Воспитание экологической культуры средствами хореографии
учебно-методическое пособие на тему

Журавлев Кирилл Владимирович

для педагогов ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры дошкольников средствами хореографии

Журавлев К.В.

Дошкольное детство — один из важнейших этапов формирования личности, её ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.

Трудно представить себе  воспитание детей без привлечения в свои помощники природы — этого самого естественного источника красоты. Природа — источник творческого вдохновения, подъёма всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.

В основе содержания социально-экологического воспитания лежит формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Подобное отношение строится на чувственном восприятии объектов природы, эмоциональном отношении к ним и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, а также зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды. Экологическая образованность и воспитанность даёт ребёнку возможность лучше понимать отдельные аспекты в поведении животных, состоянии растений, правильно оценивать их  и адекватно реагировать.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается формированием соответствующего поведения ребёнка, которое может служить критерием оценки уровня его экологической культуры. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, раскрыть творческий потенциал детей в области экологии — одна из главных задач экологической работы в ДОУ.

Решая поставленные задачи, наше дошкольное образовательное учреждение работает в инновационном режиме по теме: «Воспитание эмоционально — нравственного отношения к природе у детей дошкольного возраста средствами хореографии».

Ориентирами в экспериментальной работе по воспитанию у детей дошкольного возраста эмоционально-нравственного отношения к природе средствами хореографии являются следующие критерии: эмоционально-чувственный опыт ребёнка по взаимодействию с природой, определяющий его нравственно-экологическую позицию и эко-креативность как потребность и готовность к реализации личного эмоционально-чувственного опыта по взаимодействию с природой, нравственно-эстетического отношения к ней и экокультурных ценностных установок в творческой экологически ориентированной деятельности, постижению гармонии с природой посредством создания музыкально-пластических художественных образов.

Чрезвычайно высок потенциал искусства в формировании у детей экологической культуры. Особое значение для развития ребёнка имеет включение его в разнообразную творческую деятельность посредством искусства. Неудержимая тяга к реализации творческого воображения детей дошкольного возраста объясняется психологическими особенностями, которые характеризуются образно-мифологическим мироощущением, эмоциональностью, наглядным, предметным восприятием окружающего мира, потребностью в активной деятельности, интенсивностью накопления опыта по взаимодействию с окружающим миром.

Наша работа нацелена на реализацию потенциала хореографии в процессе воспитания эмоционально-ценностного отношения детей к природе, физического совершенствования. Взаимодействие с природой является неиссякаемым источником творчества и обладает неизмеримо высоким потенциалом для развития у детей творческих способностей.  Природа становится источником творческого вдохновения, образов, сюжетов художественных произведений в результате постижения человеком чувства гармонии с нею. Вот почему путь «экологизации» хореографического образования рассматривается нами как постижение принципиально нового уровня творчества и взаимодействия с природой, выражаемого в гармонии человека с окружающим миром.

Инновационный аспект проявляется в интеграции экологического воспитания и хореографического образования, применения невербальных методов, способствующих расширению эмоционально-чувственного опыта ребёнка, формированию культуры движения, эстетического вкуса, творческих способностей в области искусства и практически значимой, созидательной деятельности в природе. Основу педагогического процесса составляет творчество ребёнка на тему природы. Дети  любят фантазировать, творить, делают они это и в произвольном танце на занятии по хореографии, когда создают танцевально-пластические образы: снежинок, бабочек, котят. На определённом этапе работы у каждого ребёнка получаются свои, особенные, неповторимые образы, творческий процесс сопровождается у детей эмоциональным всплеском. Переживания усиливаются, если звучит соответствующая музыка, которая подсказывает, как определить настроение образа, когда светит солнышко и когда надвигается опасность.

Экопластический образ является основой применяемых на занятиях по хореографии невербальных игровых технологий. Образ природы положен в основу упражнений балетной гимнастики, музыкально-пластических этюдов, игр, танцевальных комбинаций, хореографических миниатюр.

Работа над образом это длительный процесс, включающий расширение знаний ребенка о прообразе: беседы, рассказы, чтение книг, просмотр видеофильмов, наблюдение за объектом в природе, экскурсии, тщательный подбор музыкального материала, прослушивание различных произведений.

Далее происходит целенаправленный поиск двигательно-пластических форм, соответствующих основным характеристикам изображаемого объекта природы. Для этого используется прием подражания животным и растениям. При помощи произвольных движений ребенок очень точно отыскивает пластику, сначала робко, затем все более уверенно. Художественный образ – стержень пластических и музыкально-пластических этюдов. Содержанием этюдов являются действия, сюжеты, игры. Опираясь на известные сказки, рассказы, мультфильмы дети умело придумывают маленькие истории, а потом разыгрывают их в пластике. Глубокому проникновению в образ способствует самостоятельная деятельность ребенка в изображении образа красками на бумаге или ваянию из пластилина, глины, образ предстает в аппликации или скульптуре из природного материала. С этой же целью по теме подбираются загадки, рассказы, иллюстрации.

Особые возможности хореографии способствуют всестороннему развитию ребенка, задачи экологического воспитания вполне согласуются с задачами формирования специальных умений и навыков  в хореографическом  искусстве. Задуманный образ может осуществиться, если ребенок, обладая определенным эмоциональным и исполнительским опытом, будет выражаться пластически, владеть культурой и техникой исполнения движения, развит физически. Названные профессионально-хореографические задачи интегрируются с задачами музыкального образования ребенка, формированием у него умения почувствовать музыкальный материал, его динамику, темп, ритм, различные оттенки – все это становится средством выражения  эмоционального состояния образа.

В дошкольном возрасте образец  поведения взрослого в природе, с людьми  имеет решающее значение в формировании представлений о способах взаимодействия человека с окружающим миром. Положительные примеры в данном случае являются первоосновой в зарождении новообразований, имеющих решающее значение в воспитании экологической культуры. Ребенок восприимчив к ласковому разговору взрослого с объектами природы; спокойному, ясному объяснению  действий. Педагоги стремятся сформировать у каждого ребенка теплое, трепетное отношение к нежным образам природы, умение чувствовать ее красоту и совершенство. В  процессе совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных общей целью,  развивается  взаимопонимание, сочувствие  и согласие  как результат воспитания начал экологической культуры.

Нетрадиционный подход к обучению  хореографии в сочетании с воспитанием экологической культуры повышает интерес ребенка к учебному процессу. Когда ребенок в игровой форме эмоционально перевоплощается в зверька или растение, он получает массу положительных ощущений от самостоятельного творчества над экопластическим образом. Опыт, который приобретает ребенок в процессе творческого познания, качественно влияет на его отношение к природе. Пережив ощущения испуганного зайчика, ребенок не сможет быть равнодушным к этому животному, появляются устойчивые положительные эмоциональные реакции на объекты природы, стремление в меру своих возможностей к природоохранной деятельности, происходит зарождение экологической этики.

Включение ребенка в созидательный процесс творчества на тему природы, отводя ему роль соавтора, соучастника предоставляет возможность расширить кругозор, позволяющий более осмыслить и понять целостность картины мира обогатить эмоционально-чувственный опыт, на основе которого формируется отношение ребенка к природе, себе и обществу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка

В данной статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры поведения посредством уроков иностранного языка....

Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...

ИКТ технологии как средство воспитания экологической культуры у учащихся на уроках биологии

В последние несколько лет средства массовой информации все чаще поднимают вопросы экологического состояния населенных пунктов, говорят об экологических катастрофах, о глобальном потеплении, о разруше...

Воспитание экологической культуры учащихся 5-6 классов средствами математики

В данной статье рассмотрены математические задачи по экологии с региональным компонентом...

Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.

Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...

Отчет по работе муниципальной базовой площадки в филиале МБОУ Избердеевской сош в с. Кочетовка «Природоохранная деятельность детей как средство воспитания экологической культуры»

  Учеными  выявлено, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.  В стан...

Отчет по работе муниципальной базовой площадки в филиале МБОУ Избердеевской сош в с. Кочетовка «Природоохранная деятельность детей как средство воспитания экологической культуры»

  Учеными  выявлено, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.  В стан...