Белорусский национальный головной убор
презентация урока для интерактивной доски (6, 7, 8 класс) на тему

Дегтярева Олеся Алексеевна

Белорусский национальный головной убор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golovnoy_ubor_v_belarusi.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Белорусский национальный головной убор Презентацию подготовили: ученицы 6 класса МКОУ СОШ № 66 Олжобаева Шахноза и Ахметова Диана Классный руководитель: Писарева Олеся Алексеевна

Слайд 2

Головной убор замужней женщины – «наметка», « намётка », «плат», «зав i вало », « серпанок » Размеры полотенечных головных уборов были различные. Ширина зависела от ширины холста, который ткали в данной местности. Обычно она составляла 40-50см. Длина наметки была определена принятым способом её повязывания . Самые короткие наметки имели в длину 250-300 см. Самые широкие и длинные «платы», богато украшенные вышивкой, носили в Малоритском районе Брестской области: их ширина доходила до 68 см, а длина составляла 300-360 см. Самые узкие наметки были в Лунинецком районе Брестской области – их ширина составляла всего 28-30 см при длине 310-340 см. Девичьи повязки представляют собой прямоугольное полотенце длиной до 160 см. Например, в Калинковичском р-не Гомельской обл. девичья « ск i ндачка » имела размер 156х36 см. Сшивная конструкция головных повязок была распространена в Поднепровье : к более узкой центральной части пришивали собранные в сборку более широкие вышитые концы.

Слайд 3

Наметка Начало XX века. Лен.вышивка продольным набором. Плетеная бахрома. Д.Большие Чучевичи Лунинецкого р-на Брестской обл.

Слайд 4

Белорусские головные уборы В разных уголках Беларуси носили разнообразные головные уборы , но самый характерный и древний — намитка . Он напоминает ручник из тончайшего льняного полотна, который замысловато обвивался вокруг головы, а его концы ниспадали на плечи и грудь, придавая женской осанке величность и высокородность . Вышивка располагалась по краю или обоим концам намитки . Народная одежда — вершина мастерства ткачих и вышивальщиц. Особенным совершенством, красотой и утонченностью выделялась женская одежда для праздничных случаев, которая более, чем другие виды народного искусства, была видна. Потому что в ней "выходили в люди": в гости, на ярмарку, в церковь, на разные народные празднества, обряды. В отличие от мужской, как правило, скромно вышитой по воротнику, манжетам и груди, женская праздничная одежда выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и совершенством декора.

Слайд 5

Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы . Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы , ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность. Пряча волосы под намитку , община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины — это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор — значило едва не нарушить брак.

Слайд 6

Белорусское Полесье — неповторимый в природных и этнографических отношениях край, край песен и сказок, легенд и преданий, а его костюм — жемчужина белорусского народного искусства. Здесь сохранились полные великолепия и мудрости народные наряды, сама традиция одеваться в самодельную, художественно отделанную одежду, только здесь еще в 30-50-е годы ХХ столетия молодые женщины обвивали вокруг головы старинные головные уборы — намитки и платы. В наиболее чистом виде национальные особенности ткачества и вышивки выявились в декоре ручников . Оно и понятно: ручник — не только отрезок ткани, которым утираются. В быту белорусов ручники издавна выполняли также разнообразные обрядовые функции, они сопровождали белоруса буквально с рождения и до смерти: на ручнике принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, им украшали красный угол с иконами, на нем опускали в могилу гроб. Особенно важную роль выполняли ручники в свадебных обрядах. Многие обрядовые, праздничные функции ручников продолжают свою жизнь и в наше время.

Слайд 7

Сдержанной красотой выделяется женский строй Лунинецкого района. Здесь можно заметить такую же белизну одежды, как и в соседнем Пинском районе, такую же деликатность ее отделки. Однако в орнаментике преобладают геометрические мотивы, в частности, прямоугольный ромб и его части, закомпанованные в небольшие, но до мелочей упорядоченные бордюры. На одежде они располагаются на некоторой отдаленности один от другого, чтобы не мешать восприятию графично разработанных рисунков. Лунинецкие намитки отличались небольшой шириной (в среднем 30 см) и значительной, более 3 метров, длиной. Концы были украшены вышитым или вытканным ромбообразным орнаментом. Один из способов обвивания намитки : первым делом волосы убирались под чепец на макушке. Далее на голову надевали " подвачку " — обручик из лозы или ясеня шириной в ладонь и размером в обхват головы. Затем намитку складывали вдоль в 4 реди и накладывали на подвичку так, чтобы левый конец ее был вровень с локтем. Все обвивание шло преимущественно правым концом. Он проходил под подбородком, затем через середину головы перекидывался снова направо, делал разворот на лоб, обходил вокруг головы и на правом виске закреплялся подведением снизу через петлю предыдущего ряда. Затем левый конец перекидывался через макушку направо, а правый вновь направлялся на лоб, обходил вокруг головы и подтыкался сверху вниз над левым виском. В итоге получался очень компактный головной убор в виде шапочки, плотно прилегающей к голове. Декорированные концы намитки располагались по обе стороны лица асимметрично и надавали живой динамизм и какое-то кокетство всему довольно строгому, лаконично украшенному костюму.

Слайд 8

Головной убор был неотъемлемой частью национального костюма. Замужние дамы никогда не показывались на люди с непокрытой головой. Одним из самых распространенных вариантов была намитка , которая напоминала повязку-рушник. Белорусская девушка или женщина всегда дополняла свой костюм бусами.

Слайд 9

Список источников 1.О.А.Лобачевская, З.И.Зимина «Белорусский народный костюм». 2. http:// doshkolnik.ru/rukodelie/5404-belorussky-narodny-kostum.html сайт для всей семьи, дошкольников, школьников.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.И. Сибогатулина Конспект урока по теме "Головные уборы. Снятие мерок для построения чертежа головных уборов"

Этот урок для обучающихся 6 классов школ VIII вида. Урок поможет учителям технологии дать детям теоретические знания об истории головных уборов, их классификации, правилях снятия мерок и их примннение...

Национальные головные уборы

Цели урока:1.     Обучающие: Познакомить с фасонами национальных головных уборов.2.     Коррекционно-развивающие: Формирование умений и навыков по снятию ...

Национальные головные уборы

Цели урока:1.     Обучающие: Познакомить с фасонами национальных головных уборов.2.     Коррекционно-развивающие: Формирование умений и навыков по снятию ...

Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида. «Связь поколений – национальный женский головной убор (эскиз)»

Конспект урока по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)»Эстетическая неделя на уроке трудового обуче...

Задания для самостоятельной работы с учебником. "Головные уборы. Летние головные уборы" для 6 кл.

Для коррекционных школ для обучающихся с ОВЗ. Головные уборы. Летние головные уборы (с. 148-152 учебника «Швейное дело» для 6 класса Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г.)...