Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальная грамота с элементами сольфеджио" (2014-2015 уч.г.)
рабочая программа по теме

Савина Алина Анатольевна

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Музыкальная грамота с элементами сольфеджио»

(Музыкально-хоровой центр «Лель»)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Музыкальная грамота

с элементами сольфеджио»

(Музыкально-хоровой центр «Лель»)

Направленность - художественная

Уровень - ознакомительный

Возраст учащихся – 1-2 классы

Срок реализации программы – 1 год

Авторы:

педагог дополнительного образования

Савина Алина Анатольевна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА – 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Музыкальная грамота

с элементами сольфеджио»

(Музыкально-хоровой центр «Лель»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего совета__________________/                               /

СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная записка…………………………

2-7 стр.

2

Учебно-тематический план……………………

8 стр.

3

Содержание программы………………………

9-11 стр.

4

Методическое обеспечение программы………

12-14 стр.

5

Список литературы……………………………

15-17 стр.

6

Приложение……………………………………

18-23 стр.

  • Техника безопасности

18 стр.

  • Аттестация учащихся

19-23 стр.


1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Музыкальная грамота с элементами сольфеджио» является модифицированной, ознакомительного уровня 1 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

В системе эстетического воспитания велика роль музыкального образования. Занятия музыкой воспитывают у ребенка чувство прекрасного, художественный и эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость, учат разбираться в культурных и социальных явлениях.

В хоре основной деятельностью является хоровая исполнительская деятельность. Воспитание музыкальной и певческой культуры ребенка младшего школьного возраста в хоре происходит преимущественно на народной песне, на классической музыке - русской и зарубежной, на песнях для детей современных авторов. В работе над произведениями одним из требований является пропевание отдельных музыкальных фраз без сопровождения, что дает устойчивый навык чистого интонирования и точного воспроизведения мелодии на основе развития музыкального слуха исполнителя и его музыкальных представлений.

В процессе пения в хоре ребенок накапливает музыкально-слуховые и интонационные впечатления, которые развивают способность сознательно слушать музыку, анализировать исполняемые произведения, и на основе своих музыкально-слуховых представлений точно интонировать незнакомую мелодию. С приобретением музыкально-слуховых и интонационных навыков активизируется и развивается внутренний слух, что является необходимым условием любой музыкально-исполнительской деятельности. Именно поэтому, его развитие – одна из важнейших задач курса сольфеджио.

Внутренний слух (основной критерий музыкальности), в свою очередь, зависит, во-первых, от богатства музыкальных впечатлений учащихся; во-вторых, от качества их музыкального восприятия и памяти; в-третьих, от развитости музыкального мышления учеников, умения разбираться в полученных впечатлениях и, наконец, в-четвертых, от способности создавать представления о новых, еще не слышанных в действительности музыкальных явлениях путем синтеза накопленных в памяти музыкальных представлений. Такая сложная деятельность внутреннего слуха невозможна без специальных теоретических знаний.

Таким образом, все музыкальные навыки тесно связаны между собой, развитие одного навыка способствует развитию другого (стимулирует развитие и других навыков). И успешная музыкальная деятельность возможна только при взаимодействии всех компонентов: эмоционального восприятия музыки, внутреннего слуха, музыкального мышления, памяти, правильной работы мышц (при игре на каком-либо музыкальном инструменте, голосового аппарата – при пении).

В свете вышесказанного, следует отметить необходимость комплексного обучения, при котором происходит одновременное развитие всех музыкальных способностей обучающихся: слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, музыкального мышления, творческого воображения и эстетического вкуса. Вместе с тем в процессе музыкального обучения используются музыкальные методы, направленные на развитие каждого музыкального навыка в отдельности.

Развитие всех необходимых навыков и умений является одной из важнейших задач курса сольфеджио.

Сольфеджио является одной из основных дисциплин музыкально-хорового центра «Лель» (МХЦ «Лель»), так как помогает развитию музыкальности детей и способствует приобретению навыков, необходимых в хоровой практике. Полученные на занятиях сольфеджио знания и приобретенные навыки, также должны помочь обучающимся в освоении музыкального инструмента и в изучении музыкальной литературы.

Цель: формирование знаний музыкальной грамоты и всестороннее развитие музыкального слуха, музыкально-ритмических и вокально-интонационных навыков и творческих задатков учащихся на занятиях сольфеджио для их исполнительской самореализации в хоровом коллективе.

Задачи:

образовательные:

  • знакомство с теорией музыки, особенностями различных стилей и направлений в музыке;
  • постижение музыкальной логики произведения;
  • формирование вокально-интонационных навыков;
  • выработка у учащихся слуховых представлений;
  • обучение ориентированию в ладу: определять на слух его вид, ступени, интервалы лада;
  • обучение правильному и интонационно точному пению любых ступеней лада, интервалов в ладу и от нот (как одноголосно, так и в ансамбле), мажорных и минорных трезвучий и их обращений, воспроизведению выученной или незнакомой мелодии;
  • обучение навыкам записывать по слуху и на память, а также подбирать на инструменте несложные мелодии;
  • обучение сочинению небольших музыкальных построений (мелодии, ритмические партитуры и т.п.);
  • знакомство с основными средствами музыкальной выразительности и обучение их чувствовать (для более глубокого понимания и живого восприятия музыки);
  • знакомство с техникой безопасности в игре на инструментах (см. Приложение 1);

развивающие:

  • развитие музыкальных способностей (слуха, памяти, чувства ритма);
  • развитие музыкального мышления, памяти, аналитического восприятия;
  • стимулирование и развитие творческих задатков учащихся;
  • развитие музыкально-эстетического вкуса ребенка, его музыкально-слуховых и интонационных представлений;
  • развитие зонного или абсолютного слуха: научить чувствовать тональность и удерживать ее строй;
  • выработка навыка анализа на слух, а также по нотному тексту музыкальных произведений или их отрывков;
  • выработка навыка двухголосного пения с инструментом, как одного их основных методов домашней работы над хоровым репертуаром;

воспитательные:

  • формирование интереса к изучаемому предмету, к музыке;
  • воспитание уважения, поддержки сверстников;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • формирование культуры личности.

Отличительные особенности

Спецификой преподавания сольфеджио в МХЦ «Лель» является необходимость сохранения тесной связи с исполнительской хоровой деятельностью. Это, в свою очередь, делает необходимым изменение программы и методов работы по сравнению с общепринятым в музыкальных учебных заведениях. Не менее важной задачей для предмета сольфеджио в хоре является установление тесной связи внутреннего слуха и голоса, т.е. музыкально-слуховых представлений и вокально-интонационных навыков. Без этой связи невозможно развитие собственно голоса и практическая хоровая деятельность учащихся.

Программа «Музыкальная грамота с элементами сольфеджио» написана на основе документа «Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ» (Москва, 1984 г., автор Калужская Т.А.) и полученного собственного педагогического опыта с опорой на специальную и психолого-педагогическую литературу, практику работы педагога с детьми, полученных знаний на курсах повышения квалификации. Программа может корректироваться и дополняться каждый год с учётом полученных новых знаний, методик и др.

Возраст учащихся: 1-2 классы

Срок реализации программы: 1 год

Форма и режим занятий:

занятий сольфеджио проходят 1 раз в неделю по 1 часу (45 мин. занятие, 15 мин. организованный отдых), 44 часа в год: 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (другие формы работы с детьми: концерты, фестивали, мероприятия и др.). Количество обучающихся в группе составляет 15 человек.

На занятиях учитываются возрастные особенности развития детей, применяются различные формы и методы работы, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.

Ожидаемые результаты

Первый год обучения сольфеджио является информационно-ознакомительным и подготовительным.

К концу обучения учащиеся должны:

  • усвоить основные музыкально-теоретические понятия (ритм, метр, темп, звукоряд, гамма, лад, интервал, трезвучие, аккорд, фраза, мелодия и т.п.);
  • свободно читать ноты в скрипичном ключе;
  • сольмизировать и петь с листа с дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4 простейшие нотные примеры;
  • петь ступени лада по ручным знакам, по столбице на слоги и с названием нот;
  • определять на слух характер музыкального произведения, его структуру, лад, направление движения мелодии;
  • записывать ритмический рисунок мелодии;
  • записывать на слух мелодическую попевку;
  • анализировать произведения, исполняемые в классе фортепиано.

Методы оценки результатов обучения

Текущая оценка результатов обучения происходит в виде проверки домашних заданий, опроса учащихся и проведении небольших самостоятельных работ. В конце полугодия проводятся контрольные занятия: первое занятие – теоретическое, второе - практическое, а в конце года – переводные экзамены соответственно учебному плану. Оценка знаний, умений и навыков, полученных за весь период обучения, происходит на выпускном экзамене (см. Приложение 2).


2. Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в предмет. Техника безопасности.

2

1

1

2.

Вокально-интонационные навыки

6

1

5

3.

Воспитание чувства метроритма

5

1

4

4.

Развитие музыкальной логики

3

1

2

5.

Развитие музыкального восприятия

3

1

2

6.

Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений

4

1

3

7.

Музыкальный диктант

3

1

2

8.

Воспитание творческих навыков

2

1

1

9.

Социальная практика

12

2

10

10.

Итоговые занятия

4

2

2

Итого:

44

12

32


3. Содержание программы

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: знакомство с предметом обучения, план работы на учебный год; основы обращения с выключателем, основы пользования электропианино, музыкальным центром, телевизором и видеоплеером; основы поведения на занятиях и в перерыве между занятиями;

Практика: применение полученных знаний в процессе обучения.

2. Вокально-интонационные навыки.

Теория: посадка, дыхание и дикция во время пения; высокие и низкие звуки, звукоряд, гамма, мажорный и минорный лад, устойчивые и неустойчивые ступени, вводные звуки, тоника, тоническое трезвучие, интервал, аккорд, тон, полутон; первоначальные навыки нотного письма; строение мажорной гаммы; тональности До, Соль, Фа, Ре;

Практика: песни-упражнения, мажорные гаммы вверх и вниз, пение ступеней лада по ручным знакам, по столбице на слоги и с названием нот; разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые; тоническое трезвучие; тон, полутон; различные упражнения.

3. Воспитание чувства метроритма.

Теория: темп, метр, ритм, размер, длительность, такт, тактовая черта, сильная доля, затакт, пауза; определение и запись ритма стихов, ритмические партитуры; схемы размеров 2/4, 3/4, 4/4; 

Практика: повторение данного ритмического рисунка на слоги; прохлопывание; сольмизация нотных примеров; определение ритма мелодии; исполнение простейших ритмических партитур; дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4.

4. Развитие музыкальной логики.

Теория: предложение, фраза, мотив, мелодия, период, куплет, реприза;

Практика: определение окончания произведения, деление его по фразам, сравнение фраз и мотивов, определение выразительных свойств пройденных элементов музыкальной речи (темп, регистр, движение мелодии и т.п.).

5. Развитие музыкального восприятия.

Теория: ритм, метр, темп, лад, ступени лада, трезвучие, характер музыкального произведения;

Практика: определение на слух характера музыкального произведения, темпа, метра, количества фраз и их структуры, направления движения мелодии, лада и отдельных его ступеней, трезвучия.

6. Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений.

Теория: основы сольфеджирования и чтения с листа, пения вслух и про себя, пения «по цепочке»;

Практика: пропевание знакомых мелодий попеременно вслух и про себя, пение «по цепочке». Сольфеджирование и пение с листа простейших нотных примеров.

7. Музыкальный диктант.

Теория: основы записи ритма и мелодической попевки на слух;

Практика: запись ритмического рисунка мелодии. Работа по развитию музыкальной памяти.


8. Воспитание творческих навыков.

Теория: основы сочинения мелодии;

Практика: допевание мелодий на слоги и с названием нот, досочинение окончаний фраз или предложений, сочинение простейших мелодий на данный ритм, текст. 

9. Социальная практика.

Теория: закрепление и повторение учебного курса предмета сольфеджио; подготовка учащихся к конкурсам, фестивалям и мероприятиям разного уровня; основы сценической культуры исполнения;

Практика: репетиции выступлений, исполнение выученного произведения;

выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности; участие в конкурсах, фестивалях; участие в мероприятиях разного уровня.

10. Итоговые занятия.

Теория: к концу первого года обучения обучающиеся должны усвоить основные музыкально-теоретические понятия (ритм, метр, темп, звукоряд, гамма, лад, трезвучие, аккорд, фраза, мелодия и т.п.);

Практика: свободно читать ноты в скрипичном ключе; сольмизировать и петь с листа с дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4 простейшие нотные примеры; петь ступени лада по ручным знакам, по столбице на слоги и с названием нот; определять на слух характер музыкального произведения, его структуру, лад, направление движения мелодии; записывать ритмический рисунок мелодии; анализировать произведения исполняемые в классе фортепиано.


4. Методическое обеспечение программы

На каждом занятии педагог ведёт работу по всем разделам курса с применением различных форм и методов занятий, соответствующих возрасту учащихся и уровню приобретенных ими навыков.

Знания по всем разделам курса даются по спирали, то есть увеличивается объем знаний по уже пройденной ранее теме, но при этом ребёнок приобретает новые навыки и умения и совершенствует старые, что дает ему возможность решать более сложные задачи.

Для успешной реализации поставленных задач по программе применяются следующие формы и методы работы:

1) вокально-интонационные упражнения (пение a cappella и с гармонической поддержкой):

- пение гамм;

- тоническое трезвучие и его обращения;

- ступеней лада;

- мелодических оборотов;

- секвенций;

- интервалов в одноголосном варианте;

2) упражнения на воспитание чувства метроритма:

- определение и запись ритма стихов;

- повторение данного ритмического рисунка на слоги;

- прохлопывание ритма;

- сольмизация нотных примеров;

- дирижирование;

- определение на слух метроритма мелодии;

- исполнение ритмических партитур;

3) гармонический анализ произведения (по нотам и на слух):

- разбор музыкального произведения или его отрывков: определение жанра, формы, фактуры, мелодии и ритма, нахождение кульминации произведения;

- определение выразительных свойств изученных элементов музыкального языка;

4) слуховой анализ:

- определение на слух лада, его ступеней;

5) пение по нотам:

- сольфеджирование и пение с текстом нотных примеров;

- пение с листа;

- чередование пения вслух и про себя;

- пение выученных мелодий.

6) сообщение теоретических сведений;

7) музыкальный диктант:

- повторение голосом прослушанной мелодии с названием нот (без записи);

- запись мелодической попевки с предварительном разбором;

- запись по памяти знакомых мелодий;

8) упражнения на фортепиано:

- подбор по слуху знакомых мелодий;

9) сочинение мелодий:

- сочинение мелодий и ритмических рисунков с использованием пройденных элементов музыкального языка;

- сочинение мелодий на заданные стихи.

На данном году обучения дети получают теоретические знания и практические умения и навыки в простой и доступной форме для их возраста и способностей. Обучение строится на основе принципа «от простого к сложному».

На занятиях по сольфеджио ведётся постоянная фронтальная работа со всей группой по всем разделам программы (сольфеджирование, анализ на слух, музыкальный диктант и др.). Это позволяет педагогу на каждом занятии осуществлять беглый текущий опрос всех учащихся.

На каждом занятии проверяется домашнее задание и проводится небольшая самостоятельная работа, что позволяет постоянно контролировать уровень знаний учащихся и выявлять их слабые стороны.

Приобретенные на занятиях знания и навыки требуется закреплять в домашней работе учащихся, которая включает в себя весь комплекс работы на занятии. Наибольшее предпочтение отводится творческим заданиям (подбор знакомых мелодий, сочинение мелодий на данный текст, ритмический рисунок с использованием пройденного материала). Выполнение творческих заданий требует более скурпулезной самостоятельной работы и стимулирует интерес учащегося к предмету.

Условия реализации программы

  • учительский стол и стул;
  • синтезатор на учительском столе, электронное пианино (фортепиано);
  • телевизор, видеоплеер и музыкальный центр;
  • доска с разлинованным нотным станом (два ряда по 5 линеек), разноцветные мелки;
  • парты и стулья - два ряда;
  • наглядные пособия - плакаты с учебными материалами;
  • методические пособия для занятий сольфеджио: учебники и тетради по сольфеджио; специальная учебная, нотная, методическая и психолого-педагогическая литература.


5. Список литературы

Список нотной литературы

  1. Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976г.;
  2. Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975г.;
  3. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы ДМШ. – М., 1979г.;
  4. Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968г.;
  5. Давыдова Е. Запорожец С. Сольфеджио. Учебник для 3 класса ДМШ. – М., 1976г.;
  6. Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972г.;
  7. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1978г.;
  8. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М., 1979г.;
  9. Калужская Т.А. Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ. -М.,1984г.;
  10. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980г.;
  11. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 1 класса ДМШ. – М. 1989г.;
  12. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 2 класса ДМШ. – М. 1989г.;
  13. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для подготовительного  класса ДМШ. – М. 1989г.;
  14. Металлиди Ж. Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л., 1980г.;
  15. Музыкальные диктанты / Общая редакция В. Вахромеева. – М., 1975г.;
  16. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М., 1981г.;
  17. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1979г.


Список методической литературы

  1. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1975г.;
  2. ДМШ. – М., 1975г.;
  3. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2 класса ДМШ. – М., 1977г.;
  4. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса ДМШ. – М., 1978.;
  5. Вопросы методики воспитания слуха / Под ред. Н. Островского. – Л., 1967г.;
  6. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1978г.;
  7. Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. – М., 1989г.;
  8. М. Котляревская –Крафт ,И. Москалькова ,Л. Бахтан. Сольфеджио.  Учебное пособие для подготовительных  отделений. М., С-  Пбг., 1995г.;
  9. Г. Шатковский. Развитие музыкального слуха.- М., 1996 г..

 

Психолого-педагогическая литература

  1. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1979.;
  2. Готовность к школе: Руководство практического психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Наука, 1995.;
  3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития
  4. детей. - М: Просвещение, 1995.;
  5. Зимняя И.А.. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.;
  6. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: Линка-Пресс, 1997.;
  7. Психолого-педагогический словарь/ Сост. Межериков, под ред. П.И.
  8. Пидкасистого. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.;
  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.;
  10. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.


Приложение 1

Техника безопасности

В целях безопасности своей жизни и жизни других детей, ребенок должен

соблюдать следующие правила:

  1. не засовывать пальцы и различные предметы в электрическую

розетку;

  1. пользоваться выключателем в случае необходимости;
  2. уметь пользоваться специальным музыкальным оборудованием (электропианино, музыкальным центром, телевизором, видеоплеером);
  3. при обращении со специальным музыкальным оборудованием, почувствовав неприятный запах, или услышав и увидев искру, немедленно прекратить действия, отойти от предмета и сообщить педагогу;
  4. на занятиях не качаться на стуле и не толкать парту;
  5. канцелярские предметы держать только в руках или на столе, и использовать их только в письменных целях;
  6. во время занятия и в перерывах по кабинету не бегать, не подходить близко к окну и не высовываться из него;
  7. не играть с острыми и колющимися предметами, не дергать руками за занавески.


Приложение 2

Аттестация учащихся

Текущая оценка результатов обучения происходит в виде проверки домашних заданий, опроса учащихся и проведении небольших самостоятельных работ.

В конце полугодия проводятся контрольные занятия: первое занятие – теоретическое, второе - практическое, а в конце года – переводные экзамены соответственно учебному плану. Оценка знаний, умений и навыков, полученных за весь период обучения, происходит на выпускном экзамене.

Критерии оценок:

Ответы по теории и практические задания оцениваются по баллам, которые присваиваются учащемуся за правильность, самостоятельность, аккуратность выполнения.

1-е полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Дать определение: темп, метр-пульс, ритм;
  2. Дать определение: длительность, размер, такт, сильная доля, затакт, пауза;
  3. Дать определение: фраза, мелодия, куплет, реприза;
  4. Дать определение: гамма, лад музыки, тональность;
  5. Обозначить числами ступени гаммы: тоника, устойчивые, неустойчивые, вводные.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень (самостоятельно ребёнок дал ответы на все вопросы),

3-4 балла - средний уровень (дал ответы на 2 вопроса с помощью педагога),

0-2 балла - низкий уровень (практически не ответил или не ответил на 3 вопроса).

Практические задания:

  1. Переписать нотный пример, определить и написать размер такта;
  2. В переписанном нотном примере:
  • определить тональность;
  • расставить ступени в данной тональности;
  • все устойчивые ступени обозначить в кружочек;
  • найти устойчивые и неустойчивые скачки, обозначить скачки стрелочками – вверх, вниз - от первой ноты скачка;
  1. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:

  • просольмизировать нотный пример с названием ритмических слогов и с названием нот;
  • указать количество фраз мелодии;
  • объяснить движение мелодии;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 3 балла:

3 балла – высокий уровень,

2 балла - средний уровень,

0-1 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

7-8 баллов – высокий уровень,

4-6 балла - средний уровень,

0-3 балла - низкий уровень.

2-е полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Дать определение: тон, полутон;
  2. Обозначить в тонах и полутонах строение мажорной гаммы;
  3. Дать определение: аккорд, тоническое трезвучие;
  4. Назвать знаки альтерации и их свойства;
  5. Назвать изученные мажорные тональности и их ключевые знаки.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Переписать нотный пример, определить такты и расставить тактовые черточки;
  2. Записать на слух ритмический диктант на 2 такта, предварительно определив размер такта;
  3. Определить на слух и записать обозначениями: тон, полутон; два лада музыки – мажор, минор; размер такта пьесы; начало пьесы – с полного такта, или из-за такта.
  4. Пропеть вокально-интонационные упражнения в заданной тональности по схеме: гамма вверх-вниз, вводные ступени, устойчивое трезвучие, опевание устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, пропеть аккорды по трезвучиям от заданных ступеней;
  5. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:

  • просольмизировать нотный пример с названием ритмических слогов и с названием нот;
  • указать количество фраз мелодии;
  • объяснить движение мелодии;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-10 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.

Протокол

результатов усвоения детьми учебного курса

по предмету сольфеджио

за   20______/__________учебный год

Группа _____________________

Ф.И.

ребёнка

_____________ год обучения

__________ полугодие

Теория

(баллы)

Практика

(баллы)

Сумма

(баллы)

Средний

балл

Уровень

Итого по группе:

Низкий (Н) –        чел. (        %)

Средний (С) –        чел. (       %)

Высокий (В) –       чел. (       %)