Образовательная программа дополнительного образования детей детское объединение «Планета технического творчества»
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Новожилов Евгений Леонидович

Программа расчитана для дополнительного образования детей в возрасте 11-13 лет. Срок реализации два года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Управление образования

администрации Вязниковского района

Владимирской области

  МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы им. И. А. Альбицкого

     поселка  Мстера Вязниковского района Владимирской области»

Образовательная программа

дополнительного образования детей

детское объединение

«Планета технического творчества»

Возрастной состав: 11-13 лет

Срок реализации: 2 года              

                                                       

  Составитель программы:

                                                 педагог дополнительного образования:

                                                           Новожилов Евгений Леонидович

                                                                                                                 

 

                                                                                   

п.  Мстёра

2017-2018 г.

1.Пояснительная записка.

              Жизнь в нашем поселке, богатом творческими людьми, традициями, настоящими мастерами своего дела, ставит задачу – научить ребят работать творчески, с желанием, творить прекрасное своими руками.

      Дополнительная общеобразовательная программа  «Планета технического творчества» направлена  на   организацию творческой деятельности учащихся по удовлетворению интереса детей к техническому творчеству, слесарно-столярным работам, а так же развитию умений и навыков, полученных ими на уроках труда,  на предоставление учащимся практической возможности конструировать и изготавливать различные изделия из дерева и металла, овладевать мастерством и обеспечить самоопределение личности.

Направленность программы.

         Дополнительная общеобразовательная программа  «Планета технического творчества» имеет техническую, художественно-эстетическую  направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Данная  программа носит комплексный  и интегрированный характер. Программа рассчитана на творческий аспект в обучении детей, осваивающих программу по курсу «Технология».

Новизна программы.

Данная программа «Планета технического творчества» отличается творческой направленностью (реализуется в течение двух лет), личностной ориентацией, является частью комплексной системы работы школы и ЦВР по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим развитием и позволяет проявить свои творческие способности.

Актуальность программы.

Важной составляющей воспитательной системы как в школе, так и в ЦВР является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Помогает детям  в дальнейшем определиться с выбором профессии. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная программа.

Педагогическая целесообразность.

          Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.  Программа предполагает формирование у детей не стандартного мышления. Им предоставляется возможность попробовать себя в различных видах деятельности. Создаются условия для выявления и развития творческих способностей и разностороннего и полноценного развития.

         Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, опирается на  теоретический,  практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении предметов художественно-эстетического  цикла.

Цель программы:

     Формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение углубленными знаниями по декоративно-прикладному искусству, развитие творческого потенциала учащихся, создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создать условия для раскрытия и развития таланта.

Задачи программы:

Предметные:

1.   Углубление знаний о современных проблемах технологии.

2.  Формирование  пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, работ, совершенствование умений и навыков  работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.

3.   Привлечение детей к  проектной деятельности.

Личностные:

1.   Воспитание чувства любознательности в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры.

 2.   Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся.

 3.  Развитие способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Метапредметные:

  1. Формирование навыков, закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, и способствовать их систематизации.

2.  Умение разрабатывать проект в соответствии с требованиями, вносить  в него поправки по ходу исполнения, публично оценивать результаты.

3.   Умение  формулировать мысль, представлять её публично, аргументировать.

Отличительные особенности программы.

         Основная  отличительная особенность программы «Планета технического творчества» - это знакомство детей с различными традиционными ремеслами, промыслами, современными видами декоративно-прикладного искусства. Обучение детей знаниям, умениям, навыкам по заготовке и работе с различными материалами. Формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделия. Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного творчества как части культуры народа. Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус. Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом.

      Реализация данной программы предполагает интегрированный подход в обучении.

Возраст детей.

        Программа  «Планета технического творчества» разработана для  учащихся с 11-13 лет, для талантливых,  любознательных детей. Занятия техническим творчеством служат исключительно эффективным средством приобретения и осознанного, прочного усвоения множества общенаучных и специальных знаний сверх школьной программы.

       Оптимальное количество детей в группе 15 человек.

Сроки и условия реализации программы.

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

- наличие учебной мастерской, оснащенной необходимыми станками, инструментом, оборудованием;

- доступность Интернета и постоянное пополнение информационного банка.

- многообразие форм обучения и воспитания.

Формы и режим занятий

    Программа двухгодичного  курса обучения составлена из расчета:

первый год 4 часа в неделю и второй год 4 часа в неделю. Содержание программы выстроено логически. Занятия проходят  2 раза в неделю по 4 академических  часа – 144 часа в год,  всего по программе 288 часов.

В программе предполагаются следующие формы работы:

  • участие в школьных, муниципальных и региональных выставках;
  • работа в школьном научном обществе «Парус»;
  • участие в школьных и муниципальных акциях и декадах.
  • занятия могут проводиться всей группой и по подгруппам, а при необходимости (подготовка к выставкам, конференциям) – индивидуально.

Ожидаемые результаты работы по программе:

 На занятиях кружка дети ознакомятся с историей ремесел родного края. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять изделия из различных материалов. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края. В ходе работ ребята овладеют навыками ручной обработки материалов, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности. Уметь применять на практике полученные знания и умения. Развить творческие способности   обучающихся.

Способы определения результативности.

      В конце обучения каждой группе предлагается заключительная зачетная работа, по которой определяется уровень мастерства учащегося. Лучшие изделия экспонируются на районной, и областной выставке технического творчества. Программой предусматривается контроль основных умений и навыков, приобретаемых в процессе занятий объединения.

      Формы контроля: групповые работы, самостоятельная разработка эскизов и выполнение изделий, проекты.

Уровень подготовки воспитанников.

      Требования к уровню подготовки обучающихся  1 года обучения:  

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • правила рациональной организации рабочего места для обработки древесины; породы древесины, структуру и области её применения; виды пиломатериалов, способы их изготовления и применения; правила выполнения эскиза, технического рисунка и чертежа; основные этапы технологического процесса; приёмы разметки деталей из дерева; приёмы работы со столярной ножовкой, инструментами для строгания, сверления; способы подбора гвоздей и шурупов для соединения деталей; приёмы склеивания и зачистки изделий из дерева; приёмы художественной обработки древесины; понятия «машина», «механизм», «деталь», «соединение»;
  • правила организации рабочего места для ручной обработки металла; свойства, область применения и методы получения листового металла и проволоки; приёмы правки листового металла и проволоки; разновидности ручных и металлических ножниц; приёмы гибки листового металла и проволоки в тисках; приёмы выполнения отверстий различными способами;
  • понятие «интерьер», варианты оформления различных помещений; правильную организацию режима работы (учёбы), отдыха,

Уметь:

  • рационально организовывать рабочее место для обработки древесины; выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж; составлять технологические карты; производить разметку деталей из дерева; работать со столярной ножовкой, инструментами для строгания и сверления; соединять детали гвоздями и шурупами; склеивать и зачищать изделия из дерева; выполнять художественную обработку древесины;
  • рационально организовывать рабочее место для ручной обработки металла; выполнять правку листового металла и проволоки; выполнять резание ручными слесарными ножницами; выполнять гибку листового металла и проволоки в тисках;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения операций, связанных с обработкой древесины, металлов и изделий из них;
  • безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Методическое обеспечение работы

Обработка металла . Технико-технологические сведения.

Назначение слесарных инструментов, их устройство, неисправности, приёмы работы инструментом. Правила безопасности труда.

Ручная обработка металла.

Рабочее место слесаря. Приемы работы напильником. Виды напильников по профилю и насечке. Правильный выбор напильника по профилю обрабатываемой детали. Способы опиливания: поперечное, продольное, перекрестное, круговое. Применение в работе.

Металлы и сплавы применяемые в промышленности, ознакомление с видами металлов с помощью коллекции.

Сортовой прокат, применяемый в промышленности, виды проката.

Сверлильный станок, его устройство. Правила безопасной работы на станке. Разметка и сверление отверстий. Правила и приемы сверления. Работа с тонколистовым  металлом.

Начальное представление о процессе изготовления тонкого листового металла. Выполнение эскиза изготовляемой детали. Требования, предъявляемые к качеству изготавливаемого изделия.

Изготовление плоских деталей из проволоки.

Получение проволоки. Назначение проволоки стальной, медной, алюминиевой. Обозначение на эскизе диаметра и радиуса. Приемы резания проволоки кусачками и правка её молотком. Правила безопасного труда.

Обработка древесины .Технико-технологические  сведения.Породы древесины, части дерева, понятие о пиломатериалах. Пороки древесины. Виды древесины, применяемые в промышленности. Получение шпона, изготовление фанеры. Инструмент, применяемый при обработке древесины: измерительная линейка, столярный угольник, ножовка, рашпиль, молоток, рубанок, клещи, киянка. Устройство и назначение столярного верстака. Приспособление для распиливания деталей под углом. Правила безопасного труда. Линии разметки детали: сплошная основная линия видимого контура, сплошная тонкая - линии размерные и выносные. Нанесение размеров на чертеж. Изготовление деталей с криволинейным контуром. Назначение и устройство лобзика. Приспособление для пиления лобзиком. Приемы и последовательность обработки деталей с криволинейным контуром с помощью лобзика. Экономная разметка материала. Приемы художественного выжигания. Гвозди и клей. Сборка изделий на гвоздях и клею. Правила безопасной работы.

Геометрическая резьба. Применение, основные элементы резьбы, инструмент (ознакомительная беседа с демонстрацией образцов).

      Требования к уровню подготовки обучающихся  2 года обучения:

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • структуру лесной и деревообрабатывающей промышленности, способы заготовки древесины, пороки древесины, способы получения различных пиломатериалов; принципы выполнения чертежа детали и сборочного чертежа, элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий; способы соединения брусков; виды художественной обработки древесины, приёмы окрашивания изделий из древесины;
  • основные механические и технологические свойства металлов и сплавов, виды сортового проката и способы его получения, приёмы резания металла слесарной ножовкой, приёмы рубки металла.

Уметь:

  • распознавать основные пороки древесины; выполнять чертежи деталей и сборочный чертёж; соединять бруски различными способами, изготавливать детали цилиндрической формы; контролировать качество обработанной заготовки; выполнять простейшие виды резьбы по дереву; окрашивать изделия из древесины;
  • производить замеры с помощью штангенциркуля; составлять технологические карты, резать металл слесарной ножовкой, рубить металл.

         Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения операций, связанных с обработкой древесины, металлов и изделий из них;
  • безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Методическое обеспечение работы

Обработка металла. Технико - технологические сведения.

Изготовление деталей из сортового проката (полоса). Правила разметки и обработки. Ручные ножницы для резки металла. Изготовление деталей из проволоки. Технический рисунок изготовляемых деталей. Гибка проволоки в приспособлении, определение рационального порядка гибки. Требования к готовому изделию.

Элементы  машиноведения.

На примере сверлильного станка. Понятие о механизме. Принцип работы, устройство и назначение механизмов передачи и преобразования движений. Ведущая и ведомая детали. Передаточное число. Условное обозначение передач на кинематической схеме. Кинематическая схема сверлильного станка. Правила безопасности труда.

 Обработка древесины.  Технико-технологические сведения.

Строение древесины. Виды пиломатериалов. Технология изготовления ДСП. Разметка деталей прямоугольной формы по чертежу. Устройство и назначение рейсмуса, разметочного циркуля, рубанка. Экономная разметка материалов. Виды шурупов и их применение. Виды механической обработки древесины - пиление, строгание.

Геометрическая резьба.

Резцы. Приёмы выполнения основных элементов резьбы. Правила безопасного труда. Требование к качеству резьбы.

Используемые технологии в программе:

       Развитие критического мышления,  метод проектов, ИКТ, игровые, групповые, здоровьесберегающие технологии и др.


2. Учебный план программы.

Учебно-тематический план работы объединения  

«Планета технического творчества» 1 год обучения  (учащиеся 5 классов)

                              Тема

                 Количество часов

   Всего

теория

практика

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
  2. Древесные материалы.
  3. Выжигательный аппарат.
  4. Работа выжигательным аппаратом.
  5. Лобзик. Приспособления для выпиливания.
  6. Выпиливание деталей лобзиком
  7. Изготовление изделий с использованием лобзика
  8. Отделка готовых изделий.
  9. Творческая итоговая работа по выбору.
  10. Металл. Понятия о технологии обработки металла. Простейшие приемы обработки металла.
  11. Работа с тонколистовым металлом.
  12. Проволока и её применение.
  13. Работа с проволокой.

2

4

8

18

2

18

24

4

12

2

24

2

24

2

2

2

2

2

2

4

1

1

2

4

2

4

-

2

6

16

-

16

20

3

11

-

20

-

20

     Итого

144

30

114

Содержание программы.

  1. Вводное занятие.2 ч. Инструктаж по технике безопасности.
  2. Древесные материалы.4 ч. Пороки древесины.

 Практическая работа. Способы обработки и отделки готовых изделий из древесины.

3. Выжигательный аппарат. 8 ч. Устройство выжигательного аппарата, принцип действия. Практическая работа. Приобретение навыков  в работе.

4. Работа выжигательным аппаратом.18 ч. Разработка композиции.

Практическая работа.  Выжигание с применением способов тонирования рисунка.

5. Лобзик. Приспособления для выпиливания.2 ч. Знакомство с назначением, устройством и правилами работы.

6. Выпиливание деталей лобзиком.18 ч. Приемы и последовательность работы.

Практическая работа.  Приемы и последовательность обработки деталей с криволинейным контуром с помощью лобзика. Отделка готовых изделий.

7. Изготовление изделий с использованием лобзика .24 ч.

Практическая работа.  Изготовление простейших моделей автомобилей из древесины с помощью лобзика. Соединение деталей изделия на клею.

8. Отделка готовых изделий.4 ч.

9. Творческая  итоговая работа по выбору.12 ч.

Практическая работа. Изготовление  «Разделочной доски» или «Модели автомобиля» с применением ранее полученных навыков работы лобзиком и выжигательным аппаратом, а так же способов отделки готовых изделий.

10. Металл. 2 ч. Понятия о технологии обработки металла. Простейшие приемы обработки металла.

11. Работа с тонколистовым металлом.24 ч. Простейшие приемы работы с тонколистовым металлом. Практическая работа. Работа с тонколистовым металлом.

  1. Проволока и её применение 2 ч. Процесс изготовления изделий из проволоки.
  2. Работа с проволокой. 24 ч. Способы соединения деталей из проволоки. Практическая работа. Творческая  итоговая работа изготовление головоломок из проволоки.

Необходимые оборудования и инструменты:

1.   Лобзик для работ по дереву              - 10 шт.

2.   Пилки для лобзика                             - 100 шт.

3.   Обрезки фанеры 3 мм                        - по возможности

4.   Выжигательный аппарат                   - по возможности

5.   Плоскогубцы                                      - 1 шт.

6.   Кусачки                                               - 1 шт.

Учебно-тематический план работы объединения  

«Планета технического творчества»2 год обучения  (учащиеся 6 классов)

                              Тема

                 Количество часов

   всего

теория

практика

  1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе.
  2. Понятие о мозаике.
  3. Мозаика из спичек с применением тонировки акварельными красками.
  4. Работа лобзиком. Выпиливание деталей, со сложным  криволинейным контуром.
  5. Способы отделки готовых изделий  из фанеры.
  6. Применение выжигательного аппарата в отделке готовых работ.
  7.  Изготовление игрушки «Накинь кольцо».
  8. Украшение интерьера, содержащие деревянные и металлические детали.
  9. Самостоятельная разработка эскизов изделий для украшения классов и кабинетов.
  10. Кронштейн для цветов.
  11. Зачетная творческая работа  по выбору техники исполнения.

2

2

16

24

2

20

6

30

18

16

8

2

2

2

2

2

2

1

4

2

2

-

-

-

14

22

-

18

5

26

16

14

8

                      Итого

   144

     21

     123

Содержание программы.

1. Вводное занятие.2 ч. Инструктаж по технике безопасности.

2.Понятие о мозаике. 2 ч. Варианты мозаики с применением шпона, стекла, керамических плиток.

3.Мозаика из спичек 16ч. Применением тонировки акварельными красками.

Практическая работа. Творческая  итоговая работа изготовление мозаики из спичек с применением тонировки акварельными красками.

4.Работа лобзиком. 24 ч. Выпиливание деталей со сложным криволинейным контуром.

Практическая работа. Творческая  работа по изготовлению предметов имеющих детали со сложным криволинейным контуром.

5.Способы отделки готовых изделий  из фанеры 2 ч. Понятия о  морении, применении красителей, лакировке изделия.

6.Применение выжигательного аппарата в отделке готовых работ 20ч. Использование  выжигательного аппарата на изделиях из фанеры и древесины.

Практическая работа. Применение выжигательного аппарата в отделке готовых работ.

7. Изготовление игрушки «Накинь кольцо».6 ч. Практическая зачетная  работа.

8.Украшение интерьера, содержащие деревянные и металлические детали 30 ч. Практическая работа по изготовлению предметов для украшения интерьера по выбору.

9. Самостоятельная разработка эскизов изделий для украшения классов и кабинетов.18 ч. Практическая зачетная  работа по созданию эскизов.

10.Кронштейн для цветов.16.ч. Практическая зачетная  работа.

11. Зачетная творческая работа по выбору техники исполнения 8ч.

 «Применение мозаики, выпиливание лобзиком, работы выжигательным аппаратом» или «Изделия для украшения интерьера кабинета».

Необходимые оборудования и инструменты:

  1. Обрезки тонкого металла
  2. Обрезки фанеры  3 мм
  3. Лак мебельный НЦ                 - 1 банка
  4. Шпон мебельный                   - по возможности
  5. Ножницы по металлу             - 1 шт.
  6. Гибочное приспособление    - 1 шт.
  7. Клей ПВА                               - 1 банка
  8. Выжигательный аппарат
  9. Лобзик                                     - 10 шт.
  10.  Пилки для лобзика                - 100 шт.

Список  используемой литературы.

  1. Программа для основного общего образования. «Технология. Технический труд» - В.М.Казакевич, Г.А. Молева, «Дрофа» 2012г
  2. Методическое пособие к учебнику «Технология. Технический труд. 5кл.»        по        техническому        труду         под        редакцией        В.М.        Казакевича, Г.А. Молевой,

М. «Дрофа»-2013 г.

  1. Методическое пособие к учебнику «Технология. Технический труд. 6кл.»        по        техническому        труду        под        редакцией        В.М.        Казакевича, Г.А. Молевой,

М.»Дрофа»-2014 г.

  1. Методическое пособие по техническому труду под редакцией В.М. Казакевича, Г.А. Молевой, М.»Дрофа»-2004 г.
  2. Учебник «Технология. 5 кл.» под редакцией В.М. Казакевича, Г.А. Молевой, Москва. Дрофа, 2015 г.
  3. Учебник «Технология. 6 кл.» под редакцией В.М. Казакевича, Г.А. Молевой, Москва. Дрофа, 2016 г.
  4. Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко, «Технология. 5-9кл.», В.: изд-во «Учитель», 2011 г.
  5. Сборник нормативных документов. Технология. Примерные программы по технологии, М.: Дрофа-2008 г
  6. Поурочные планы по технологии по программе        В.Д. Симоненко, В.: изд-во «Учитель», 2007 г.
  7. Технический труд. Технические и проектные задания для учащихся 5-9 классы. М.: «Дрофа» - 2004 г.
  8.  «Художественная резьба по дереву, кости и рогу А. А.Абросимова, Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская, г. Москва «Высшая школа» 1984г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Реализация предпрофессиональной подготовки через образовательную программу дополнительного образования детей в объединении «Секреты красоты»

Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей пр...

Реализация предпрофессиональной подготовки через образовательную программу дополнительного образования детей в объединении «Секреты красоты»

Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей пр...

Рабочая образовательная программа Дополнительного образования детей Творческого объединения художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода»

Рабочая образовательная программаДополнительного образования детейТворческого объединения художественно - эстетической направленности«Дизайн и мода»...