Статья "Детское творческое объединение как среда социализации детей"
статья на тему

Садыкова Альфия Серкаевна

- Что такое дополнительное образование;

- Главное преимущества дополнительного образования;

- Детское объединение "Дизайн- центр";

- Программа "Дизайн- центр";

- Образовательный процесс в детском объединении;

- Коллективная работа;

- Массовые мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Садыкова А.С., студентка 5 курса, специальность «Социальная педагогика», факультет психолого-педагогического и специального образования ФБГОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского», педагог дополнительного образования

Научный руководитель: Бурмистрова М.Н.

«Детское творческое объединение как среда социализации детей»

Важным и эффективным фактором социализации детей является дополнительное учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность.

Дополнительное образование детей - это ключевое звено образования, так как именно в дополнительном образовании имеются оптимальные возможности для формирования гражданина, его социализации, развития творческих способностей и приобщению миру прекрасного.

Главное преимущество дополнительного образования заключается в посещении детских объединений для ребенка на добровольной основе, т.е исключает обязательность и какое- либо принуждение. Именно это и способствует качественному, эффективному результату творческого саморазвития детей. Длительное и тесное общение педагога и обучающегося приводит к доброжелательному сотрудничеству и содружество, совпадение их интересов и увлечений. Детское объединение «Дизайн- центр» Муниципального образовательного учреждения Дополнительного образования детей «Дом детского творчества» р.п. Дергачи Саратовской области, за годы своего существования стало именно таким добрым домом для многих ребят. Главное в моей работе любовь и творчество. Видя заинтересованность педагога в своем деле, дети тоже проникаются чувством любви, и это помогает им преодолевать те трудности, с которыми они сталкиваются на пути освоения и овладения навыками изобразительного и прикладного искусства.

Программа «Дизайн- центр» предназначена для детей младшего школьного возраста и рассчитана на 2 года обучения. Программа включает следующие  разделы :

 I. Природная мастерская- знакомство с разнообразными природными материалами, с особенностями его использования и техникой безопасности. Знакомства с некоторыми видами растительного материала (веточки, шишки, опавшие листья, засушенные цветы, колючки репейника, семена и крупы).

II. Волшебница бумага - знакомство с бумагой, ее видами. Техника работы с бумагой: аппликация, коллаж, оригами, полуобъемные и объемные композиции, работа с салфетками. Вырезание, сгибание, склеивание.

III. Тилли-тилли тесто - Рецепты приготовление соленого теста. Рельеф и объем: фактура, цвет, декор. Композиция в пластике.

IY. Давайте рисовать - Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы с ними. Разными способами рисование. Основные цвета. Смешение цветов.

Детское объединение «Дизайн- центр» ставит своей целью развивать конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания поделок, используя различные материалы и техники.

 «Дизайн- центр» объединил в себя коллекцию самых оригинальных, забавных, интересных для детского творчества поделок. В своей работе я стараюсь использовать разнообразные техники и  приемы работы с разнообразными материалами. В детском объединении занимаются девочки и мальчики. Их объединило желание научиться создавать своими руками красивые вещи из художественных различных материалов. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе, приносит удовлетворение результатами своей деятельности.

Дети с интересом занимаются в детском объединении «Дизайн- центр», осваивают новые приемы работы, создают оригинальные композиции, сувениры, подарки для своих близких.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает поделку, то потом, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. Поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть, новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Образовательный процесс в детском объединении осуществляется через учебные занятия. Очень большое внимание уделяется первым занятиям, так как важность первых встреч с детьми, во многом определяют успех всей дальнейшей работы, т.е складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и их отношение к учебным занятиям.

На занятиях необходимо развивать у детей умение самостоятельно выбирать формат, пользоваться различными материалами, применять соответствующую технику исполнения, также развивать фантазию и творчество. Одним из важных аспектов занятия  является умение анализировать свои работы. В итоге дети умеют вести работу последовательно, развивают свой эстетический вкус, формируют восприимчивость к миру прекрасного.

Практической работе уделяется также особое внимание, она включает в себя полноценный технологический цикл, необходимый для создания изделий декоративно-прикладного творчества в различных техниках, предусмотренных программой: создание эскизов будущих изделий, будь то сувениры, поделка, декоративное панно, подбор инструментов и материалов, оформление изделия. Осмысление технологического процесса приучает обучающихся к целесообразному использованию последовательности изготовления изделий.

Особое внимание уделяется и наглядному пособию. Собраны необходимые дидактические и методические материалы, учебные пособия, используются Интернет- ресурсы. Особый интерес у детей вызывают изготовленные мною изделия.

Коллективная работа имеет важное значение в социализации обучающихся в детском объединении. При коллективном анализе работ обучающихся,  акцентирую внимание на том, что получилось, т.е. дается положительная оценка деятельности ребёнка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Проводится анализ усвоения знаний, полученных детьми на занятиях с помощью индивидуальных маршрутных книжек. (Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе). Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся к знаниям это выставки детских работ. Совместно с детьми отбираются лучшие работы, при этом опираюсь на мнение ребят. Данная форма работы помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, т. е. учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работы. Работы, выполненные коллективно, служат украшением интерьера. Этот вид деятельности сплачивает ребят единой целью, развивает стремление к общему результату. Взаимопомощь способствует формированию дружеских взаимоотношений.

Массовые мероприятия имеют важные значение в социализации обучающихся. День открытых дверей, День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, а также акции «Поздравь пожилого человека», акции «Поздравь ветерана», акции «Поменяй сигарету на конфету»,  дни творчества и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся. Дети очень любят мероприятия, ждут, готовятся к ним. Так мы занимаемся декоративно- прикладным творчеством, то подарки, открытки, сувениры делаем своими руками.

Как показывает опыт, праздники играют важную социальную роль в жизни каждого человека. Они сближают людей, способствуют созданию атмосферы согласия и доброжелательности, формированию ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

В каникулярное время так же проводятся мероприятия, мастер- классы, игровые, познавательные, конкурсные, подвижные программы. Дети с удовольствие посещают эти мероприятия.

В целях развития детского творчества, поддержки и выявления талантливых обучающихся, повышения их мастерства в объединении проводятся персональные выставки работ, конкурсы. Все это помогает проследить динамику творческого и духовного роста ребенка, помочь создать его индивидуальную образовательную траекторию в условиях дополнительного образовательного учреждения.

Ребята являются активными участниками конкурсов на различные темы:

«Зеркало природы», «От ремесла к искусству», «Бумажная пластика, оригами, квиллинг», «Любимый учитель», «Пожарный доброволец, вчера, сегодня, завтра», «Саратовский край-люби его и воспевай», «Души и рук творенье» и многие другие.

Они ежегодно принимают  участие в выставках декоративно-прикладного творчества ДДТ, района и области, неоднократно становились их победителями и отмечались благодарственными грамотами и призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ- ИНВАЛИДОВ

Статья посвящена рассмотрению одной из главных задач дистанционного образования детей с ограниченными возможностями – социализации детей-инвалидов. Раскрывается вопрос влияния ограничений жизнедеятель...

Методическое пособие "Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка"

Методическое пособие " Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка (на пример...

Разработки занятий, мероприятий, тексты статей, докладов, планы - конспекты занятий в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

1. План - конспект № 1. Занятие «Введение в образовательную программу «Спортивный туризм», 1 год обучения. Цель - знакомство школьников 5-х - 7-х классов, начинающих заниматься туризмом, со структурой...

презентация "Детское творческое объединение как среда социализации детей"

1. Задачи процесса социализации2. Преимущества дополнительного образования детей3. Детское творческое объединение как среда социализации детей4. Учебное занятия детского творческого объединения5. роль...

Моя аттестация. Конспект занятия творческого объединения «Город мастеров» (для детей 5-7 лет) по теме: Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом (с использованием авторской дидактической сказки) «Сказка Волшебного леса».

Конспект занятия  творческого объединения «Город мастеров» (для детей 5-7 лет) по теме:Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом (с использованием авторской дидактической сказки) "Ск...

Презентация на тему: Развитие творчества при изготовлении поздравительной открытки выпускникам студии "Гармония" в технике оригами с использованием ИКТ. Творческого объединения "Рисуем нитями" для детей младшего школьного возраста

Презентация для План - конспекта открытого занятияна тему: Развитие творчества при изготовлении поздравительной открытки выпускникам студии "Гармония" в технике оригами с использованием ИКТ....