Дополнительная общеобразовательная программа "Теория музыки. Сольфеджио." (2014-2015 уч.года)
рабочая программа по теме

Савина Алина Анатольевна

Дополнительная общеобразовательная программа базового уровня для учащихся 5-9 классов музыкально-хорового центра "Лель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_muzyki.solfedzhio.doc286.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Теория музыки. Сольфеджио»

(Музыкально-хоровой центр «Лель»)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

              УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Теория музыки. Сольфеджио»

(Музыкально-хоровой центр «Лель»)

Направленность - художественная

Уровень - базовый

Возраст учащихся – 5-9 классы

Срок реализации программы – 2 года

Авторы:

педагог дополнительного образования

Савина Алина Анатольевна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА – 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Теория музыки. Сольфеджио»

(Музыкально-хоровой центр «Лель»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /

СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная записка…………………………

2-8 стр.

2

Учебно-тематический план……………………

9 стр.

3

Содержание программы………………………

10-16 стр.

4

Методическое обеспечение программы………

17-20 стр.

5

Список литературы……………………………

21-22 стр.

6

Приложение……………………………………

23-33 стр.

  • Техника безопасности

23 стр.

Аттестация учащихся

24-33 стр.


1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Теория музыки. Сольфеджио» является модифицированной, базового уровня и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

В системе эстетического воспитания велика роль музыкального образования. Занятия музыкой воспитывают у ребенка чувство прекрасного, художественный и эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость, учат разбираться в культурных и социальных явлениях.

В хоре основной деятельностью является хоровая исполнительская. Воспитание музыкальной и певческой культуры ребенка в хоре происходит преимущественно на классической музыке, как русской, так и зарубежной. Не менее важное воспитательное значение имеет духовная музыка и народная песня, которые также присутствуют в репертуаре хора. Многие из этих произведений исполняются без сопровождения. Это требует от певцов устойчивых навыков чистого интонирования и умения держать строй, что, в свою очередь, зависит от уровня развития музыкального слуха исполнителя и его музыкальных представлений.

В хоровой практике придается большое значение умению певцов быстро и интонационно верно разбирать хоровые партитуры. Без этого навыка невозможно освоение большого и разнообразного хорового репертуара. Следовательно, хорист должен обладать способностью к быстрому анализу произведения и на основе своих музыкально-слуховых представлений точно интонировать незнакомую мелодию. Для этого певцы должны иметь хорошо развитый внутренний слух. Внутренний слух является необходимым условием сознательного слушания музыки и любой музыкально-исполнительской деятельности. Именно поэтому, его развитие – одна из важнейших задач курса сольфеджио.

Внутренний слух (основной критерий музыкальности), в свою очередь, зависит, во-первых, от богатства музыкальных впечатлений учащихся; во-вторых, от качества их музыкального восприятия и памяти; в-третьих, от развитости музыкального мышления учеников, умения разбираться в полученных впечатлениях и, наконец, в-четвертых, от способности создавать представления о новых, никогда еще не слышанных в действительности, музыкальных явлениях путем синтеза накопленных в памяти музыкальных представлений. Такая сложная деятельность внутреннего слуха невозможна без специальных теоретических знаний.

Таким образом, все музыкальные навыки тесно связаны между собой, развитие одного навыка способствует развитию другого (стимулирует развитие и других навыков). И успешная музыкальная деятельность возможна только при взаимодействии всех компонентов: эмоционального восприятия музыки, внутреннего слуха, музыкального мышления, памяти, правильной работы мышц (при игре на каком-либо музыкальном инструменте, голосового аппарата – при пении).

В свете вышесказанного, следует отметить необходимость комплексного обучения, при котором происходит одновременное развитие всех музыкальных способностей учащихся: слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, музыкального мышления, творческого воображения и эстетического вкуса. Вместе с тем в процессе музыкального обучения используются музыкальные методы, направленные на развитие каждого музыкального навыка в отдельности.

Развитие всех необходимых навыков и умений является одной из важнейших задач курса сольфеджио.

Сольфеджио является одной из основных дисциплин музыкально-хорового центра «Лель» (МХЦ «Лель»), так как помогает развитию музыкальности детей и способствует приобретению навыков, необходимых в хоровой практике. Полученные на занятиях сольфеджио знания и приобретенные навыки, также должны помочь учащимся в освоении музыкального инструмента и в изучении музыкальной литературы.

Программа «Теория музыки. Сольфеджио» базового уровня предназначена для детей, которые занимаются в МХЦ «Лель», прошли курс обучения по программам ознакомительного уровня и желают получить более углубленные знания по предмету.

Цель: разностороннее развитие музыкального слуха, вокально-интонационных навыков и творческих задатков у учащихся на занятиях сольфеджио с помощью различных форм углублённого освоения теоретических основ музыкального искусства для их исполнительской самореализации в хоровом коллективе.

Задачи:

образовательные:

  • знакомство с теорией музыки, особенностями различных стилей и направлений в музыке;
  • постижение музыкальной логики произведения;
  • формирование вокально-интонационных навыков;
  • выработка у обучающихся слуховых представлений;
  • обучение ориентированию в ладу: определять на слух его вид, ступени, интервалы и аккорды лада;
  • обучение правильному и интонационно точному пению любых ступеней лада, интервалов и аккордов в ладу и от нот (как одноголосно, так и в ансамбле), воспроизведению выученной или незнакомой мелодии;
  • обучение навыку записи по слуху и на память, а также подбору на инструменте несложных мелодий и аккомпанемента к ним;
  • обучение импровизированию и сочинению небольших музыкальных построений (мелодии, аккомпанемент, второй голос, ритмические партитуры и т.п.);
  • знакомство с основными средствами музыкальной выразительности и обучение их чувствовать (для более глубокого понимания и живого восприятия музыки);
  • знакомство с техникой безопасности в игре на инструментах (см. Приложение 1);

развивающие:

  • развитие музыкальных способностей (слуха, памяти, чувства ритма) и музыкального мышления;
  • стимулирование творческих задатков учащихся;
  • развитие музыкально-эстетического вкуса ребенка, его музыкально-слуховых и интонационных представлений;
  • развитие зонного или абсолютного слуха (чувствовать тональность и удерживать ее строй);
  • выработка навыка анализа на слух, а также по нотному тексту музыкальных произведений или их отрывков;
  • выработка навыка двухголосного пения с инструментом, как одного их основных методов домашней работы над хоровым репертуаром;

воспитательные:

  • формирование интереса к изучаемому предмету, к музыке;
  • воспитание уважения, поддержки сверстников;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • формирование культуры личности

Отличительные особенности

Спецификой преподавания сольфеджио в МХЦ «Лель» является необходимость сохранения тесной связи с исполнительской хоровой деятельностью. Это, в свою очередь, делает необходимым изменение программы и методов работы по сравнению с общепринятым в музыкальных учебных заведениях. Целесообразно использовать хоровой репертуар в качестве примеров для гармонического и слухового анализа, диктанта; также необходимо читать с листа и разучивать хоровые партии. Не менее важной задачей для предмета сольфеджио в хоре является установление тесной связи внутреннего слуха и голоса, т.е. музыкально-слуховых представлений и вокально-интонационных навыков. Без этой связи невозможно развитие собственно голоса и практическая хоровая деятельность обучающихся.

Программа «Теория музыки. Сольфеджио» написана на основе документа «Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ» (Москва, 1984 г., автор Калужская Т.А.) и полученного собственного педагогического опыта с опорой на специальную и психолого-педагогическую литературу, практику работы педагога с детьми, полученных знаний на курсах повышения квалификации. Программа может корректироваться и дополняться каждый год с учётом полученных новых знаний, методик и др.

Возраст учащихся: 5-9 классы

Срок реализации программы: 2 года

Форма и режим занятий:

Занятий по предмету сольфеджио проходят 1 раз в неделю по 1 часу (45 мин. занятие, 15 мин. организованный отдых), 44 часа в год: 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (другие формы работы с детьми: концерты, фестивали, мероприятия и др.). Количество обучающихся в группе составляет 12 человек.

На занятиях учитываются возрастные особенности развития детей, применяются различные формы и методы работы, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.

Группа детей разновозрастная. В связи с этим учебный материал программы даётся детям в зависимости от их статуса в хоре (старший хор), их возрастных особенностей и творческих способностей.

Ожидаемые результаты

В течение 1-го года учащиеся должны:

  • овладеть новым навыком – пение с листа в транспорте в пределах тона;
  • определять на слух мелодическую линию каждого голоса в двухголосии, тритоны в натуральном мажоре и гармоническом миноре;
  • подбирать и исполнять на фортепиано аккомпанемент к знакомым песням с использованием пройденных видов фактур;
  • строить, петь и определять трезвучия главных ступеней и их обращения;
  • определять по нотам и на слух заключительную и серединную каденции;
  • дирижировать на 6/8 двумя способами.

В течение 2-го года учащиеся должны:

  • совершенствоваться в навыках пения с листа в транспорте;
  • определять на слух мелодическую линию каждого голоса в двухголосии, тритоны в натуральном мажоре и гармоническом миноре;
  • подбирать и исполнять на фортепиано аккомпанемент к знакомым песням с использованием пройденных видов фактур;
  • строить, петь и определять аккорды;
  • определять по нотам и на слух заключительную и серединную каденции.

Методы оценки результатов обучения

Текущая оценка результатов обучения происходит в виде проверки домашних заданий, опроса учащихся и проведении небольших самостоятельных работ. В конце полугодия проводятся контрольные занятия: первое занятие – теоретическое, второе - практическое, а в конце года – переводные экзамены соответственно учебному плану. Оценка знаний, умений и навыков, полученных за весь период обучения, происходит на выпускном экзамене (см. Приложение 2).


2. Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

1-й год

2-й год

Всего

Теор.

Прак.

Всего

Теор.

Прак.

1.

Введение в предмет. Техника безопасности.

2

1

1

2

1

1

2.

Вокально-интонационные навыки

5

1

4

6

1

5

3.

Воспитание чувства метроритма

5

1

4

4

1

3

4.

Развитие музыкальной логики

3

1

2

3

1

2

5.

Развитие музыкального восприятия

4

1

3

4

1

3

6.

Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений

2

1

1

3

1

2

7.

Музыкальный диктант

4

1

3

4

1

3

8.

Воспитание творческих навыков

3

1

2

2

1

1

9.

Итоговые занятия

4

2

2

4

2

2

10.

Социальная практика

12

2

10

12

2

10

Итого:

44

12

32

44

12

32


3. Содержание программы

1-й год обучения

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: знакомство с предметом обучения, план работы на учебный год; основы обращения с выключателем, основы пользования электропианино, музыкальным центром, телевизором и видеоплеером; основы поведения на занятиях и в перерыве между занятиями;

Практика: применение полученных знаний в процессе обучения.

2. Вокально-интонационные навыки.

Теория: изучение увеличенных и уменьшенных трезвучий, аккордов главных ступеней, их обращения и разрешения в устойчивые ступени, виды движения голосов в двухголосии; тритоны в мажоре и гармоническом миноре и их разрешение; тональности до 4-х знаков при ключе включительно;

Практика: пение мажорных и минорных (3 вида) гамм от различных ступеней; пение и определение на слух главных аккордов T, S, D с обращением, трезвучия и их обращения от нот, тритоны с разрешением; пение выученных мелодий двухголосно дуэтом и с фортепиано.

3. Воспитание чувства метроритма.

Теория: пунктирный ритм и синкопа в различных ритмических сочетаниях; размеры: 2/4, 3/4, 4/4 и 6/8 двумя способами;

Практика: ритмические упражнения с использованием изученных рисунков в различных размерах; сольмизация, исполнение ритмических партитур, ритмическое двухголосие; ритмические диктанты; дирижирование на 6/8 двумя способами.

4. Развитие музыкальной логики.

Теория: понятие каденции (заключительная, серединная); жанр, строение, гармония, фактура;

Практика: анализ по нотам и на слух музыкальных произведений и их отрывков с определением жанра, строения, гармонии, фактуры, каденции, особенности мелодии и ритма; определение выразительных свойств изученных элементов музыкального языка.

5. Развитие музыкального восприятия.

Теория: особенности определение на слух интервалов и аккордов в ладу и от нот;

Практика: упражнения на определение на слух пройденных интервалов и аккордов в ладу и от нот; цепочки интервалов и аккордов (до 5) в ладу.

6. Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений.

Теория: основы пения с листа с транспонированием; новые термины и понятия; приёмы пения вслух и про себя;

Практика: пение с листа с транспонированием на секунду вверх и вниз. Чередование пения вслух и про себя; запись по памяти знакомых мелодий.

7. Музыкальный диктант.

Теория: требования к написанию двухголосных и ритмических диктантов, критерии оценивания;

Практика: письменный диктант с использованием пройденного материала в форме квадратного периода. Двухголосный диктант на 4 такта. Ритмические диктанты.

8. Воспитание творческих навыков.

Теория: изучение новых приёмов и способов сочинения мелодий с разными элементами;

Практика: досочинение второго предложения диктанта. Сочинение мелодий на данный текст, ритм, или с использованием пройденных интервалов и мелодических оборотов.

9. Итоговые занятия.

Теория: уметь дать определение и объяснить пунктирный ритм и синкопу в различных ритмических сочетаниях, уметь дать определение каденциям (заключительная, серединная); виды движения голосов в двухголосии; назвать интервальное строение увеличенных и уменьшенных трезвучий, аккордов главных ступеней и их обращений, назвать виды тритонов и их разрешение в устойчивые звуки; знать тональности до 4-х знаков при ключе в порядке квартово-квинтового круга и порядок знаков в тональностях;

Практика: свободное ориентирование в тональностях до 4-х знаков при ключе включительно; пение с листа в транспорте в пределах тона; пение мажорных и минорных (3 вида) гамм от различных ступеней, определение на слух мелодической линии каждого голоса в двухголосии; построение, пение и определение на слух тритонов в натуральном мажоре и гармоническом миноре с разрешением в устойчивые ступени, трезвучий главных ступеней и их обращения с разрешением в устойчивые ступени; определение по нотам и на слух заключительной и серединной каденций; дирижировать на 6/8 двумя способами.

10. Социальная практика.

Теория: закрепление и повторение учебного курса предмета сольфеджио; подготовка учащихся к конкурсам, фестивалям и мероприятиям разного уровня; основы сценической культуры исполнения;

Практика: репетиции выступлений, исполнение выученного произведения;

выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности; участие в конкурсах, фестивалях; участие в мероприятиях разного уровня.

2-й год обучения

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: план работы на учебный год; основы обращения с выключателем, основы пользования электропианино, музыкальным центром, телевизором и видеоплеером; основы поведения на занятиях и в перерыве между занятиями;

Практика: применение полученных знаний в процессе обучения.

2. Вокально-интонационные навыки.

Теория: характерные интервалы с разрешением в устойчивые ступени; гармонический мажор; септаккорды с обращениями и разрешениями в устойчивые ступени: доминантовый, II и VII  ступеней; хроматизм в мелодии, проходящий и вспомогательный хроматизмы; виды движения голосов в двухголосии; тональности до 5 знаков при ключе включительно;

Практика: пение мажорных (2 вида) и минорных (3 вида) гамм от различных ступеней; пение изученных аккордов с разрешением в устойчивые ступени, характерные интервалы с разрешением в устойчивые ступени; пение выученных мелодий одноголосно с использованием изученных хроматизмов, двухголосно дуэтом и с фортепиано; пение мелодий под собственный аккомпанемент.

3. Воспитание чувства метроритма.

Теория: триоль, четверть с точкой и две шестнадцатые; размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, народные размеры 5/4, 6/4, 7/4;

Практика: ритмические упражнения с использованием изученных рисунков в различных размерах; сольмизация, исполнение ритмических партитур, ритмическое двухголосие; ритмические диктанты; дирижирование на 6/8 двумя способами, дирижирование на размеры 5/4, 6/4, 7/4.

4. Развитие музыкальной логики.

Теория: понятие каденции (заключительная, серединная); жанр, строение, гармония, фактура;

Практика: анализ по нотам и на слух музыкальных произведений и их отрывков с определением жанра, строения, гармонии, фактуры, каденции, особенности мелодии и ритма; определение выразительных свойств изученных элементов музыкального языка.

5. Развитие музыкального восприятия.

Теория: особенности определение на слух интервалов и аккордов в ладу и от нот;

Практика: определение на слух пройденных интервалов и аккордов в ладу и от нот; цепочки интервалов и аккордов (до 5) в ладу.

6. Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений.

Теория: основы пения с листа с транспонированием; новые термины и понятия; приёмы пения вслух и про себя;

Практика: пение с листа с транспонированием на секунду вверх и вниз. Чередование пения вслух и про себя; запись по памяти знакомых мелодий.

7. Музыкальный диктант.

Теория: требования к написанию двухголосных и ритмических диктантов, критерии оценивания;

Практика: письменный диктант с использованием пройденного материала в форме квадратного периода. Двухголосный диктант на 8 тактов с повтором первого музыкального предложения. Ритмические диктанты.

8. Воспитание творческих навыков.

Теория: изучение новых приёмов и способов сочинения мелодий с разными элементами;

Практика: досочинение второго предложения диктанта. Сочинение мелодий на данный текст, ритм, или с использованием пройденных интервалов и мелодических оборотов.

9. Итоговые занятия.

Теория: уметь дать определение и объяснить триоль, четверть с точкой и две шестнадцатые в различных ритмических сочетаниях; характерные интервалы; гармонический мажор; септаккорды и их обращения: доминантовый, II и VII  ступеней; понятие каденции (заключительная, серединная); хроматизм в мелодии, проходящий и вспомогательный хроматизмы; музыкальная форма – вариации на тему; виды движения голосов в двухголосии; знать тональности до 5 знаков при ключе.

Практика: свободное ориентирование в тональностях до 5 знаков при ключе включительно; овладение новыми навыками пения с листа в транспорте в пределах терции; пение мажорных (2 вида) и минорных (3 вида) гамм от различных ступеней; определение на слух мелодической линии каждого голоса в двухголосии; пение выученных мелодий одноголосно с использованием изученных хроматизмов, двухголосно дуэтом и с фортепиано; подбор и исполнение на фортепиано аккомпанементов к знакомым песням с использованием пройденных видов фактур; построение, пение и определение на слух характерных интервалов с разрешением, изученных аккордов с их обращениями и разрешениями; определение по нотам и на слух заключительной и серединной каденций; дирижирование на 5/4, 6/4, 7/4.

10. Социальная практика.

Теория: закрепление и повторение учебного курса предмета сольфеджио; подготовка учащихся к конкурсам, фестивалям и мероприятиям разного уровня; основы сценической культуры исполнения;

Практика: репетиции выступлений, исполнение выученного произведения;

выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности; участие в конкурсах, фестивалях; участие в мероприятиях разного уровня.


4. Методическое обеспечение программы

На каждом занятии ведётся работа по всем разделам курса с применением различных форм и методов занятий, соответствующих возрасту учащихся и уровню приобретенных ими навыков.

Знания по всем разделам курса даются по спирали, то есть каждый год увеличивается объем знаний по уже пройденной ранее теме, но при этом ребёнок приобретает новые навыки и умения и совершенствует старые, что дает ему возможность решать более сложные задачи.

Для успешной реализации поставленных задач в программе необходимо применять следующие формы и методы работы:

1) вокально-интонационные упражнения (пение a cappella и с гармонической поддержкой):

- пение гамм;

- ступеней лада;

- мелодических оборотов;

- секвенций;

- интервалов и аккордов в ладу и от нот;

- пение интервальных и аккордовых цепочек на два голоса по столбице или по нотам;

2) упражнения на воспитание чувства метроритма:

- повторение данного ритмического рисунка на слоги;

- прохлопывание ритма;

- сольмизация нотных примеров;

- дирижирование;

- определение на слух метроритма мелодии;

- исполнение ритмических партитур;

- ритмический аккомпанемент к песням;

3) гармонический анализ произведения (по нотам и на слух):

- разбор музыкального произведения или его отрывков: определение жанра, формы, особенностей гармонии, фактуры, мелодии и ритма, нахождение кульминации произведения;

- определение выразительных свойств изученных элементов музыкального языка;

- сравнительный анализ произведений.

4) слуховой анализ:

- определение на слух лада, его ступеней, пройденных интервалов и аккордов в ладу и от нот;

- определение на слух и запись цепочек интервалов и аккордов в ладу.

5) пение по нотам:

- сольфеджирование и пение с текстом нотных примеров, хоровых партий;

- пение с листа;

- пение с транспонированием;

- чередование пения вслух и про себя;

- пение выученных мелодий двухголосно дуэтом и с фортепиано.

6) сообщение теоретических сведений;

7) музыкальный диктант:

- повторение голосом прослушанной мелодии с названием нот (без записи);

- запись мелодии с предварительном разбором;

- запись мелодии без предварительного разбора, после настройки в соответствующей тональности;

- запись по памяти знакомых мелодий;

- запоминание по нотам (без звукового воспроизведения) незнакомых мелодий и их отрывков;


8) упражнения на фортепиано:

- подбор по слуху знакомых мелодий;

- пение песен и романсов под собственный аккомпанемент;

- игра интервальных и аккордовых цепочек;

9) импровизация и сочинение:

- импровизация ритмических и мелодических мотивов и фраз;

- сочинение второго голоса к данной мелодии;

- сочинение мелодий и ритмических рисунков с использованием пройденных элементов музыкального языка;

- сочинение мелодий на заданные стихи.

На каждом занятии проверяются домашние задания и проводится небольшая самостоятельная работа, что позволяет постоянно контролировать уровень знаний учащихся и выявлять их слабые стороны.

Приобретенные на занятиях знания и навыки требуется закреплять в домашней работе учащихся, которая включает в себя весь комплекс работы на занятии. Наибольшее предпочтение отводится творческим заданиям (подбор знакомых мелодий и аккомпанемента к ним, сочинение мелодий на данный текст, ритмический рисунок, с использованием пройденного материала). Выполнение творческих заданий требует более скурпулезной самостоятельной работы и стимулирует интерес учащегося к предмету.

Условия реализации программы

  • учительский стол и стул;
  • синтезатор на учительском столе, электронное пианино (фортепиано);
  • телевизор, видеоплеер и музыкальный центр;
  • доска с разлинованным нотным станом (два ряда по 5 линеек), разноцветные мелки;
  • парты и стулья - два ряда;
  • наглядные пособия - плакаты с учебными материалами;
  • методические пособия для занятий сольфеджио: учебники и тетради по сольфеджио; специальная учебная, нотная, методическая и психолого-педагогическая литература.


5. Список литературы

Список нотной литературы

  1. Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976г.;
  2. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы ДМШ. – М., 1979г.;
  3. Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968г.;
  4. Давыдова Е. Сольфеджио. Учебник для 4 класса ДМШ. – М., 1978г.;
  5. Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972г.;
  6. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1978г.;
  7. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М., 1979г.;
  8. Калужская Т.А. Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ. -М.,1984г.;
  9. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980г.;
  10. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для подготовительного  класса ДМШ. – М. 1989г.;
  11. Металлиди Ж. Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л., 1980г.;
  12. Музыкальные диктанты / Общая редакция В. Вахромеева. – М., 1975г.;
  13. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М., 1981г.;
  14. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1979г.


Список методической литературы

  1. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 4 класса ДМШ. – М., 1975г.;
  2. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса ДМШ. – М., 1978.;
  3. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 5 класса ДМШ. – М., 1981г.;
  4. Вопросы методики воспитания слуха / Под ред. Н. Островского. – Л., 1967г.;
  5. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1978г.;
  6. Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. – М., 1989г.;
  7. Г. Шатковский. Развитие музыкального слуха.- М., 1996 г..

Психолого-педагогическая литература

  1. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1979.;
  2. Готовность к школе: Руководство практического психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Наука, 1995.;
  3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития;
  4. детей. - М: Просвещение, 1995.;
  5. Зимняя И.А.. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.;
  6. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: Линка-Пресс, 1997.;
  7. Психолого-педагогический словарь/ Сост. Межериков, под ред. П.И.
  8. Пидкасистого. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.;
  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.;
  10. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

Приложение 1

Техника безопасности

В целях безопасности своей жизни и жизни других детей, ребенок должен соблюдать следующие правила:

  • не засовывать пальцы и различные предметы в электрическую розетку;
  • пользоваться выключателем в случае необходимости;
  • уметь пользоваться специальным музыкальным оборудованием (электропианино, музыкальным центром, телевизором, видеоплеером);
  • при обращении со специальным музыкальным оборудованием, почувствовав неприятный запах, или услышав и увидев искру, немедленно прекратить действия, отойти от предмета и сообщить педагогу;
  • на занятиях не качаться на стуле и не толкать парту;
  • канцелярские предметы держать только в руках или на столе, и использовать их только в письменных целях;
  • во время занятия и в перерывах по кабинету не бегать, не подходить близко к окну и не высовываться из него;
  • не играть с острыми и колющимися предметами, не дергать руками за занавески.


Приложение 2

Аттестация учащихся

Текущая оценка результатов обучения происходит в виде проверки домашних заданий, опроса учащихся и проведении небольших самостоятельных работ. В конце полугодия проводятся контрольные занятия: первое занятие – теоретическое, второе - практическое, а в конце года – переводные экзамены соответственно учебному плану. Оценка знаний, умений и навыков, полученных за весь период обучения, происходит на выпускном экзамене.

Критерии оценок:

Ответы по теории и практические задания оцениваются по баллам, которые присваиваются учащемуся за правильность, самостоятельность, аккуратность выполнения.

1-й год обучения

1-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Дать определение: каденция; назвать виды каденции и их отличия;
  2. Назвать виды и особенности движения голосов в двухголосии;
  3. Рассказать об увеличенных и уменьшенных трезвучиях: их строения и функции;
  4. Объяснить метрическую особенность размера 6/8 и варианты схем дирижирования;
  5. Назвать изученные параллельные тональности до 4-х знаков при ключе включительно с указанием количества и порядка расстановки ключевых знаков.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить и спеть цепочку диатонических интервалов (три-пять интервала) от заданного звука; интервалы разрешить и определить их тональности;
  2. Построить и спеть увеличенные и уменьшенные трезвучия;
  3. Записать на слух цепочку интервалов обозначениями;
  4. Записать на слух аккорды обозначениями;
  5. Написать мелодический диктант на 8 тактов с предварительным разбором;
  6. Проанализировать за инструментом небольшой музыкальный пример, выявить музыкально-выразительные средства; найти и указать изученные аккорды;
  7. Спеть нотный пример на 4 такта в транспорте на тон вверх или вниз.
  8. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 7 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

6-7 баллов – высокий уровень,

3-5 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-12 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.

2-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Назвать свойства музыкальной формы – вариации;
  2. Рассказать об аккордах главных ступеней: их строения, функции;
  3. Объяснить особенности тритонов в мажоре и миноре;
  4. Назвать виды синкоп и объяснить их свойства, объяснить пунктирный ритм;
  5. Назвать параллельные тональности до 4-х знаков при ключе включительно с указанием количества и порядка расстановки ключевых знаков.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить и спеть цепочку диатонических интервалов и тритонов (семь интервалов); интервалы разрешить и определить их тональности;
  2. Построить от звука и спеть: главные трезвучия и их обращения, разрешить и определить тональности;
  3. Записать на слух цепочку интервалов обозначениями;
  4. Записать на слух обозначениями аккорды обозначениями;
  5. Написать мелодический диктант на 8 тактов с предварительным разбором;
  6. Проанализировать за инструментом небольшой музыкальный пример, выявить музыкально-выразительные средства, найти и указать изученные аккорды;
  7. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 7 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

6-7 баллов – высокий уровень,

3-5 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-12 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.

2-й год обучения

1-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Дать определение: каденция; назвать виды каденции и их отличия;
  2. Объяснить ритмическое понятие – триоль; 
  3. Рассказать о доминантсептаккорде и его обращениях: их строение, функции
  4. Объяснить особенности группы характерных интервалов;
  5. Назвать изученные параллельные тональности до 5 знаков при ключе включительно с указанием количества и порядка расстановки ключевых знаков.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить и спеть цепочку диатонических интервалов, тритонов и характерных интервалов (семь-девять интервалов) от заданного звука; интервалы разрешить и определить их тональности;
  2. Построить и спеть: уменьшенное трезвучие, увеличенное трезвучие, аккорды главных ступеней и их обращения, доминантсептаккорд и его обращения в заданной тональности; разрешить и определить тональности;
  3. Записать на слух цепочку интервалов обозначениями;
  4. Записать на слух аккорды обозначениями;
  5. Написать мелодический диктант на 8 тактов с предварительным разбором;
  6. Проанализировать за инструментом небольшой музыкальный пример, выявить музыкально-выразительные средства, найти и указать изученные аккорды и их обращения;
  7. Спеть нотный пример на 4 такта в транспорте на тон вверх или вниз.
  8. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 7 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

6-7 баллов – высокий уровень,

3-5 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-12 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.

2-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Назвать свойства музыкальной формы – вариации;
  2. Рассказать об особенностях септаккордов II и VII ступеней: их строение, функции;
  3. Объяснить понятия – хроматизм, проходящий и вспомогательный хроматизмы;
  4. Объяснить ритмическое понятие - четверть с точкой и две шестнадцатые, метрические особенности размеров и схемы их дирижирования: 5/4, 6/4, 7/4;
  5. Назвать параллельные тональности до 5 знаков при ключе включительно с указанием количества и порядка расстановки ключевых знаков.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить и спеть цепочку диатонических интервалов, тритонов и характерных интервалов (семь-девять интервалов) в заданных мажорной и минорной тональностях с разрешением;
  2. Построить от звука и спеть: уменьшенное трезвучие, увеличенное трезвучие, аккорды главных ступеней и их обращения, доминант септаккорд и септаккорды II и VII ступеней и их обращения, разрешить и определить тональности;
  3. Записать на слух цепочку интервалов обозначениями;
  4. Записать на слух аккорды обозначениями;
  5. Написать мелодический диктант на 8 тактов с предварительным разбором;
  6. Проанализировать за инструментом небольшой музыкальный пример, выявить музыкально-выразительные средства, найти и указать изученные аккорды и их обращения;
  7. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 7 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

6-7 баллов – высокий уровень,

3-5 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-12 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.


Протокол

результатов усвоения детьми учебного курса

по предмету сольфеджио

за   20______/__________учебный год

Группа _____________________

Ф.И.

ребёнка

_____________ год обучения

__________ полугодие

Теория

(баллы)

Практика

(баллы)

Сумма

(баллы)

Средний

балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итого по группе:

Низкий (Н) –        чел. (        %)

Средний (С) –        чел. (       %)

Высокий (В) –       чел. (       %)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дополнительная общеобразовательная программа "Мир музыки и духовой оркестр"

Авторская дополнительная общеобразовательная программа "Мир музыки и духовой оркестр"...

Дополнительная общеобразовательная программа «Малыш и музыка. Фортепиано»

Программа по обучению предмету фортепиано детей 4-6 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальная грамота с элементами сольфеджио" (2014-2015 уч.г.)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Основы хорового пения. Младший хор." (2014-2015 уч.года)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Сольфеджио" (2014-2015 уч.года)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 2 ступени для учащихся 2-4 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...