Программа дополнительного образования детского самоуправления "Статус"
рабочая программа (9 класс) на тему

Кирсанова Аксана Васильевна

Программа детского самоуправления «Статус» разработана  для  учащихся 5-9 классов  имеет социально-педагогическую направленность

Основная идея программы – развитие ученического самоуправления невозможно без ярких самостоятельных личностей школьников осуществляющих это самоуправление. Ведь от того насколько активны «вожаки», зависит успешность реализации всех планов объединения детей.

            В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских организациях. Эта задача в полной мере способствует социализации личности, а развитие лидерских способностей повышает возможности личности в новых социально – экономических условиях.

            Научить ребенка организовывать свою жизнь в школе и в не ее, проявлять заботу о товарищах, быть самостоятельным и инициативным. Развивать умения управлять собой в разных жизненных ситуациях, научить детей работать в классном и в разновозрастном коллективах – основная задача школы ученического актива «Статус».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrozovaniya_status.docx75.28 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Программа детского самоуправления «Статус» для детей 5-9классов разработана с учетом следующих нормативных правовых актов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (гл.13 ст. 101);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, разработанная Министерством образования и науки РФ;
  • Положение о дополнительных образовательных программах МБОУ «Школа № 5», утвержденное приказом ОУ № 30  от 15.01.2014 года.

Программа детского самоуправления «Статус» разработана  для  учащихся 5-9 классов  имеет социально-педагогическую направленность

Основная идея программы – развитие ученического самоуправления невозможно без ярких самостоятельных личностей школьников осуществляющих это самоуправление. Ведь от того насколько активны «вожаки», зависит успешность реализации всех планов объединения детей.

        В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских организациях. Эта задача в полной мере способствует социализации личности, а развитие лидерских способностей повышает возможности личности в новых социально – экономических условиях.

        Научить ребенка организовывать свою жизнь в школе и в не ее, проявлять заботу о товарищах, быть самостоятельным и инициативным. Развивать умения управлять собой в разных жизненных ситуациях, научить детей работать в классном и в разновозрастном коллективах – основная задача школы ученического актива «Статус».

Известно, что процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Создавая потенциал будущего лидера можно определить способ его жизнедеятельности и социального быта.

Задача педагогов, работающих в школе ученического актива, как раз и заключается в том, чтобы создать такие условия, при которых ребенок сможет раскрыться, найти путь к самопознанию, саморазвитию, самореализации, и оказание помощи детям в оценке друг друга с целью выявления лидеров своей группы и выбора своих организаторов.

Актуальность программы

Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставило общество перед решением  многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности.

Россия в наше время нуждаются в новом поколении активистов, людей обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую актуальность и остроту приобрела задача подготовки лидеров, стимулирование их организаторской деятельности.

Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для  успешной жизни.

Система дополнительного образования может помочь в решении проблемы, разнообразить организованную досуговую деятельность, включением детей в деятельность на добровольных началах, на основе личных интересов и внутренних побуждений, это способствует развитию лидерских навыков.

Отличительные особенности программы:

Подростки, которых выбрали или назначили на первую руководящую роль, как правило, уже обладают определенными лидерскими качествами, но им необходимо дать теоретические знания, на которые они будут опираться при работе руководителями органов детского самоуправления, важно продолжать развивать лидерские качества,  которые будут способствовать формированию у них активной жизненной позиции.

В программу включены новые актуальные темы: «Социальное проектирование», «Портфолио школьника», «Конкурентоспособность», «Здоровье как ресурс лидера». Это также является отличием от других программ. В конце занятия обязательно проводится рефлексия. Каждый учащийся обязательно  высказывается о том, что понравилось на занятии, что запомнилось, что узнал нового,  а также и то, что не понравилось

2.Цель и задачи

 

Цель программы: создание благоприятных условий для развития и реализации лидерского потенциала учащихся, руководителей органов детского самоуправления, формирование у них активной жизненной позиции.

Задачи:

  • Образовательные

способствовать формированию: лидерских качеств, навыков руководства и умений руководитель, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.

  • Развивающие

способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе

  • Воспитательные

создать условия для: нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.

Срок реализации: 2 года (2нед/ч; 144часов)

Объем программы: 

2 года обучения: 144часа (2 раза в неделю по 1 часу) с учетом каникулярного времени, дополнительно 8 часов.

Возраст обучающихся: 12-15лет.

Программа детского самоуправления «Статус» состоит из 2 курсов, рассчитанных на смешанную возрастную категорию слушателей. Каждый курс представляет собой самостоятельную программу, направленную на развитие личностных качеств обучающихся. Курсы взаимосвязаны и построены по концентрическому принципу. В тоже время ребенок может начать постигать лидерское мастерство с любого года обучения.

3.Содержание программы.

Тема

Структура занятий 1 года обучения

  1.  «Учусь понимать себя и других»

4часа

1.Игры на знакомство

  1. Тест на наличие хорошего настроения
  2. Инсценировка сказки
  3. Творческое задание
  4. Кто такой лидер? Кто такой лидер?
  5. Рефлексия
  1.  «Я – лидер»

4 часа

  1. Игры  «Познай себя», «Телепатия»
  2. Микро игра «День рождения»
  3. Тест «Я – лидер»
  4. Рефлексия
  1.  «Разбуди в себе лидера!»

6 часов

  1. Приветствие “Я рад с вами общаться…”.
  2. Упражнение-разминка “Как я себя чувствую”.
  3. Упражнение “Слепая геометрия”.
  4. Информирование: цель работы, структура работы, выработка правил группы.
  5. Тест “Капитан – рулевой – пассажир”.
  6. Информирование: I закон лидера – лидер обладает видением перспективы.
  7. Упражнение “Чикина-пшена”.

Рефлексия.

  1. «Стили работы лидера»

8 часов

  1. Приветствие «Здравствуй, лидер»
  2. Игра «Я тебя знаю»
  3. Игра «Рекламный ролик»
  4. Стили работы лидера
  5. Исполнение гимна
  6. Творческое задание
  7. Рефлексия
  1.  «Ты – умелец»

8 часов

  1. Приветствие «Добрый день всем»
  2. Игра «Фанты»
  3. Игра «Цветной калейдоскоп
  4. Упражнение разминка «Конец – всему делу венец, а начало?
  5. Тренинг «Я желаю себе и всем вам …»
  6. Рефлексия
  1.  «Лидер ли ты?»

10 часов

  1. Приветствие
  2. Игра «Постройте машину»
  3. Информирование: готовься стать лидером
  4. Тест «Лидер ли ты?
  5. рефлексия
  1.  «Организаторская техника»

12 часов

  1. Приветствие «Здравствуй, лидер!»
  2. Игра «ХА – ха – ха»
  3. Игра «Теневой вождь»
  4. Тест на выявление организаторских способностей
  5. Упражнения «Чемодан лидера»
  6. Рефлексия
  1.  «Чемодан лидера»

12 часов

  1. Упр. Из «веревочного» курса
  2. Конкурсная программа – игра по станциям.
  • «Здравствуйте!»
  • «Имидж лидера»
  • «Паутина»
  • «Ринг ситуаций»
  • «В ногах правды нет»
  • «Ждите ответа» и др.
  1. «Лидер и порядок»

8 часов

  1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
  2. Упражнение-разминка “Времена года” .
  3. Информирование: II закон лидера – Лидер должен быть дисциплинированным.
  4. Упражнение “Тарелка”.
  5. Упражнение “Встаньте вместе”.
  6. Упражнение “Да – может быть – нет”.
  7. Упражнение “Сороконожка”.
  8. Рефлексия.

Тема

Структура занятий 2 года обучения

  1.  «Знакомство»

4 часа

1.Упражнение «Снежный ком»

2. Упражнение «человек к человеку»

3. Упражнение «Цып-цып»

4.Упражнение «Барьер»

5. Упражнение «Имя с эмоциями»

6. Упражнение «Трам-пам-пам»

7. Упражнение  «Представь соседа»

8. Упражнение «Замотало – размотало»

9. Рефлексия.

  1. «Знание – сила»

4 часа

  1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
  2. Упражнение-разминка “Хлопки по кругу”.
  3. Упражнение “Опыт и знание”.
  4. Тест “Кто из вас лидер?”.
  5. Информирование: III закон лидера – лидер обладает мудростью.
  6. Задание – определение целей и выработка путей их достижения (по группам).
  7. Упражнение “Репортер”.
  8. Мозговой штурм.
  9. Упражнение “Аргентинский дождь”.
  10. Рефлексия.
  1. «Сплочение»

6 часов

  1. Упражнение «Чем мы похожи»
  2. Упражнение «Любишь ли ты своего соседа»
  3. Упражнение «Молекулы»
  4. Упражнение «Предмет по кругу»
  5. Упражнение «Остров»
  6. Упражнение «Совесть группы»
  7. Упражнение «Рукопожатие»
  8. Рефлексия.
  1. «Мужество»
  2. 8часов
  1. Приветствие «Здравствуй, лидер!».
  2. Упражнение-разминка «Японские машины».
  3. Тест «Как я ориентируюсь в различных ситуациях».
  4. Информирование: IV закон лидера – лидер обладает мужеством.
  5. Работа в группах: вербальный портрет уверенного, неуверенного, самоуверенного человека.
  6. Упражнение «Поводырь и ведомый».
  7. Упражнение «Я лучше всех!».
  8. Рефлексия.
  1. «Актерское мастерство»

8 часов

  1. Упражнение «Печатная машинка»
  2. Упражнение «Кто во что горазд»
  3. Упражнение «Путаница»
  4. Упражнение «Американский студент»
  5. Упражнение  «Слепые котята»
  6. Тест «Конструктивный рисунок человека»
  7. Рефлексия.
  1. «Актерское мастерство»

10 часов

  1. Упражнение «Угадай цвет по жетону»
  2. Упражнение «Зеркало»
  3. Упражнение «Фраза с разной интонацией»
  4. Упражнение «Я тебя правильно понял?»
  5. Упражнение «Красное и черное»
  6. Рефлексия.
  1. «Скромность – достоинство королей»

12часов

  1. Приветствие «Здравствуй, лидер!».
  2. Упражнение-разминка «Японские бабочки».
  3. Информирование: V закон лидера – Лидер обладает скромностью.
  4. Упражнение. «Горячий стул».
  5. Задание – мои достоинства и недостатки.
  6. Упражнение «Атомы–молекулы».
  7. Рефлексия.
  1. «Актерское мастерство»

12 часов

  1. Упражнение «Это здорово!»
  2. Упражнение «Рюкзак в дорогу»
  3. Упражнение «Ассоциативные переходы»
  4. Упражнение «Карусель»
  5. Упражнение «Телепат»
  6. Упражнение «Три роли»
  7. Упражнение «Теплое слово»
  8. Рефлексия.
  1. «Лидер – человек действия»

8 часов

  1. Приветствие «Здравствуй, лидер!».
  2. Упражнение-разминка «Ходим».
  3. Информирование: VI закон лидера – лидер умеет принимать решения.
  4. Игра «Необитаемый остров».
  5. Упражнение «Спиной к спине».
  6. Рефлексия.

4.Межпредметные связи. Интегративный характер содержания программы предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с информатикой при подготовке слайдов, буклетов, брошюр, снятии видеороликов; с биологией при проведении мероприятий, посвященных ЗОЖ; с искусством при подготовке стенгазет; с математикой при обработке социальных опросов.

Разнообразие видов деятельности позволяет расширить кругозор учащихся, и раскрыть индивидуальные особенности каждого ученика, что окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

5.Реализация программы.

Режим занятий:

Занятия могут проходить со всем коллектив, так и по подгруппам и индивидуально.

Содержание деятельности учащихся  детского самоуправления  программы «Статус» предусматривает обязательное участие в работе своего класса, школы, сотрудничество с отделом молодежи, культурой и спортом.

В группы первого года обучения принимаются все желающие специального отбора не проводится.

Программа детского самоуправления  «Статус» предполагает подготовку учащихся к социально значимой роли: граждан России, лидеров школы и города, руководителей своей жизни. В ходе занятий дети самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои слабые и сильные стороны, склонности и возможности.

Формы проведения  занятий подбираются с учетом указанных принципов, поставленной цели, выделенных задач  общеразвивающей программы детского самоуправления  «Статус» и возраста учащихся.

Деловые и ролевые игры (например, деловая игра «Издательство», деловая игра «Выборы», ролевая игра «Остров») учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения ролевых игр показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей, способствуют развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию.

Между практическими блоками организуется беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и перспективных тем. Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в изучаемый вопрос (например, «Правила поведения во время экскурсий») или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам программы («Достоинства  недостатки деятельности детской организации»). Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.

Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить быстро и аргументировано). Применяться данная форма может нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого общения и умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.

Проектирование и моделирование реализуются с целью создания условий воспитанникам для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как индивидуальной, так и групповой.

Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др. Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию «Я-образа» через соперничество, самопознание себя путем сравнения себя и сверстника. Результативность участие в районных, областных и всероссийских конкурсах позволяет реализовать «ситуацию успеха».

Коллективно-творческое дело (КТД) основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей. В рамках данной программы были организованны и проведены КТД «Рождественские посиделки», «День смеха».

Кроме уже названных форм проведения учебных занятий целесообразно проводить упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми

6.Формы методы и методические приемы обучения:

         В содержание данной программы вошли коррекционные, развивающие занятия, упражнения, описанные в программах В.Б.Волкова «Тренинг социальной активности», А.Ф.Шадуры «Тренинг жизненных навыков», а также опыт отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся данной проблемой (И. Вагин, А.Глущай, Б.Ньюмен).

Обучение лидеров предполагает постепенное вовлечение в систему со управления школы.

По мере достижения заявленных задач предполагается приобретение участниками необходимых знаний, умений, навыков, что и будет являться показателем эффективного лидера.

Программа  включает в себя 10 тренингов занятий, каждое из которых содержит информационную и практическую части. Занятия проводятся в группе 6–10 человек, продолжительность – 2 часа, периодичность – 2 раза в неделю. Рефлексия - главным и основным требованием при проведении различных игр является регулярная рефлексия. Эмпирическое познание происходит, когда подросток возвращается к проделанному упражнению, анализирует, что он чувствовал, что происходило в группе, как этот опыт может быть связан с другими аспектами его жизни и, наконец, как результат заключает, что он будет делать в будущем иначе.

7.Программа построена на следующих принципах организации и  обучения:

  • Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения.
  • Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.
  • Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.
  • Принцип природосообразности - необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.
  • Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.
  • Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.

8.Методическое обучение

Последние десятилетия принесли с собой общее ускорение темпов общественной жизни, обвальный рост потока информации, а с ними и необходимость постоянного обновления знаний, ориентаций и установок личности.

В этих условиях успешность формирования личности ребёнка главным образом определяется тем, в какой мере она способна к творческому развитию и саморазвитию. Особенно важно обеспечить на данном этапе удачное начало жизни детей через учебные занятия в детском творческом объединении по интересам.

Классификация учебных занятий (по основной дидактической цели)

(П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко)

  1. Вводное учебное занятие (начало учебного года, раздела, темы).
  2. Учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
  3. Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий.
  4. Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.
  5. Систематизация и обобщение знаний.
  6. Учебное занятие по контролю, оценке и коррекции.

Классификация учебных занятий

по основному методу (форме) проведения

(Г.К. Селевко)

  1. Беседа.
  2. Лекция.
  3. Экскурсия.
  4. Видео-занятие.
  5. Самостоятельная работа обучающихся.
  6. Лабораторная работа обучающихся.
  7. Практическая работа обучающихся.
  8. Сочетание различных форм учебных занятий.
  9. Нетрадиционные.

Основные методы

  • Обучения (монологический, диалогический, алгоритмический, показательный).
  • Преподавания (объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный).
  • Учения (репродуктивный, исполнительский, поисковый, проблемный).
  • Воспитания (убеждения, упражнения, личный пример).

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • Проведение психологического тестирования с целью выявления направленности личности;
  • Побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;
  • Применение индивидуальных групповых и массовых форм обучения.

9.Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы детского самоуправления  «Статус» имеются: помещение для занятий (общая площадь – 20кв.м.), оборудование (цифровой фотоаппарат Canon). Имеется возможность доступа к компьютерной технике (компьютерный класс на базе МБОУ «Школа №5»), Интернету (проведение занятий в кабинете информатики).

Нормативно-правовые документы

■Федеральный  государственного образовательный стандарт основного общего образования.

10.Проверка результатов обучения

Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе «Статус» проводятся три вида контроля:

  1. вводный контроль – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений по ТБ, беседа, тренинг);
  2. промежуточный контроль – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра);
  3. итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (коллективно-творческое дело, беседа, проект).

11.Ожидаемый результат

Перечень знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся

1 год обучения

В конце первого года обучения обучающийся должен знать:

  • историю г. Муравленко
  • особенности работы журналиста;
  • основы публичного выступления;
  • методику работы над коллективно-творческим делом;
  • основы актерского мастерства.

В конце первого года обучения обучающийся должен уметь:

  • составлять генеалогическое древо;
  • разбираться в жанрах журналистики;
  • владеть навыками публичного выступления;
  • составлять экскурсии (заочные и виртуальные);
  • владеть навыками словесного действия;
  • владеть основными навыками оформления выставок;
  • работать в команде.

2год обучения

В конце второго года обучения обучающийся должен знать:

  • основные термины избирательного права;
  • основные этапы создания проекта;
  • основные качества лидера;
  • законы, регулирующие школьную жизнь;
  • методики организации и проведения мероприятий.

В конце второго года обучения обучающийся должен уметь:

  • использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и реальной жизни: участие в школьных общественных организациях, оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ;
  • руководить  процессом работы над проектом;
  • уметь работать в команде.

Календарно-тематический план по программе «Статус»

I год обучения

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

1

«Учусь понимать

себя и других»

4

2

2

2

«Я – лидер»

4

2

2

Тест «Я – лидер»

3

«Разбуди в себе лидера!»

6

2

4

Тест «Капитан – рулевой – пассажир»

4

«Стили работы лидера»

8

4

4

5

«Ты – умелец»

8

4

4

6

«Лидер ли ты?»

10

5

5

Тест «Лидер ли ты?»

7

«Организаторская техника»

12

6

6

Тест на выявление организаторских способностей

8

«Чемодан лидера»

12

6

6

9

«Лидер и порядок»

8

4

4

итого

72

35

37

Календарно-тематический план по программе «Статус»

II год обучения

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

1.

«Знакомство»

4

2

2

Тест «Лидер ли я?»

2.

«Знание – сила»

4

2

2

Тест «Кто из вас лидер?»

3.

«Сплочение»

6

2

4

4.

«Мужество»

8

4

4

Тест «Как я ориентируюсь в различных ситуациях»

5.

«Актерское мастерство»

8

4

4

Тест «Конструктивный рисунок человека»

6.

«Актерское мастерство»

10

5

5

7.

«Скромность – достоинство королей»

12

6

6

Тест «Умеете ли вы слушать?»

8.

«Актерское мастерство»

12

6

6

9.

Лидер – человек-действия»

8

4

4

Итого

72

35

37

        

Перечень ключевых слов.

Активность – готовность к деятельности и энергичная деятельность, направленная на изменение, преобразование чего – либо.

Взаимоотношения – отношения между людьми в процессе общения и деятельности. Различают ЛИЧНЫЕ (основанные на чувствах – от симпатии до антипатии) и ДЕЛОВЫЕ (партнерские, основанные на деловых контактах) взаимоотношения.

Имидж – образ, своеобразная привычная «роль», в которой окружающие воспринимают человека.

Инициатива – начинание, проявление предприимчивости, стремление и умение действовать самостоятельно.

Коллектив – высший уровень развития группы, когда в ней есть общая цель деятельности, единство, взаимопонимание, стремление помогать другим.

Коммуникация – «делаю общим», «связываю» - процесс передачи информации от отправителя к получателю.

Компромисс – соглашение между различными мнениями, взглядами, достигнутое путем взаимных уступок для пользы дела.

Конфликт – столкновение противоположных мнений, целей, интересов, желаний.

Лидер – Ведущий – Человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу.

Общение – установление контактов на основе совместной деятельности (обмен информацией, выработка взаимодействия, восприятие и понимание другого человека)

Организатор – тот, кто управляет конкретной деятельностью, решает как делать, объединяет людей для совместного дела. Обычно официально назначенного (или избранного) лидера-организатора называют РУКОВОДИТЕЛЕМ или ФОРМАЛЬНЫМ ЛИДЕРОМ.

Престиж – авторитет, влияние, уважение, признание достоинств человека (организации).

Репутация – сложившееся мнение о человеке (организации), его достоинствах и недостатках.

Рефлексия - всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ).

Решение – принятие ответственности за деятельность в неопределенной ситуации (определение способа действия, когда есть несколько путей достижения цели).

Эгоизм – («эго» - я) – предпочтение своих интересов и потребностей вне зависимости от интересов других (часто за их счет).

Эрудиция – глубокие познания, начитанность, познания в какой – либо области науки

                                

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Абрамова И.Г. Игротехнические приемы. Рекомендации для организации игровых занятий в школе. - СПб., 1992. - 43 с.
  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1998. -

224 с.

  1. Безруких М.М., Макеева А.Г. Все цвета кроме черного. Учусь понимать других: раб. Тетрадь. – М. :Вентана-Графф, 2002. - 48с.
  2. Веселые задания для моей компании. В. 5-8 -М.:Дрофа- Плюс, 2004. - 96с.
  3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.:Педагогика, 1998. -208с.
  4. Катина Н. Праздники в школе и дома. Занимательные сценарии./ М.: Аквариум, 1998. - 240с.
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.
  6. Колосовская О.Э. Праздники в школе.- Мн.: Юнипресс, 2001. – 176с
  7. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. / М.: Аквариум, 98. - 240с.
  8. Лизинский В.М. Педагогическое, родительское, ученическое самоуправление. М:  Центр «Педагогический поиск», 2005. - 160с.
  9. Начинающим актерам / Ред- сост. Л.И. Жук- Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт», 2002- 128с.
  10.  Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или  Как научить школьников жить весело/ Худ. В.Н.Куров.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.- 160с.
  11. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Тарабарина Н.В.- Ярославль: «Академия развития», 98- 224с.
  12. Программа СПО ФДО «Лидер». М.: Научно-практический центр, 1992 - 76с.
  13. Сценарии школьных праздников// Домашняя библиотека, Новосибирск: «Риф плюс- книга», 2004.- 96с.
  14. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы/ Авт.-сост. В.Н. Иванкова.- М.:ООО «Аквариум принт», К: «Дом печати- ВЯТКА», 2005, 256с.
  15. Хаткина Н. Зовет звонок на праздник: Лучшие сценарии для школьников/ Н.В. Хаткина – М.: ООО «Изд. АСТ», Донецк: «Сталкер», 2004, 302с.
  16. Часы весёлых затей /Ред-сост. Л.И.Жук.- Мн.:Изд.ООО «Красико- Принт», 2000- 128с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М., 2005.
  2. Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005.
  3. Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. – СПб.: Владос, 2003.
  4. Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2006.
  5. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2005.
  6. Профильное образование, Элективный курс. Прикладная этика. -  Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Маркуша А. Мозаика для делового человека. - М., 2007.
  8. СелевкоГ.К. Управляй собой. - М., 2003.
  9. Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2003.
  10. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - М.: Народное образование, 2005.
  11. Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007.
  12. Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2003.
  13. Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2004.
  14. Михайлов В.Т.Моя профессиональная карьера. - М., 2007.
  15. Честных Ю. Н. Открыть себя. - М., 2000.
  16. Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2008.
  17. Каган М.С. Мир общения. - М., 2005.
  18. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 2005.
  19. Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2009.
  20. Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2008.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 2006.
  2. Фролов В.Т. Перспективы человека. - М.,2007.
  3. Коломенский О.Р. Гражданином быть обязан. - М., 2006.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2009.
  5. Тубельский А.Н. Школа самоопределения. - М., 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Образовательная программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления детского объединения "Атлант"

    Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического...

Авторская программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству детского объединения «Солнечный колосок».

Данная программа разработана в соответствии с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации», на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания граждан Российской Федераци...

Анализ выполнения программы дополнительного образования детского объединения «ПервоРобот LEGO» WeDo за 2015-2016 учебный год

Ссылка на презнтацию: "Анализ выполнения программы дополнительного образования детского объединения «ПервоРобот LEGO» WeDo за 2015-2016 учебный год"...

Программа дополнительного образования детской вокальной студии.

Актуальность  программы  связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчётом на голосовы...