Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьников
методическая разработка по биологии на тему
Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведёт к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii2.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьников
I. Информация об опыте
- Наименование опыта
«Здоровьесберегающие технологии как механизм повышения качества образования и предотвращения утомляемости учащихся на уроках биологии и химии».
- Сведения об авторе опыта
Никулина Светлана Назаровна, учитель биологии и химии МБОУ «Булатниковская средняя общеобразовательная школа» Муромского района Владимирской области.
- Условия возникновения и становления опыта
Педагогическую деятельность учитель осуществляет в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Булатниковская средняя общеобразовательная школа» Муромского района Владимирской области.
Начало работы над данной темой относится к 2010-2013 учебному году. Условием становления опыта послужили требования, предъявляемые к образованию по сохранению здоровья учащихся, которые по праву стали одним из приоритетов государственной социальной стратегии. Государство однозначно сформулировало «госзаказ» на здорового гражданина. С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования ситуация кардинально изменится, и это направление здоровьесберегающей работы школы с использованием педагогических средств станет одним из центральных. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий, деятельности, поведения в интересах здоровья своего, окружающих людей и социоприродного окружения. Следовательно, главным для учителя биологии становится поиск новых технологий обучения предмету, направленных на здоровьесбережение школьников в образовательном пространстве, использование их в сочетании с традиционными формами и методами работы.
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им общеучебных знаний в объеме стандарта образования, не навредив его здоровью.
Приступая к изучению данной проблемы, был проанализирован медицинский мониторинг состояния здоровья учащихся школы за три года и получена следующая «картина»
Болезни нервной системы | Органов дыхания | ОРВ | Щитовидной железы | осанки | скалиоз | зрения | |
2010 | 5 % | 7% | 17% | 7% | 10% | 3% | 5% |
2011 | 6% | 8% | 20% | 9 % | 12% | 3,5% | 7 % |
2012 | 8% | 11% | 22% | 10% | 14% | 5% | 9% |
Сравнив результаты мониторинга и успеваемость учащихся по предмету, была отмечена зависимость качества знаний обучающихся по биологии от состояния их здоровья. Полученные выводы побудили меня искать новые технологии повышения качества обучения, направленные на предотвращение утомляемости во время урока и сохранение здоровья обучающихся. С этой целью были изучены инновационные методы здоровьесбережения в учебном процессе, используемые учеными, ведущими учителями, чтобы применить их в своей практике.
- Актуальность опыта
В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма. По мнению медиков, 75 процентов всех болезней человека заложено в детские годы. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологией т.п
Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана. А сколько за компьютером? Это продолжительное время ребенка в неподвижности, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны — это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте. Все выше перечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи. У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость - это немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни. Здоровый ребёнок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, физкультурную, игровую. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и взрослыми, т.е. счастлив. Известно, что основная цель жизни - счастье. Но к нему ведёт одна дорога: крепкое здоровье. Без него не может быть счастья. Счастье сильно зависит от той заботы, которую мы проявляем по отношению к нашему телу.
Здоровье – бесценное состояние не только каждого человека, но и всего общества.
Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
Таким образом, перед нами стоит задача сохранения здоровья подрастающего поколения
в процессе его обучения и воспитания, разработка путей и средств сохранения высокой
Сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном пространстве школы актуальна в настоящее время и в нашей школе
1.5. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в том, чтобы снизить, а в некоторых случаях предотвратить утомляемость учащихся и повысить качество образования посредством широкого использования в практике работы элементов технологии В.Ф. Базарного, оздоровительной методики А.Н. Стрельниковой, система Брегга. Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии и химии позволяет максимально приблизить процесс обучения к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям, способствует повышению учебной мотивации, снижению утомляемости и школьной тревожности для более успешного обучения.
1.6. Длительность работы над опытом
Внедрение в процесс обучения биологии и химии здоровьесберегающих технологий, направленных на повышения качества обучения можно разделить на три основных этапа.
На первом этапе (2009-2010 уч. г.) - выявлялись проблемы, определялись цели, ставились задачи и выбирались методы их решения, производился отбор данных о состоянии здоровья учащихся, изучались психологическая, педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, передовой опыт учителей-новаторов по интересующей проблеме, делались первые шаги по внедрению различных методик в практику работы.
На втором этапе (2010-2011 уч. год) – продолжались теоретические исследования, определялись содержание, формы и методы формирования здорового образа жизни с позиций здоровьесбережения, проводился анализ полученных результатов. Начали широко использовать здоровьесберегающие технологии, приступили к их анализу и систематизации.
На третьем этапе (2011-2012 уч. год) – проводилась корректировка основных положений исследования, обобщались и систематизировались материалы исследования, формировались выводы и оформлялся педагогический опыт, велась постоянная работа по внедрению элементов здоровьесберегающих технологий в педагогической практике.
1.7. Преемственност использования
Представленный опыт представлен с использованием в практической деятельности учителя элементов технологии В.Ф. Базарного, оздоровительной методики А.Н. Стрельниковой, кинезиологических упражнений.
Доступность опыта заключается в том, что он может быть успешно использован на уроках учителями-предметниками в средних и старших классах, а также в системе дополнительных занятий выпускников с целью подготовки к государственной итоговой аттестации и сдаче единого государственного экзамена.
1.8. Степень новизны опыта
Новизна опыта заключается в использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни, освоению педагогами новых технологий обучения здоровью, создаст благоприятные условия для формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся с учётом их индивидуальных возможностей, позволит повысить мотивацию школьников к ведению здорового образа жизни, и сделает возможным повышение эффективности здоровьесберегающей среды школы
Одно из главных направлений здоровьесберегающего образования учащихся – сбалансированное питание (горячее питание). В течение всего учебного года проводится витаминизация блюд.
Создание необходимой психологической среды и благоприятного психологического климата
Новизна опыта заключается в системном подходе к решению одной из важнейших проблем в современной парадигме образования – сохранение здоровья учащихся в период обучения в школе на основе:
- использования элементов технологии В.Ф. Базарного;
- оздоровительной методики А.Н. Стрельниковой,
- кинезиологических упражнений,
Научная новизна и теоретическая значимость опыта заключается в том, что:
- определено основное содержание здоровьесберегающих технологий и их место в системе работы учителя;
- определены теоретические положения формирования здоровьесбережения на уроке;
- разработана и обоснована система работы учителя с использованием здоровьесберегающих технологий, сущность которых состоит в создании у человека с самого раннего детства мотивации здоровья, формирование у него научного понимания сущности здорового образа жизни и выработке индивидуального валеологически обоснованного способа жизнедеятельности.
II. Технология опыта
Целью данного опыта является повышение качества образования и предотвращение утомляемости учащихся на уроках биологии и химии посредством внедрения здоровьесберегающих технологий.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- создать условия для формирования у школьников практических навыков здорового образа жизни, способствующих повышению учебной мотивации, снижению школьной тревожности для более успешного обучения;
- разработать методическое обеспечение процесса обучения биологиии на основе принципов здоровьесбережения;
- активизировать познавательные способности учащихся, направленные на повышение качества обучения через внедрение в учебный процесс элементов здоровьесберегающих технологий, предотвращающих утомление школьников.
Методы решения этих задач:
- анализ методической, психолого-дидактической литературы с целью формирования концептуальной базы исследования;
- анализ материалов и источников, представляющих педагогический опыт в плане решения анализируемых проблем: действующих программ и учебных пособий по биологии для учащихся;
- опытно-экспериментальная разработка и проведение учебных занятий в рамках избранной проблемы;
- осуществление корректировки внедряемой технологии по результатам проведения контрольных срезов её практической эффективности;
- контрольно-измерительные методики с целью определения состояния здоровья учащихся.
Технологии:
В последние годы в нашей стране получили распространение некоторые методики дыхательной гимнастики. Особый интерес представляет методика дыхательной гимнастики Стрельниковой. Суть методики Стрельниковой заключается в активном, направленном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох после активного “эмоционального” вдоха происходит как бы сам собой. В упражнениях, предложенных А.С. Стрельниковой, вдох надо выполнять при наклоне вперед, а выдох при выпрямлении.
Упражнения, которые можно выполнить по методике А. Стрельниковой на уроке биологии в 8 классе.
Тема урока: “Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей”.
И.п. (сидя). Поворот головы направо и налево. На каждый поворот шумный короткий вдох носом.
И.п. (сидя). Наклоны головы в стороны или вперед и назад с аналогичными вдохами.
И.п. (сидя). “Обнимание плеч”. Правой рукой захватите левое плечо, а левой – правое.
И.п. (стоя). Темповые наклоны вперед. При каждом наклоне - вдох.
И.п. (стоя). Повороты туловища налево и направо (при каждом повороте – вдох.
Методика Стрельниковой помогает постановке голоса, укрепляет дыхательные мышцы, оказывает терапевтический эффект при лечении астмы.
Упражнения дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела, в результате возрастает потребление кислорода и улучшается умственная деятельность учащихся на уроке. Использование упражнений дыхательной гимнастики способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, что позволяет контролировать поведение учащихся разных поведенческих групп.
- Использование элементов технологии В.Ф. Базарного.
1. Главным отличием учебного процесса по Базарному является регулярная смена динамических поз. Для этого используется специально предназначенная мебель: парты и конторки, столешница которых имеет небольшой наклон. Одну часть урока ученик должен сидеть, как обычно, за партой, а вторую часть — стоять за конторкой. Благодаря такому методу позвоночник и осанка укрепляются и развиваются правильно, без нарушений.
Основным принципом данной технологии является расширение двигательной активности на академическом уроке за счёт дидактических приёмов моделирования познавательной деятельности ученика с использованием: упражнений с сигнальными метками; упражнений с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий; приёма работы в режиме меняющихся зрительных горизонтов и др.
К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии
В. Ф. Базарного относятся:
- Режим динамической смены поз.
- Упражнения на зрительную координацию.
- Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
Упражнения на мышечно-телесную координацию
Методики зрительно-координационных упражнений используются для разминки и снятия напряжения с глазных мышц. Глаза учеников отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно ребята делают непроизвольно движения головой, шеей, туловищем, разминают затекшие от статического напряжения мышцы.
На уроках изучения новой темы
для учащихся 5-6 классов используют схему-тренажер, который проецируют с помощью мультимедийного проектора на стену кабинета. Наблюдение за незамысловатыми кругами и восьмерками помогает снять напряжение с глазных мышц. Подготовлены различные мультимедийные гимнастики для глаз с учетом возраста школьников, времени года и пр.
По мнению доктора В.Ф. Базарного, регулярное для учащихся 7-11 классов
использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за 1 учебный год.[2]
Использование этих методик в системе уроков приводит к развитию у детей внимания, памяти, развитию логического мышления, творческого воображения, а также отмечается улучшение зрения, снижение заболеваний опорно-двигательного аппарата.
3. Использование кинезиологических методов
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. У многих детей наблюдается значимый прогресс в плане способностей к обучению, а также управлении своими эмоциями.
В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
В педагогической практике педагогом используются разнообразные комплексы упражнений для 5-6 классов, которые выбираются исходя из целей урока
Более тысячи биологически активных точек в настоящее время известно на ухе, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши " горели".
Рекомендуемые упражнения:
1. Потягивание за мочки сверху вниз;
2. Потягивание ушной раковины вверх;
3. Потягивание ушной раковины к наружи;
4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Рекомендуемые упражнения:
1. Точка на лбу между бровями ("третий глаз");
2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние);
3. Точка посередине верхнего края подбородка;
4. Парные точки в височных ямках;
5. Три точки на затылке в углублениях;
6. Парные точки в области козелка уха.
Кроме того можно использовать физминутки такого рода: подпрыгните те, у кого день рождения весной, присядьте те, кто сегодня в школу пришёл в брюках, мальчики потянулись вправо, девочки влево и т.д.
В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать "минутки покоя". Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься
6. Методика использования физкультминуток на уроке.
Для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса на уроке организуются физкультминутки или физкультпаузы. Они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Упражнения составляются так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц. Комплексы физкультурных минуток подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Вводятся разнообразные упражнения, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность. На каждом уроке проводятся по две физкультминутки примерно на 10-й и 20-й минутах урока. Темп медленный и средний. В физкультурные минутки включаются не менее трех упражнений.
1.Оздоровительно- гигиенические (5-11 классы)
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».
На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя, цветка, геометрической фигуры глазами.
2.Физкультурно-спортивные (5-11 классы)
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
3.Двигательно-речевые(5-6 классы)
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их. Стихи можно выводить через проектор на доску. Таким образом можно разнообразить запас учителя различными стихотворными заготовками, сведя к минимуму подготовку.
Использование ИКТ в процессе обучения повышает наглядность обучения и создаёт, казалось бы, условия для сохранения оптимальной работоспособности. Но с другой стороны – увеличивают объём информации, получаемой учащимися по сравнению с обычными уроками. И хотя форма подачи информации более наглядна повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объём информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы.
Длительность непрерывного применения на уроках средств ТСО
Длительность просмотра (мин) | |||
Классы | диафильмы | кинофильмы | телепередачи |
1-2 | 7-15 | 15-20 | 15 |
3-4 | 15-20 | 15-20 | 20 |
5-7 | 20-25 | 20-25 | 20-25 |
8-11 | 25-30 | 25-30 | 25-30 |
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся 1 ступени 3-4 урока, для обучающихся 2 и 3 ступени - 4-6 уроков.
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание благоприятного эмоционального настроя и атмосферы успеха на уроках, здорового психологического климата и повышение интереса к нашему предмету – биология. Развитие интереса к занятиям и мотивация к учениям привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. Все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколе
III. Результативность опыта
Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение:
- направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;
- опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);
- приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;
- достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.
Обобщив 3-летний опыт работы по реализации здоровьесберегающих технологий обучения, были отмечены следующие параметры результативности:
- Уровень учебной мотивации и познавательной активности учащихся
2008-2009 учебный год | 2009-2010 учебный год | 2011-2012 учебный год | |
Высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности | 25% | 31% | 39% |
Хорошая школьная мотивация | 30% | 33% | 39% |
Положительное отношение к школе | 26% | 21% | 7% |
Низкая школьная мотивация | 10% | 5% | 5% |
Негативное отношение к школе | 7% | 5% | 0% |
Вывод: за 3 года высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности повысился на 14 % и на 9 % хорошая школьная мотивация, низкая школьная мотивация снизилась на 5%, негативное отношение к школе отсутствует. Учащиеся стали более ответственны в своём выборе и за свои действия, повысилась самооценка, ребята стали более уверены в своих силах, снизился уровень тревожности. Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.
- Снижение заболеваемости (простуды, вирусные заболевания)
Вывод: наблюдается тенденция снижения числа заболеваний на 16% в течение трех лет (2008 – 2012гг) в 7 классе
- Повышение качества успеваемости
Вывод: отмечается повышение уровня качества знаний учащихся 7 класса за 3 года. Данная методика помогла добиться 100% успеваемости и стабильного качества обученности в классе
С целью оценки результативности опыта проанализированы следующие данные успеваемости и качества знаний учащихся:
биология | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | ||||||
Класс | Кол-во уч-ся | кач. знаний | Класс | Кол-во уч-ся | кач. знаний | Класс | Кол-во уч-ся | кач. знаний | |
5- 7 класс | 5 | 4 | 21% | 5 | 11 | 22% | 5 | 14 | 24% |
6 | 8 | 58% | 6 | 25 | 62% | 6 | 25 | 72% | |
7 | 7 | 58% | 7 | 25 | 62% | 7 | 12 | 72% |
Динамика снижения уровня заболеваемости
по группам заболевания
Данная диаграмма показывает стабильное снижение по всем группам заболеваемости: ЛОР-заболеваемости в среднем на 1%; заболевания зрения в среднем на 3%; количество диспансерных больных снизилось в среднем на 2%. Существенно сократился (на 3%) показатель заболеваемости опорно-двигательного аппарата. Это, несомненно, является результатом работы учителя, внедряющего в учебный процесс элементы здоровьесберегающих технологий, направленные на сохранение здоровья детей и способствующие повышению учебной мотивации к предмету математика.
Перспектива:
- продолжить работу над формированием здоровьесберегающей образовательной среды;
- расширить комплекс упражнений корригирующей гимнастики;
И в прелести, сияющей и тонкой
Не просто юной жизни торжество-
Все будущее в образе ребенка
Стоит и просит защитить его.
Н. Тихонов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режим школьника - важнейший фактор сохранения здоровья и залог успешного учения
Режим школьника - кажеться родители про него забыли, а ведь это очень важно. Рекомендации родителям и детям....
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования у обучающихся установки на здоровый образ жизни".
Задача школы не "дотянуть \' ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки...
Здоровый образ жизни в семье как фактор сохранения здоровья детей
Как ведется работа в лицее по созранению здорового образа жизни....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Приминение современных технологий в формирование куртуры здоровья школьников...
Здоровое питание в школе и дома как фактор сохранения здоровья школьника
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.Эта работа является приоритетным направлением деятель...
Аттестационный материал. Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьников.
Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов его национальной безопасности является образование....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Здоровье нации под угрозой. 70% первоклассников имеют отклонения в здоровье. ...