Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"
    методическая разработка (6 класс) по теме

    Белякова Ирина Фёдоровна

     В каждом обществе есть свои права и обязанности,  которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pril1.rar2.83 МБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие

     «Имею право, но обязан»

    Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся

     - учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в  школе;

     - формировать коммуникативные умения школьников.

    Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

    На классный час приглашены представители правоохранительных органов, которые оценивают ответы учащихся.

    I.  Круглый стол:     На доске вывешены таблички с определениями:

    Права  Обязанности  Долг  Ответственность    Свобода

    Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

    Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

    Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

    Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

    Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

    - Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

     Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

    - Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

    КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

    2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

    1 июня – Международный день защиты детей

    4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

    20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

    10 декабря – День прав человека

    12 декабря – День Конституции Российской Федерации

    - Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

    Права школьника.

    • право на бесплатное образование
    • право на получение дополнительного образования
    • право на охрану жизни и здоровья
    • право свободы выражения своих убеждений
    • право посещать мероприятия
    • право на защиту
    • право на отдых
    • право пользоваться библиотекой
    • право избирать и быть избранным
    • право на обучение по индивидуальным программам
    • право на выбор образовательного учреждения
    • право вступать в общественные организации
    • право на уважение собственного достоинства.

     Обязанности школьника:

    • добросовестно учиться
    • беречь школьное имущество
    • уважать учащихся и работников школы
    • выполнять устав школы
    • выполнять правила внутреннего распорядка.

    Права и обязанности гражданина

    Перечень с надписями прав ребенка: 

    • Право на жизнь.
    • Право на имя при рождении.
    • Право на медицинскую помощь.
    • Право на образование.
    • Право на отдых и досуг.
    • Право на индивидуальность.
    • Право свободно выражать свои взгляды.
    • Право на специальную охрану и защиту.
    • Право на заботу и воспитание родителями.
    • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
    • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
    • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

    Обязанности

    • Защищать свое Отечество
    • Соблюдать законы
    • Охранять природу
    • Платить налоги

    Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение  прав и обязанностей)

    Задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

    -     Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей     (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

    -  Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).

    Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными:                           СВОБОДА – это:

    • возможность делать все, что хочешь
    • независимость от кого-то
    •  отсутствие стеснения, ограничений
    • возможность выбора
    • право делать все, что не вредит другим

    итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

    - Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

     1. запрет курить в общественных местах

     2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.

              1. запрет кататься по перилам

     2. запрет играть на проезжей части дороги.

    - Скажите,  какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса?

      Сценка из школьной жизни

    Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку импровизированно

    Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

    Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

    Ваня:-Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

    Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

    Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

    Ваня:-Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

    Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

    Учитель:-Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

    Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

    Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

    Конкурс. Ситуации.

    Ситуация 1.

    Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

    Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

    Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.

    Ситуация 2.

    На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

    Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

    Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.

    Ситуация 3.

    Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

    Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

    Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

    Кроссворд

    По горизонтали:

    1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.

    2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.

    3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

    4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

    По вертикали:

    1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

    2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

    (На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду. )

    Ответы кроссворда

    Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.

    Права литературных героев 

    1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”). 
    2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”). 
    3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”). 
    4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”). 
    5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”). 
    6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”). 

    Конкурс «Разомнись-ка!»

    Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

    - “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

    - “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

    - “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство)

    Конкурс «Угадай-ка!»

    Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).

    - В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

    - Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

    - Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

    - Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

    - Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

    - Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

    - Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

    - Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

    - Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

    - Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

    - Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

    Конкурс. “Песня о правах”.

    Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.

    1. “В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие). 
    2. “Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет). 
    3. “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний) 
    4. “Может знает лес” (право на жизнь. Расторгуев, Княжинская).
    5. “ На крутом бережку” (право на отдых).
    6. “Наташка-первоклашка” (право на образование). 
    7. “Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян). 

    Приложение архив

    А сейчас вы услышите шуточные загадки правового характера:

     1.     Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. (свободное передвижение)

    2.     Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на …. (неприкосновенность жилища)

    3.     Балда из сказки А. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …. (труд)

    4.     Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом)

    5.     В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …. (жизнь и личную неприкосновенность)

    6. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)

    7. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

    8. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)

    9. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)

    10. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».) 

    11. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».) 

    Выберите правильный ответ.
    1.Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка? 

    . а) Ф.М. Достоевскому + 
    б) А.П. Чехову 
    в) А.М. Горькому 

    2.  В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка? 
    а) 1948 г . 
    б) 1959 г . + 
    в) 1966 г . 

    3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка? 
    а) 1968 г . 
    б) 1982 г . 
    в) 1989 г . + 

    4. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав? 
    а) таких различий нет + 
    (Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы/, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.) 
    б) национальная принадлежность 
    в) состояние здоровья 

    5. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? 
    а) педагоги 
    б) родители + 
    (Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.) 
    в) члены правительства 

    6. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей? 
    а) на благотворительные организации 
    б) на иностранных спонсоров 
    в) на государство + 
    (Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.) 

    7. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая: 
    а) не указана в официальных справочниках 
    б) может мешать образованию и вредить здоровью + 
    (Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.) 
    в) не соответствует интересам и склонностям ребенка 

    8. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них: 
    а) чувства страха перед наказанием 
    б) осторожности в реализации своих желаний 
    в) чувства достоинства и значимости + (Согласно статье 40 ребенок, нарушивший, как считается, закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.) 

    9. ООН считает человека ребенком от рождения до: 

    а) 16 лет 
    б) 18 лет + 
    (Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.) 
    в) 19 лет

    Подведение итогов классного часа

    После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:

    • как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.

    (по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

    • чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
    • заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
    • уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

    Представители закона вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести».

    Литература

    1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. – М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997.

    2. Европейская конвенция о защите прав человека, 2001.

    3. Европейская социальная хартия. Информационный центр Совета Европы по правам человека. 2000.

    4. Декларация и программа действий в области культуры мира. Информационный центр ООН, Весь Мир. М.: 1999.

    5. Декларация принципов терпимости. ЮНЕСКО.

    6. Международные акты о правах человека. Сборник документов. «ИНФРА-М – НОРМА», М.: 2000. – 784 c.

    7. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА

    8 http://festival.1september.ru/authors/ 103- 879-569

    9.http://festival.1september.ru/authors/ 102-693-623

    10.Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239. 

    www.koipkro.kostroma.ru/.../Игра-викторина%20Большакова.doc 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по теме "Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!"

    Правила поведения на дороге - очень актуальная тема. Уровень детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться высоким. Участником каждого третьего происшествия на дороге становитс...

    Внеклассное мероприятие по теме: "Соблюдай правила дорожного движения", 5-6 классы

    Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения...

    Разработка внеклассного мероприятия(сказка) "Пусть миром правит доброта"

    Материал для  классных руководителей, завучей-организаторов...

    Внеклассное мероприятие: "Потребитель, знай свои права!"

    Мероприятие, посвященное закреплению знаний  учащихся о правах потребителя....

    Внеклассное мероприятие по теме: «По праву памяти»

    Вопросы понимания цены Победы в Великой Отечественной войне с каждым годом становятся всё острее. Всё больше приходится педагогам прикладывать сил, умения, фантазии для изобретения различных форм меро...

    Внеклассние мероприятие "Путешествие в мир прав и обязанностей"

    Внеклассное мероприятие в рамках правовой недели.Воспитатель «ОКСОУ Дмитриевская с(к)о школа-интернат Сибилева Н.Н.     «Путешествие в мир прав и обязанностей».Цели и задачи:...

    Внеклассное мероприятие "Избирательный процесс. Избирательное право".

    Внеклассное мероприятие "Избирательный процесс. Избирательное право" предназначено для учащихся старших классов. Цели мероприятия: формировать у учащихся понимание важности участия граждан в избирате...