Доклад на тему: " Основные направления коррекционной деятельности"
учебно-методический материал на тему

Мальцева Екатерина Владимировна

Выступление на школьном  методическом объединении учителей. В докладе раскрываются основные направления коррекционной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  на  тему:

Основные  направления  коррекционной  деятельности.

                                                                                            Подготовила:

                                                                                                           Мальцева   Екатерина   Владимировна.

        Учитель  русского языка  и   чтения.

Олигофренопедагогикой    называется  часть  дефектологии  (коррекционной  педагогики) , которая  изучает  ребёнка  с  различными  отклонениями  интеллектуального  развития .   К  области   олигофренопедагогики   относятся  вопросы  воспитания  и  образования  с  последующей  реабилитацией  ребёнка.  Коррекционное  образование  представляет  собой  систему  специальных  мероприятий , к  которым  относятся  психолого-педагогические , социокультурные  и  лечебные  мероприятия , ориентированные  на  обучение  и  воспитание , развитие  и  социальную  адаптацию  детей  с  ограниченными   возможностями .

Цель  коррекционного  образования  -  система  методов , направленные  на  коррекцию  имеющихся  у  ребёнка  нарушений , а  также  помощь  ребёнку  в  адаптации.

Основной  задачей  коррекционного  образования  считается  подготовка  подрастающего  поколения  к  самостоятельной  жизни.  Исправление  и  коррекция  недостатков  в  развитии  осуществляется  попутно  с  воспитанием  и  обучением.

На  сегодняшний  день  границы  изучения  данной  проблемы    расширились.  Предметом  являются  дети  и  с  достаточно  глубокой  степенью  умственной  отсталости – имбицилы , и  дети  с  минимальной  мозговой   дисфункцией – дебилы.

             Основные  направления  коррекционной   деятельности.

        

  1. Корректирующее   воздейстие   на  ребёнка   с   помощью  окружающей  среды (социальной , природной).
  2. Организация  и  коррекционная   направленность   учебного   процесса.
  3. Подбор  культурно - массовых  и  оздоровительных   мероприятий.
  4. Психогигиена  семейного  воспитания.

Коррекция   отклонений   ребёнка  осуществляется  комплексно , на  основе  глубокой   диагностико – коррекционной   деятельности , выявления  и  изучения   отклонений   в  развитии.  В  системе  работы  коррекционно – педагогической   деятельности   должны   быть  предусмотрены  , как  работа  по  преодолению  дефекта , так  и  шаги   по  профилактике ,  действия   по  формированию   личности   подростка   с  опорой   на  его  положительные  качества.  Коррекционно – педагогическая   деятельность  такжа  должна  быть   направлена   на   формирование   мировозрения ,  соцциально – значимых   знаний ,  умений  и  навыков.  Обязательным   условием  коррекционной   деятельности   является   её   профилактическая  направленность ,  ориентированность.  Коррекционно – педагогическая  деятельность   предусматривает   тесное   сотрудничество  учителей , воспитателей   и   родителей   умственно  отсталого  ребёнка.

По  сей  день  ведутся  разработки  методов  и  приёмов ,  при  помощи  которых   осуществляется   по  коррекции   и  развитию   аномального  ребёнка.  Данная   проблема   является   очень   актуальной ,  так  как  структура    дефекта ,  который   необходимо   выявить ,  имеет  грубый  и  очень  осложнённый   клинико  этимологический   характер   которого  являются   органические   поражения.

Данные   особенности   аномального   ребёнка   требуют   специализации  системы   воспитания   и   образования   ориентированные   на   детей – олигофренов.

Целью  коррекционно – воспитательной  работы  с  детьми  с  лёгкой  степенью  умственной  отсталости  является  обучение   их   доступным  знаниям   и   социальное   адаптирование   к   самостоятельной   жизни.  Коррекционная   работа   с   детьми   включает   в  себя  несколько  этапов:

Первый  этап  (  4 – 8 лет) – работа   по   формированию   санитарон – гигиенических   навыков   и   развитию   моторики.   Дети   приучаются   к  адекватному   поведению   в   общественных   местах.   Большое   внимание  уделяется   развитию   речи   и   познавательной   деятельности.  Осуществляется   подготовка   к   школьному   обучению.   Этот   этап  является   наиболее   важным  в   системе   воспитания   и   образования,  адаптирования   ребёнка.    От  того   насколько  будут   усвоены   навыки  и  знания,  зависит   успешность   дальнейшего   обучения.

Второй  этап  (  8 – 16 лет ) – закрепления    навыков   самообслуживания   и  личной   гигиены,  проводится   работа   по   обучению   хозяйственно – бытовым   навыкам.   Дети  обучаются   счёту  и  грамоте ,  большое  внимание   уделяются   развитию   речи.

Третий  этап  ( 16 – 18 лет ) – социальная   адаптация .   Применение  приобретённых   навыков   в   жизни.

Все   выше   перечисленные   направления   следует   представлять   и   рассматривать  следующим  образом:

  • Совершенствование   достижений   сенсомоторного   развития;
  • коррекция  отдельных  сторон  психической   деятельности;
  • развития   различных   видов   мышления;
  • коррекция   нарушений   в   развитии   эмоционально – личностной  сферы;
  • развитие   речи   и   овладение   техникой   речи;
  • расширение   представлений   об   окружающем   мире;
  • развитие   и   расширение   словаря;
  • коррекция   индивидуальных   пробелов   в   знаниях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме "Основные направления коррекционно-развивающей работы со стойко неуспевающими младшими школьниками "

1. Современное представление логопедии об изучении и формировании речи дошкольников и младших школьников.2. Механизмы дефектного развития письменной речи и приемы корригирующие их....

Доклад на областном семинаре "Основные направления коррекционной работы по развитию познавательной стороны речи у детей с ТНР".

Основной задачей коррекционной работы в нашей школе является: научить детей правильно и связно выражать свои мысли, уметь поддерживать диалог, чувствовать себя уверенными в речевом поведении....

Презентация к докладу на тему "Основные направления и формы предупреждения деструктивного поведения подростков"

Презентация "Основные направления и формы предупреждения деструктивного поведения подростков"...

Доклад на тему: «Основные направления внеурочной деятельности по предметам гуманитарного цикла.»

В Концепции модернизации образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности...