Кадетские классы как путь к сохранению здоровья школьников.
статья на тему

Поспехова Надежда Вячеславовна

Кадетские классы в общеобразовательных школах  дают возможность сохранять и улучшать здорове школьников, являясь мощной здоровесберегающей технологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorove_shkolnikov.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Кадетские классы как путь к сохранению здоровья школьников.

Поспехова Н.В., - учитель, педагог-организатор,

ГБОУ №350 Невского района Санкт-Петербурга.

В наше время вопрос сохранения здоровья школьников стоит как никогда  остро. Многочасовое сидение за парой и компьютером, повышенные психологические нагрузки  при подготовке к экзаменам, бесконечный поток самой разнообразной информации, который ежедневно обрушивается на детей, – все это отнюдь не способствует формированию у них стопроцентного здоровья. А если добавить к этому еще и сложную экологическую ситуацию крупных городов, психологические и социальные конфликты, характерные для подросткового возраста, то становится понятно, что шансов вырастить наших детей здоровыми  крайне мало. Уже давно в школах практически не осталось учеников с первой группой здоровья, причем  со временем эта ситуация все более усугубляется,  и требуются серьезные меры для ее улучшения. Одну из главных ролей в решении этой  наболевшей проблемы предстоит сыграть школе, как социальному институту, на который возложена ответственность  за формирование мировоззрения у будущих поколений.

Изменить ситуацию путем снижения учебной нагрузки крайне сложно, так как получение хорошего образования является приоритетной задачей и для детей, и для их родителей. Но тут возникает вопрос: что наносит больший вред здоровью ребенка – напряженный образовательный процесс или неправильно организованное послеурочное время?  Большая часть детей и подростков под словом «отдых» подразумевают не игры со сверстниками на открытом воздухе, не общение с семьей и не посещение спортивных кружков и секций,  а погружение в недра социальных сетей, компьютерные игры или просто  просмотр  телевизора. При таком «отдыхе» организм ребенка остается неподвижным, а мозг получает огромный объем информации, чаще всего негативной и агрессивной. Отсюда и хронические усталость и переутомление, связанные с неподвижным образом жизни, и кислородное голодание, отрицательно сказывающееся на работе головного мозга, и избыточные нагрузки на психику, усугубляемые недостатком сна.

К сожалению, родители не всегда могут организовать ребенку полноценный, здоровый досуг, отвлечь от многочасового сидения за компьютером. Тогда ответственность за это ложится на школу, и от действий педагогического коллектива во многом будет зависеть, какой именно отдых выберут их воспитанники.

Одним из вариантов внедрения здоровьесберегающих технологий в систему школьного образования является вовлечение учеников в целый комплекс неурочных занятий, направленный на обеспечение занятности подростков во второй половине дня. В качестве примера можно привести создание в школе кадетских классов, работающих по программе «Юный спасатель МЧС». Такая программа предполагает целую систему  внеклассных занятий и  участия в различных мероприятиях. Она включается в себя занятия по курсам:

  • Медицина и медицина экстремальных ситуаций  
  • Основы подготовки к военной службе  
  • Организация деятельности МЧС
  • Туризм
  • Водная подготовка.

Исходя из того, что здоровье это не только физическое состояние, но также и душевное, социальное и моральное благополучие, программа «Юный спасатель МЧС» открывает перед школой огромные возможности для сохранения и улучшения здоровья подростков.

Занятия по медицине позволяют не только научить детей оказывать первую доврачебную помощь, но и вносят свой вклад в  формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, напоминая про важность сохранения здоровья и о негативных последствиях вредных привычек.  Дети не только учатся, как правильно  помочь себе и своим близким, но и как поступить, если в беду попал посторонний человек, как не остаться равнодушным в любой жизненной ситуации.

Водная подготовка предполагает посещение кадетами занятий в бассейне, где под руководством тренера они осваивают различные техники плавания и учатся оказывать помощь при спасении на воде. При этом такие занятия способствуют укреплению здоровья и улучшению  общей физической подготовки детей.

Занятия по военной подготовке и особенно раздел «Строевая подготовка», если позволяют погодные условия проводятся на школьном стадионе. Таким образом, подростки могут не только освоить навыки маршировки, почувствовать себя единым коллективом, но и провести несколько часов на свежем воздухе, восполнив при этом  недостаток кислорода в крови.

Трудно переоценить роль занятий по туризму и альпинизму для здоровья школьников. Высокая двигательная активность, развитие гибкости и выносливости, формирование силы воли, взаимопомощи и ответственности помогают сохранить здоровье школьника в самом широком смысле этого слова.

      Занятия по курсу «Организация деятельности МЧС» направленны  на развитие таких качеств, как патриотизм и готовность защищать Родину. Кроме того, эти занятия позволяют провести профессиональную ориентацию среди кадет, подробно познакомить подростков с профессией спасателя и военными специальностями, выявить лидерские качества и наметить пути для возможного дальнейшего профессионального образования. Занятия предполагают не только приобретение теоретических знаний, но и посещений музеев и учебных заведений по тематике МЧС, экскурсии на пожарные части и подготовку к различным спортивным мероприятиям. Тем самым данный курс позволяет помочь детям в их  профессиональном самоопределении и социализации.

       Важным здоровьесберегающим элементом дополнительного образования являются туристические походы и выезды. Во время этих мероприятий дети не только находятся на природе, вдали от городского шума и загрязненного воздуха, но и ведут активный образ жизни: участвуют в жизни лагеря, в заготовке дров, приготовлении пищи, получают навыки движения по маршруту, как пешим ходом, так и на плавательных средствах. При этом у кадет развиваются не только физические данные, но  и морально-нравственные качества, такие как сила воли, целеустремленность, умение распределять обязанности и умение работать в команде. Кроме того, во время длительных походов дети лишены возможности пользоваться различными гаджетами, что позволяет снизить риск возникновения у них интернет-зависимости и заставляет оценить, насколько реальный мир и реальное общение интереснее виртуального.

       Участие кадет в различных патриотических и социальных акциях позволяет повысить их духовную культуру и пробудить  интерес к истории своей страны, уважение к старшим. Одновременно с этим происходит формирование у подростков активной жизненной позиции и осознание себя сопричастным к общему делу.

       Помимо учебных занятий у кадетских групп есть и еще ряд особенностей, играющих большую роль  для  здоровья школьников.

       Находясь целый день в школе, подростки нуждаются в полноценном горячем питании. К сожалению, не все родители могут обеспечить им своих детей. Поэтому для кадет организованы комплексные обеды по льготной цене. Это значительно снижает риск возникновения у них заболеваний желудочно-кишечного тракта и преждевременной утомляемости.

     В условиях, когда финансовые возможности семей могут сильно варьироваться, вопрос школьной формы встает очень остро. Ребенок не всегда удовлетворен той одеждой, которую могут приобрести ему родители. Нередко это приводит к возникновению конфликтов между подростками. Кадетские классы помогают решить эту проблему. Все кадеты в обязательном порядке носят форму установленного образца, как повседневную, так и парадную. Единство формы обеспечивает психологический комфорт подростков и подчеркивает их принадлежность к единой социальной группе.

      В школах существует целый ряд традиций, способствующих поддержанию и укреплению физического и психологического здоровья детей – дни здоровья, школьные олимпийские игры, соревнования и тематические дни. Но именно создание кадетских отделений  позволяет подойти к решению данной проблемы  комплексно и сформировать у учащихся навыки по сохранению собственного здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагогического коллектива над решением проблемы сохранения здоровья школьников

Наша школа уже не один год работает над  решением проблемы сохранения здоровья учеников и педагогов, поскольку важной задачей современного образовательного учреждения выступает поиск таких ...

Буклет для родителей "Рекомендации по сохранению здоровья школьников"

Рекомендуется в качестве раздаточного материала для проведения родительских собраний по тематике "Рациональное питание школьников, правильный режим дня"...

Путь к сохранению здоровья. Учет индивидуально - типологических особенностей учащихся в процессе обучения

Специальные приемы работы со слабыми и сильными учениками помогают добиваться лучших результатов при обучении детей.Для этого следует соблюдать определенные правила по отношению к учащимся.Существуют ...

Путь к сохранению здоровья. Специальные приемы работы с инертными и подвижными учениками.

Многочисленную группу составляют школьники, чьи природные динамические особенности не вступают в резкие противоречия с требованиями учебной деятельности.Им надо помочь научиться произвольно регу...

Родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни

   Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент соци­ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложи...

Общешкольное родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни

   Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент соци¬ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ...

Здоровое питание в школе и дома как фактор сохранения здоровья школьника

Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.Эта работа является приоритетным направлением деятель...