа перехода в эффективный режим работы для школ с низкими результатами и работающих в сложных социально-экономических условиях "Новой школе - новое качество образования" 2019 год

Решение проблемы перехода школы в эффективный режим работы связывается с оптимизацией условий организации образовательного процесса на основе раскрытия внутреннего потенциала ресурсов школы и кооперац...

Презентация НОВАЯ ШКОЛА – НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Презентация к докладу НОВАЯ ШКОЛА – НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ...

консурс профессионального мастерства "Новой школе- новые стандарты" использование метапредметной технологии безотметочного оценивания с использованием фрагмента деловой игры по экономики "Полиграф"

Технология предполагает формирование конкретных критериев оценивания, осуществляет обратную связь: учитель-ученик, ученик-учитель, что способствует мотивации к изучению экономики.    Пр...