Программа внеурочной деятельности "Батик"
рабочая программа (9 класс) по теме

ПОГОРЕЛОВА Татьяна Александровна

        Программа разработана для учеников 8-9 классов.

          Программа элективного курса «Батик» способствует  расширению и углублению знаний и умений учащихся, получаемых ими на уроках изобразительного искусства.

          Основная цель  курса – формирование интереса школьников к искусству как сфере жизни; формирование интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству как неотъемлемой части жизни человека; обогащение знаний школьников  в этом направлении; формирование знаний, выработка умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства (техника росписи по ткани), приобщение учащихся к творческой деятельности.

Важное место среди видов изобразительного искусства принадлежит декоративно-прикладному, корни которого лежат в народном искусстве. «Батик», как вид декоративно-прикладного искусства представляет собой эффективное средство воспитания и развития,  формирования духовной культуры.

В соответствии с этим элективным курс «Батик» ставит следующие учебно-воспитательные задачи:

·                    дать учащимся целостное представление об искусстве и месте декоративно-прикладного в нём;

·                    познакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства;

·                    познакомить учащихся с технологией создания батика;

·                    познакомить учащихся с материалами, применяемыми в производстве батика;

·                    развить эстетическое восприятие явлений окружающего мира и эмоционального отношения к ним;

·                    формировать понимание красоты, гармонии, цветового богатства изделий декоративно-прикладного искусства;

·                    развивать творческую активность, воображение, фантазию;

·                    дать возможность учащимся на практике применить полученные знания, создав свой батик.

         Содержание курса дает возможность учащимся проявить свою индивидуальность, почувствовать себя художником и создать своими руками прекрасные авторские работы.

         Программа курса для учащихся  8 -9 классов рассчитана на   17 часов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_5.programma_batik.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 6» г. Воркуты

                                           

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

«БАТИК»

Возраст учеников: 14-15  лет

Составитель:

Погорелова Татьяна Александровна

учитель изобразительного искусства

Воркута

2015 г.


Пояснительная записка

         Программа разработана для учеников 8-9 классов.

          Программа элективного курса «Батик» способствует  расширению и углублению знаний и умений учащихся, получаемых ими на уроках изобразительного искусства.

          Основная цель  курса – формирование интереса школьников к искусству как сфере жизни; формирование интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству как неотъемлемой части жизни человека; обогащение знаний школьников  в этом направлении; формирование знаний, выработка умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства (техника росписи по ткани), приобщение учащихся к творческой деятельности.

Важное место среди видов изобразительного искусства принадлежит декоративно-прикладному, корни которого лежат в народном искусстве. «Батик», как вид декоративно-прикладного искусства представляет собой эффективное средство воспитания и развития,  формирования духовной культуры.

В соответствии с этим элективным курс «Батик» ставит следующие учебно-воспитательные задачи:

  • дать учащимся целостное представление об искусстве и месте декоративно-прикладного в нём;
  • познакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства;
  • познакомить учащихся с технологией создания батика;
  • познакомить учащихся с материалами, применяемыми в производстве батика;
  • развить эстетическое восприятие явлений окружающего мира и эмоционального отношения к ним;
  • формировать понимание красоты, гармонии, цветового богатства изделий декоративно-прикладного искусства;
  • развивать творческую активность, воображение, фантазию;
  • дать возможность учащимся на практике применить полученные знания, создав свой батик.

         Содержание курса дает возможность учащимся проявить свою индивидуальность, почувствовать себя художником и создать своими руками прекрасные авторские работы.

         Программа курса для учащихся  8 -9 классов рассчитана на   17 часов.

Принципы построения курса:

  • последовательное изложение материала от простого к сложному;
  • обобщенное изложение материала, в соответствии с темой занятия;
  • практическое применение полученных знаний в создании своего
    батика;

Критериями успешности занятий по элективному курсу «Батик»
являются:

  • степень развития интереса к изучаемому предмету;
  • степень проявления самостоятельности при изучении данного предмета  (взгляды, позиции, суждения на основе теоретических знаний).

Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдения за учащимися в процессе работы, а также создания батика  на одну из предложенных тем.

Батик, которым завершится изучение курса, является формой отчетности ученика. Создание батика включает в себя практическое выполнение знаний и умений, полученных на занятиях элективного курса. Художественные приёмы   росписи ткани настолько разнообразны, что учащиеся наверняка найдут себе технику по душе, они смогут импровизировать и творить.

Вооружившись фантазией, желанием экспериментировать, учащиеся получают необыкновенное душевное состояние и продукт своей деятельности – декоративное полотно. Это счастье  творчества.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Вступление. Учитесь видеть

прекрасное. Место батика в

огромном мире изобразитель – ного искусства

1

Сообщение учителя.

Просмотр репродукций, образцов декоративно-прикладного искусства.

2

Всё о картинах на ткани.

История батика, шёлка, красок.

1

Сообщение учителя.

3

Материалы и инструменты необходимые в работе

1

Сообщение учителя. Демонстрация практических приёмов.

4

Основные способы росписи тканей: холодный батик, горячий батик, приём кракле, свободная роспись с солью, акварельная техника, трафаретная роспись, аэрография, узелковая техника, солевая техника.

3

Сообщение учителя. Демонстрация и  изучение практических приёмов.

5

Понятие о композиции

1

Сообщение учителя. Практические советы по разработке композици -онных листов

6

Цветовой круг

1

Сообщение учителя. Работа с красками.

7

Принципы стилизации растительных и животных форм в декоративные

1

Сообщение учителя. Графические зарисовки с приёмами стилизации.

8

Выполнение изделия в технике «Батик»:

  1. Карандашные рисунок
  2. Работа резервирующим составом на ткани.
  3. Работа красками «Батик».
  4. Последний штрих.
  5. Закрепление готовой работы.
  6. Оформление работы

1

1

2

1

1

1

Практическая работа учащихся

9

Выставка – вернисаж готовых работ.

1

Выступление учащихся.

Содержание программы

Тема 1. «Учитесь видеть прекрасное»

Виды изобразительного искусства. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека. Батик – техника росписи тканей, – часть огромного мира декоративного искусства.

        Тема 2. Всё о картинах на ткани

        История батика, шёлка, история натуральных красителей.

        

        Тема 3. Материалы и инструменты необходимые в работе.

        Краски батик, контурный состав (резерв), соль, калька, кнопки, подрамник, кисти, стеклянные трубки для резерва, мягкий карандаш, утюг, ткань (ситец, крепдешин, шифон, натуральный шёлк). Советы, демонстрация практических приёмов.

        Тема 4. Основные способы росписи ткани

         Что такое холодный и горячий батик? Эффект кракле. О свободной росписи с применением соли. Акварельная техника в росписи тканей. Применение трафаретов. Что такое аэрография? Приёмы узелковой техники.

        Тема 5. Понятие о композиции

        Принципы размещения объекта на плоскости. Практические советы по разработку композиционных листов.

        Тема 6. Цветовой круг

        Основы цветоведения.  Цветовой спектр, основные и составные цвета, холодные и теплые цвета. Дополнительные цвета. Упражнения по определению дополнительных цветов.

        Тема 7. Принципы стилизации

        Растительных и животных форм в декоративные. Зарисовки с натуры с последующей стилизацией.

        Тема 8. Выполнение изделия в технике «Батик»

        Карандашный рисунок. Перевод рисунка на ткань. Работа красками «Батик». Последний штрих. Закрепление готовой работы. Оформление работы. Практическое занятие по изготовлению батика. Оформление готовых изделий. Подготовка к итоговой выставке.

        Тема 9. Выставка – вернисаж

Итоговое занятие        - праздник с приглашением гостей (родителей).

Оценка самостоятельной работы учащихся

        Объектом оценивания при изучении учениками  элективного курса, построенного как единство теории и практики, ориентированного на формирование ключевых компетенций в социально-гуманитарной сфере, понимания красоты, гармонии и цветового богатства декоративно-прикладного искусства, являются не только знания и умения, но и интеллектуальные навыки по работе с натурой и дальнейшей её стилизацией, уметь представить свою точку зрения на творчество, показать свое видение мира.

        Новые образовательные цели, индивидуальные различия усвоения материала обучающимися, конструирование  ими знаний на основе личного опыта, активный характер процесса обучения обуславливает необходимость разработки и использования соответствующих методов и критериев, а также инструментария оценивания в процессе социально-гуманитарного образования.

        Оценивание в процессе обучения гуманитарным дисциплинам в школе требует использование традиционных методов  (устный опрос), так и альтернативных (оценивание «по участию в работе») в различных комбинациях.

Выбор методов оценивания должен осуществляться с учётом характера объектов оценивания.  Оцениваться могут устные ответы, отдельные упражнения по зарисовкам с натуры, стилизации, технике и технологии выполнения батика, подготовки выставки.

Процедура оценивания должны быть простой и понятной и обеспечивать постоянную обратную связь.

Этот подход к оцениванию позволяет наладить как индивидуальную, так и коллективную работу на курсе, сделать её интерактивной, ориентированной на интенсивное взаимодействие всех участников. В этом случае результаты оценивания будут не только объективны, но и максимально демократичны и обусловлены четкой процедурой.

Таким образом, создание объективной и разносторонней системы оценивания достижений учащихся в процессе гуманитарного образования предполагает совершенствование традиционных форм оценивания, разработку современного инструментария ясных и четких критериев оценивания активных видов деятельности обучающихся, их достижений в области знаний, умений, навыков в художественной и интеллектуальной сферах.

Критерии оценки творческих работ учащихся

  1. Знание основных видов искусства; особенностей декоративно-прикладного искусства.
  2. Владение практическими навыками выразительного использования цвета, формы, пространства, стилизации в процессе создания росписи на ткани
  3. Знание истории росписи на ткани, истории шелка, знание некоторых природных красителей
  4. Умение самостоятельно выбрать тему для стилизованной композиции в соответствии со своими творческими способностями.
  5. Правильное колористическое решение стилизованной композиции.

Формы организации работы учащихся

        Слушая лекции курса, учащиеся совершат необыкновенное путешествие в страну батика.

        На занятиях этого курса перед ребятами откроется интересная техника росписи тканей, история которой берет начало в глубине веков в странах Древнего Востока. Она становится сегодня всё более и более популярной и доступной даже для неподготовленных мастеров. Стоит лишь немного погрузиться в этот особым мир красок и материалов, как он настолько завораживает и увлекает, что хочется творить и творить. Немного терпения – и учащиеся овладеют этим прекрасным видом декоративно-прикладного искусства.

        На практических занятиях учащиеся познакомятся с основами изобразительной грамоты, принципами стилизации растительных и животных форм.

        Художественные приёмы росписи тканей настолько разнообразны, что учащиеся наверняка найдут себе технику по душе.

         Вооружившись фантазией, желанием экспериментировать и терпением, учащиеся получат необыкновенное душевное состояние т продукт своей деятельности – декоративное полотно. Это счастье творчества.

Темы для выполнения творческих работ:

        «Сказочные цветы»

        «Подводное царство»

        «Муравьиная семейка»

        «Натюрморт с фруктами»

        «Волшебство клавиш»

        «Волшебство цирка»

        «Мой родной край»

        «Осенние листья» и др.

Литература

1

Арманд Т.

Руководство по росписи ткани. (Под ред. Н.Н. Собалева. СПб: Политехника, 1992.)

2

Асоян Б.

Африканский батик. Новое время. 1973г. №49

3

Беда Г.В.

Живопись М.: Просвещение 1986.

4

Бородина Р.А.

Изделия народных художественных промыслов и сувениров. М.; Высшая школа 1990.

5

Даценко Л.М.

Роспись тканей и набойка. Л.; гос. уч.-пед. изд-во, 1961.

6

Русакова Л.

Батик (Газарян С.С. Прекрасное своими руками. Нар. худ. ремесла. М.; Детская литература 1979.)

7

Сокольникова Н.М.

Изобразительное искусство. Основы рисунка. Обнинск: Титул, 1996.

8

Сокольникова Н.М.

Изобразительное искусство.  Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996.

9

Чукина Н.

Мир батика. Азия и Африка сегодня 1985 г. №12

10

Кожохина С.К.

Батик. Всё о картинах на ткани. Ярославль: Академия развития, 2000г.

11

Журнал «Валентина» №1. 1995 г.

«Роспись по шёлку» Из.дом ОВА-ПРЕСС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...