Открытый урок по теме:"Применение игровых и здоровьесберегающих технологий на уроке специального фортепиано в подготовительном классе"
план-конспект урока на тему

 Галина Владимировна Федорова

Конспект открытого урока  с учащейся подготовительного класса, с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение                                                               дополнительного образования детей

                   «Каширская детская школа искусств»





Конспект открытого урока по теме:

«Применение игровых и здоровьесберегающих технологий  на уроке специального фортепиано в подготовительном классе»




                                                                                             
Подготовила  преподаватель                                                                                                                            

                                                                                             по классу фортепиано

                                                                               Федорова Г.В.




                                                     г.Кашира                                                                                      

                                                         2014г

Цель урока : Формировании первоначальных навыков игры на фортепиано, усвоение первоначальных знаний по нотной грамоте  с использованием здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  1. Воспитать устойчивый интерес к игре на фортепиано путем знакомства с пьесами различного характера.
  2. Создать условия для накопления слуховых впечатлений.
  3. Развивать образное мышление путем активизации фантазии и воображения учащейся.
  4. Формировать умение наладить связь слуховых и двигательных ощущений в зависимости от характера исполнения.  
  5. Закрепить навыки игры двумя руками.
  6. Использовать игровые элементы для закрепления навыков игры на фортепиано.

Методы обучения:

  1. Метод показа.
  2. Метод сравнения и сопоставления музыкальных произведений

Структура урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Обоснование темы, цели и задач урока.
  3. Содержание урока.
  4. Подведение итогов и выводы.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

Вступительное слово учителя. О плюсах и минусах занятий в ДМШ или других учреждениях дополнительного образования можно говорить бесконечно. Главным аргументом «против» занятий музыкой может стать дополнительная нагрузка: ведь ребенок должен проводить часть свободного времени за инструментом, в то время как его сверстники  бегают на свежем воздухе. Дополнительные проблемы получают и сами родители: ребенка надо отвезти на занятия, проконтролировать выполнение домашних заданий. Но польза от занятий музыкой неизмеримо выше всех забот. У ребенка совершенствуется физическое развитие - развивается чувство ритма и музыкальный слух, тренируется мелкая моторика и координация движений, вырабатывается сила воли, усидчивость, воспитывается сценическая выдержка, развивается внимание и память. Ему нужно дома самостоятельно заниматься музыкой, вовремя успевать к началу занятий, следить за расписанием и учиться организовывать свой день так, чтобы все успеть. Но самое главное - общение в кругу близких по интересам друзей снимет усталость после школьных уроков, приобщит ребенка к духовному наследию прошлого, познакомит с сокровищами мировой культуры, что благотворно скажется на его здоровье.

Физкультминутки и паузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также имеет значение  эмоциональный фон во время выполнения упражнений. На уроках по специальности, особенно в подготовительном классе мы используем игру в мяч, сочетая при этом учебные задачи, например, изучение нот или ритмического рисунка. Дети с удовольствием выполняют эти физические упражнения, не задумываясь о том, что они что-то изучают.

 Упражнения можно условно разделить на три группы: 1) упражнения, направленные на формирование правильной осанки, 2)развивающие плече-лопаточные мышщы, 3)направленные на развитие чуткости и цепкости кончиков пальцев.

На каждом из занятий с учениками  отводится от 5 до 10 минут (в зависимости от целей и задач урока) на комплекс упражнений, содержание которого можно варьировать в зависимости от плана урока. Родителям учеников, присутствующим на занятии, предлагается повторять данные комплексы дома, вместе с детьми, перед началом и после занятий за фортепиано. Этот цикл упражнений рекомендован с учащимися младших классов.(Приложение№1)

        Подводя итоги вышесказанному, заметим, что в рамках урока описываемые упражнения снимают накопившееся мышечное напряжение, усталость детей после общеобразовательной школы. В домашних же условиях они способствуют повышению общего тонуса исполнительского аппарата учеников и развивают физические возможности ребенка для исполнения технически сложных произведений

         Таким образом, приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков на уроках фортепиано является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей гигиеническим нормам на основе возрастных особенностей ребенка Каждый урок строится по определенной схеме: развитие ритмических, слуховых и игровых навыков, которые, чередуясь друг с другом, позволяют сделать урок насыщенным по содержанию и разнообразным по творческим заданиям.

Данный урок проводится с учащейся подготовительного класса, Кулястовой Машей. 5,5 лет.Девочка способная, очень развита для своего возраста заинтересованная,  зажата.

Освоила  приемы звукоизвлечения 2, 3  пальцами нон легато, знает основы нотной грамоты, знает расположение нот, их запись на нотоносце. Умеет играть несколько пьес выученных «с рук» в донотный период, хорошо ориентируется на клавиатуре

II. Обоснование темы, цели и задачи урока.

Обучение игре на фортепиано 5–6 летних детей происходит в игровой форме , которая создает эмоциональный настрой и помогает проникнуть в образное содержание музыки.  Следует помнить, что память детей своеобразна: основную ее часть занимает непроизвольное внимание и запоминание. Поэтому многие задания даны в игровой форме. Игровые элементы  повышают интерес к занятиям, делают их менее утомительными, поэтому они присутствуют в каждом уроке как необходимый элемент обучения. На занятии используется сборник О. Геталовой « В музыку с радостью!» для детей 4-6 лет.

III. Содержание занятия

1.Проверка домашнего задания

Ученица исполняет пьесы «Колыбельная», «Дождик», «Два кота», «Одуванчик» по нотной записи. В процессе исполнения преподаватель  анализирует характер исполнения пьес, вместе с ученицей определяет необходимый характер звучания.

«Колыбельная» - свободные, мягкие движения, иммитирующие покачивание.

«Дождик» - легкое нон-легато, свободное падение пальцев , иммитация капель дождя.

«Одуванчик»  -  показать руками невесомый полет пушинок, чтобы семена взошли, нужно мягко и глубоко погрузиться в клавишу ( « семена в землю»)

 Выученные пьесы исполняются в ансамбле, с пением текста.

2.Изучение элементов нотной грамоты, развитие навыков чтения с листа

Упражнение «Бусы» .Вспоминаем правило -  если чередуются ноты на линейках и между линейками, то на клавишах они идут по порядку. Если все на линеечках или между -  на клавишах – через одну. Вспоминаем ноты, которые «живут на линейках» , прыгаем по клавишам напольной клавиатуры и называем ноты – до, ми, соль, си, ре, фа. То же с нотами «живущими» между линеек.

 Напольная клавиатура  - нарисована на рулоне бумаги, на клавише должна уместиться нога ребенка. То же повторяем на клавиатуре фортепиано. Выполняем упражнение «Бусы» -  читаем с листа ноты, 3 м пальцем. Начинаем с ноты «Соль». Играем упражнения, следя по нотам.

Разбор новых пьес  «Тили-тень» , «Баю-бай».

 Показ попевок. Анализ содержания. Разбираем, как написаны ноты – на линейках, называем, поем со словами, прохлопываем ритм,  с ритмослогами «та» и «та-а»,затем с названием нот. Прыгаем на напольной клавиатуре по клавишам «до», «ми», «соль». Разбираем, какой рукой играть. «Играем» поочередно разными руками на крышке фортепиано. Играем по нотам, с сольфеджированием. Показываем жестами характер музыки, исполняем в характере, с пением текста.

3.Гимнастика пианиста.

Родителям дано задание делать ежедневно несколько упражнений  и пальчиковые игры. Делаем гимнастику, упражнения выбирает ученица.

«Кто быстрее»

Объясняю новую игру-упражнение – «Кто быстрее» .К двум карандашам привязана веревочка, с цветной отметкой на середине. Вращая карандаш, нужно стараться быстро смотать веревочку, быстрее добраться до отметки. Игра неизменно вызывает интерес у детей и благотворно влияет на развитие мелкой моторики, активности кончиков пальцев.

«Волшебная шкатулка»»  - эти упражнения обогащают осязательный опыт.

Показываю красивую коробку, в которой много всяких мелочей

  шарики, ракушки, лошадки, машинки и т. д. из различного материала.

  1. Сначала, вытаскивая их из мешочка, говорим о них – описывая их вместе с ребенком: «Это гладкая поверхность, это закругленные или острые края,  ощущения – холодное, теплое, пушистое, шершавое и т.д.» Затем завязать глаза ребенку и предложить найти предмет в мешочке и описать его на память, ощущения, определить по контуру.

(На следующих занятиях мы усложним задания, например -найти определенный предмет на ощупь. На последующих занятиях возможно применение  следующей игры-упражнения: заготовить несколько карточек и наклеить на них различные материалы: мех, шелк, бархат, наждачную бумагу, наклеить спички, накапать свечой, наколоть канцелярскими кнопками, наклеить бусы, бисер, затем разложить на столе карточки, и предложить ребенку с закрытыми глазами пощупать, погладить кончиками пальцев эти карточки, описывая при этом их поверхность. Например, мягко и приятно, острое, колючее – неприятное, жесткая и шершавая поверхность, ребристая поверхность. Эти карточки он должен называть по порядку, затем спросить, запомнил ли он ощущения или нет, если нет – повторить еще раз, карточки перемешать, попросить ребенка воспроизвести по памяти и ощущению все карточки – по порядку, затем на ладони преподавателя показать прикосновение с ощущением предмета: приятное поглаживание, острое стаккато, бисер или бусы – круговые движения пальчиком – можно каждым.)

Итог урока

 Обсуждаем, что нового мы сегодня узнали на уроке.

Домашнее задание  - делать гимнастику, 3-4 упражнения ежедневно.

Играть упражнения «Радуга». «Пчелка», любимые пьесы по черным клавишам из сборника .

Играть выученные пьесы в характере. Выучить новые пьесы. Подобрать из «Волшебной шкатулки» предметы, которые подходят по ощущениям к пьесам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...

Методическая разработка «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроке фортепиано»

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом в окружающем мире. Уровень совре...

Тема по самообразованию "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки"

Уроки музыки неразрывно связаны со здоровьесберегающими технологиями. Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость ...

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы»

Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности здоровьесберегающих технологий учителем математики коррекционной школы....

«Тема самообразования: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. Состояние здоровья школьников – важнейший показатель ...»

Принципы здоровьясберегающих технологий,пути решения проблемы, классификация здоровьясберегающих технологий, тест- анкета для самооценкиизменений своего здоровья....

Анализ по теме самообразования Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Анализ по теме самообразования Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры...

Урок по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».

Методическая разработка урока по физической культуре с использованием инновационных педагогических технологийУрок по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола...