Методическая разработка ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК
методическая разработка по теме

Батуева Татьяна Васильевна

 В настоящем методическом пособии использованы рекомендации по  проведению выставок,  найденные в интернете. Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку, оформление и эффективное проведение выставки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

ОРГАНИЗАЦИЯ

ТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК

Составитель: Батуева Т.В.,

ПДО, руководитель МО ИЗО и ДПИ

2012

ИЗ ИСТОРИИ ОФОРМЛЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК

Известный советский художник А. А. Дейнека писал:

«Композиционные поиски — увлекательный процесс работы над образным воплощением замысла».

В педагогической литературе указывается на большое значение использования различных средств наглядности. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Кто не замечал над собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы воспринимали сами посредством созерцания, и что к такой, врезавшейся в нас, картине мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро».

Наглядные средства имеют значение не только для организации учебного процесса в школе. Они находят широкое применение при решении самых разнообразных вопросов —воспитательных, образовательных,  развивающих, вопросах творческой самореализации и саморазвития…

Начало возникновению разнообразных форм изобразительно-агитационной работы  положил Ленинский план монументальной пропаганды. Ведущее место среди них занимают  выставки. Выставочная деятельность развивается не только в общегосударственных масштабах. Очень много выставок местного значения регулярно открывается на предприятиях, в учреждениях, институтах, школах. Большое число их, внимание, которым они пользуются, говорят об их необходимости.

Усилия педагога и детей должны быть направлены  на создание экспозиционного ансамбля, т. е. на нахождение общего художественно-образного рисунка, который бы наиболее эмоционально и глубоко раскрывал основную тему. «Под экспозиционным ансамблем мы понимаем пространственную среду, структура которой в сочетании с ее цветовой, световой, пластической и драматургической композицией образно раскрывает суть представленных материалов, создает удобство осмотра.

Не должно быть впечатления музейности: его производит  обилие живописных панно (повешенных как картины), строгая симметричность в развеске планшетов, раскладке и расстановке всего выставочного наполнения.

Отход от «музейности», поиски своеобразной зрелищности выставочной формы показа в начале 20-х годов происходили не без влияния театрально- декорационного искусства. К оформлению выставок привлекались театральные художники и декораторы.

Меняя общую композицию выставочного пространства, изобретая необычные формы стендов, оригинально, каждый раз, по-новому комбинируя окраску фона и экспонатов и т. д., мы должны стремиться  к наибольшей выразительности, чтобы «расшевелить», захватить зрителя, наиболее выразительными средствами донести до него познавательную и эстетическую информацию.

Кстати, следует заметить, что обстановка на выставке уподобляется в известной мере сценическому пространству, с той лишь разницей, что зритель наблюдает его не со стороны, а располагаясь внутри этого пространства.

До сих пор в выставочной деятельности  используется  метод художника Л. Лисицкого. Он уделял большое внимание не только оформлению экспонатов, но и созданию выставочной среды, которая «работала» бы на демонстрацию их лучших качеств. Создавая выставочные интерьеры, художник старался избегать строгой симметрии и прямоугольности.

Л. Лисицкий был первым главным художником ВСХВ.

Рассматривая особенности оформительского искусства, можно обратить внимание на творчество двух художников-оформителей: Н.Суетина и К. Рождественского.

Н. Суетин принадлежит к числу выдающихся мастеров в этой области. Его творчество отличало умение добиваться монументальности, благородства простыми средствами, а также высокое мастерство композиции, когда целое и детали находятся в единственно возможном равновесии.

К. Рождественский также стал признанным специалистом по оформлению выставок. В числе его творческих достижений идея «главного экспоната», который является своеобразным центром экспозиции и почти постоянно находится в поле зрения посетителей. Оформительскую манеру художника отличает умение придавать экспозиции привлекательность, зрелищность сочетанием контрастных по фактуре, объему, пластике, цвету поверхностей предметов.

Необходимо многообразно  использовать  возможности цвета и света. В соответствии с темой экспозиции надо подбирать  такие краски и такое освещение, чтобы  эти средства выразительности стали  одними из основных факторов создания общего настроения выставки ее образно-эмоционального звучания, концентрации зрительского внимания.

Нужно добиться того, чтобы интересное  оформление выставочных экспозиций  не происходило в отрыве оттого, что делают признанные мастера выставочного искусства.

Определение темы выставочной экспозиции творческого коллектива— отправной, решающий момент во всем процессе ее создания. Никакое талантливое, образное решение не может родиться без всестороннего и глубокого понимания темы, подлежащей художественному воплощению.

Удачной может получиться только та экспозиция , в которой образные средства наиболее полно и точно раскрывают избранную тему, а сама тема получает как бы дополнительное, новое звучание в создаваемом художественном образе.

О соотношении формы и содержания очень верно писал признанный мастер экспозиционного искусства художник К. Рождественский: «... идейно - эмоциональное содержание определяет весь строй художественных образов и средств выставочного ансамбля».

Содержание тематической экспозиции  натолкнет на выбор соответствующей композиции, всего наглядно-изобразительного решения.

Нужно научиться для каждой новой экспозиции находить оригинальное оформительское решение, выделять в экспозиции наиболее важные и выразительные ее элементы.

Хорошо налаженная выставочная деятельность  в клубе предоставляет дополнительные возможности для осуществления задач умственного, трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания детей, воспитанников кружков и студий. Этому помогут и экспозиции по различным программным темам, закрепляющие и расширяющие круг знаний получаемых на занятиях, улучшающие самооценку и  усиливающие мотивацию.

В эстетическом воспитании первейшее значение  имеет развертывание художественных выставок, ибо работа по оформлению любой выставки развивает эстетическое чувство и художественный вкус, поэтому просто необходимо привлекать детей к этой деятельности.

В процессе выполнения совместных работ сплачивается детский коллектив, воспитывается товарищеская взаимопомощь.

Таким образом, выбор темы, определение содержания экспозиции — это важнейший отправной момент в ее создании.

На первом этапе создания Экспозиции необходимо составить тематический план экспозиции, то есть определить, из каких частей она сложится в целом, в какой последовательности будут размещены отдельные экспонаты.

После составления тематико-экспозиционного плана главной заботой становится подбор экспонатов. Иногда бывает и по-другому — первоначальным толчком для определения темы  экспозиции служит именно появление готовых экспонатов: работ выполненных детьми на занятиях кружков и студий. Тогда первый этап — составление плана — становится вторым.

После завершения этапа организации тематической выставки, который включает процесс обдумывания ее содержания, сбор материалов и т. д., можно переходить к следующему, не менее ответственному этапу непосредственного воплощения своих замыслов — к созданию наглядной, художественно-образной формы выставки.

В этот период очень полезно вспомнить ряд композиционных правил, обобщающих многовековой опыт создания художественных произведений в живописи, скульптуре, архитектуре, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Создание художественного образа выставки — специфическая задача, но в основе ее лежат те же процессы, что и при работе, например, над тематическим рисунком.

Поиск образа — это прежде всего задача композиционная; и сведения по теории необходимы для реализации всякой интересной идеи по оформлению выставки.

А. А. Дейнека писал, что композиционные правила образуют метод изобразительного построения. В книге «Учитесь рисовать» он сформулировал девять постоянных правил, на основе которых строятся двухмерные и трехмерные изображения:

1) правила симметрии, вытекающие из пластики строения человеческого тела и множества других природных форм, устанавливающие закон гармонии пропорции, частей и целого организма;

2) правила равновесия — сочетания противоположных сторон изображения, равновеликих по массам;

3) правила статики и динамики (покоя и движения) в пластическом решении композиции;

4) правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм; движения и покоя, контрастного и приглушенного, света и тени;

5) правила перспективы применительно к различным композиционным решениям — по иллюзорной перспективе, прямоугольной (ортогональной), воздушной;

6) «золотое сечение» и ордер как закономерные членения в архитектуре;

7) масштаб как мера уменьшения или увеличения по отношению к натуральной величине;

8) стилевое единство в ансамбле — в сочетании нескольких видов искусства;

9) вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем другим направлениям.

Симметричной композиции свойственна строгая уравновешенность сторон. Поэтому организованная по симметричной схеме экспозиция производит впечатление спокойствия, торжественности, величия.
Центр симметрично построенной композиции выставки или отдельного стенда создается за счет наиболее выразительного рисунка, фотографии, слайда, декоративно решенного символа.

Размещение в центре наиболее выразительного элемента композиции продиктовано не формальными соображениями. Центральный объект как бы
«подает» основную идею сюжета, который дополнительно раскрывается, конкретизируется экспонатами второго плана. В таком подходе просматривается стремление к достижению оптимального соответствия формы оптическим закономерностям восприятия, с одной стороны, и использованию свойств симметрии как средства направления взгляда зрителя — с другой.

В оформлении выставочных экспозиций симметрии весьма успешно противостоит противоположный принцип — асимметрия. Здесь элементы изображения располагаются не в строгом равновесии по отношению к средней вертикальной линии, а размещаются свободно (хотя, разумеется, с сохранением необходимого единства и равновесия). В композиции в целом обязательно должно быть ощущение равномерной, логически оправданной заполненности поверхности. Гармоничность, уравновешенность поверхности стенда достигается не просто равномерной раскладкой экспонатов. Они могут слать разную степень изобразительной насыщенности.
Экспонаты одинакового размера, но имеющие различную тональность, тоже не будут производить впечатления равнозначных. Композиционный центр по воле автора может оказаться в любой части разрабатываемой композиции.
Немаловажным достоинством принципа асимметрии является то, что ему присущ динамизм, неожиданность ракурсов, разрушение примелькавшихся стереотипов, многовариантность решений — одним словом, способность оживить всю композицию.

Композиционный центр по воле автора может оказаться в любой части разрабатываемой композиции.
Немаловажным достоинством принципа асимметрии является то, что ему присущ динамизм, неожиданность ракурсов, разрушение примелькавшихся стереотипов, вариантность решений — одним словом, способность оживить всю композицию.

При использовании любого композиционного правила (схемы) требуется выделение основного содержания. При избрании асимметричной компоновки материала нужно учитывать рекомендации о выделении главного путем размещения его в той части плоскости, которая привлекает наибольшее зрительское внимание'. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью плоскости является участок, лежащий вверх от ее центральной горизонтальной оси. Он поглощает 60% внимания. Распределение внимания во всей верхней части также неравномерно: 40% приходится на левую и 20% на правую сторону.
    В правильности таких наблюдений убеждают многочисленные примеры. Очевидно, по этой причине в основных формах наглядной агитации верхний пояс отводится одному из важнейших компонентов — заголовку. (В этой связи небезынтересно также вспомнить, что большинство газет свой заголовок помещает в верхнем левом углу листа.) Всякие другие места для заголовка на плоскости менее подходящие, так как при этом снижается зрительское внимание.

Принцип равновесия применительно к решению оформительских задач имеет ту же трактовку, что и в живописи, графике. Это в первую очередь соответствие изобразительной формы (т. е. характера рисунка, цветового решения, материалов для воплощения замысла, размера экспозиции, места экспонирования и др.) породившему ее содержанию.

Воспитанное композиционное чувство равновесия позволяет остро ощущать зависимость между размерами изображаемых объектов, их цветом и фактурой, находить между этими основополагающими средствами создания тот случай, когда прямоугольники помещаются друг над другом.  Чтобы добиться ощущения динамики и одновременно устойчивости композиции, нужно опираться на описанный выше принцип: направление движения должны «возглавить» наименьшие прямоугольники. Площадь опорного прямоугольника должна быть наибольшей.

Среди прочих принципов теории композиции в оформительском искусстве целесообразно руководствоваться и принципом ритма, так как он содействует четкости, стройности и изяществу изображения.

Своеобразие композиционного приема ритма заключается в повторяемости элементов, из которых .составляется целостное художественное произведение.

Наиболее часто в качестве фона для выставок выбирают белый цвет. Белая поверхность обладает повышенной отражательной способностью. Следовательно, на ней будут наиболее видны цвета отражаемых предметов. Если же это нежелательно, то надо так разместить экспозицию, чтобы она была ограждена от случайного подсвечивания. На темных и матовых поверхностях рефлексы менее заметны.

Нужно научиться умело использовать преимущества выставочного искусства, дающего возможность увеличивать диапазон контрастности цветовых и тоновых отношений за счет применения внеживописных материалов.

Выставка не может получиться красивой, если не уделено достаточного внимания пропорциям. Пропорциональность— основа красоты.

Умение чувствовать красоту выставочной экспозиции, всего выставочного ансамбля и отдельных ее фрагментов, вплоть до самых, казалось бы, малозначительных аксессуаров, таких, как, например, этикетки, не может возникнуть без развития чувства пропорций.

Творческий поиск пропорциональных членений выставки, ее частей должен опираться и на конкретные рекомендации. К ним относится использование метода «золотого сечения» и применение модуля.

При создании выставки нужно помнить о принципе единства художественного решения, стилевом единстве всего ансамбля, который должен отражать  индивидуальность, художественное своеобразие, самобытность творческого коллектива

Так как положение всякой точки по отношению к другой определяется двумя линиями — горизонтальной и вертикальной, то этими направлениями удобно пользоваться для поиска правильных пропорций.

Сведения о значении вертикалей и горизонталей должны дополняться пониманием значения этих направлений как еще одного из композиционных средств, способствующих овладению вниманием зрителя.

Образность горизонталей, горизонтального направления заключается в способности вызывать ощущение покоя и тишины. Вертикальные же направления часто встречаются там, где требуется выражение торжественности, парадности, величия, приподнятости.

Мы остановились на некоторых композиционных принципах, сформулированных  А. А. Дейнекой, в которых он стремился вскрыть прежде всего закономерности, характерные для изобразительного искусства в целом. Как видим, они вполне могут служить методической базой и для формирования выставочной экспозиции любого творческого коллектива, занимающегося изобразительным  или декоративно-прикладным искусством.

Педагогу нужно возможно полнее ознакомиться с теорией, принципами, практическими советами, способными пополнить багаж знаний в области композиции. Глубокое понимание композиционных законов, правил, приемов позволит ему методически верно строить  оформительскую деятельность, которая приведет к правильному пониманию эстетических ценностей выставочной экспозиции.

При цветовом оформлении следует избегать пестроты. Тремя — пятью цветами  вполне можно добиться необходимого декоративно-цветового насыщения всей композиции. Из двух типов гармонических сочетаний предпочтительнее сочетания, построенные на контрастных цветах. Выразительны выставки, где сочетаются хроматические цвета с ахроматическими. В современной оформительской практике в качестве фона предпочитают использовать белый цвет. На нем достаточно контрастно смотрятся все материалы, а в интервалах между экспонатами он приятен для глаза.

Тематические выставки в наше время — явление очень распространенное. Их устраивают везде, к ним проявляется большой интерес. Велико их образовательное и художественно-воспитательное значение

Участие в создании выставки, сам факт появления хорошо оформленной, содержательной экспозиции, воздействуя на детей в художественном отношении, способствует в то же время их  умственному, трудовому и нравственному  воспитанию.





БИБЛИОГРАФИЯ

Борисов В. П. Как оформить выставку в городе. М., 1976.

Быков В. В. Вопросы композиции в агитационно-оформительском искусстве. М., 1982.

Быков В.В. Агитационно-оформительское искусство. Материалы и техника. М., 1978.

Деинека А. А. Учитесь рисовать: М., 1961.

Диденко И. А.,0стровенец А. М., Циглер Б. В. Художественное оформление наглядных средств агитации и пропаганды. М., 1971.

Дмитриева Н. А. Эстетическое воспитание. М., 1973.

Зарахович И. С.Минаева В. В. Как оформить пионерский лагерь. М., 1977.

Изобразительное искусство. IV—VI классы. Программы восьмилетней школы. М., 1983.

Интерьер школы/ Под ред. В. Н. Шихеева и Т. Е. Астровой. М., 1972.

Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.

Кантор К. Золотое сечение эксподизайна. — Декоративное искусство СССР, 1-983, № 12.

Клике Р. Р. Советская экспозиция на международных смотрах. —Декоративное искусство СССР, 1980, № 11.

Клике Р. Р. Художественное проектирование экспозиций. М., 1978.

Ковалев А. Ф. Основы художественного оформления школы. Минск, 1974.

Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М., 1970.

Орловский Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа. М., 1972.

Пономарьков С. И. Декоративное и оформительское искусство в школе. М., Революция—искусство—дети. М., 1968.

Рождественский К. И. Ансамбль и экспозиция. Л., 1970.

Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1981.

Рязанцев И. В. Искусство советского выставочного ансамбля 1917— 1970. М., 1976.

Смирнов С. И. Шрифт и шрифтовой плакат. М., 1978.

Снарский О. В. Шрифт в наглядной агитации. М., 1978.

Соловьев С. П., Астрова Т. Е. Цвет в интерьерах общеобразовательных школ.

 В настоящем методическом пособии использованы рекомендации по  проведению выставок,  найденные в интернете. Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку, оформление и эффективное проведение выставки.

Рекомендовано использовать в рамках распространения педагогического опыта в системе дополнительного образования детей.

Для работников системы дополнительного образования детей.

Составитель Батуева Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования КМЖ «Ключ», руководитель методического объединения педагогов изобразительного и декоративно-прикладного творчества МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа «Мы – за здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни и вредные паривычки несовместимы. Пропаганда здорового образа жизни - насущное требование дня.Одним из видов пропаганды факторов,способствующих сохранению здроровья, является пров...

Методическая разработка тематического классного часа "Афганистан живёт в душе моей"

15 февраля - день памяти воинов- интернационалистов. Классный час сопровождается мультимедийной презентацией, видеофильмом, музыкальным оформлением....

Методическая разработка тематического классного часа "День Победы, как он был от нас далёк..."

Данный материал может быть использован как в качестве проведения часа общения, так и для проведения общешкольной линейки, посвященной этому знаменательному событию....

Методическая разработка тематических тестовых заданий для подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ГИА.

В данной методической разработке представлены тестовые задания по основным вопросам курса химии 8-9 классов. Их название совпадает с темами частей А, В и С. Данный материал полезен не только для учите...

Методическая разработка тематического классного часа "20 лет Конституции РФ"

Данная предназначена для проведения тематического классного часа "20-летие Конституции РФ"....

Методическая разработка «Организация выставок семейного творчества»

Данная методическая разработка показывает возможности раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников и их родителей через организацию и проведение выставок семейного творчества. В разработк...