Конспект занятия на тему "ЧАСТУШКИ И АККОМПАНЕМЕНТ К НИМ"
план-конспект на тему

Медведева Инесса Владимировна

Данное занятие проводится в дополнительном образовании, в объединении "Бардовская песня". Занятие проходит на первом году обучения, возраст учащихся 12-18 лет. Разработка может быть полезна педагогам, преподающим гитарный аккомпанемент, а также учителям музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medvedeva.otkr_.zanyatie_chastushki.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект учебного занятия.

Тема: Частушки и аккомпанемент к ним.

Цель занятия: Познакомить учащихся с русскими частушками и научить исполнять их, аккомпанируя на гитаре.

Задачи:

- дать представление учащимся о частушках, приобщая таким образом к народной культуре;

- обучить играть аккомпанемент к частушкам;

- развивать эстетический вкус, терпение, трудолюбие;

- совершенствовать навыки игры на гитаре.

Оборудование:

- аудиоаппаратура с аудиодисками;

- таблицы аккордов;

- музыкальный инструмент (гитара);

- тексты (см. Приложение)

Ход занятия:

            1. Организационный момент:

- подготовка рабочего места;

- настройка гитар.        

            2.  Основная часть занятия:

Учитель:    - Сегодня мы будем говорить о частушках.  Конечно, все вы их слышали.

Частушка - это коротенькая песенка из четырех строк (иногда двух или шести), серия которых исполняется на одну и ту же мелодию. Как новый жанр русского устного народного творчества, частушки возникли во второй половине XIX века.

Частушки бывают разные: лирические, шуточные, высмеивающие (в том числе и очень злые). Темы частушек – жизненные. Любовь, семья, быт, армия, события в обществе. Народ на все готов откликнуться частушками! Есть и детские частушки, и школьные.  Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое — только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

Первоначально частушки исполнялись под гармонь, под балалайку. В наше время их поют также и под гитару.

Вот несколько примеров.

Частушка про любовь – философская, можно сказать:

Что же это за любовь

К человеку вяжется:

Некрасивого полюбишь –

Он красивым кажется!

Шуточная:

У моёго дорогого

Аккуратненький  носок:

Девять курочек усядется,

Десятый петушок!

Отклик на общественные события:

Полюбила депутата – теперь сессия точь-в-точь.

Не целует, не милует, речи держит день и ночь!

Прослушивание  частушек, старых народных и для сравнения – более современных.

Учитель:  - Где вам могут пригодиться частушки? Зачем учиться их играть?.. Да на любом школьном концерте можно их спеть! Вы можете найти и разучить частушки про школу, про школьные предметы и учителей, а можете, если постараетесь, сочинить и собственные, это еще интереснее. И ваши слушатели примут их с радостью!

Гитарный аккомпанемент к частушке.

Сначала разберем аккорды. Они очень легкие. Запишите их.

 В русской традиции есть два варианта частушек – мажорные и минорные.

Мажорные играются на трех мажорных аккордах, зажигательные плясовые. Самые легкие, на аккордах без баррэ играются так:
1)
C   G   D   G
2) G  D  A7  D
3) D   A   E   A
4) A   E  H7  E

Минорные, соответственно, на минорных аккордах, –  более напевные, лирические, они имеют ещё другое название: «страдания».

Но есть ещё интересная смесь: веселые минорные частушки. Изначально это был плясовой цыганский наигрыш или «цыганочка с выходом». Начинался с оттенком грусти, медленно, вальяжно с оттяжечкой, постепенно разгоняясь, набирая темп и переходя уже в бесшабашную пляску, но не меняя при этом минорных аккордов в аккомпанементе.

Самые легкие, на аккордах без баррэ играются так:

1) Dm  Am  E  Am
2)
Am  Em  H7  Em

Теперь разберем приемы для правой руки. Запишите их.

1. Простейший способ играть частушки – «бас-щипок».

2. «Бас-щелчок»

3. И наконец, специальный «частушечный бой».      

    А) упрощенный вариант . Его схема:   –  ↓↓↓ 

    Б) Полный вариант.      Его схема:  –   ↓  ↑  ↓  –  ↓↓↓

Учащиеся осваивают  бой. Учитель подходит к каждому и поправляет.

Учитель: - Сегодня мы разучим современные частушки про школу.

Учитель раздает листы с текстами (см. Приложение) и предлагает пропеть несколько частушек, чтобы освоить новый прием на практике. Играет учитель или, по желанию, кто-то из учеников.

Подведение итогов.

Опрос:

- Что такое частушка?

- Какие бывают частушки?

- На каких аккордах можно сыграть аккомпанемент к частушкам?

Учитель: - Итак, сегодня мы научились исполнять частушки. При случае вы можете спеть их в школе или в лагере.

                                    3. Домашнее задание:

совершенствование техники игры на гитаре (частушечный бой сокращенный и полный, упражнение для постановки пальцев левой руки).

Литература.

Частушки / Сост. Ф.М.Селиванов. М., 1990. – 656 с

Приложение. Частушки про школу

Для вступления

Сочинили мы частушки,
Очень мы старались.
Только просим, чтобы вы
На нас не обижались.

**********************

Мне учитель на доске
Написал задание,
Ну а я сижу в тоске,
На лице страдание.

Для заядлых драчунов

Наш совет, быть может, нов:

Тех, кто меньше и слабей,

Ты не дергай и не бей!

Наш учитель очень строг
Не пошли мы на урок!
Очень радовался он,

Что от нас освобожден!

Я сложил, умножил, вычел,
Написать хотел ответ,
Что за странный юмор вышел,
В килограмме - пять конфет…

Я бежал на перемену,
Организм свой разминать,
Приложился лбом об стену,
Что учил – забыл опять!

Я сказал, что Джомолунгма
Выше Эвереста.
Почему меня учитель
Посадил на место?

Николай пример решал,

А Сергей ему мешал.

Вот, ребята, вам пример,

Как нельзя решать пример.

Буквы в Машиной тетради
Не стоят, как на параде.
Буквы прыгают и пляшут,
Маше хвостиками машут.

Вова в школу опозданья
Объясняет просто:
- А учиться, Мариванна,

Никогда не поздно!

Все науки одолеем,
Все у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.
 

Для заключения

Мы пропели вам частушки –
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.

Все частушки перепели,
Думаем, что хороши,
Так похлопайте дружнее,
Мы старались от души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по обучению игре на гитаре в группе 1-го года обучения студии «Гитара и мы» «Тональность А. Основные аккорды. Усложнение простых аккордов в стиле «Кантри». Лад. Ступени лада. Табулатура и аккомпанемент»

Занятие разработано в рамках авторской дополнительной общебразовательной общеразвивающей программы студии "Гитара и Мы" для воспитанников 1 года обученияТип занятия-изучение нового материалаЦель:-созд...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....