Дополнительная общеобразовательная программа "Сольфеджио" (2014-2015 уч.года)
рабочая программа на тему

Савина Алина Анатольевна

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 2 ступени для учащихся 2-4 классов музыкально-хорового центра "Лель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solfedzhio.doc309 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Сольфеджио»

(Музыкально-хоровой центр «Лель»)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Сольфеджио»

(Музыкально-хоровой центр «Лель»)

Направленность - художественная

Уровень - ознакомительный

Возраст учащихся – 2-4 классы

Срок реализации программы – 2 года

Авторы:

педагог дополнительного образования

Савина Алина Анатольевна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА – 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Сольфеджио»

 (Музыкально-хоровой центр «Лель»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего совета__________________/                               /

СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная записка…………………………

2-8 стр.

2

Учебно-тематический план……………………

9 стр.

3

Содержание программы………………………

10-15 стр.

4

Методическое обеспечение программы………

16-19 стр.

5

Список литературы……………………………

20-22 стр.

6

Приложение……………………………………

23-33 стр.

  • Техника безопасности

23 стр.

  • Мониторинг усвоения детьми

дополнительной общеобразовательной программы «Сольфеджио»

24-33 стр.


1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Сольфеджио» является модифицированной, ознакомительного уровня 2 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

В системе эстетического воспитания велика роль музыкального образования. Занятия музыкой воспитывают у ребенка чувство прекрасного, художественный и эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость, учат разбираться в культурных и социальных явлениях.

В хоре основной деятельностью является хоровая исполнительская. Воспитание музыкальной и певческой культуры ребенка в хоре происходит преимущественно на классической музыке, как русской, так и зарубежной. Не менее важное воспитательное значение имеет духовная музыка и народная песня, которые также присутствуют в репертуаре хора. Многие из этих произведений исполняются без сопровождения. Это требует от певцов устойчивых навыков чистого интонирования и умения держать строй, что, в свою очередь, зависит от уровня развития музыкального слуха исполнителя и его музыкальных представлений.

В хоровой практике придается большое значение умению певцов быстро и интонационно верно разбирать хоровые партитуры. Без этого навыка невозможно освоение большого и разнообразного хорового репертуара. Следовательно, хорист должен обладать способностью к быстрому анализу произведения и на основе своих музыкально-слуховых представлений точно интонировать незнакомую мелодию. Для этого певцы должны иметь хорошо развитый внутренний слух. Внутренний слух является необходимым условием сознательного слушания музыки и любой музыкально-исполнительской деятельности. Именно поэтому, его развитие – одна из важнейших задач курса сольфеджио.

Внутренний слух (основной критерий музыкальности), в свою очередь, зависит, во-первых, от богатства музыкальных впечатлений обучающихся; во-вторых, от качества их музыкального восприятия и памяти; в-третьих, от развитости музыкального мышления учеников, умения разбираться в полученных впечатлениях и, наконец, в-четвертых, от способности создавать представления о новых, никогда еще не слышанных в действительности, музыкальных явлениях путем синтеза накопленных в памяти музыкальных представлений. Такая сложная деятельность внутреннего слуха невозможна без специальных теоретических знаний.

Таким образом, все музыкальные навыки тесно связаны между собой, развитие одного навыка способствует развитию другого (стимулирует развитие и других навыков). И успешная музыкальная деятельность возможна только при взаимодействии всех компонентов: эмоционального восприятия музыки, внутреннего слуха, музыкального мышления, памяти, правильной работы мышц (при игре на каком-либо музыкальном инструменте, голосового аппарата – при пении).

В свете вышесказанного, следует отметить необходимость комплексного обучения, при котором происходит одновременное развитие всех музыкальных способностей обучающихся: слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, музыкального мышления, творческого воображения и эстетического вкуса. Вместе с тем в процессе музыкального обучения используются музыкальные методы, направленные на развитие каждого музыкального навыка в отдельности.

Развитие всех необходимых навыков и умений является одной из важнейших задач курса сольфеджио.

Сольфеджио является одной из основных дисциплин музыкально-хорового центра «Лель» (МХЦ «Лель»), так как помогает развитию музыкальности детей и способствует приобретению навыков, необходимых в хоровой практике. Полученные на занятиях сольфеджио знания и приобретенные навыки, также должны помочь обучающимся в освоении музыкального инструмента и в изучении музыкальной литературы.

Цель: разностороннее развитие музыкального слуха, вокально-интонационных навыков и творческих задатков учащихся на занятиях сольфеджио с помощью различных форм освоения теоретических основ музыкального искусства для их исполнительской самореализации в хоровом коллективе.

Задачи:

образовательные:

  • знакомство с теорией музыки, особенностями различных стилей и направлений в музыке;
  • постижение музыкальной логики произведения;
  • формирование вокально-интонационных навыков;
  • выработка у обучающихся слуховых представлений;
  • обучение ориентированию в ладу: определять на слух его вид, ступени, интервалы и аккорды лада;
  • обучение правильному и интонационно точному петь любых ступеней лада, интервалов и аккордов в ладу и от нот (как одноголосно, так и в ансамбле), воспроизведению выученной или незнакомой мелодии;
  • обучение навыкам записывать по слуху и на память, а также подбирать на инструменте несложные мелодии и аккомпанемент к ним;
  • обучение импровизации и сочинению небольших музыкальных построений (мелодии, аккомпанемент, второй голос, ритмические партитуры и т.п.);
  • знакомство с основными средствами музыкальной выразительности и обучение их чувствовать (для более глубокого понимания и живого восприятия музыки);
  • знакомство с техникой безопасности в игре на инструментах (см. Приложение 1);

развивающие:

  • развитие музыкальных способностей (слуха, памяти, чувства ритма);
  • развитие музыкального мышления, памяти, аналитического восприятия;
  • стимулирование и развитие творческих задатков учащихся;
  • развитие музыкально-эстетического вкуса ребенка, его музыкально-слуховых и интонационных представлений;
  • развитие зонного или абсолютного слуха: научить чувствовать тональность и удерживать ее строй;
  • выработка навыка анализа на слух, а также по нотному тексту музыкальных произведений или их отрывков;
  • выработка навыка двухголосного пения с инструментом, как одного их основных методов домашней работы над хоровым репертуаром;

воспитательные:

  • формирование интереса к изучаемому предмету, к музыке;
  • воспитание уважения, поддержки сверстников;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • формирование культуры личности.

Отличительные особенности

Спецификой преподавания сольфеджио в МХЦ «Лель» является необходимость сохранения тесной связи с исполнительской хоровой деятельностью. Это, в свою очередь, делает необходимым изменение программы и методов работы по сравнению с общепринятым в музыкальных учебных заведениях. Целесообразно использовать хоровой репертуар в качестве примеров для гармонического и слухового анализа, диктанта; также необходимо читать с листа и разучивать хоровые партии. Не менее важной задачей для предмета сольфеджио в хоре является установление тесной связи внутреннего слуха и голоса, т.е. музыкально-слуховых представлений и вокально-интонационных навыков. Без этой связи невозможно развитие собственно голоса и практическая хоровая деятельность обучающихся.

Программа «Сольфеджио» написана на основе документа «Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ» (Москва, 1984 г., автор Калужская Т.А.) и полученного собственного педагогического опыта с опорой на специальную и психолого-педагогическую литературу, практику работы педагога с детьми, полученных знаний на курсах повышения квалификации. Программа соответствует требованиям, предъявляемым к программам дополнительного образования детей от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 (письмо Министерства образования Российской Федерации). Программа может корректироваться и дополняться каждый год с учётом полученных новых знаний, методик и др.

Программа «Сольфеджио» ознакомительного уровня 2-й ступени является продолжением учебного курса программы «Музыкальная грамота с элементами сольфеджио» ознакомительного уровня 1-й ступени в МХЦ «Лель». На обучение по данной программе могут быть приняты также дети, вновь прибывшие в МХЦ «Лель».

Возраст учащихся: 2-4 классы

Срок реализации программы: 2 года.

Форма и режим занятий:

занятий сольфеджио проходят 1 раз в неделю по 1 часу (45 мин. занятие, 15 мин. организованный отдых). 44 часа в год: 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (другие формы работы с детьми: концерты, фестивали, мероприятия и др.). Количество обучающихся в группе составляет 12 человек.

На занятиях учитываются возрастные особенности развития детей, применяются различные формы и методы работы, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.

Группа детей разновозрастная. В связи с этим учебный материал программы даётся детям в зависимости от их статуса в хоре (младший, средний хор), их возрастных особенностей и творческих способностей.

Ожидаемые результаты

К концу 1-го года обучения учащиеся должны:

  • свободно ориентироваться до 2х знаков при ключе включительно;
  • определять на слух и петь гаммы мажора и минора (в 3х видах), устойчивые и неустойчивые ступени, мелодические обороты, опевания, диатонические секвенции, интервалы от ч.1 до ч.8 в ладу и от нот;
  • уметь анализировать произведения, исполняемые в классе фортепиано;
  • сочинять второе предложение в периоде (по принципу «вопрос» – «ответ»).

К концу 2-го года обучения учащиеся должны:

  • свободно ориентироваться в тональностях до 3х знаков при ключе включительно;
  • определять на слух и петь гаммы мажора и минора (в 3х видах) в различных ритмах с дирижированием, устойчивые и неустойчивые ступени, мелодические обороты; опевания, диатонические секвенции, интервалы и их обращения в ладу и от нот; тоническое трезвучие и его обращения;
  • уметь анализировать произведения, исполняемые в классе фортепиано;
  • сочинять второе предложение в периоде (по принципу «вопрос» – «ответ»).

Методы оценки результатов обучения

Текущая оценка результатов обучения происходит в виде проверки домашних заданий, опроса учащихся и проведении небольших самостоятельных работ. В конце полугодия проводятся контрольные занятия: первое занятие – теоретическое, второе - практическое, а в конце года – переводные экзамены соответственно учебному плану. Оценка знаний, умений и навыков, полученных за весь период обучения, происходит на выпускном экзамене (см. Приложение 2).


2. Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

1 год

2 год

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в предмет. Техника безопасности.

2

1

1

2

1

1

2.

Вокально-интонационные навыки

5

1

4

5

1

4

3.

Воспитание чувства метроритма

5

1

4

5

1

4

4.

Развитие музыкальной логики

3

1

2

3

1

2

5.

Развитие музыкального восприятия

3

1

2

3

1

2

6.

Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений

4

1

3

4

1

3

7.

Музыкальный диктант

3

1

2

3

1

2

8.

Воспитание творческих навыков

3

1

2

3

1

2

9.

Социальная практика

12

2

10

12

2

10

10.

Итоговые занятия

4

2

2

4

2

2

Итого:

44

12

32

44

12

32


3. Содержание программы

1-й год обучения

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: знакомство с предметом обучения, план работы на учебный год; основы обращения с выключателем, основы пользования электропианино, музыкальным центром, телевизором и видеоплеером; основы поведения на занятиях и в перерыве между занятиями;

Практика: применение полученных знаний в процессе обучения.

2. Вокально-интонационные навыки.

Теория: параллельные тональности, строение минора, 3 вида минора, интервалы от ч.1 до ч.8 и их тоновое соотношение; тональности: Соль, Фа, Ре, СиЬ мажор, Ля, Ми, Ре, Си, Соль минор, секвенции; строение мажорного и минорного трезвучий и их обращения;

Практика: пение гамм мажора и минора (в 3х видах), устойчивых и неустойчивых ступеней, мелодических оборотов; опевания, диатонические секвенции,  интервалы (от ч.1 до ч.8) в ладу и от нот; мажорные и минорные трезвучия и их обращения.

3. Воспитание чувства метроритма.

Теория: четверть с точкой в различных ритмических сочетаниях; размер: 2/4, 3/4, 4/4;

Практика: ритмические упражнения с использованием изученных рисунков в различных размерах на слоги и их прохлопывание; сольмизация нотных примеров; ритмический диктант; дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4.

4. Развитие музыкальной логики.

Теория: мотив, фраза, кульминация, фермата;

Практика: разбор по нотам знакомых и незнакомых мелодий, определение количества фраз и их структуры, нахождение кульминации, ферматы произведения; выявление выразительных свойств пройденных элементов  музыкальной речи.

5. Развитие музыкального восприятия.

Теория: основы определения на слух элементов музыкальной речи;

Практика: определение кульминации, ферматы, окончания произведения, деление его по фразам, сравнение фраз и мотивов; определение на слух лада, его вида в миноре (3 вида), ступеней, мелодические обороты.

6. Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений.

Теория: основы транспонирования мелодии, закрепление основ чтения с листа с дирижированием, пения вслух и про себя;

Практика: транспонирование выученных мелодий. Чередование пения вслух и про себя. Пение знакомых мелодий с названием нот. Чтение с листа с дирижированием.

7. Музыкальный диктант.

Теория: основы записи на слух музыкального диктанта;

Практика: диктант на 2 такта с предварительным разбором на пройденные мелодические обороты, длительности.

8. Воспитание творческих навыков.

Теория: основы сочинения мелодии;

Практика: досочинение второго предложения по принципу «вопрос-ответ». Сочинение мелодий на данный текст, ритм или с использованием пройденных интервалов и мелодических оборотов.

9. Социальная практика.

Теория: закрепление и повторение учебного курса предмета сольфеджио; подготовка учащихся к конкурсам, фестивалям и мероприятиям разного уровня; основы сценической культуры исполнения;

Практика: репетиции выступлений, исполнение выученного произведения;

выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности; участие в конкурсах, фестивалях; участие в мероприятиях разного уровня.

10. Итоговые занятия.

Теория: уметь дать определение и объяснить параллельные тональности, строение минора, 3 вида минора; интервалы от ч.1 до ч.8 и их тоновое соотношение, строение мажорного и минорного трезвучий и их обращений; основные функции лада, мотив, фраза, секвенция, кульминация, фермата; четверть с точкой в различных ритмических сочетаниях;

Практика: к концу второго года обучения учащиеся должны свободно ориентироваться до 2х знаков при ключе включительно; определять на слух и петь гаммы мажора и минора (в 3х видах), устойчивые и неустойчивые ступени, мелодические обороты; опевания, диатонические секвенции, интервалы от ч.1 до ч.8 в ладу и от нот, мажорные и минорные трезвучия и их обращения. Уметь анализировать произведения, исполняемые в классе фортепиано; сочинять второе предложение в периоде (по принципу «вопрос» – «ответ»).

2-й год обучения

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: знакомство с предметом обучения, план работы на учебный год; основы обращения с выключателем, основы пользования электропианино, музыкальным центром, телевизором и видеоплеером; основы поведения на занятиях и в перерыве между занятиями;

Практика: применение полученных знаний в процессе обучения.

2. Вокально-интонационные навыки.

Теория: трезвучия главных ступеней и их обращения, Ум. и Ув. трезвучия, обращение интервалов; тональности до 3х знаков при ключе включительно;

Практика: пение мажорных и минорных гамм, основные трезвучия лада и их обращения, Ум. и Ув. трезвучия, интервалы и их обращения в ладу и от нот; пение выученных мелодий с фортепиано.

3. Воспитание чувства метроритма.

Теория: четыре шестнадцатых, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая в различных ритмических сочетаниях;

Практика: ритмические упражнения с использованием изученных рисунков в различных размерах, сольмизация, ритмические диктанты; дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 (на 2).

4. Развитие музыкальной логики.

Теория: вокальная и инструментальная группировки, переменный лад; музыкальная форма: период, куплетная форма, 2х-частная форма, 3х-частная репризная форма;

Практика: анализ по нотам музыкальных произведений и их отрывков с определением нотной группировки, музыкальной формы, особенностей мелодии и ритма; выявление музыкально-выразительных средств.

5. Развитие музыкального восприятия.

Теория: закрепление основ определения на слух пройденных элементов музыкального языка;

Практика: определение на слух пройденных мелодических оборотов, основных функций лада, интервалов и трезвучий в ладу и от нот.

6. Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений.

Теория: основы подбора на фортепиано мелодий, закрепление основ транспонирования мелодий, чтения с листа с дирижированием, чередования пения вслух и про себя;

Практика: транспонирование выученных мелодий. Чередование пения вслух и про себя. Чтение с листа с дирижированием. Подбор на фортепиано знакомых мелодий.

7. Музыкальный диктант.

Теория: закрепление основ записи на слух музыкального диктанта с использованием пройденных элементов музыкального языка;

Практика: письменный диктант на одно предложение периода с использованием пройденных мелодических оборотов, интервалов и ритмических рисунков.

8. Воспитание творческих навыков.

Теория: закрепление основ сочинения мелодии;

Практика: досочинение второго предложения диктанта. Сочинение мелодий на данный текст, ритм, или с использованием пройденных интервалов и мелодических оборотов.

9. Социальная практика.

Теория: закрепление и повторение учебного курса предмета сольфеджио; подготовка учащихся к конкурсам, фестивалям и мероприятиям разного уровня; основы сценической культуры исполнения;

Практика: репетиции выступлений, исполнение выученного произведения;

выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности; участие в конкурсах, фестивалях; участие в мероприятиях разного уровня.

10. Итоговые занятия.

Теория: уметь дать определение и объяснить переменный лад, обращение интервалов, трезвучия главных ступеней и их обращения; музыкальная форма: период, куплетная форма, 2х-частная форма, 3х-частная репризная форма; четыре шестнадцатых, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая в различных ритмических сочетаниях;

Практика: к концу третьего года обучения учащиеся должны свободно ориентироваться в тональностях до 3х знаков при ключе включительно; определять на слух и петь гаммы мажора и минора (в 3х видах) в различных ритмах с дирижированием; устойчивые и неустойчивые ступени, мелодические обороты; опевания, диатонические секвенции, интервалы и их обращения в ладу и от нот; трезвучия главных ступеней и их обращения; уметь анализировать произведения, исполняемые в классе фортепиано; сочинять второе предложение в периоде (по принципу «вопрос» – «ответ»).


4. Методическое обеспечение программы

На каждом занятии педагог ведёт работу по всем разделам курса с применением различных форм и методов занятий, соответствующих возрасту обучающихся и уровню приобретенных ими навыков.

Знания по всем разделам курса даются по спирали, то есть каждый год увеличивается объем знаний по уже пройденной ранее теме, но при этом ребёнок приобретает новые навыки и умения и совершенствует старые, что дает ему возможность решать более сложные задачи.

Для успешной реализации поставленных задач по программе применяются следующие формы и методы работы:

1) вокально-интонационные упражнения (пение a cappella и с гармонической поддержкой):

- пение гамм;

- ступеней лада;

- мелодических оборотов;

- секвенций;

- интервалов и аккордов в ладу и от нот;

- пение интервальных и аккордовых цепочек на два голоса по столбице или по нотам;

2) упражнения на воспитание чувства метроритма:

- определение и запись ритма стихов;

- повторение данного ритмического рисунка на слоги;

- прохлопывание ритма;

- сольмизация нотных примеров;

- дирижирование;

- определение на слух метроритма мелодии;

- исполнение ритмических партитур;

- ритмический аккомпанемент к песням;

3) гармонический анализ произведения (по нотам и на слух):

- разбор музыкального произведения или его отрывков: определение жанра, формы, особенностей гармонии, фактуры, мелодии и ритма, нахождение кульминации произведения;

- определение выразительных свойств изученных элементов музыкального языка;

- сравнительный анализ произведений.

4) слуховой анализ:

- определение на слух лада, его ступеней, пройденных интервалов и аккордов в ладу и от нот;

- определение на слух и запись цепочек интервалов и аккордов в ладу.

5) пение по нотам:

- сольфеджирование и пение с текстом нотных примеров, хоровых партий;

- пение с листа;

- пение с транспонированием;

- чередование пения вслух и про себя;

- пение выученных мелодий двухголосно дуэтом и с фортепиано.

6) сообщение теоретических сведений;

7) музыкальный диктант:

- повторение голосом прослушанной мелодии с названием нот (без записи);

- запись мелодии с предварительном разбором;

- запись мелодии без предварительного разбора, после настройки в соответствующей тональности;

- запись по памяти знакомых мелодий;

- запоминание по нотам (без звукового воспроизведения) незнакомых мелодий и их отрывков;

8) упражнения на фортепиано:

- подбор по слуху знакомых мелодий;

- пение песен и романсов под собственный аккомпанемент;

- игра интервальных и аккордовых цепочек;

9) импровизация и сочинение:

- импровизация ритмических и мелодических мотивов и фраз;

- сочинение второго голоса к данной мелодии;

- сочинение мелодий и ритмических рисунков с использованием пройденных элементов музыкального языка;

- сочинение мелодий на заданные стихи.

На 1-м году обучения дети получают теоретические знания и практические умения и навыки в простой и доступной форме для их возраста и способностей. На следующем году обучения дети получают новый учебный материал, который опирается на ранее полученные знания, умения и навыки. Обучение строится на основе принципа «от простого к сложному».

На занятиях по сольфеджио ведётся постоянная фронтальная работа со всей группой по всем разделам программы (сольфеджирование, анализ на слух, музыкальный диктант и др.). Это позволяет педагогу на каждом занятии осуществлять беглый текущий опрос всех учащихся.

На каждом занятии проверяется домашнее задание и проводится небольшая самостоятельная работа, что позволяет постоянно контролировать уровень знаний учащихся и выявлять их слабые стороны.

Приобретенные на занятиях знания и навыки требуется закреплять в домашней работе учащихся, которая включает в себя весь комплекс работы на занятии. Наибольшее предпочтение отводится творческим заданиям (подбор знакомых мелодий и аккомпанемента к ним, сочинение мелодий на данный текст, ритмический рисунок, с использованием пройденного материала). Выполнение творческих заданий требует более скурпулезной самостоятельной работы и стимулирует интерес учащегося к предмету.

Условия реализации программы

  • учительский стол и стул;
  • синтезатор на учительском столе, электронное пианино (фортепиано);
  • телевизор, видеоплеер и музыкальный центр;
  • доска с разлинованным нотным станом (два ряда по 5 линеек), разноцветные мелки;
  • парты и стулья - два ряда;
  • наглядные пособия - плакаты с учебными материалами;
  • методические пособия для занятий сольфеджио: учебники и тетради по сольфеджио; специальная учебная, нотная, методическая и психолого-педагогическая литература.


5. Список литературы

Список нотной литературы

  1. Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976г.;
  2. Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975г.;
  3. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы ДМШ. – М., 1979г.;
  4. Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968г.;
  5. Давыдова Е. Запорожец С. Сольфеджио. Учебник для 3 класса ДМШ. – М., 1976г.;
  6. Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972г.;
  7. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1978г.;
  8. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М., 1979г.;
  9. Калужская Т.А. Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ. -М.,1984г.;
  10. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980г.;
  11. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 1 класса ДМШ. – М. 1989г.;
  12. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 2 класса ДМШ. – М. 1989г.;
  13. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для подготовительного  класса ДМШ. – М. 1989г.;
  14. Металлиди Ж. Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л., 1980г.;
  15. Музыкальные диктанты / Общая редакция В. Вахромеева. – М., 1975г.;
  16. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М., 1981г.;
  17. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1979г.


Список методической литературы

  1. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1975г.;
  2. ДМШ. – М., 1975г.;
  3. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2 класса ДМШ. – М., 1977г.;
  4. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса ДМШ. – М., 1978.;
  5. Вопросы методики воспитания слуха / Под ред. Н. Островского. – Л., 1967г.;
  6. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1978г.;
  7. Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. – М., 1989г.;
  8. М. Котляревская –Крафт ,И. Москалькова ,Л. Бахтан. Сольфеджио.  Учебное пособие для подготовительных  отделений. М., С-  Пбг., 1995г.;
  9. Г. Шатковский. Развитие музыкального слуха.- М., 1996 г..

 

Психолого-педагогическая литература

  1. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1979.;
  2. Готовность к школе: Руководство практического психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Наука, 1995.;
  3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития
  4. детей. - М: Просвещение, 1995.;
  5. Зимняя И.А.. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.;
  6. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: Линка-Пресс, 1997.;
  7. Психолого-педагогический словарь/ Сост. Межериков, под ред. П.И.
  8. Пидкасистого. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.;
  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.;
  10. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.


Приложение 1

Техника безопасности

В целях безопасности своей жизни и жизни других детей, ребенок должен

соблюдать следующие правила:

  1. не засовывать пальцы и различные предметы в электрическую

розетку;

  1. пользоваться выключателем в случае необходимости;
  2. уметь пользоваться специальным музыкальным оборудованием (электропианино, музыкальным центром, телевизором, видеоплеером);
  3. при обращении со специальным музыкальным оборудованием, почувствовав неприятный запах, или услышав и увидев искру, немедленно прекратить действия, отойти от предмета и сообщить педагогу;
  4. на занятиях не качаться на стуле и не толкать парту;
  5. канцелярские предметы держать только в руках или на столе, и использовать их только в письменных целях;
  6. во время занятия и в перерывах по кабинету не бегать, не подходить близко к окну и не высовываться из него;
  7. не играть с острыми и колющимися предметами, не дергать руками за занавески.


Приложение 2

Аттестация учащихся

Текущая оценка результатов обучения происходит в виде проверки домашних заданий, опроса учащихся и проведении небольших самостоятельных работ.

В конце полугодия проводятся контрольные занятия: первое занятие – теоретическое, второе - практическое, а в конце года – переводные экзамены соответственно учебному плану. Оценка знаний, умений и навыков, полученных за весь период обучения, происходит на выпускном экзамене.

Критерии оценок:

Ответы по теории и практические задания оцениваются по баллам, которые присваиваются учащемуся за правильность, самостоятельность, аккуратность выполнения.

1-й год обучения

1-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Дать определение: интервал, аккорд;
  2. Назвать интервалы и количество нот в интервалах;
  3. Рассказать строение натурального минора;
  4. Дать определение: параллельные тональности;  способы их нахождений от минора и от мажора; назвать пример параллельных тональностей;
  5. Дать определение: мотив, фраза, кульминация.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить цепочку диатонических интервалов (пять интервалов) в заданной мажорной тональности с разрешением;
  2. Записать на слух ритмический диктант на 4 такта, предварительно определив размер такта;
  3. Записать на слух мелодическую попевку в заданной тональности на 2 такта;
  4. Пропеть вокально-интонационные упражнения в заданной тональности по схеме: гамма вверх-вниз, вводные ступени, устойчивое трезвучие, опевание устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, пропеть аккорды по трезвучиям и их обращениям от заданных ступеней;
  5. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример с названием ритмических слогов и с названием нот;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-10 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.

2-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Указать количество тонов и полутонов в интервалах до чистой октавы;
  2. Рассказать строение гармонического и мелодического миноров;
  3. Указать особенности 3х видов минора;
  4. Назвать параллельные тональности до 2х знаков при ключе включительно с указанием количества и порядка расстановки ключевых знаков;
  5. Дать определение: секвенция, фермата.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить цепочку диатонических интервалов (три интервала) от заданного звука; интервалы разрешить и определить их тональности;
  2. Переписать нотный пример, определить его тональность, расставить между нотами интервалы; странспонировать номер на тон вверх и записать номер в новой тональности;
  3. Записать на слух интервалы обозначениями;
  4. Записать на слух мелодический диктант на 4 такта;
  5. Пропеть цепочку интервалов (5 интервалов) в заданной тональности;
  6. Пропеть аккорды по трезвучиям и их обращениям от заданных ступеней;
  7. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример с названием ритмических слогов и с названием нот;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-11 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.

2-й год обучения

1-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Дать определение: переменный лад;
  2. Дать определение: обращение интервалов; привести примеры интервалов;
  3. Объяснить строение трезвучий: уменьшенного, увеличенного, мажорного, минорного; привести примеры от любой ноты;
  4. Назвать аккорды главных ступеней; ступени, на которых они строятся; их интервальный состав;
  5. Назвать изученные параллельные тональности до 3х знаков при ключе включительно с указанием количества и порядка расстановки ключевых знаков.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить письменно и пропеть цепочку диатонических интервалов (три интервала) от заданного звука; интервалы разрешить и определить их тональности;
  2. Построить письменно и пропеть: уменьшенное трезвучие, увеличенное трезвучие, аккорды главных ступеней и их обращения в заданной тональности;
  3. Записать на слух ритмический диктант на 4 такта, предварительно определив размер такта;
  4. Записать на слух цепочку интервалов обозначениями;
  5. Написать мелодический диктант на 4 такта с предварительным разбором;
  6. Проанализировать за инструментом небольшой музыкальный пример, выявить музыкально-выразительные средства, найти и указать аккорды главных ступеней;
  7. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 7 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

6-7 баллов – высокий уровень,

3-5 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-12 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.

2-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Дать определение: музыкальная форма; объяснить состав 3х-частной репризной формы;
  2. Объяснить метрическую особенность размера 3/8 и варианты схем дирижирования;
  3. Назвать аккорды, из которых состоят обращения аккордов главных ступеней, их интервальный состав;
  4. Дать определение: гармоническое, мелодическое остинато;
  5. Назвать параллельные тональности до 3х знаков при ключе включительно с указанием количества и порядка расстановки ключевых знаков.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить письменно и пропеть цепочку диатонических интервалов (три интервала) от заданного звука; интервалы разрешить и определить их тональности;
  2. Построить письменно и пропеть: уменьшенное трезвучие, увеличенное трезвучие, аккорды главных ступеней и их обращения в заданной тональности;
  3. Записать на слух цепочку интервалов обозначениями;
  4. Написать мелодический диктант на 4 такта с предварительным разбором;
  5. Проанализировать за инструментом небольшой музыкальный пример, выявить музыкально-выразительные средства, найти и указать секвенции, аккорды главных ступеней;
  6. Спеть в заданной тональности несложные диатонические секвенции;
  7. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 7 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

6-7 баллов – высокий уровень,

3-5 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-12 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.


Протокол

результатов усвоения детьми учебного курса

по предмету сольфеджио

за   20______/__________учебный год

Группа _____________________

Ф.И.

ребёнка

_____________ год обучения

__________ полугодие

Теория

(баллы)

Практика

(баллы)

Сумма

(баллы)

Средний

балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итого по группе:

Низкий (Н) –        чел. (        %)

Средний (С) –        чел. (       %)

Высокий (В) –       чел. (       %)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Основы хорового пения. Младший хор." (2014-2015 уч.года)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Сольфеджио" (2012 - 2013 уч.года)

Дополнительная образовательная программа для учащихся музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Средний хор." (2014-2015 уч.года)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 2 ступени для учащихся 2-4 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Теория музыки. Сольфеджио." (2014-2015 уч.года)

Дополнительная общеобразовательная программа базового уровня для учащихся 5-9 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Организация работы с детьми с ОВЗ по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Лоскутное рукоделие» первого года обучения

Дополнительное образование – это сфера вариативного содержания образования, где развивается личность в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами и ...