"Мои права и обязанности"
план-конспект по теме

Воспитательное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_prava_i_obyazannosti.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ Елионская  школа-интернат  VIIIвида.

«Наши права

и обязанности.»

Воспитатель: Рыбенко Л.А.

ЦЕЛЬ:  

• познакомить учащихся с Конституцией Российской Федерации, правами и обязанностями российских граждан.

ЗАДАЧИ:

•  формирование представления о том, что такое Конституция, о правах и обязанностях и их роли в жизни людей;

•  формирование навыков работы с правовым источником;

•  воспитание уважительного отношения к Конституции и её нормам.

Ход занятия:

- Здравствуйте! Ребята, уже давным-давно, ещё тысячи лет назад, когда на Земле появились люди, они оказались вынуждены решать очень важные вопросы. Среди них были и такие:

• Что могут делать люди, а что не могут?

• Что они обязаны делать, а что не обязаны?

• На что они имеют право, а на что нет?

--Без ответа на эти вопросы жизнь людей была неорганизованной. В ней каждый мог творить то, что хотел, не считаясь с другими. И те отвечали ему тем же. Жизнь людей представлялась как хаос, в котором не были определены правила жизни и организации общества, права и обязанности его членов.

-Роль организатора жизни общества приняло на себя государство. Оно стало регулировать жизнь людей, используя для этого законы.

- Как вы понимаете значение слова «закон»?  

          (Высказывания учащихся)

Закон – это правила, которые устанавливает государство для обеспечения блага всех граждан России. Их должны знать и выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, они регулирует разные жизненные ситуации.

-  А как называется Основной закон, по которому живёт наша страна?                                                                                                                      

 - КОНСТИТУЦИЯ – это Основной закон государства, по которому мы с вами живём. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. А в этом году исполнится 20 лет Российской Конституции.

-  Что записано в Конституции?  (Ответы детей.)

- Сегодня мы продолжим  знакомиться  со второй главой Конституции нашей страны (а всего их 9). Она называется: «Права и свободы человека и гражданина».                                                                                                                    

-  Как вы думаете, о чем написано в этой главе?

- В этой главе Конституции записаны наши права, свободы и обязанности.

Какие права есть у каждого гражданина нашего государства? (Ответы детей фиксируются на доске).                                                                                                                                      

- По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право участвовать в управлении делами государства, право на свободное использование своих способностей для предпринимательской деятельности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбор профессии, право на отдых, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также много других прав с которыми вы можете познакомится в Конституции РФ, глава 2. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, гарантируя соблюдение прав и свобод каждого гражданина.

Права ребёнка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

-  Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?

- Наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

-По закону все права и свободы  не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем право вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.

- Также у каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции.

Как вы думаете, какие это обязанности?

-  Наши обязанности – защита Отечества, сохранять природу и окружающую среду, платить законно установленные налоги и сборы.

 Путешествие по сказкам

  - Более подробно познакомиться с некоторыми правами  нам поможет народная мудрость – сказки.

   Сейчас мы с вами  отправимся в путь по дорогам народных и авторских сказок, попытаемся определить, права каких героев сказок нарушаются, а также выясним,  кто  из сказочных героев ущемляет  права других, если бы они жили по нормам Конституции, которые мы с вами изучили.

   Включите  воображение, настройтесь на встречу со сказочными героями. Будьте внимательны!                                                                          

- В какой сказке  Г.Х. Андерсена нарушено право на личную неприкосновенность?             («Дюймовочка»)                                

- В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? (С.Михалков «Три поросёнка»)                                                        

- У какой известной сказочной героини  нарушено право на отдых, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности?      (Ш.Перро «Золушка»)      

- Кто из сказочных героев пользовался правом  на свободное перемещение? (Баба Яга, лягушка-путешественница из одноименной сказки В.Гаршина)  

- В какой сказке и кто нарушал право  на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? (Карабас-Барабас из сказки А.Толстого «Золотой ключик»)      

- В какой сказке «хлебобулочный» герой  несколько раз подвергался попыткам  посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)                                                                                                              

- Кто воспользовался правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и вырастил гигантский урожай?              (Дед из сказки «Репка»)        

- Продолжая путешествовать по сказкам, мы остановимся ещё раз у героев   сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Перед нами три  вопроса и три  ответы. Соедините стрелками вопрос и правильный ответ.                                                                                                    

Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили?                

ПРАВО  на образование

Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел какого права?                

ПРАВО  на неприкосновенность жилища

Буратино продал свою азбуку и не  воспользовался каким правом?                

ПРАВО  на труд

 Беседа  о  правах и обязанностях учащихся

- В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам:                                    

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает Федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

- Какие же права есть у вас, школьников?  (Право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, право на отдых).

- Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права. Но и обязанности.   Какие же обязанности у школьника?       (Ответы детей).

Открыты все пути у нас

Без края, без преграды,

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

Учёба – очень интересный труд,

Нам силу, радость

Знания несут.

К тому же мы прекрасно понимаем:

Кто с детства трудности преодолевает,

Судьбой своей тот управляет.

И тот, кто учится отлично в школе,

Характер закаляет свой и волю.

- Конституция – Основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. У нас в группе  есть правила жизни учеников, которые мы приняли с вами уже давно. Давайте вспомним их.                                                                                          

ПРАВИЛА   ЖИЗНИ   УЧЕНИКОВ  

1. Главное: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам твоих товарищей.

4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.

5. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди пока тебя об этом попросят.

6. Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит.

7. Дорожи школьной дружбой, цени свой    класс и свою школу.

И ещё о главном:

ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ .

Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

     П о р я д о ч н о с т ь

с п Р а в е д л и в о с т ь

   Р А з у м н о с т ь

      В о с п и т а н н о с т ь

      О б я з а н н о с т и

- И в конце нашего занятия я хочу проверить как вы поняли то, о чём мы сегодня говорили и предлагаю вам небольшой тест.

1. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?

А) Да, существуют.

Б) Затрудняюсь ответить.

В) НЕ существуют.

  1. Разрешено ли нам нарушать права других людей?

А) Да, конечно разрешено.

Б) Разрешено только в редких случаях.

В) Абсолютно запрещено.

  1. Кем были созданы права человека?

А) Народом.

Б) Государственной властью.

В) Сотрудниками милиции.

  1. Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?

А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.

Б) Это право доступно для каждого ребенка.

В) Ни один ребенок не имеет такого права.

6.Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это …

А) Право учащихся.

Б) Обязанность учащихся.

В) Ни то и не другое.

     

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"

Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...

Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"

В каждом обществе есть свои права и обязанности,  которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...

открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"

Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...

Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Правила поведения на улице с незнакомыми людьми"

Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации. Содержит краткую информацию о безопасном поведении на улице и с незнакомыми людь...

Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»

Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах реб...

Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"

Краткое описание деловой игры по праву...