Образовательная программа дополнительного образования детей детское объединение «Кукольный театр «Домовенок»
рабочая программа (5 класс) на тему

Мое хобби, воплощенное в школьный театр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Рассветская основная школа»

Принято:                                                                                          Утверждаю:

 педагогическим советом                                                               Директор  

Протокол №    1                                                                                                                                от  «29» августа 2014г.                                                     …………………В.А.Трегубова                                                                                                       Приказ № ……от 29.08. 2014 г.

                                                                         

                                        .

Образовательная программа

дополнительного образования детей

детское   объединение

«Кукольный  театр  «Домовенок»

                                                       

Возраст детей: от 7 до 17 лет

Срок реализации программы: 1 год

Пояснительная записка

Трудно точно припомнить с каких времен люди начали играть. Игра – естественное состояние человека. Детство каждого происходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы взрослых.

Детские игры подобны импровизационным театральным постановкам, где кукла, как и реальный человек, имеет свою одежду, свои игрушки и свои вещи. Ребенок становится и постановщиком, и режиссером, и актером. Он руководит своим маленьким кукольным миром, копируя то, как делают это взрослые. Но каждый ребенок играет по-своему: кому-то нравится строить, а кому-то воевать. По тому, как и в какие игры играют наши дети, судить о том, как будет в будущем выглядеть мир, когда они станут взрослыми.

Сформировать правильные модели поведения, показав, как можно и должно играть – одна из важнейших задач, в осуществлении которой может помочь кукольный театр.

Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Персонажи кукольного театра способны жить целые столетия, а музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент может ожить, разыграв перед нами ту самую комедию, которой еще несколько веков назад восхищались зрители – короли и ремесленники, дворяне и наемные солдаты.

Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне, кукольный театр их сближает.

 Актуальность предлагаемой программы заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра.

Во-первых, поскольку в традиционном театре вещи являются одной из важнейших составляющих,  в кукольном их роль возрастает многократно – здесь они представляют человека. Кукольные герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя и актера, и зрителя сочувствовать и сопереживать им.

Во-вторых, на сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего в словесных и физических действиях живого человека - актера или актера - кукольника (с помощью куклы) непосредственно в момент творчества, воздействующего на зрителя.

Такая непосредственность эмоционального воздействия требует от зрителей особой активности восприятия, воображения, мысли.

В-третьих, чем значительнее по своему идейному смыслу исполняемая на сцене пьеса, чем богаче и ярче характеры действующих лиц, чем глубже и тоньше раскрыты эти характеры, тем многограннее зритель постигает смысл произведения. Одновременно с этим становится богаче его представление о многообразии средств выражения духовного мира человека.

Развитие детей осуществляется посредством приобретения знаний, умений и навыков о театральном действии, а также за счет расширения сферы их духовных потребностей.

Театральная   деятельность    развивает личность   ребёнка,   прививает

устойчивый  интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

  Основная - театрализованная -  деятельность    этой программы  – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала.

Реализация программы рассчитана на 1 год.

  Основные цель  программы «Кукольный театр»  - развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

реализация творческого потенциала личности  воспитанников,

систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей,

знакомство  с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра),

развитие художественного и ассоциативного мышления,

обогащение эмоционально-образной сферы,

формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира,

формирование нравственных качеств,  гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни,

развитие коммуникативной культуры детей,

формирование у детей представления об искусстве, как высшей форме общения;

формирование потребностей проявлять интерес к народному творчеству;

создание  условий   для   проявления  творческой   активности, воспитание ответственности и творческой дисциплины.

Ожидаемые результаты

Воспитанники   должны знать:

сведения об  истории  русского   кукольного  театра, истоках его  зарождения,

объяснить термин УНТ   (устное  народное  творчество), иметь представление о русском фольклоре, его формах  и видах,

что такое техника речи,  какие понятия она в себя включает,

что такое пауза, логическое ударение, интонация и т.д.                                                                                                                                                                                                                        чем отличаются понятия: техника речи и развитие речи,

что такое дикция,

-   что такое скороговорка,  привести   примеры  изученных скороговорок

-   что такое этюд, виды сценических  этюдов

Воспитанники  должны   уметь:

-  объяснить понятия: жест, мимика,  сценическая пластика, сценическое движение,

   -выполнять  индивидуальные и коллективные  речевые этюды,

-владеть навыком сценической  импровизации

-применять   полученные   знания   в  создании  характера   сценического образа

-использовать характерность,

- находить средства реализации заданного характера, осуществлять поиск средств органичности и выразительности.

Поскольку воспитательный потенциал кукольного театра не ограничен образно-семантическим направлением интеллектуального развития личности, в работе по программе «Кукольный театр» можно выделить поисково-системное направление, цель которого – выработка навыка сбора информации из различных источников, необходимой для созданий художественного образа персонажа и, конечно же, сравнительно-оценочное направление, которое предполагает развитие чувства гармонии и формирования критериев оценки.

Показателем эффективности в ходе работы по предполагаемой программе являются:

приобретенные организаторские навыки,

желание работать на коллективный творческий результат,

умение устанавливать добрые отношения в коллективе, преодолевать трудности,

приобретенные навыки работы с перчаточной, пальчиковой куклами,

приобретенные навыки сценического движения, навыки развития речи,

необходимость в планировании своей деятельности,

умение определиться в своей позиции, отстоять собственное мнение,

стремление прийти другим на помощь.

Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает  большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться.     В репертуар кукольного театра включены:

инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;

 адаптированные к условиям школьного кукольного театра  готовые пьесы;

новые, самостоятельно разработанные, пьесы.


     Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

открытое занятие,

спектакль,

театрализованное  представление

творческий  отчёт

участие в районных и региональных конкурсах самодеятельного театрального искусства.

Содержание программы

   Тема

Форма занятия

1.

«В гости к кукле»

  • Рассказ об искусстве театра кукол, показ кукол разных систем.
  • Традиционная игрушка русского народа – Петрушка.

Лекция, собеседование

2

«Дай жизнь кукле»

3.1Техническое моделирование с элементами художественного конструирования:

  • Знакомство с техникой папье-маше, изготовление болванок ( глина, пластилин )
  • Маширование – первый способ техники папье-меше: изготовление клейстера, выклеивание, сушка.
  • Снятие бумажных головок с болванок, склеивание частей, обклеивание чулком, марлей, сушка.
  • Грунтовка, зашкуривание, лакировка.
  • Окрашивание, сочетание цветовых гамм (акварель, гуашь, масляная краска, лакировка)
  • Оформление головки, парик, атрибуты.

3.2 Конструирование из ткани:

  • Шаблон, выкройка, разметка, раскрой ткани.
  • Рубашка-перчатка, обмер руки, изготовление выкройки, шов-строчка, назад иголка.
  • Оформление куклы ( бросовый материал )

Беседа, практикум, экскурсия.

3.

«Кукольная сцена»

  • Обследование ширмы (конструкция, оформление, вспомогательные элементы), организация ребят за ширмой.
  • Реквизит ( форма, величина, цвет), подбор материала.

Беседа-обсуждение, беседа-практикум.

4.

«Речь, речь, речь…»

  • Выразительная речь. Искусство речи. Речь в повседневной жизни, в творчестве актёра.
  • Техника чтения. Дыхание, ударение, дикция, голос.
  • Выразительное чтение.
  • Рассказывание.

Беседа-обсуждение, работа с книгой, круглый стол.

5.

«Куклы оживают»

  • Изобразительные качества куклы на ширме.
  • Контроль глаз исполнителя за поведением куклы на ширме.
  • Действие + слово.

Игра, этюд

Тема

Количество часов

1

«В гости к кукле». История кукольного театра

2

2

«Дай кукле жизнь» Изготовление кукол

11

3

«Речь, речь, речь…»

5

4

«Кукольная сцена». Изготовление декораций

4

5

«Куклы оживают». Изибразительное качество куклы на ширме

12

Методическое обеспечение образовательной программы

№п/п

Тема

Методическое обеспечение

1

 «В гости к кукле».

Экскурс в мир кукол

Куклы – национальные герои уличных представлений. Рассказ об уличных кукольных театрах (вертепах).  Знакомство с различными  видами кукол. Ширмы приемлемой высоты. Обычные игрушки.

2

«Дай жизнь кукле»

«Кукольная сцена»

Ширма и декорации.

Куклы би–ба–бо (перчаточные). Ширма. Декорации. Знакомство с приемами кукловождения. Пальчиковые игры. Разминки для плечевого пояса. Артикуляционные разминки. Показ практических действий, анализ действий. Перевоплощение, мысленное погружение в среду (необычную, представляемую на основе театрализованных игр). Любимые игрушки детей. Ромашки для занятий – концертов.

3

«Речь, речь, речь…»

Техника речи

Методика « Расскажи стихи руками». Занятия – концерты. Театрализованные игры. Артикуляционные разминки. Скороговорки, пословицы, загадки.

Театрализованные игры. Ритмопластика. Показ практических действий. Анализ действий. Ромашки для занятий – концертов. Карточки с заданиями для развития мелкой моторики. Комплект кукол би-ба-бо (перчаточные).

4

«Куклы оживают»

Овладение навыками кукловождения.

Куклы би-ба-бо. Освоение правил работы на ширме и ее устройство. Правила оформления ширмы. Декорации. Отработка навыков кукловождения. Работа с куклами различной конструкции. Зеркало для самоконтроля. Этюды на перевоплощение в другого человека, животное. Мысленное создание несуществующих образов на основе театрализованных игр. Использование игровых персонажей.

Оборудование для этюдов с куклой. Музыкальные записи (детское караоке).

Учебно-тематический план

Содержание занятия

Количество часов

1

Вводное занятие. История развития кукольного театра. Из истории русского кукольного театра. ТБ

1

2

Знакомство с куклами разных систем.  Куклы театра теней. Куклы-марионетки. Традиционная игрушка русского народа – Петрушка

1

3

Пальчиковые куклы. Материалы и инструменты для изготовления кукол.ТБ.

1

4

Техническое моделирование с элементами художественного конструирования: Знакомство с техникой папье-маше, изготовление болванок ( глина, пластилин )

1

5

Знакомство с техникой папье-маше. Маширование – первый способ техники папье-меше: изготовление клейстера, выклеивание, сушка

1

6

Знакомство с техникой папье-маше. Снятие бумажных головок с болванок, склеивание частей, обклеивание чулком, марлей, сушка.

1

7

Знакомство с техникой папье-маше. Грунтовка, зашкуривание, лакировка.

1

8

Знакомство с техникой папье-маше. Окрашивание, сочетание цветовых гамм (акварель, гуашь, масляная краска, лакировка)

1

9

Знакомство с техникой папье-маше. Оформление головки, парик, атрибуты

1

10

Конструирование из ткани:

Шаблон, выкройка, разметка, раскрой ткани. Рубашка-перчатка, обмер руки, изготовление выкройки, шов-строчка, назад иголка.

2

11

Работа над  элементами костюма куклы

2

12

Техника речи. Дикция. Выразительная речь. Искусство речи. Речь в повседневной жизни, в творчестве актёра. Техника чтения. Дыхание, ударение, дикция, голос.

2

13

Техника речи. Выразительное чтение. Рассказывание.

1

14

Техника речи. Концерт «Ромашка»

1

15

Работа над ролью. Сценическая речь. Соответствие голоса и образа

1

16

Работа с перчаточной куклой. Изобразительные качества куклы на ширме.

4

17

Работа с перчаточной куклой. Контроль глаз исполнителя за поведением куклы на ширме. Действие + слово.

4

18

Работа над ролью. Работа  над  мизансценой.

2

19

Работа над ролью. Художественно-театральные этюды. Концерт «Ромашка»

1

20

Музыкальное оформление спектакля. Соответствие музыкальной темы замыслу спектакля.

1

21

Работа  над  декорациями. Декорации переднего плана.

1

22

Работа над декорациями. Движущиеся декорации

1

23

Работа над декорациями.  Декорации заднего плана

1

24

Итоговое занятие. Что мы знаем о кукольном театре. Концерт «Ромашка»

1

                               Список  литературы для педагога

      Агаева И., Куклы России в «Орленке» [Текст] И.Агаева //Народное творчество.- 2003.-№3.- С.30-33.

    Агаева И., Куклы «Домовенок Кузька»,  «Красота», «Русский воин»              

  [Текст] И .Агаева // Народное творчество.- 2005.-№5.-С.40-42.

    Агаева И.,  Куклы «День и ночь» [Текст]  И. Агаева// Народное творчество.-2003.- №2. – С. 46-47.

  Агаева И., Куклы «Тульский Мастеровой», «Бабочка» [Текст] И. Агаева//  Народное творчество.- 2004.- №2.- С. 30-31.

 Детская энциклопедия [Текст] // Сост.: Б. Голдовский. – М.: Изд-во «Аргументы и факты», 1999.- 60 с.

    Денисова Н.А., «Аленушкины куклы» [Текст] Н.А.Денисова //Народное творчество.- 2004.- №6.-С.43-45.

  Думенко О.,  Куклы из бабушкиного сундука [Текст] // Народное творчество.- 2004.- №3.- С. 42-47.

    Жулаева Н.В.,  Кукла-берегиня [Текст] Н.В. Жулаева // Народное творчество.- 2004.-№4.-С.22-23.

Соломин  Н. И., Куклы выходят на сцену [Текст] Н. И. Соломин.  – М.: Изд-во  «Педагогика», 1996.-270 с.

  ЧуриловаЭ. Г.,  Методика и организация театрализованной деятельности   дошкольников и младших школьников [Текст] Э. Г .Чурилова.- М.: Изд-во, «Владос», 2003.- 224с.

    Смирнова И. М., И оживают куклы [Текст] И. М.Смирнова. – М.: Изд-во «Владос», 2001.-284 с.

Пантелеева Л. В.Ю Художественный труд [Текст] Л. В. Пантелеева.- М.: Изд-во «Педагогика», 1984.- 250с.

                               Список литературы для детей

Головина С.П., В одном цветочном королевстве [Текст] С.П Головина. – Мариинск: 2004.-76с.

Хрестоматия для детей [Текст]// Сост.: А.Л.Табенкина, М.К. Боголюбская.-          М.: «Педагогика», 1998.- 460 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Реализация предпрофессиональной подготовки через образовательную программу дополнительного образования детей в объединении «Секреты красоты»

Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей пр...

Реализация предпрофессиональной подготовки через образовательную программу дополнительного образования детей в объединении «Секреты красоты»

Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей пр...

Образовательная программа дополнительного образования детей детское объединение «Планета технического творчества»

Программа расчитана для дополнительного образования детей в возрасте 11-13 лет. Срок реализации два года....

Рабочая образовательная программа Дополнительного образования детей Творческого объединения художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода»

Рабочая образовательная программаДополнительного образования детейТворческого объединения художественно - эстетической направленности«Дизайн и мода»...