Дополнительная общеразвивающая программа "Искусство красноречия"
рабочая программа (6 класс)

Программа составлена в соответствии с новыми требованиями для развития речи учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_krasnorechiya.doc295 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

«Искусство красноречия»

для обучающихся: 12-13 лет

срок реализации: 1 год

Кузнецова Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования, 1 квалификационной категории

         

Усть- Кут

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Искусство красноречия» социально-педагогической направленности составлена в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Письмо Министерства образования и науки от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  • Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ;
  • Устава МКУ ДО ЦДО УКМО;
  • Лицензии МКУ ДО ЦДО УКМО на образовательную деятельность;
  • Программы развития МКУ ДО ЦДО УКМО на 2016-2021 гг.

Известно, что своевременное и полноценное овладение речью является важным фактором, определяющим развитие человека. Оно способствует становлению психики, развитию интеллекта, и, что не менее важно, успешной социализации. Впоследствии, чтобы произвести благоприятное впечатление на окружающих, расширить круг общения, добиться успеха и в целом адаптироваться в обществе, необходимо уметь говорить. Говорить грамотно, мотивированно, убедительно. Таким образом, успешность человека, его уверенность в себе напрямую зависят от того, насколько убедительна его речь. В этом состоит инновационность подхода к преподаванию риторики.

Новизна программы. Типовая программа по риторике отсутствует. При составлении программы «Искусство красноречия» был проанализирован опыт работы Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской («Риторика и развитие речи в образовательной системе», «Уроки риторики в школе», «Обучение успешному общению»); учтены требования ФГОС среднего полного (общего) образования по образовательным областям: «литература», «русский язык» (культура речи). Исходя из концепции преподавания курса риторики в школе, разработанного Т. А. Ладыженской, в программе «Искусство красноречия» уделяется внимание повышению уровня речевой культуры обучающихся, поиску новых путей обогащения речи, формированию адекватного речевого поведения, воспитанию позитивного отношения к себе и окружающим, и, в целом, созданию образа грамотного, интересного, открытого для общения человека. Дети учатся говорить по существу, аргументированно и убежденно излагать свои мысли, вести диалог с различными категориями собеседников, дискутировать; знакомятся с основами ораторского искусства. Все это дает нам право говорить о развитии так называемой эффективной речи - речи, направленной на достижение результата.

Уровень сложности программы – базовый.

Актуальность программы

Курс риторики, как дополнительной дисциплины, дает широкие возможности для реализации природных способностей, творческих замыслов, потребности в общении; способствует повышению уровня речевого развития обучающихся, культуры поведения. Целенаправленная подготовка к участию в окружных и городских мероприятиях (конкурсах чтецов, концертах), предусмотренная программой, также является важной составляющей творческого развития ребенка; способствует повышению самооценки, преодолению страха перед малознакомой аудиторией. Актуальность разработки программы обусловлена социальным заказом родителей и обучающихся, Концепцией развития дополнительного образования. «Личностью надо выделяться» – эти слова Ф.М. Достоевского могут стать эпиграфом, рельефно передающим смысл миссии дополнительного образования в развитии человека. Чтобы выделяться – нужно уметь правильно и красиво говорить.

Адресат программы: программа предназначена для обучающихся 12-13 лет .

Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 учебный год, 36 недель, 9 месяцев.

Форма обучения: очная.

 Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, в т.ч. перерыв между занятиями 10 минут, что соответствует СанПиН.

Цель программы – развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной социализации детей.

Задачи:

  • воспитание духовной культуры;
  • выполнение правил речевого этикета в процессе общения;
  • реализация индивидуальности учащегося в речи;
  • овладение практическими знаниями, умениями и навыками связной, грамотной речи;
  • знакомство со спецификой устной речи и психолингвистическими условиями взаимодействия говорящего и слушателя (слушателей);
  • формирование потребности постоянного совершенствования речевой деятельности,
  • оказание помощи в выработке собственного стиля общения и поведения.
  • развитие творческого мышления, воображения и фантазии;
  • развитие эстетического восприятия окружающего мира и эмоционального отношения к нему;
  • здоровьесбережение.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Объем программы: 144 часа в год.

Содержание программы

№ п/п

Название раздела и тем

Основные узловые моменты

1.

Раздел I. Введение. Голосоведение. Интонирование (40 часов)

1.1

Вводное занятие. Знакомство с работой детского объединения.

Знакомство с детским объединением. Правила работы.

1.2

Диагностирование способностей обучающихся.

Диагностирование способностей детей

1.3

Возможности речевого аппарата. Рождение звуков.

Строение и возможности речевого аппарата.

Развитие артикуляционного аппарата.

1.4

Артикуляционная гимнастика.

Понятие об артикуляции. Упражнения на совершенствование артикуляционных навыков

1.5

Дыхательные упражнения.

Понятие о форсированном и фиксированном выдохе. Дыхательная гимнастика.

1.6

Деление согласных звуков на группы; особенности в произношении.

Упражнения на совершенствование артикуляционных навыков.

Автоматизация и дифференциация звуков.

1.7

Работа над дикцией.

Понятие о дикции; развитие дикции.

1.8

Невнятная речь.

Причины невнятной речи, ее исправление

1.9

Скороговорки и чистоговорки.

отличие скороговорки от чистоговорки. Дикционные упражнения - проговаривание скороговорок и чистоговорок.

1.10

Интонация. Логическое ударение, пауза, тон, ритм речи.

Понятие об интонации, логическом ударении, тоне, ритме.

1.11

1.12

Учимся читать сказки

Выразительное чтение сказок К.И. Чуковского, С.Я. Маршака

1.13

1.14

Учимся читать стихи

Выразительное чтение стихотворений о природе, сюжетных стихотворений

1.15

1.16

Учимся читать прозу

Выразительное чтение притч, отрывков произведений русских авторов

1.17

1.18

Учимся читать драматические произведения

Выразительное чтение пьес по ролям

1.19

Подготовка к конкурсу чтецов.

Формирование умений импровизировать и сочетать движения и речь; работа над голосом, интонационной и эмоциональной выразительностью, импровизацией, выработка собственного стиля.

1.20

Конкурс чтецов

Проверка знаний по изученному разделу

2.

Раздел II. Проба пера (46 часов)

2.1

Текст. Смысловая цельность и связность текста.

Понятия «текст», «тема».

2.2

Понятие о теме и микротеме. План.

Понятия «тема», «микротема», «план». Простой и сложный план. Составление плана к тексту и текста к плану

2.3

Текст. Ключевые слова, заголовок.

Что такое «ключевое слово»? Составление микротекста по ключевым словам. Создание заголовков.

2.4

Типы текста.

Понятие о повествовании, описании, рассуждении. Работа с текстами разных типов

2.5

Текст – «рассказ».

Рассказ с заданным началом.

Понятие о тексте повествовательного характера. Работа над «рассказом».

2.6

Рассказ с заданной концовкой.

Создание рассказа на примере произведения Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася».

2.7

Сочинение сказки по заданному началу и концу.

Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Сущая правда», сочинение продолжения сказки.

Сочиняем сказку по заданному началу и опорным словам («Грустная Осень», «О чем журчит ручей?», «Если бы листочек мог говорить…»).

2.8

Сочинение сказки по известной концовке. «Звери в яме».

Чтение народной сказки «Звери в яме»; сочинение конца сказки

2.9

Творческое редактирование текста.

Понятие о творческом редактировании текста.

2.10

Иллюстрирование страниц текста.

Создание зарисовок к готовому тексту

2.11

Рассказ по серии картинок.

Создание текста по картинкам

2.12

Бывальщина и небывальщина.

Что такое «бывальщина» и «небывальщина»? Рассказ о произошедших в прошлом событиях.

2.13

Небывальщина.  «Дерево моих желаний».

Создание дерева желаний

2.14

Конкурс небывальщин «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Создание небывальщин разной тематики

2.15

«1,2,3,4,5, учись считалки сочинять!»

Что такое считалочка? Сочинение считалок

2.16

Прямое и переносное значения слова.

Понятие о прямом и переносном значении слова. Отработка умений определять значение слова

2.17

Изобразительно-выразительные средства. Тропы.

Понятие о тропе (метафоре, олицетворении, сравнении, эпитете и др); изобразительно-выразительная роль тропов.

2.18

Загадки.

Что такое загадка? Сочинение загадок

2.19

Частушки. Разновидности и принципы создания.

Понятие о частушке. Отличие частушки от песни (структура, интонация).

2.20

Инсценированное исполнение частушек и песен.

Исполнение частушек и песенок; исполнение песен группой

2.21

Работа с деформированным текстом.

Восстановление деформированного текста с опорой на признаки первых предложений и цепочки связей в тексте

2.22

2.23

Творческая мастерская «Создание книжки для детей»

Обобщение и проверка полученных знаний

3.

Раздел III. Этика общения (26 часов)

3.1

Культура общения. Речевой этикет.

Краткие сведения о речевом этикете

3.2

Работа малой лаборатории: «Книга добрых дел и вежливых слов».

Что значит «быть вежливым»? Создание «Книги добрых дел и вежливых слов».

3.3

Вежливая просьба и вежливый отказ. Просить, умолять, клянчить, требовать.

Вежливая просьба и вежливый отказ. «Просить» - «умолять» -  «клянчить» -«требовать» - в чем разница? Формирование умений вежливо просить и отказывать.

3.4

Похвала, лесть, комплимент.

Понятие о похвале, лести, комплименте. Разница между понятиями.

3.5

Сюжетно – ролевая игра «Будьте так любезны…»

Повторение и закрепление правил поведения

3.6

Веселый рассказ. Анекдот. «Вредные советы» Г. Остера

Понятие об анекдоте. Отработка умения рассказывать веселую историю.

3.7

Разговор и беседа. Правила хорошей беседы.

Формирование коммуникативных способностей и навыков импровизации.

3.8

Конфликтная ситуация. Правила спора. Извинение. Утешение.

Способы разрешения конфликтных ситуаций. Отработка умений выходить из конфликтной ситуации.

3.9

Конфликтная ситуация. Словесная дуэль. Грубость. Модель поведения.

Отработка умений выходить из конфликтной ситуации. Парные этюды.

3.10

Инициатива  и находчивость - залог успеха. Проблемные ситуации.

Отработка умений выходить из конфликтной ситуации

3.11

Вербальная провокация. Проблемные ситуации.

Отработка умений выходить из конфликтной ситуации

3.12

Проблемные ситуации. Модели поведения.

Способы выхода из проблемных ситуаций

3.13

КТД «10 заповедей ритора».

Создание памятки

4.

Раздел IV. Оратория (32 часа)

4.1

История риторики. Современная риторика.

Краткий экскурс в историю риторики.

Что представляет собой современная риторика?

4.2

Способы понравиться себе и другим.

Как понравиться себе и окружающим

4.3

Основы «имиджелогии».

Что такое «имиджелогия»?

4.4

Речевая ситуация. Монолог. Диалог.

Понятие о речевой ситуации; разница между монологом и диалогом. Отработка умений строить диалог и монолог

4.5

Работа малой лаборатории: «Замочная скважина».

Наблюдение за поведением людей в различных ситуациях (разговор в магазине, транспорте, на улице); обсуждение результатов «лабораторных исследований».

4.6

Составление плана, подбор тезисов к выступлению.

Что такое «тезисы»? Составление плана, подбор тезисов к выступлению на заданную тему.

4.7

Опорный конспект.

Самостоятельная работа над выступлением на заданную тему. Составление опорного конспекта.

4.8

Работа над выступлениями на свободную и заданную темы.

Работа над выступлением на свободную тему

4.9

Искусство перевоплощения.

Умение переключаться во время выступления

4.10

4.11

Спонтанный монолог и спонтанный диалог.

Понятие «спонтанный монолог» (диалог). Отработка умений вести диалог (неподготовленный) и произносить монологическую речь; отработка умений говорить по существу

4.12

Мимика, жестикуляция.

Что значит «жестикулировать»? Что такое «мимика»? Отработка мимических и жестикуляционных навыков

4.13

Уместные и неуместные жесты.

Отработка мимических и жестикуляционных навыков

4.14

Упражнения для управления эмоциональным состоянием.

Отработка умений управлять своими эмоциями.

4.15

Музыкальное сопровождение.

Роль музыкального сопровождения в процессе выступления.

4.16

Итоговая аттестация. Выступление на заданную тему «Мои достижения в этом году».

Обобщение и проверка полученных знаний

Планируемые результаты

Знать

  • понятия «тема» («микротема»), «план» («простой», «сложный»), «текст» («типы текста»), «троп», «тезис», «опорный конспект», «речевая ситуация», «вербальные и невербальные средства общения»;
  • основы публичных выступлений;
  • правила речевого этикета.

Уметь

  • составлять текст на заданную и свободную темы;
  • использовать вербальные и невербальные средства общения;
  • ориентироваться в коммуникативной ситуации;
  • импровизировать.

Модель выпускника

на личностном уровне:

  • коммуникабельный, активный, самостоятельный, инициативный;
  • доброжелательный, толерантный по отношению к партнеру;
  • организованный, дисциплинированный;
  • эмоционально уравновешенный;

на предметном уровне:

  • владеющий риторическими приемами, исходя из коммуникативной ситуации, с целью достижения желаемого результата;
  • умеющий конструировать модель поведения с учетом коммуникативной ситуации;
  • умеющий грамотно излагать мысли, аргументированно доказывать собственную точку зрения, не унижая и не оскорбляя оппонента;
  • владеющий навыками речевого этикета;
  • владеющий основами самопрезентации;

на метапредметном уровне:

  • умеющий слушать, логически рассуждать, анализировать, делать выводы;
  • умеющий дискутировать, спорить, соблюдая этикетные нормы;
  • способный к творческому воплощению какой-либо идеи.

К концу обучения обучающиеся способны самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения. Занятия по риторике способствуют также преодолению эмоционального дискомфорта, который испытывают подростки, их самооценка заметно повышается.

Учебно-тематический план

п\п

Наименование раздела и тем

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теор

Практ

1.

Раздел I. Введение. Голосоведение. Интонирование

40

8

32

1.1

Вводное занятие. Знакомство с работой детского объединения.

2

1

1

Вводное занятие, беседа, практическая работа

1.2

Диагностирование способностей учащихся.

2

2

Практическое занятие

1.3

Возможности речевого аппарата. Рождение звуков.

2

1

1

Беседа, практическая работа

1.4

Артикуляционная гимнастика.

2

1

1

Комбинированное занятие

1.5

Дыхательные упражнения.

2

1

1

Комбинированное занятие

1.6

Деление согласных звуков на группы; особенности в произношении.

2

1

1

Беседа, наблюдение

1.7

Работа над дикцией.

2

1

1

Беседа, практическая работа

1.8

Невнятная речь.

2

1

1

Комбинированное занятие

1.9

Скороговорки и чистоговорки.

2

2

Практическое занятие

1.10

Интонация. Логическое ударение, пауза, тон, ритм речи.

2

1

1

Комбинированное занятие

1.11

1.12

Учимся читать сказки

4

4

Практическое занятие

1.13

1.14

Учимся читать стихи

4

4

Практическое занятие

1.15

1.16

Учимся читать прозу

4

4

Практическое занятие, творческая мастерская

1.17

1.18

Учимся читать драматические произведения

4

4

Практическое занятие, творческая мастерская

1.19

Подготовка к конкурсу чтецов.

2

2

Практическое занятие

1.20

Конкурс чтецов

2

2

Практическое занятие

Конкурс

2.

Раздел II.

Проба пера

46

8

38

2.1

Текст. Смысловая цельность и связность текста.

2

1

1

Беседа, практическая работа

2.2

Понятие о теме и микротеме. План.

2

1

1

Беседа, практическая работа

2.3

Текст. Ключевые слова, заголовок.

2

1

1

Беседа, практическая работа

2.4

Типы текста.

2

1

1

Комбинированное занятие

2.5

Текст – «рассказ».

Рассказ с заданным началом.

2

2

Практическое занятие

2.6

Рассказ с заданной концовкой.

2

2

Практическое занятие

2.7

Сочинение сказки по заданному началу и концу.

2

2

Творческая мастерская

2.8

Сочинение сказки по известной концовке. «Звери в яме».

2

2

Творческая мастерская

2.9

Творческое редактирование текста.

2

2

Практическое занятие

2.10

Иллюстрирование страниц текста.

2

2

Творческая мастерская

2.11

Рассказ по серии картинок.

2

2

Творческая мастерская

2.12

Бывальщина и небывальщина.

2

1

1

Комбинированное занятие

2.13

Небывальщина.  «Дерево моих желаний».

2

2

Презентация

2.14

Конкурс небывальщин «В некотором царстве, в некотором государстве…».

2

2

Конкурс

2.15

«1,2,3,4,5, учись считалки сочинять!»

2

2

Мастер-класс

2.16

Прямое и переносное значения слова.

2

1

1

Комбинированное занятие

2.17

Изобразительно-выразительные средства. Тропы.

2

2

Практическое занятие

2.18

Загадки.

2

1

1

Комбинированное занятие

2.19

Частушки. Разновидности и принципы создания.

2

1

1

Комбинированное занятие

2.20

Инсценированное исполнение частушек и песен.

2

2

Концерт

2.21

Работа с деформированным текстом.

2

2

Практическое занятие

2.22

2.23

Творческая мастерская «Создание книжки для детей»

4

4

Практическое занятие

Творческая мастерская

3.

Раздел III.

Этика общения

26

2

24

3.1

Культура общения. Речевой этикет.

2

1

1

Комбинированное занятие

3.2

Работа малой лаборатории: «Книга добрых дел и вежливых слов».

2

2

Лабораторное занятие

3.3

Вежливая просьба и вежливый отказ. Просить, умолять, клянчить, требовать.

2

2

Практическое занятие

3.4

Похвала, лесть, комплимент.

2

2

Практическое занятие

3.5

Сюжетно – ролевая игра «Будьте так любезны…»

2

2

Сюжетно-ролевая игра

3.6

Веселый рассказ. Анекдот. «Вредные советы» Г. Остера

2

2

Практическое занятие

3.7

Разговор и беседа. Правила хорошей беседы.

2

1

1

Комбинированное занятие

3.8

Конфликтная ситуация. Правила спора. Извинение. Утешение.

2

2

Практическое занятие

3.9

Конфликтная ситуация. Словесная дуэль. Грубость. Модель поведения. Парные этюды.

2

2

Сюжетно-ролевая игра

3.10

Инициатива и находчивость - залог успеха. Проблемные ситуации.

2

2

Практическое занятие

3.11

Вербальная провокация. Проблемные ситуации.

2

2

Практическое занятие

3.12

Проблемные ситуации. Модели поведения.

2

2

Практическое занятие

3.13

КТД «10 заповедей ритора».

2

2

Практическое занятие

Коллективно-творческое дело

4.

Раздел IV. Оратория

32

11

21

4.1

История риторики. Современная риторика.

2

2

Рассказ педагога

4.2

Способы понравиться себе и другим.

2

1

1

Беседа, практическая работа

4.3

Основы «имиджелогии».

2

1

1

Комбинированное занятие

4.4

Речевая ситуация. Монолог. Диалог.

2

1

1

Комбинированное занятие

4.5

Работа малой лаборатории: «Замочная скважина»

2

2

Лабораторное занятие

4.6

Составление плана, подбор тезисов к выступлению.

2

1

1

Комбинированное занятие

4.7

Опорный конспект.

2

1

1

Комбинированное занятие

4.8

Работа над выступлениями на свободную и заданную темы.

2

2

Практическое занятие

4.9

Искусство перевоплощения.

2

2

Мастер-класс

4.10

4.11

Спонтанный монолог и спонтанный диалог.

4

1

3

Беседа, практическая работа, мастер-класс

4.12

Мимика, жестикуляция.

2

1

1

Беседа, практическая работа

4.13

Уместные и неуместные жесты.

2

1

1

Беседа, практическая работа

4.14

Упражнения для управления эмоциональным состоянием.

2

2

Практическое занятие

4.15

Музыкальное сопровождение.

2

1

1

Беседа, практическая работа

4.16

Итоговая аттестация. Выступление на заданную тему «Мои достижения в этом году».

2

2

Практическое занятие

Творческий отчет

Итого

144

29

115

Календарный учебный график

Раздел/месяц

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

Раздел I. Введение. Голосоведение. Интонирование

12 ч

18 ч

10 ч

Раздел II. Проба пера

8 ч

16 ч

14 ч

8 ч

Раздел III. Этика общения

8 ч

16 ч

2 ч

Раздел IV. Оратория

16 ч

16 ч

Итоговая аттестация

Творческий отчет

Всего: 144 часа

12 ч

18 ч

18 ч

16 ч

14 ч

16 ч

16 ч

18 ч

16 ч

Оценочные материалы

  1. Виды контроля, входящие в комплект контрольно-измерительных материалов.

Текущий контроль в форме конкурса чтецов, творческой мастерской «Создание книжки для детей», КТД «10 заповедей ритора» (создание памятки).

 Итоговая аттестация в форме творческого отчёта (выступление на заданную тему «Мои достижения в этом году»). Приложение 1.

2. Уровни усвоения дополнительной общеразвивающей программы

Для определения уровня освоения обучающимися дополнительных общеразвивающих программ (ДОП) принимается следующая система оценивания:

Недостаточный уровень (Н):

обучающийся овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой;

избегает употреблять специальные термины;

овладел менее чем 1/2 умений и навыков, предусмотренных программой.

Средний обязательный уровень (СО):

объем усвоенных обучающимся знаний составляет более 1/2 объема знаний, предусмотренных программой;

обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой.

овладел более чем 1/2 умений и навыков, предусмотренных программой;

Средний продвинутый уровень (СП):

обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой;

специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период;

является участником и победителем в конкурсах/соревнованиях на уровнях ОО, района, области.

Высокий творческий уровень (ВТ):

обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой;

специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период;

является участником и победителем в конкурсах/соревнованиях на Российском, международном уровнях;

проявляет высокую творческую активность в объединении, в мероприятиях МКУ ДО ЦДО УКМО.

По окончанию срока обучения обучающемуся вручается документ о дополнительном образовании - сертификат.

Методические материалы

Дидактические материалы: 

  • поэтические и прозаические тексты сказок и рассказов (Г. Х. Андерсена, М. Твена И. А. Крылова, В. П. Астафьева и др.) для работы на занятии;
  • карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы;
  • сюжетные картинки;
  •  комплекс игр и упражнений по технике речи, на развитие ритмопластики и.т.д.
  • аудиотека с записями веселых детских песен, народных частушек.

Для реализации программы применимы следующие педагогические технологии: технология проектного обучения, элементы технологии ТРИЗ и развития критического мышления, технологии развивающего и личностно ориентированного обучения.

Методы обучения: словесный, поисковый, проблемный, исследовательский, творческий, дискуссионный.

Инструментом для вовлечения обучающихся в познавательную деятельность служат формы организации обучения: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, дистанционная, парная;

виды занятия: практическое занятия, беседа, рассказ педагога, наблюдение, конкурс, концерт, комбинированное занятие, мастер-класс, презентация работы, творческая мастерская, сюжетно-ролевая игра, лабораторная работа, КТД. Учитель может варьировать количество часов на теоретические и практические занятия в зависимости от уровня знаний, потребностей и интересов обучающихся, самостоятельная работа в объёме часов не учитывается. Теоретическая основа составляет не более 10% от общего количества часов. Материал преподносится в доступной, адаптированной для данного возраста форме.

Алгоритм учебного занятия: организационный момент, повторение пройденного материала, новый материал, закрепление.

Иные компоненты.

Условия реализации программы

Техническое оснащение:

  • учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН;
  • кафедра;
  • аудиоустановка;
  • видеокамера, фотоаппарат;
  • ноутбук для просмотра и анализа материалов выступлений обучающихся.
  • конспекты занятий;

В кабинете парты (столы) следует расставить таким образом, чтобы дети видели друг друга и педагога. Если есть возможность, заменить стулья креслами для создания более комфортной обстановки.

Список литературы

Нормативные документы:

1.Федеральный  закон  от  29  декабря  2012  года  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в Российской  Федерации».  –  [Электронный  ресурс]  /  http://base.garant.ru/70291362/  

2.  Концепция  развития  дополнительного  образования  детей  (Распоряжение

Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р). – [Электронный ресурс] / http://docs.cntd.ru/document/420219217.

3.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 9 ноября 2018  года  №  196  г.  Москва  «Об  утверждении  Порядка  организации  и  осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». – [Электронный ресурс]  /  http://minobr.gov-murman.ru/files/Prikaz_1008.pdf .

4.  Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  Российской Федерации  от  4  июля  2014  года  № 41  «Об  утверждении  СанПиН  2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  устройству,  содержанию  и  организации режима  работы  образовательных  организаций  дополнительного  образования  детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 года № 33660). – [Электронный ресурс] /http://www.oskoluno.ru/documents/otdel-dop-obraz/post-san_vrach_RF-41_04-07-2014.pdf .

5.  Письмо  Департамента  государственной  политики  в  сфере  воспитания  детей  и молодёжи от 18  ноября 2015 года  № 09-3242 «О направлении информации. Методические рекомендации  по  проектированию  дополнительных  общеразвивающих  программ (включая  разноуровневые  программы)».  –  [Электронный  ресурс]  /http://docs.cntd.ru / document/420331948.

6.  Буйлова  Л.Н.  Современные  подходы  к  разработке  дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ  / Л.Н. Буйлова  // Молодой ученый.  – 2015. – №15. – С. 567-572.

7.  Гончарова  Е.В.  Дополнительное  образование  детей  в  схемах,  таблицах  и определениях  /  Гончарова  Е.В,  Телегина  И.С.  //  Нижневартовск:  Издательство  НВГУ.  – 2013. – 139с.

8.  Методические  рекомендации  по  разработке  и  оформлению  дополнительных общеобразовательных  общеразвивающих  программ.  [Электронный  ресурс]  – http://dopedu.ru/metodopit.html .

6. Устав, лицензия, локальные акты МКУ ДО ЦДО УКМО на 2016-2021 гг.

Литература для педагога

  1. Волков А. А.. Основы риторики, Академический проект, М., 2005г.
  2. Гаврикова М. Ю., Гаврикова Н. Ю..  Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4 -  11 классов, Издательство  «Панорама», 2005г.
  3. Голуб И. Б.. Искусство риторики: Пособие по красноречию, М.. 2005г.
  4. Зарецкая Е. Н.. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации, М., 1999г.
  5. Ладыженская Т. А., Сорокина Г. И., Никольская Р. И., Ладыженская Н. В.. Детская риторика. Методические рекомендации, М., 1994г.
  6. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В., Риторика и развитие речи в образовательной системе «Школа 2100», Начальная школа До и После, 2002 г., № 9.
  7. Ладыженская Н. В.«Обучение успешному общению, М., 2006 г.
  8. Маккена К.. Навыки общения, М.. 2006г.
  9. Мали Л.Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С.. Уроки развития речи во втором классе, М., 2006г.
  10. Маслова Е. В.. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и выполнения, М.. 2006г.
  11. Михальская А. К.. Основы риторики. М., 1996г.
  12. Парамонова Л.. Упражнения на развитие речи для подготовки ребенка к школе, М., 2005 г.
  13. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С.. Театрализованные игры в детском саду, М., 2000 г.
  14. Чудинов Ю. П., Чудинова А. Р., Минаева С. А., Методические рекомендации по работе с учебным пособием для начальной школы «Риторика диалога» (части 1 и 2).- Пермь: ЗУУНЦ, 2001г.
  15. Интернет-ресурсы: http://forum.script-coding.com     www.diagram.com. http://superiorseller.com  http://school2100.com/

Литература для детей

  1. Агеева И. Д. Новые загадки про слова, М. 2003.
  2. Добрые сказки, предприятие «Слово», 2001.
  3. Куликовская Т. П. Забавные чистоговорки. М., Гном-пресс, 1999.
  4. Мир литературы, Фольклор. Проза. Поэзия. Сост. Кизимовой Т. , М., «Художественная литература», 1993.
  5. Розанова А. Веселый театр, М., Детгиз, 1960.
  6. Соболева А. В. Загадки-смекалки, М., Гном-пресс, 1999.
  7. Сухин И. Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все, все, М., 1997.
  8. Шалаева Г. П. Большая книга поведения для воспитанных детей, М., «Слово»,2008

Приложение 1

Комплект контрольно-измерительных материалов

Текущий контроль в форме конкурса чтецов.

Цель: выявить знания обучающимися основных терминов, понятий и определений по разделу, выявить практические умения по чтению текстов разных жанров.

    Критерии оценки: для получения «зачет» необходимо набрать 15 баллов (из возможных 25)

– точность понимания текста (5 б);

– эмоциональность и экспрессивность исполнения, его адекватность содержанию текста (5 б);

– осмысленность произношения (выразительность и чёткость произношения, уместный ритм и темп речи, деление речи на такты, паузация, логические ударения, интонирование, оптимальная звучность речи) (10 б);

– культура телодвижения (поза, жестикуляция, мимика, общение с аудиторией) (5 б).

Текущий контроль в форме творческой мастерской «Создание книжки для детей».

Цель: проверка умений, полученных при изучении раздела, через создание книжки, наполненной произведениями разных жанров собственного сочинения.

    Критерии оценки: для получения «зачет» необходимо набрать 50 баллов (из возможных 90)

1. Оригинальность работы (разнообразие используемых материалов, креативность) - 10 б
2. Авторский подход к оформлению и изложению материала- 10 б
3. Воспитательная, развивающая и обучающая ценность- 10 б
4. Дизайнерское решение, художественный уровень оформления работы- 10 б
5. Уровень грамотности - 10 б
6. Аккуратность исполнения - 10 б
7. Практичность в дальнейшем применении - 10 б
8. Красочность, наглядность - 10 б
9. Читаемость текста - 10 б.

Текущий контроль в форме КТД «10 заповедей ритора» (создание памятки).

Цель: проверка знаний и умений, полученных при изучении раздела, через создание памятки.

    Критерии оценки: для получения «зачет» необходимо набрать 40 баллов (из возможных 80)

1. Оригинальность работы (разнообразие используемых материалов, креативность) - 10 б
2. Авторский подход к оформлению и изложению материала - 10 б

3. Соответствие теме - 10 б
4. Дизайнерское решение, художественный уровень оформления работы - 10 б
5. Уровень грамотности - 10 б
6. Аккуратность исполнения - 10 б
7. Красочность, наглядность - 10 б
8. Читаемость текста - 10 б.

Итоговая аттестация в форме творческого отчёта (выступление на заданную тему «Мои достижения в этом году»).

Цель: проверка знаний и умений обучающихся за период освоения данной программы.

Критерии оценки:

I Оценка содержательной стороны выступления: - 10 баллов.
1.    Понравилось ли выступление.
2.    Соответствует ли оно заявленной теме.
3.    Интересно выступление и не слишком ли оно длинное.
4.    Установлен ли контакт с аудиторией.
5.    Продуман ли план.
6.    Весь ли материал относится к теме.
7.    Примеры, статистика.
8.    Используются ли наглядные средства.
9.    Формулировка задач или призыв к действию.
10.    Вдохновило ли выступление слушателей.
II Оценка культуры речи выступающего. - 3 балла.
1.    Соответствует ли речь нормам современного русского языка.
2.    Какие ошибки были допущены.
3.    Можно ли речь охарактеризовать как ясную, точную, краткую, богатую.
III Оценка ораторской манеры выступления. 5 баллов.
1.    Манера держаться
2.    Жесты, мимика.
3.    Контакт с аудиторией.
4.    Звучание голоса, тон голоса.
5.    Темп речи.

Для получения «зачет» необходимо набрать не менее 10 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...