Дополнительная общеразвивающая программа "Театральное искусство"
методическая разработка на тему

Житкевич Надежда Владимировна

Программа  "Театральное искусство", пояснительная записка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Театральное искусство» имеет художественную  направленность, базовый уровень согласно  документу «Основные характеристики уровней дополнительного образования детей (Приказ ДОгМ №922 от 17.12.2014г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году»).

Актуальность данной программы.  С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Теперь театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. В погоне за знаниями эмоционально – духовная сущность ребёнка отходит на второй план. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия «зажатости» – это игра, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театральная деятельность. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого человека, радоваться и тревожиться вместе с ним. Кроме того, театральную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир, развивать навыки взаимодействия с другими людьми, а так же способствует коррекции некоторых негативных состояний и проявлений. На занятиях по сценическому искусству воспитанники знакомятся с сущностью театрального творчества, с выразительностью и содержательностью «языка» действий, с возможностями его использования, и, овладевая им, выявляют свой творческий потенциал.

        Цель программы – познакомить детей с основами актерского мастерства и техники сценической речи.

Данная программа ставит задачи:

Образовательные:

познакомить детей с культурой театра,

научить детей  основам исполнительской техники актера,

научить основам техники сценической речи.

Воспитательные:

нравственное воспитание,

художественно-эстетическое,

воспитание морально устойчивой личности,

самовоспитание (самостоятельная работа).

Развивающие:

развитие эмоциональной сферы ребенка,

развитие навыков общения и коллективного творчества,

творческой активности,

активизация познавательного интереса.

Обучаясь по данной программе, дети не только участвуют в создании спектакля, но и получают комплексные знания по основам театральной культуры. Особое внимание уделяется изучению секретов актерского мастерства. Применяя знания, полученные в ходе обучения, дети учатся самостоятельно организовывать свой досуг, саморазвивая себя как гармоничную личность.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Дополнительная общеобразовательная программа «Театральное искусство» отличается от общеобразовательных программ «Театринки» и «Маленькие артисты» сроком реализации программы, а вследствие этого более обширным содержанием, то есть программа «Театральное искусство» раскрывает более подробно предмет «Актерское мастерство» так как она изучает его в течение пяти лет, а программа «Театринки» отводит на изучение этого предмета  только два года, программа «Маленькие артисты» - три года.

Предмет «Актёрское мастерство» состоит из 5-ти разделов:

1-й раздел - "Основы театральной культуры" -  знакомит воспитанников с элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

2-й раздел - "Теория актёрского мастерства" - знакомит детей с внутренней сущностью исполнительского искусства.

3-й раздел - "Театральная игра" - направлена на приобретение профессиональных умений и навыков, а так же на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

4-й раздел - "Сценическое движение" - развивает естественные психомоторные способности воспитанников, ощущение гармонии своего тела с окружающим миром, развивает свободу и выразительность телодвижений.

5-й раздел - "Работа над спектаклем" - является творческой шлифовкой актёрского мастерства, воспитывает умение анализировать свою работу и своих сверстников, находить неточности в исполнении роли и исправлять их, совершенствовать своё актёрское мастерство

Предмет «Сценическая речь» состоит из 4-х разделов:

1-й раздел - "Дыхание" - организует правильную работу органов дыхания

2-й раздел - "Голос" - развивает умение пользоваться разнообразной интонацией и делает речь эмоционально выразительной

3-й раздел - "Дикция" - развивает правильную артикуляцию и четкую дикцию

4-й раздел - "Работа над текстом" - развивает умение разбирать литературное произведение: определять тему, идею, сверх задачу, события, сквозное действие, определять характер героев, вскрывать подтекст произведения.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Возраст детей. Программа рассчитана для детей от 8 до 18 лет. В объединение на первый год обучения набираются дети от 8 до 14 лет без специальной подготовки. В виду возрастных особенностей детей 8 и 14 лет педагог оставляет за собой право делить их на две группы: группа №1 - дети от 8 до 12 лет, группа №2 - дети от 12 до 14 лет. Дети одного года обучения, но разных возрастных групп занимаются по одинаковому учебно-тематическому плану. ( см.раздел «Методическое обеспечение программы»).

Срок реализации.  Программа рассчитана на 5 лет обучения.

 Количество часов - 152ч.  Программа включает в себя занятия по двум дисциплинам: «Актёрское мастерство» и «Сценическая речь».

Режим занятий:

В астрономический час занятия входит академический час продолжительностью 45 минут:

 время для приема детей – 5 минут - педагог встречает детей; производит осмотр, отмечая эмоционально-физическое состояние (сонливость, раздражительность, наличие простудных явлений и др.).

 время для ухода детей-10 минут (общение и консультации с родителями, информационные сообщения и рекомендации).

По курсу «Актёрское мастерство» - 2 раза в неделю по 2  и 1 часу, всего 3 часа в неделю (114 часов)  

по курсу «Сценической речи» - 1 раз в неделю по 1 часу (38 часов).

Изучение выше названных учебных курсов идет одновременно, т.е. на одном занятии 2 часа отводится на актёрское мастерство, а на другом занятии 1 час изучается актерское мастерство, а 2-ой час отведен на изучение сценической речи.

Количество детей в группах 8 – 12 человек. Это позволяет педагогу в студии при выполнении поставленной творческой задачи работать как с коллективом, так и индивидуально с отдельным человеком. (перенести  к разделу «Возраст детей».)

На основании Санитарно-эпидеологических требований к учреждениям дополнительного образования, введенных в действие с 4 июля 2014 г. N 41 занятия по театральному искусству должны проходить 2 раза в неделю по два часа.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты первого года обучения.

Предметные

- знать выразительные средства в театре;

- знать бессловесные элементы действия;

- знать критерии органичного поведения;

- знать названия театральных профессий;

- знать основные театральные термины;

- знать упражнения гигиенического массажа;

- знать упражнения вибрационного массажа;

- знать упражнения артикуляционной гимнастики;

- знать скороговорки.

- уметь различать виды театрального искусства,

- уметь пользоваться жестами и мимикой

- уметь искренне верить в любую воображаемую ситуацию

- уметь управлять своим вниманием к предмету, партнеру

- уметь распределять внимание

- уметь владеть сценическим пространством

Личностные

-развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие образного мышления;

- развитие пластики тела;

- развитие сценической выразительности;

- развитие художественного вкуса.

Метапредметные

- уметь согласовывать свои действия с другими детьми;

- уметь фиксировать и осмысливать особенности поведения в этюдах и собственных работах.

Результаты второго года обучения

Предметные

- знать основные словесные действия, понятия подтекста;

- знать понятия сквозного действия;

- знать устройство театра: зрительного зала и сцены;

- знать скороговорки;

- уметь подчинять своё поведение сквозному действию пьесы;

- уметь действовать с воображаемыми предметами;

- умение ориентироваться на выразительность своего поведения;

- уметь исполнять трюк пощечина;

- уметь продолжительно существовать в заданном образе.

Личностные

-развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие образного мышления;

- развитие пластики тела;

- развитие сценической выразительности;

- развитие художественного вкуса.

Метапредметные

- знает культуру поведения в театре и на концерте;

- умеет сочинять этюды на предполагаемые обстоятельства;

- пользоваться словесными действиями;

- умеет пользоваться интонацией;

- умеет анализировать свою работу и работу товарищей;

- умеет точно соблюдать текст.

Результаты третьего года обучения

Предметные:

- знать параметры общения;

- знать жанры театрального искусства;

- знать театральные термины;

- знать устройство античного театра;

- знать творческую деятельность А.Н.Островского;

- умение с помощью своих действий и отношения изменять место действия;

- уметь оправдывать свои действия нафантазированными причинами;

- уметь импровизировать в спектакле;

- уметь органично существовать в предлагаемых обстоятельствах;

- уметь проявлять настойчивость в этюде.

Личностные:

-развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие образного мышления;

- развитие пластики тела;

- развитие сценической выразительности;

- развитие художественного вкуса.

Метапредметные:

- уметь видеть основные параметры общения в окружающей среде и произведениях.

Результаты четвертого года обучения

Предметные

- знать специфику работы актера перед зрителем;

- знать логические правила разбора пьесы и роли;

- знать творческую деятельность актеров 19-го века;

- знать театральные термины 1-го, 2-го, 3-го и 4-го годов обучения;

- уметь существовать на сцене в заданном темпо-ритме;

- уметь изготовлять реквизит для спектакля;

- уметь корректировать исполнение роли от спектакля к спектаклю.

Личностные:

-развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие образного мышления;

- развитие пластики тела;

- развитие сценической выразительности;

- развитие художественного вкуса.

Метапредметные:

- уметь сочинять этюды по мотивам сказок или отрывкам из пьес

-уметь  пользоваться низким, средним, высоким голосовыми регистрами

- уметь пользоваться интонацией

Результаты пятого года обучения

Предметные :

- знание основ теории актерского мастерства;

- знать творчество одного из известных зарубежных театров, по выбору обучающегося;

- знание правил разбора и чтения литературного материала;

- знание упражнения актерского тренинга;

- знание правил работы над ролью;

- знание основных театральных терминов за предыдущие годы обучения.

- умеет применять полученные знания на практике;

- умеет самостоятельно проводить актерский тренинг;

- умеет самостоятельно работать над созданием своего образа в спектакле;

- умеет пользоваться гримом;

- умеет пользоваться пластикой тела для создания художественного образа.

Личностные:

-развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие образного мышления;

- развитие пластики тела;

- развитие сценической выразительности;

- развитие художественного вкуса.

Метапредметные:

- владеет техникой художественного чтения;

- умеет четко и понятно излагать свои мысли;

- умеет донести свою мысль до собеседника;

- умеет положительно воспринимать критику;

- умеет тактично говорить о работе товарищей;

- имеет навык работы в коллективе;

- имеет навык публичного выступления.

Продолжение у составителя программы Житкевич Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства Программа по учебному предмету ОРКЕСТР (элементарное музицирование)

Программа учебного предмета «Оркестр (элементарное музицирование)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих програм...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Срок обучения 3-4 года (с 7-15лет) «Занимательное сольфеджио"

Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио (фортепиано, баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализаци...

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная (общеразвивающая) программа "Искусство вокала"

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная (общеразвивающая) программа "Искусство вокала" для учащихся 5-11 классов...

Дополнительная общеразвивающая программа "Искусство красноречия"

Программа составлена в соответствии с новыми требованиями для развития речи учащихся 5-6 классов...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...

Дополнительная общеразвивающая программ в области музыкального искусства ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ АККОРДЕОН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

         Программа учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон  у детей старшего дошкольного возраста, в у...