Н.И. Сибогатулина Конспект урока по теме "Головные уборы. Снятие мерок для построения чертежа головных уборов"
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

Этот урок для обучающихся 6 классов школ VIII вида. Урок поможет учителям технологии дать детям теоретические знания об истории головных уборов, их классификации, правилях снятия мерок и их примннение на практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_golovnye_ubory._snyatie_merok.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) В 6 КЛАССЕ

Тема: «Головные уборы. Снятие мерок для построения чертежа головного убора».

Цель урока:

Создать условия для формирования общего представления о  классификации головных уборов и формирования знаний, умений и навыков снятия мерок и применения их при построении чертежа головного убора.

Задачи:

1. Коррекционно-обучающие:

формировать знания, умения и навыки по планированию работы и применению их обучающимися при выполнении практической работы.

2. Коррекционно-развивающие:

содействовать развитию устной связной речи, внимания, мелкой моторики;

развивать умения анализировать свою деятельность и деятельность одноклассниц;

способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

3. Коррекционно-воспитательные:

формировать навыки культуры труда и  аккуратности выполнения работы;

способствовать воспитанию взаимопомощи и сотрудничества.

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.

Тип урока: комбинированный

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

Используемые методы обучения: коллективная работа, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.

Способы контроля: в форме устного опроса учителем, во время выполнения практической работы.

Краткий план урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация ранее полученных знаний.
  3. Объявление темы урока.
  4. Объяснение нового материала (НРК).
  5. Выполнение практической работы.
  6. Закрепление материала.
  7. Подведение итогов урока.

Оснащение урока: АРМ, мультимедийная презентация, инструкционные карты, карточки-задания, сантиметровая лента, образцы головных уборов, сигнальные карточки, таблицы для снятия мерок

Словарь: головные уборы, летние головные уборы, кепи, козырёк, клин

Этапы урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Техническое сопровождение

I. Орг.момент

Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие.

Приветствуют учителя.

II. Актуализация ранее полученных знаний

Вопросы:

1. Какие изделия вы шили на предыдущих уроках?

2.  К каким видам изделий относятся?

3. Каково их назначение?

Ответы учениц:

Мы шили сорочки, фартуки и т.д.

Фартуки относятся к специальной одежде.

Сорочки относятся к нательному белью.

III. Объяснение нового материала

  1. Объявление темы цикла уроков:

Мы начинаем изучать новую тему «Головные уборы»

  1. назвать головные уборы;
  2. назначение головных уборов

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Возможные ответы:

1. Головные уборы – это шапки, платки, береты и т.д.

2. Головные уборы предохраняют голову от холода, солнца и т.д.

Слайд № 1

2. Из истории головных уборов

В русском народном костюме особое внимание уделялось головному убору. Головной убор являлся важнейшим элементом народного костюма. По нему можно было узнать из какой местности владелица, её возраст и семейное положение. Формы головных уборов были чрезвычайно разнообразны. Головные уборы замужних женщин отличались от головных уборов девушек. Характерным признаком  девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины же полностью закрывали волосы, так как по старинным обычаям показывать их было нельзя.

Женщины на Руси носили традиционно очень красивые головные уборы, расшитые бисером и речным жемчугом, украшали их лентами, парчой и бантами. Некоторые виды головных уборов относятся к глубокой древности.

Знакомятся с материалами слайдов, участвуют в беседе.

Слайд № 2

Слайд № 3

3. Украшения и головные уборы Южного Урала

Алакульцы дарили первый набор украшений девочкам в возрасте 6-7 лет, который включал в себя и головной убор, расшитый    рядами бронзовых бляшек и фаянсовых бус. Именно тогда девочки проходили испытания, которые завершались принятием их в женскую половину рода.

Знакомятся с материалами слайда, участвуют в беседе.

Слайд №4

4. Классификация головных уборов

1. Головные уборы являются:

Знакомятся с материалами слайдов, участвуют в беседе.

Слайд № 5

а) элементом одежды;

Слайд № 6

б) элементом национального костюма;

Определяют национальности, рассматривают костюмы и сравнивают их с увиденными ранее

Слайд № 7

в) элементом специальной и форменной одежды.

Вопрос:

Кто в нашей школе носит специальную одежду, в комплект которой входит головной убор?

Рассматривают слайд, отвечают на вопросы.

Ответ:

Специальную одежду в школе носят повара и медики.

Слайд № 8

2. Схема «Классификация головных уборов»

В зависимости от сезона головные уборы делятся на зимние, весенне-осенние и летние.

Изучая схему, участвуют в беседе и обсуждении.

Слайд № 9

  1. Демонстрация зимних головных уборов

Вопрос:

В какое время года носят эти головные уборы?

Какие это головные уборы?

По образцам головных уборов определяют вид головных уборов

Слайд № 10

  1. Демонстрация весенне-осенних головных уборов

Вопрос:

Чем эти головные уборы отличаются от головных уборов, которые вы видели на предыдущем слайде?

По образцам головных уборов определяют вид головных уборов. Находят различия.

Слайд № 11

  1. Демонстрация летних головных уборов

По образцам головных уборов определяют вид головных уборов

Слайд № 12

5. Кроссворд

Предлагаю решить кроссворд, в котором зашифровано название изделия

Вопросы:

Для чего служит сантиметровая лента?

Что строят на основе мерок?

Что учитывают при раскрое?

Что получают в результате раскроя?

Решая кроссворд, девочки отгадывают изделие, которое будут шить на следующих уроках.

Девочки отвечают на вопросы

Ответы:

Для снятия мерок с фигуры человека.

На основе мерок строят чертёж.

При раскрое учитывают припуски.

В результате раскроя получают детали кроя.

Слайд № 13

6. Детали кроя кепи:

  1. козырёк (две детали);
  2. клин (шесть деталей).

Девочки рассматривают детали кепи и определяют их количество

Слайд № 14

7. План работы по изготовлению головных уборов:

1. Снять мерки.

2. Построить чертёж.

3. Подготовить выкройку к раскрою.

4. Подготовить ткань к раскрою.

5. Раскроить детали изделия.

6. Выполнить работы по пошиву изделия.

 В беседе с девочками составляем план работы по изготовлению головных уборов и определяем тему урока.

Тема урока «Снятие мерок для построения чертежа головного убора»

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Составляют план работы по изготовлению кепи, анализируя сшитые ранее изделия.

Слайд №15

8. Физ. минутка

Демонстрация упражнений.

Под музыку выполняют комплекс упражнения.

Слайд № 16

IV. Практическая работа «Снятие мерок»

9. Снятие мерок

1. Мерки для построения чертежа кепи

Слушают объяснение

Слайд № 17

2. Правила снятия мерок:

  1. Мерку обхвата головы (Огол) снимают сантиметровой лентой, плотно обхватывая лоб и затылочную часть.
  2. Записывают мерку Огол полностью.
  3. Мерку глубины головного убора (Ггу) снимают от затылочной впадины до лба.
  4. Записывают мерку Ггу в половинном размере.

Выполняют тренировочные упражнения

Девочки снимают мерки с кукол, а затем друг с друга

Слайд № 18

3. Инструктаж по выполнению практической работы

4. Текущий контроль над выполнением практической работы.

5. Проверка качества выполненной работы.

Самостоятельно выполняют практическую работу. Мерки записывают в таблицу

Слайд № 19

3. Инструктаж по выполнению практической работы

4. Текущий контроль над выполнением практической работы.

5. Проверка качества выполненной работы.

Самостоятельно выполняют практическую работу. Мерки записывают в таблицу

Слайд № 19

V. Закрепление полученных знаний

Вопросы:

1. Какую тему мы начали изучать?

2. Какую работу мы выполняли?

3. Задание у доски «Распределить головные уборы по назначению»

4. Для закрепления нового материала предлагаю карточки-задания «Подписать детали кепи»

5.Выплонить задание: Снять мерки с девочки

Отвечают на вопросы:

Мы начали изучать тему «Головные уборы»

Мы снимали мерки

Выполняют задание

Выполняют работу по карточкам

Снимают мерки.

VI. Подведение итогов

1. Отмечаю работу девочек, их активность, оцениваю правильность выполненной работы.

2. Рефлексия

Задание: Продолжить предложение.

Читают начало предложения и продолжают его.

Слайд № 20

VII. Выставление отметок за работу на уроке и за практическую работу

Предлагаю оценить урок, используя сигнальные карточки.

Оценивают урок сигнальными карточками

Слайд № 21

Слайд № 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с применением ИКТ для 5 класса «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука»

Данный урок начинает раздел "Технология изготовление швейного изделия". В первой части урока рассматривается назначение одежды, роль фартука в жизни человека. Особое внимание уделяется истории фартука...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Конспект урока для 5 класса:"Снятие мерок для построения чертежа фартука"

Урок дает возможность получить знания о построении чертежа фартука. Конспект урока сопровождается презентацией....

план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука"

план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки  фартука"...

урок технологии 5 класс "Снятие мерок для построения чертежа фартука"

урок для 5 класса. Использовани системно-деятельностный подход...