Здоровое питание в школе и дома как фактор сохранения здоровья школьника
статья на тему

Клинкова Татьяна Николаевна

Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Эта работа является приоритетным направлением деятельности нашей школы и направлена на формирование культуры и организацию здорового питания детей в школе и в семье. Здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность ребенка, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровое питание в школе и дома как фактор сохранения здоровья школьника

Доклад учителя химии МБОУ Бондарской СОШ

на родительском собрании

Клинковой Т.Н.

Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Эта работа является приоритетным направлением деятельности нашей школы и направлена на формирование культуры и организацию здорового питания детей в школе и в семье. Здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность ребенка, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.

В течение учебного дня продолжительностью 5-6 ч учащийся затрачивает около 600 ккал, т. е. более четверти энергозатрат в сутки. Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей. Организм школьников 7-10 лет за сутки расходует в среднем 2300 ккал. Восполнить эту энергию можно только за счет питания. Чтобы пища принесла максимальную пользу, она должна содержать все вещества, из которых состоит наше тело: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Большинство витаминов не вырабатывается в организме, а должно поступать с пищей.
Предприятие общественного питания школы – это столовая по месту учебы – школьная столовая, предназначенная для обеспечения продукцией массового спроса (завтраками, обедами) учащихся этой школы. Однако, существует ряд причин, по которым не все дети питаются в школьной столовой:

- кому-то из школьников не нравятся комплексные меню, где навязывается определенный набор блюд, которые могут быть не всегда по вкусу;

- может не нравится качество приготовления блюд или их оформление;

- некоторым детям вследствие определенных заболеваний необходимо диетическое питание;

- есть просто сладкоежки, они вместо горячего завтрака или обеда потратят значительную сумму на шоколадки в буфете, не задумываясь о пользе горячего питания.

В нашей школьной столовой проведена модернизация школьного пищеблока, благодаря чему проведены ремонтные работы в помещении, произошло оснащение новым технологическим оборудованием. По мере необходимости проводится обновление кухонного инвентаря и посуды, приборов. Экономически выгодным оказалось использование универсального аппарата – параконвектомата. В пароконвектомате одновременно могут быть приготовлены мясные, рыбные или овощные блюда, различные гарниры. Главным преимуществом пароконвектоматов при их использовании в системе школьного питания является возможность приготовления диетических блюд за счёт задания для каждого продукта своего особого режима приготовления. При этом обеспечиваются не только высокие вкусовые качества приготовляемых блюд, но и сохраняются все полезные свойства продуктов, не происходит разрушения минеральных веществ и витаминов. Модернизация пищеблока помогла увеличить процент охвата  почти всех учащихся горячим питанием. Однако, наблюдая за детьми во время приема ими пищи, мы заметили, что основная масса учащихся питается избирательно. Стало ясно, что необходимо уделять больше внимания вопросам организации образовательно – просветительской работы по вопросам здорового питания. Разговор о правильном питании, знакомство с основами его организации мы начинаем с 1 класса. В этом нам помогает клубная форма работы, классные часы, проведение КТД, просветительская работа с родителями.

Мы провели диагностику представлений учащихся о правильном питании. Детям было предложено ответить на 4 вопроса:

1. Сколько раз в день вы едите?   2. Ежедневно ли вы едите первое блюдо?  3. Ежедневно ли вы едите свежие овощи (фрукты)?  4. Какие продукты вы любите больше всего?    Обработав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в основном дети питаются 3 раза в день, первое блюдо ежедневно употребляют только 36%, свежие овощи и фрукты присутствуют в рационе питания не у всех и не каждый день. А любимые продукты наших детей: чипсы, лимонад, пельмени, пицца. В числе нелюбимых продуктов – печень, творог, рыба. Достичь положительных результатов в области организации питания, стало возможным только при активном взаимодействии классных руководителей с родителями и учащимися, рассмотрение проблемы на родительских собраниях.

Отрадно заметить, что все дети осознанно остановили свой выбор на   полноценном горячем питании. Учащиеся и родители сделали вывод, что не все, что вкусно – полезно, что питание должно быть сбалансированным и пищу принимать следует в определенное время (соблюдать режим питания).

памятки о советами родителям ввести традицию совместной неспешной семейной трапезы, хотя бы один раз в день: она объединяет близких людей. Например, встречаться всем членам семьи за ужином, когда можно обсудить прошедший день. Но ни в коем случае нельзя в это время учить уму-разуму, высказывать критические «полезные» замечания своему чаду. Такое воспитание «отложите» на потом: начавшееся во время еды, оно негативно сказывается на процессе переваривания пищи и более того, вызывая негативные эмоции у ребенка, способствует возникновению у него заболеваний желудка.
В перспективе организация рационального питания школьников позволит:
- улучшить состояние здоровья школьников; - уменьшить случаи ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных    с питанием, а в перспективе - улучшить репродуктивное здоровье; - снизить риск развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни; - улучшить успеваемость школьников;  - повысить их общий культурный уровень.

Адаптация уч-ся 10-х классов  

В нашей школе проходила проверка 10-х классов по адаптации учащихся к условиям обучения в профильной школе с целью учёта индивидуальных особенностей и личностных качеств учащихся  к условиям обучения в профильной школе, сформированностью ЗУНов,  условий нормализации учебной нагрузки учащихся.

У десятиклассников изменяется социальное окружение (новый состав класса и учителя) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования), поэтому и возникает необходимость адаптации ребенка при переходе из среднего звена в старшее. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной и тем более для десятиклассника. Юноши и девушки переживают эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: старшеклассник становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Поэтому профилактика школьной дезадаптации – одна из важнейших задач, объединяющих учителей и родителей.

                                Анкета десятиклассника

                       ( В вопросах 1-3, 5-12 выбирается один ответ из предложенных)

 1.Если бы тебе сейчас предложили перейти в другой класс, ты бы остался в профильном классе?

1) остался бы в профильном классе;

2) перешел бы в обычный класс.

2. Как ты относишься к обучению по выбранному профилю?

1 ) я считаю, что сделал правильный выбор, и обучение в профильном классе поможет мне при поступлении в учебные заведения и пригодится в профессиональном будущем;

2) не вижу смысла обучения в профильном классе, но продолжу обучение на  данном профиле;

3) я разочарован, профильное обучение не соответствует моим ожиданиям;

4) я считаю, что обучение в профильном классе способствует моему социальному и профессиональному самоопределению, повышает их культурный уровень.

3. Твое отношение к проведению и содержанию элективных курсов

1) считаю, что выбор элективных курсов недостаточно широк;

2) меня  не устраивает выбор и содержание элективных курсов;

3) меня удовлетворяет проведение и содержание элективных курсов;

4) я ничего не знаю о проводимых элективных курсах.

4. Твое отношение к учебным предметам (можно выбирать несколько предметов, отмечать знаком +)

Учебный предмет

Отношение к учебному предмету

Люблю эти предметы и уроки

Хочу знать эти предметы

Заставляют заниматься

Не люблю этот предмет

Какой из предметов самый трудный для тебя

Какие из предметов считаешь самыми нужными для подготовки к жизни после окончания школы

Задают очень много домашней работы

Русский язык

Литература

Математика

Информатика

Иностранный язык

История

Обществознание

География

Физика

Химия

ОБЖ

Биология

Физкультура

Технология

5. Соответствует ли твоим физическим возможностям количественный уровень учебной нагрузки?

1) не сильно устаю во время уроков, довольно легко справляюсь с домашними заданиями, и у меня еще остается свободное  время;

2) немного устаю во время уроков, но, отдохнув, выполняю домашние задания, и еще остается свободное время;

3) устаю во время уроков, мне тяжело даются домашние задания, а свободного времени  практически не остается.

6. Сколько времени ты тратишь на выполнение домашней работы по предметам?

1) 1-2 часа

2) 2-3 часа

3) 3-4 часа

4) более 4-х часов

7. Когда ты выполняешь домашнюю работу по предметам?

1) сразу же после прихода из школы.

2) отдохну час-другой и делаю.

3) после 6 часов вечера

4) поздно вечером (после 21 часа)

5) я ее вообще не делаю

6) я ее делаю редко

8. Связаны ли твои интересы (в учебе и во внешкольных занятиях) с выбором будущей профессии?
А. Связаны очень тесно.
Б. Связаны, но  я хватаюсь то за одно, то за другое, у меня нет четкого плана действий.
В. Никак не связаны.

9. Случается ли, что ты обращается к серьезным источникам: пользуешься научной литературой, словарями?
А. Часто.
Б. Иногда.
В. Никогда.

10. Ставишь ли ты в своей учебной работе задачи, выполнение которых невозможно «за один присест», требует кропотливой работы в течение многих дней?
А. Очень часто.
Б. Бывает, что ставлю такие задачи, но редко выполняю их.
В. Не ставлю долговременных задач.

11. Занимаясь любимым делом, можешь ли делать «черную», неинтересную работу (выполнять длительные и скучные вычисления при решении интересной задачи)?
А. Делаю такую работу спокойно, в том объеме, в котором это необходимо.
Б. Иногда делаю, иногда бросаю на полпути.
В. Избегаю выполнения такой работы.

12. Можешь ли ты заниматься длительное время интеллектуальной работой, иногда даже жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?
А. Всегда, когда это необходимо.
Б. Только иногда.
В. Никогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроке как фактор сохранения здоровья учащихся и учителей

Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уро...

Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьников

Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведёт к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей...

Режим школьника - важнейший фактор сохранения здоровья и залог успешного учения

Режим школьника - кажеться родители про него забыли, а ведь это очень важно. Рекомендации родителям и детям....

Доклад на тему: «Школа как фактор сохранения здоровья обучающихся»

Cоздание организационно-педагогических, материально-технических и санитарно-гигиенических условий здоровьесбережения учащихся стало главной заботой в формировании здоровьесберегающего пространства шко...

Здоровый образ жизни в семье как фактор сохранения здоровья детей

Как ведется работа в лицее по созранению здорового образа жизни....

Аттестационный материал. Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьников.

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов его национальной безопасности является образование....

Исследовательский проект "Здоровое питание в школе и дома"

          Целью исследовательского проекта являлось: создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического здоровья школьников за счет получения знаний...