Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебная бусинка"
рабочая программа на тему

Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебная бусинка" направлена на развитие интереса и художественных способностей к бисероплетению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnaya_businka.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

                                                         УТВЕРЖДАЮ

                                                                               Директор  МБОУ ДОД  ДДТ

                                                                               Л.П. Зорина______________

                                                                                                       ''______''___________20____г.

                                                                                           

                                                                                             Утверждена педагогическим советом

                                                                                              Протокол №_____________________

Дополнительная общеобразовательная программа

«Волшебная бусинка»

наименование объединения

«Волшебная бусинка»

(наименование учебной дисциплины, курса)

художественная

(направленность)

1 год

(срок реализации программы)

Общеразвивающая

   (тип программы)

Модифицированная

(вид программы)

7 - 10лет

(возраст обучающихся)

Деморец Оксана Николаевна

(Ф. И. О. педагога дополнительного образования, совместителя)

ст. Кавказская

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная бусинка»    составлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Волшебная бусинка» - художественная.  Программа направлена на развитие интереса и художественных способностей  воспитанников к бисероплетению.                                                                                                      

         Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия. Изначально «бисером» называли жемчуг, которым были богаты северные земли Древней Руси. Наши предки очень широко применяли жемчужное шитье в украшении женских головных уборов, одежды и предметов церковного обихода. В 18 веке в моду вошли изделия, поверхность которых сплошь покрыта стеклянным набором. В 19 веке занятия бисерным рукоделием занимали важную часть досуга. Это была страсть, на которую щедро тратились часы, дни и даже годы. В эпоху наибольшего увлечения бисероплетением и низанием бисером украшались практически все предметы домашнего обихода, какие только можно было украсить. Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия. Современные дизайнеры используют бисер, в своих коллекциях украшая сумки, броши, платья, шляпы, обувь, заколки и т.д.  В последние годы уделяется большое внимание изучению возрождения угасших видов декоративно-прикладного искусства, к которым относится бисероплетение. В данный момент обучение этому ремеслу интересно для детей. Каждый может своими руками создать что-то необыкновенное, красивое, дорогое глазу и сердцу.

  Новизна программы заключается в решении проблем дополнительного образования.  Программа составлена на основе возрастных знаний, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Работа  строится на основе сотрудничества,   уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Актуальность программы  состоит в том, что воспитанники, имея потребность в освоении бисероплетения,  реализуют возможность из россыпи разноцветного бисера своими руками создавать уникальные рукотворные изделия.

Педагогическая целесообразность программы  в  пробуждении интереса детей к новой деятельности. Занятия плетением из бисера воспитывает усидчивость и трудолюбие, помогает развить чувство ритмики, тренируется мелкая моторика рук, глазомер. Формирует  наблюдательность,  культуру труда, эстетическое восприятие мира, понятие о красоте вещей, созданных своими руками. Знание об особенностях качества бисера при его применении.                                                                                                                                            

 Цель программы:

  • Развитие личности ребенка на основе декоративно-прикладного творчества, посредством бисероплетения.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить основам бисероплетения;
  • научить читать схемы изделий, изготавливать их;

развивающие:

  • развить эстетический вкус, повысить желание украсить свой быт красивыми поделками, сделанными своими руками;
  • развить потребность воспитанников в вовлеченности в активную творческую деятельность;
  • развивать фантазию, интерес и творческие способности воспитанников;  

воспитательные:

  • формировать осознанное отношение к своей работе;
  • воспитать трудолюбие, ответственность и организованность.                                                                                                                                                                                                                                          

      Отличительные особенности программы в особой систематизации учебного материала и формировании навыков воспитанников: воспитанники, на занятиях бисероплетения  получают знания, умения и навыки в данной области,  приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами (кусачки) и проволокой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.                                                

Возраст воспитанников, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной  программы 7-10 лет ,  именно в этом возрасте дети  имеют  потребности и способности, которые позволят осилить программу,  изучить азы бисероплетения . Детям  этого возраста  намного легче и удобнее  работать с мелкими деталями, например, продеть в маленькое отверстие бисера упругую проволоку или леску.

 Количество детей в группе 8 человек. Принимаются все желающие имеющие  интерес к искусству бисерного плетения без ограничения.

Занятия начинаются с освоения правил нанизывания бисера на проволоку в технике параллельного плетения. Выполнение изделий начинается с необъемных фигур одного цвета. Позднее, освоив азы, дети переходят к изделиям с разнообразием цветных бусинок и элементов плетения. Занятия будут проходить в теоретической и практической формах. Работа с изображением, объяснение, разбор схемы, подбор бисера, выполнение изделия. Каждому ребенку, особенно младшему школьнику, бывает мало объяснения и схемы, ему нужно показать работу практически. Поэтому педагог использует большое количество наглядного материала.

Для занятия у каждого ребенка должна быть шкатулка (коробочка)  с бисером разного цвета и разных размеров, тонкая проволока, ножницы или кусачки для обрезания проволоки при завершении работы. В течение учебного года воспитанниками проводятся беседы о декоративно-прикладном творчестве России, Кубани, об истории казачества, игровые занятия и праздничные мероприятия в дни школьных каникул, к новогоднему празднику, ко дню 8 марта.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения, 144 часа в год занятия по данной программе проходят 2 раза в неделю по 2 часа

 Формы проведения занятий: практические, теоретические,

Вид занятий:  групповые  и индивидуально-групповые                                                                 Методы:  частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод работы с книгой, метод иллюстраций, контрольный, самостоятельная работа.

Этапы педагогического контроля

Сроки, этапы

Какие ЗУН контролируются

Форма проведения

Октябрь,

начальный

Знание  названий видов бисера и техник плетения.

Умение набирать бисер на проволоку.

Знание и умение ориентироваться по схеме.

Наблюдение,

опрос.

Январь,

промежуточный

Знание   подбора бисера по цвету и размеру

Умение читать схему параллельного плетения;

Выполнение  изделия по схеме.

 

Наблюдение,

выставка.

 

май ,

итоговый

Умение ориентироваться по схеме и фото изделия. Умение самостоятельно выполнить изделие  в технике параллельного плетения.

 Наблюдение,

выставка.

 

    Содержание программы реализуется через овладение  элементарными навыками работы с бисером, овладение способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый, круговой). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, подбирать бисер по цвету и размеру, изготавливать изделия и композиции из бисера. Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.

Ожидаемые  результаты.

Воспитанники  к окончанию обучения будут:

  1.  Знают основы бисероплетения.
  2.  Умеют читать схемы изделий.
  3.  Имеют осознанное отношение к своей работе.
  4. У воспитанников развиты:

 - эстетический вкус, повышено желание украсить свой быт красивыми поделками, сделанными своими руками;

 - потребность воспитанников в вовлеченности в активную творческую деятельность.  фантазия,  -   - интерес и творческие способности воспитанников.    

  1. Воспитанно трудолюбие, ответственность и организованность.                                                                                                                                                                                                                                        

3.Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

практика

теория

всего

Вводное занятие

-

2

2

Технология выполнения простейших изделий.

6

2

8

Изготовление  панно.

28

6

34

Изготовление  украшений.

6

2

8

Изготовление новогодних  сувениров.

9

3

12

Технология выполнения  сложных изделий.

64

14

78

Итоговое занятие

2

-

2

                              Итого:

115

29

144

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Вводное занятие.

Теория: История бисера. Беседа о красивых вещах сделанных своими руками.    Виды бисера и его формы.  Бусины разной формы и размеров. Техника безопасности (правила поведения в кабинете, правила работы с колющими и режущими предметами, правила работы с тонкой медной проволокой).

2. Технология выполнения простейших изделий.

Теория: Работа с изображением. Правила набора на проволоку. Подбор размера бусинок, ознакомление со схемами плетение простейших изделий, правила подбора бисера по цвету, порядок выполнения работы, изучение сложных элементов подплетения. Завершение плетения, необходимые инструменты. Техника безопасности (правила поведения в кабинете, правила работы с колющими и режущими предметами, правила работы с тонкой медной проволокой).

Практика: Изготовление по схеме простейшего изделия: «Мышь», «Рыбка», «Паук».  Подбор бисера по размеру и цвету.

3. Изготовление  панно.  

Теория: Работа с изображением  «Морские обитатели», «Дерево», «Веточка смородины», «Насекомые на полянке», изучение схем, подбор бисера по цвету и размеру, сочетанию в фигурке. Техника безопасности.

Практика: Выполнение панно «Морские обитатели», выполнение элементов панно: дельфин, акула, морской конёк, кит, «золотая рыбка».

Выполнение панно «Дерево», выполнение элементов панно: листья, ветки, ствол.

Выполнение панно «Веточка смородины», выполнение элементов панно: листья, веточка, ягоды.

Выполнение панно «Насекомые на полянке», выполнение элементов панно: стрекоза, бабочка, шмель, букашка. Сборка изделий.

4. Изготовление  украшений.

Теория: Работа с изображением  украшений, изучение схем, подбор бисера.

Практика: Выполнение  изделий: кольца, сережек, броши, браслета.

5. Изготовление новогодних  сувениров. 

Теория: Работа с изображением  новогодних героев, изучение схем, технология изготовления изделий, подбор бисера.

Практика:  Изготовление сувениров: Снегурочка, Дед Мороз, елка.

6. Технология выполнения  сложных изделий.

Теория: Работа с изображением, технология изготовления сложных изделий в технике параллельного плетения с соединением деталей -  зайчик, мышка на качелях, полосатый кот, Большая бабочка, изучение схем, подбор бисера по цвету и сочетанию.

Изучение схемы цветка нарцисс, пролеска, крокус, фиалка в горшочке, розы.

Практика: Выполнение  изделий «Зайчик», «Мышка на качелях», «Полосатый кот».

Выполнение  изделия «Большая бабочка». Изготовление верхнего крыла, изготовление нижнего крыла, плетение туловища. Сборка изделия.

Выполнение   цветов: нарцисс, пролеска, крокус, фиалка в горшочке, розы. Плетение лепестков, плетение листочков, плетение тычинки, сборка изделий.

7. Итоговое занятие.

Практика: Подведение итогов учебного года. Выставка  работ.  

        

                                           6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артамонова Е. М.:, «Украшения из бисера» «Эксмо», 2006.
  2. Базулина Л.В.. И.В. Новикова.  «Бисер»  М.: 2005.
  3. Виноградова Е..  «Бисер для детей. Игрушки и украшения» М.:, 2003.
  4.  Доуэлп К.Б..  «Цветы из бисера» «Ниола 21 век». 2004.
  5. Евладова Е.Б..  Дополнительное образование. 2002г.
  6. Горяинова О.В.. «Стильная бижутерия» Ростов-на-Дону «Феникс», 2005.
  7. Дюмина. М. «Бисер умелица» Г. Астрель, 2005.
  8.  Зайцева Н.К.. «Бисерные украшения» Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.
  9.  Кочетова С.В..  «Игрушки для всех» «Валерии СПД», 1998.
  10. Федорова М., Г. Вомах .«Цветы из бисера» «КиТ», 2004.
  11. Лущик Л.И., Т.Б. Несмиян.  «Фантазийные цветы» М.: «Эксмо», 2006.
  12. Лындина Ю., Н.Ильенко «Фигурки из бисера» «КиП», 2004.
  13. Манкова Т.Н.. «Бисерная миниатюра» «Феникс», 2005.
  14. Насырова Г.Г. «Игрушки и украшения из бисера» «Астраль», 2002.
  15. Ткаченко Т., К. Стародуб.  «Сказочный мир бисера» «Феникс», 2005.
  16. Чимпоем Т.П., Е.В. Парьева. «Стильные штучки» Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования учащихся "Бусинка"

В настоящее время актуальна проблема сохранения культурной самобытности народа, национальных традиций, незыблемых нравственных ценносте. Декоративное прикладное творчество – неотъемлемая часть культур...

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...