Проблемный стол "Умей сказать НЕТ"
методическая разработка на тему

Степанова Алиса Юрьевна

Цель: профилактика наркомании среди несовершеннолетних.

Задачи:

·        повысить уровень информированности подростков о проблеме наркомании;

·        мотивировать учащихся к сохранению собственного здоровья;

·        способствовать формированию активной жизненной позиции «Нет наркотикам».

Целевая аудитория: учащиеся старшего школьного возраста.

В заседании проблемного стола могут участвовать от 2 до 5 групп по 5 человек. В ходе подготовки к мероприятию одному участнику из каждой группы необходимо дать задание ознакомиться с информацией по проблеме наркомании в мире и России в частности.

Если количество команд превышает 2, первая часть мероприятия проходит в кабинете, оборудованном светодинамическим комплексом «Вредные привычки», а вторая – в актовом зале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnyy_stol_umey_skazat_net.docx537.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

проблемный стол

«Умей сказать НЕТ»

Составители:

Алиса Юрьевна Степанова, педагог-организатор

Сергей Михайлович Простомолотов, педагог дополнительного образования

Тамбов

2015


Цель: профилактика наркомании среди несовершеннолетних.

Задачи:

  • повысить уровень информированности подростков о проблеме наркомании;
  • мотивировать учащихся к сохранению собственного здоровья;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции «Нет наркотикам».

Целевая аудитория: учащиеся старшего школьного возраста.

Оборудование: стенд с 2 таблицами «Мнение», светодинамический комплекс «Вредные привычки», листы бумаги, маленькие и формата А4, фломастеры, карточка с историей из жизни наркомана, прошедшего реабилитацию, верёвка 10 м. длиной, подиум, стенд с кругом – в центре надпись «НаркоСТОП», ладошки, вырезанные из цветной бумаги.

Ход мероприятия:

В заседании проблемного стола могут участвовать от 2 до 5 групп по 5 человек. В ходе подготовки к мероприятию одному участнику из каждой группы необходимо дать задание ознакомиться с информацией по проблеме наркомании в мире и России в частности.

Если количество команд превышает 2, первая часть мероприятия проходит в кабинете, оборудованном светодинамическим комплексом «Вредные привычки», а вторая – в актовом зале.

1. Создание проблемы. Эмоциональный настрой.

Упражнение «Мнение».

Ведущий: Для начала я прошу вас выразить своё отношение к проблеме наркомании – нарисовать смайлик в одном из столбиков таблицы «Мнение» (стенд стоит в кабинете):

  • я не употребляю, другие, если хотят, пусть травятся – это их личное дело;
  • я не употребляю, никак с этим вопросом не связан, меня это не касается;
  • приложу все усилия, чтобы мои близкие не стали наркоманами, наркотики – проблема, которая касается всех;
  • наркоманов надо сажать, наркоторговцев – вешать.

Ведущий: Спасибо. Прошу занять места в кругу.

Ведущий оценивает полученные данные. Переворачивает лист изнаночной стороной. Приглашает участников сесть в круг на стулья.

Знакомство. Давайте познакомимся. Я называю себя, кидаю мяч одному из вас, вы называете себя, и так далее, пока мяч не окажется в руках у каждого.

Ведущий: Спасибо.

Игра «Ладошки». А теперь немного поиграем. Участники кладут свои ладони на колени к своим соседям – слева и справа. Вы должны по кругу отстукивать ритм, не сбиваясь, не пропуская очерёдность ладоней.

Упражнение «Ассоциации».

Ведущий: Скажите, какие ассоциации у вас возникают со словом «мечта»? /ответы участников/

Ведущий: Хотите ли вы, чтобы ваши мечты сбылись? /ответы участников/

Ведущий: к сожалению, в России сейчас есть около 3 млн. людей, мечты которых не смогли сбыться из-за столкновения с проблемой наркомании.

Давайте обратим внимание на стенд, который поможет узнать нам о физиологических последствиях наркомании.

Прослушивание стенда «Наркомания» (см Приложение 1).

Ведущий приглашает участников разделиться группы. Каждая группа садится за отдельный стол (более 3-х групп – участники переходят в актовый зал).

Упражнение «Ценности».

Ведущий: У вас по три листочка. На каждом напишите то, что Вам больше всего ценно в этой жизни. Проранжируйте Ваши ценности так, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Представьте себе, что случилось что-то страшное, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первом листочке. Сомните его и отложите в сторону. Как вам без этого живется? Подумайте. И так все остальные.

/участники выполняют задание/

Ведущий: Произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей. Разверните все листочки и снова проранжируйте их.

Ведущий: Что вы почувствовали, когда сминали листочки? /ответы участников/

Ведущий: Сейчас отобрали самые важные в вашей жизни ценности на 5 минут, а у наркоманов они исчезают навсегда.

2. Сообщение цели и задач. Определение вопросов, актуальных для обсуждения.

Ведущий: Сегодня мы предлагаем вам обсудить проблему наркомании: существует ли она вообще, каковы последствия и что нам нужно делать, чтобы сохранить свои мечты, здоровье и жизнь.

3. Правила проблемного стола.

Ведущий:

1. Чтобы ответить на поставленный вопрос, каждая команда совещается 2 минуты.

2. Один участник может выразить мнение группы по заданному вопросу только один раз.

3. Выступающий говорит, не искажая фактов, слов и мыслей других людей.

4. Отношения к людям во время дискуссии внимательное, вежливое, уважительное. Человека мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий.

5. Правило внимательного слушания. На дискуссии закон един: все слушают, когда говорит один. Старайтесь понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением.

6. Правило поднятой руки. Если хочешь сказать важное, подними руку и тебя будут слушать.

4. Коммуникация – обмен и сравнивание позиций.

Ведущий: Мы уже узнали о том, какое воздействие оказывают наркотики на организм человека. Это последствия физиологические. Скажите, каковы социальные последствия употребления наркотиков?

2 минуты

/обсуждение, ответы участников/

Ведущий: Послушайте, пожалуйста, что рассказывают о своём жизненном пути люди, употреблявшие наркотики и прошедшие курс реабилитации (Приложение 2).

/ведущий зачитывает одну историю по карточке/

Ведущий: такие истории показывают нам, что с бедой может столкнуться любой человек, из благополучной семьи и семьи, в которой есть трудности во взаимоотношениях.

Ведущий: Ответьте на следующий вопрос нашего обсуждения: Почему люди употребляют наркотики?

2 минуты

/обсуждение, ответы участников/

Ведущий записывает на отдельные листы причины, названные каждой группой участников в ходе обсуждения.

Ведущий: Мы наглядно увидели, что причина – это, как правило, некая проблема, которую нужно решить. Некоторые становятся на путь наркомании, но не решения.

Обсудите, каким образом человек должен решать свои проблемы? Каковы альтернативы употреблению наркотиков?

2 минуты

/обсуждение, ответы участников/

Тренинговое упражнение «Человек на горе».

Ведущий: Я приглашаю в центр аудитории 5 участников проблемного стола.

Одному из них привязывают на талию верёвку, он становится посередине. Его с двух сторон за эти верёвки удерживают по 2 человека – 2 причины употребления наркотиков, 2 альтернативы употреблению наркотиков. Верёвка символизирует множество жизненных связей.

Участникам, символизирующим причины, дают в руки таблички с записанными ранее причинами употребления наркотиков (на выбор из указанных). Двое других участников называют альтернативу каждой причине и отстаивают свою точку зрения.

Центральный участник, выслушав доводы обоих сторон, озвучивает свой выбор: в чью сторону он сделает шаг.

Ведущий: Спасибо. Прошу занять свои места.

5. Резюме. Рефлексия.

Ведущий: Что изменилось в вашем восприятии проблемы после сегодняшней беседы? Прошу вас снова выразить своё отношение к проблеме наркомании с помощью таблицы «Мнение» (в стенд в это время переносят в актовый зал).

Ведущий переворачивает первую таблицу и сравнивает данные на начало и конец занятия.

Ведущий: Все сказанные доводы против употребления наркотиков верны и обоснованы, однако в сфере наркоторговли работают люди, которые умеют уговаривать в соответствии с законами психологии, оборот наркотиков в нашей стране огромен, и цифра, к сожалению, не снижается.

Если ты хочешь защитить себя, умей уверенно говорить «НЕТ», а если попытки склонить тебя к наркотикам продолжаются, больше не возвращайся к людям, которые оказывают такое давление.

Ведущий: Каждому из вас я раздаю ладошки, вырезанные из цветной бумаги. Открытая ладонь – символ открытости, дружественных намерений.

Подумайте, что вам нужно, чтобы достичь мечты? Напишите на каждом пальчике ладошки то, что требуется именно вам для того, чтобы ваша мечта сбылась.

/участники выполняют задание/

Ведущий: Все ладошки вывесите на стенд вокруг надписи НаркоСТОП, чтобы получилось солнце.

Ведущий: я желаю, чтобы ваши мечты обязательно сбылись! Идите уверенно к своей мечте, пусть никакие трудности не уведут вас с верного пути!

Участники проблемного стола строятся около стенда с ладошками для общей фотографии (см. Приложение 3).

Используемые источники:

1. Занятие для учителей на тему «Использование дискуссионных технологий в гражданском образовании. Проблема формирования дискуссии у школьников», URL: http://www.ug.ru/method_article/243.

2. Наши выпускники. Личный опыт. Сайт реабилитационного центра Соль Земли, URL: http://solzemli.ru/index.php?mact=News,ma7ca6,default,1&ma7ca6number=10&ma7ca6category=Svidetelstva&ma7ca6summarytemplate=svidetel&ma7ca6detailtemplate=svidetelfull&ma7ca6detailpage=152&ma7ca6moretext=%D0%94%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B5&ma7ca6pagenumber=2&ma7ca6returnid=151&page=151.

3. Психологические упражнения для тренингов, URL: http://trepsy.net/play/.

4. Технология проблемного диалога – школа 2100, URL: http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/tehnologiya_problemnogo_dialoga.pdf.

5. Тренинг «Профилактика наркомании», URL: http://www.openclass.ru/node/42474.


Приложение 1

Приложение 2

Елена

Мне 24 года. До 17 лет моя жизнь текла по привычному, вполне благополучному руслу: школа, подружки, родительская забота… Я была благополучной девочкой.

Однажды на дискотеке познакомилась с парнем 22 лет. Дима был симпатичен и хорошо одет, уверен в себе, неплохо зарабатывал. Он сразу покорил сердце вчерашней школьницы – серьезностью намерений и взрослостью.

Почти сразу познакомил меня со своими родителями. Казалось, всё уверенно шло к свадьбе.

Тем временем я начала замечать некие еле уловимые странности в поведении Димы. Он сознался: колюсь, но собираюсь бросить. А вскоре сказал, что отказаться от героина не в силах человеческих.

Тогда я заявила Диме: «Вот попробую наркотик, и на собственном примере докажу тебе, что бросить возможно в любой момент, было бы желание!».

 Меня легко «затянуло», я и думать забыла, что совсем недавно собиралась личным примером отвадить друга от героина. Наркотик, казалось, ежедневно давал мне небывалый заряд бодрости и энергии. Коварство героина в том и состоит.

Родители Димы занимались предпринимательством, так что недостатка в деньгах на наркотик у нас не было – Дима воровал наличность из семейной кассы.

Однажды, проснувшись, я почувствовала себя полностью разбитой. Это была ломка. Тогда я впервые ясно осознала, что дело плохо. Мы с Димой обратились за помощью к его родителям.

Доступ к семейному бюджету был утрачен, учебу мы бросили, режим дня стал незатейлив: проснулся, украл, укололся. У меня три судимости, слава Богу, до тюрьмы не дошло. Когда не хватает на дозу, всякий страх перед наказанием пропадает.

Так прошло три года. Меня спасли мои родители – отправили на реабилитацию. С Димой я больше не встречалась. Сейчас у меня своя семья, я очень хочу, чтобы в жизни моих детей не случилось того, что пережила я!

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 5,6,7 классов по сказам П.П.Бажова «Любимые сказы Бажова».

Цели мероприятия:познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника П.П.Бажова;перечитать любимые сказы;выяснить, какова основная мысль этих произведений и в чем заключается их...

«Сказы- самоцветы» ( Итоговый урок по сказам П.П. Бажова. 5 класс.)

Итоговый урок по сказам П. Бажова поможет учащимся в игровой форме  не только систематизировать и повторить материал по теме, но и пробудит интерес к творчеству уральского писателя,  б...

Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")

Урок литературы  в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...

"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация....

Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс:  5Тип урока: урок «открытия» нового знания...

Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"

Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"...