Главные вкладки

    Образовательная программа дополнительного образования "Шоу-театра "Столицы" "Азбука хореографии".
    рабочая программа на тему

    Рахманкулова Ольга Игоревна

    При реализации данной образовательной программы будут использоваться дистанционные образовательные технологии (ДОТ) включающие комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией посредством сети Интернет. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon azbuka_horeografii_ud.doc117.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                          Структура программы учебного предмета

    «Азбука хореографии»

    I.        Пояснительная записка                                                        

    - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

           - Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы.

          -  Срок реализации учебного предмета

          - Форма проведения учебных занятий

          - Цели и задачи учебного предмета

          - Обоснование структуры программы учебного предмета

          - Методы обучения

          - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

          - Условия набора в творческий коллектив.

    II.        Содержание учебного предмета                                                

    - Учебно-тематический план

    - Содержание занятий

    III.        Ожидаемые результаты                        

    - Требования к итоговому зачету

    IV.        Список литературы

    1. Пояснительная записка

                  Программа учебного предмета «Азбука хореографии»   разработана  на  основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной  общеразвивающей  программе    в  области  театрального  искусства  «Театральное творчество», с использованием существующих программ Т.А Ладыженской, Т.В.Матвеевой, С.Ф.Ивановой.  

              Учебный предмет «Азбука хореографии» является ступенью базового уровня в комплексе предметов предметной области «Театральное творчество». Программа рассчитана на обучение детей среднего школьного возраста 10-14лет.

    Данная программа разработана в рамках компетентного подхода, ориентирована на применение методов, приёмов, и способов искусства хореографии в практической жизни и деятельности у воспитанников театрального коллектива. Этим подходом обоснована актуальность разработанной программы и её практическая направленность.

    Данная программа является образовательно-развивающей и направлена на физическое и умственное развитие ребенка, его творческих  способностей, а также формирование технично способного мышечного корсета.

    Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы

              Новизна курса состоит в том, что в «Азбуке» обобщены определенные элементы, которые в рамках базового образования ориентированы на подготовку юных артистов, чья деятельность направлена на движение.

              При реализации данной образовательной программы будут использоваться дистанционные образовательные технологии (ДОТ) включающие комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией посредством сети Интернет.

    1. Обучение будет  проводиться при совмещении основных очных занятий в творческом коллективе;
    2. В процессе обучения преподаватель и воспитанник могут использовать ДОТ по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
    3. Каждый в силу своих индивидуальных способностей самостоятельно определяет количество времени, которое ему необходимо для освоения соответствующей учебной дисциплины.
    4. Воспитанники имеют доступ к разнообразным источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных) для получения необходимых знаний по выбранному предмету, а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сеть Интернет.

    Срок реализации учебного предмета

               При реализации программы учебного предмета «Основы риторики» со сроком обучения 5 месяцев.

              Программа рассчитана на 36 академических часов, занятий проводимых 1-2 раза в неделю  по 45 мин  в течение срока обучения на данной  ступени. Занятия подразделяются на дистанционные часы и самостоятельную работу детей под руководством педагога. Форма работы коллективная.

    Форма проведения учебных занятий

                Занятия проводятся в  мелкогрупповой форме. Численность воспитанников  в группе от 8 до 15 человек. Обучение будет  проводиться дистанционно, посредством обмена учебной информацией в сети Интернет с помощью специализированной информационной образовательной среды.

    Цель и задачи учебного предмета «Азбука хореографии»   

    ЦЕЛЬ КУРСА: формирование целостной, всесторонне развитой, личности; развитие  любознательной активности детей; развитие творческого потенциала детей.

    ЗАДАЧИ КУРСА:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

    • выявление и развитие хореографических способностей детей;
    • дать начальные представления об истоках зарождения хореографии;
    • научить владеть основными терминами хореографического искусства;
    • формировать начальные умения анализировать и вычленять главное;
    • формирование творческой личности через приобщение ребенка к хореографической деятельности;

    РАЗВИВАЮЩИЕ:

    • развитие техники детей через систему специальных продуктивных упражнений;
    • развить в детях воображение посредством выполнения творческих заданий на заданную тему;
    • развитие свободного выражения мысли посредством хореографии;
    • развитие импровизационных умений;

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

    • воспитание в ребёнке чувства Прекрасного через познание истории хореографии;
    • пробуждение интереса к хореографии;
    • воспитание личностных качеств, таких как воля, целеустремлённость;
    • создание детям условий для их духовно-нравственного роста.

    Методы обучения

    Теоретико-содержательные и собственно методические аспекты предлагаемой программы определены необходимостью дать детям первоначальные знания основ хореографии и умения использовать различные стиля танца в творческой деятельности коллектива.

    Темы, разработанные в программе, соотнесены с тремя блоками:

    • знакомство с историей возникновения танца.
    • классический танец – основа основ.
    • развитие основных навыков.

    Первый блок посвящен общетеоретическим вопросам. Цель блока - показать, что мастерство танцовщика основывается также и на теоретических положениях техники танца, который рассматривается в качестве комплексного курса, включая в себя психологический, нравственный, эмоциональный и другие аспекты. Знакомство с темами блоков помогает понять, что хореография как вид искусства, складывающийся на протяжении веков, имеет свой статус и особенности на доступном уровне для данного возраста детей.

    Второй включает темы, дающие методические знания, посвященные выработке умений и навыков классического танца, становлению техники исполнения   ребенком танца.

    Третий блок даёт дальнейшее развитие навыков и умений исполнения классического танца.

    Основу всего курса "Азбука хореографии" составляют два раздела: теория и практика.

    Вопросы теоретического раздела программы определены необходимостью дать детям знания об основных жанрах, о роли танца в жизни человека. Теоретические знания передаются детям в доступной форме (беседа - сообщение, показ, видеопутешествие и др.).

    Практический раздел курса направлен на действия, которые способствуют формированию мышечного аппарата детей, развитию правильной осанки, постановке корпуса; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия жанров хореографии  и понимания единства содержания и способов выражения видов хореографического искусства.

    Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

    Использование электронного дистанционного обучения в общем образовании не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию. Могут использоваться практически любые достаточно современные компьютеры с установленной операционной системой.  Необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к интернет.

    На компьютере также должен быть установлен минимальный набор программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры.

    Материально-техническая база электронного дистанционного обучения включает следующие составляющие:

    1. каналы связи;
    2. система электронного дистанционного обучения, обеспечивающая формирование информационной образовательной среды;
    3. компьютерное оборудование;
    4. периферийное оборудование;
    5. программное обеспечение.
    6. Обучающиеся выполняют задания (знакомятся, собирают и организуют информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в форумах и т.д.), обращаются к учителям за помощью;
    7. Педагоги выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных он-лайн консультаций;
    8. II.        Содержание учебного предмета
    9. Учебно-тематический план
    10. Базовый уровень
    11. 1 год обучения
    12. Таблица 1
    13.         

    №№

    Наименование раздела, темы

    Количество часов

    теория

    практика

    всего

    1.

     Азбука  хореографии.

    Вводное занятие.

    Знакомство с хореографией.

    Хореография   - что это. История и мотив появления танца.

    1

    1

    2

    2

    Ветви возникновения древнего танца

    2.1. Греческая и римская ветвь

    1

    1

    2

    2.2  Китайская и индийская ветвь.

    1

    2

    3

    2.3. Восточнославянская ветвь.

    1

    1

    2

    3

    Развитие танца в Европе и России.

    3.1. Франция, Италия

    1

    2

    3

    3.2.Россия

    1

    2

    3

    4

    Технические особенности классического танца

    Принципы  и правила постановки корпуса и рук.

    1

    2

    3

    Необходимость наращивания мышечного корсета

    1

    2

    3

    Подготовка голеностопа к исполнению танца «на пальцах».

    1

    2

    3

    5.

    Грамотное и гармоничное исполнение

    Правила классического танца. Необходимость следить за собой каждый день.

    1

    1

    2

    Актерское мастерство в контексте классического танца.

    1

    1

    2

    6

    Балеты современные и классические

    Что такое либретто.

    Известные балетмейстеры и хореографы.

    1

    1

    2

    Балетмейстеры и музыканты. «Лебединое озеро», «Щелкучик», «Спящая красавица».

    1

    1

    2

    Сезоны Дягилева. Известные танцовщики и постановки

    1

    1

    2

    Большой театр сегодня

    1

    1

    2

    15

    21

    36

    Содержание занятий

    Тема 1. Азбука  хореографии.

    Теория: Вводное занятие. Знакомство с хореографией. История и мотив возникновения танца.

    Практика: смотрим исполнения артистов, анализируем, обсуждаем.

    Тема 2. Ветви возникновения древнего танца

    Теория: развитие танца по-своему происходило  в разных странах.

    Ритуальные танцы, подражание животным.

    Практика: Поиск в интернете изображений танцоров Древнего Китая, Древней Индии и Древней Руси.  Зарисовки своих вариантов костюма, места, где они могли бы выступать, их окружение, повод  выступления.

    Тема 3. Развитие танца в Европе и России.

    Теория: симультантские действа, первые профессиональные учителя танцев, танцы придворных, появление балета, первая Академия хореографии, Бальтазарини де Бельджозо, Жан Батист Люлли, первые Академии в России, русский народный танец, перепляс, хороводы.

    Практика: ищем в интернете видео  «Выход Аполлона» из балета-оперы «Триумф любви» (1681)».  Смотрим его и  составляем  эссе  (рассказ) об увиденном, что понравилось, что не понравилось, нашли ли знакомые движения. (Рассказ не менее полстраницы).

    Выполните проверочную работу, как вы поняли тему.

    Отвечаем  на вопросы в письменном виде:

    1. Как до 18 в.  назывались «танцы» в России?
    2. Какие два российских правителя сыграли значительную роль в становлении танцевального искусства в России?
    3. В каком году была отрыта первая в России балетная школа? И кто был её руководителем?
    4. Что такое «перепляс»?
    5. Какие два направления танцевального искусства набирали популярность в 18 в?

    Ищем  в интернете любое видео Ансамбля народного танца

    им. И. Моисеева. Описываем в письменном виде что увидели, название, чем данная постановка отличается от балетной.

    Тема 4Технические особенности классического танца

    Теория: Принципы  и правила постановки корпуса и рук. (Как формируется осанка, какие упражнения необходимы для плавности, но силы рук)

    Необходимость наращивания мышечного корсета. (Обязательно условие сильных мышц и качественного исполнения – ежедневная тренировка)

    Подготовка голеностопа к исполнению «на пальцах». (Особенности исполнения танца на пуантах, что такое пуанты, критерии готовности стопы к пуантам)

    Практика: Упражнения для классического тренажа. Классические упражнения в партере. Приёмы самостоятельной разработки стопы в домашних условиях  с применением бытовых вещей.  Просмотр видео занятий из Академии классического танца. Понимание характера  и темпа музыки. Методы развития выразительности рук. Методы ОФП как один из ключевых моментов развития выносливости.  

    Тема 5.  Грамотное и гармоничное исполнение

    Теория: грамотное исполнение. Правила классического танца. Классический танец – развитие ответственности и трудолюбия. Необходимость заниматься несколько раз в неделю и более.  Пропуски чреваты потерей формы. Танец  - это не только техника, но и передача замысла балетмейстера с помощью  актерских выразительных средств.

    Практика: ведение дневника занятий, отметки о пропусках и достижениях, сравнения и анализ после определённого периода, слежение за осанкой, за приемом вредной и полезной пищи.

    Наблюдение за миром, окружающими людьми, развитие фантазии, придание знакомым предметам быта иного предназначения, фиксирование в дневнике.  

    Тема 6. Балеты современные и классические

    Теория: Что такое либретто.

    Основная мысль и предназначение  либретто.

    Известные балетмейстеры и хореографы. Жан Жорж Новерр, Мариус Петипа, Лев Иванов, Август Бурнонвиль.

    П.И. Чайковский  - талантливый композитор.

    Либретто спектаклей «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

    Возвращение Дягилевым балета в Европу. Михаил Фокин.

    Большой театр – история и современность.  

    Практика: Ответьте на вопросы в письменном виде:

    1. Какие известные личности внесли вклад в развитие балета в России в 19в.?
    2. Почему угас балет в Европе, и что помогло его возрождению?
    3. Какой известный композитор начал новую эпоху в балете?
    4. Какие самые известные спектакли были созданы в России в 19в.?

    III. Ожидаемые результаты

    В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремление к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.

    В целом к предполагаемым результатам можно отнести:

    Воспитательные и развивающие задачи

    Качества, которые формируются

    Механизм отслеживания

    1.

    Формирование навыков и умений анализировать, обобщать и воспроизводить

    Способность понять свои возможности и недостатки в исполнении

    Педагогическое наблюдение, беседы

    3.

    Воспитание коммуникативных качеств обучающихся

    Коммуникативные навыки. Чувство ответственности к занятиям.

    Качество выполнения заданий

    4.

    Развитие специальных навыков необходимых для грамотного исполнения основ классического танца

    Понимание взаимозависимости между каждодневным трудом и получением результата.

    Качество выполнения заданий

    5.

    Развитие творческих способностей через систему специальных продуктивных заданий

    Самостоятельность, инициатива, воображение

    Через систему специальных заданий

    Программой определены основные учебно-творческие и общевоспитательные задачи, и последовательность их усложнения от темы к теме. Контроль достижений воспитанников,  проводится в конце каждого раздела обучения.

              Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за активной деятельностью обучающихся как в процессе деятельности, так и "контрольных точках" - творческих событиях и др.

    Контроль над техническими навыками воспитанников:

    Формирование и развитие культуры исполнения

    Самостоятельность оценивания своего исполнения , и исполнения других учащихся в группе.

    Участие в творческих выступлениях, концертах, постановках

    Грамотность танцевальной лексики

    Умение воспроизвести материал, создавать простые комбинации, отличать жанры между собой (в пределах, обозначенных в программе)

    Демонстрация различных видов танцевальной деятельности

    Планируемые результаты:

     –физически укрепить скелетно-мышечный корсет;

    –оценивать свои и чужие выступления с точки зрения их грамотности;

    -знать историю развития танца с древних времён до 20 в.;

    -разбираться в специальных терминах;

    -уметь отличать народную хореографию от классической;

    -знать выдающихся личностей хореографии 16-19 вв.;

    -иметь представление о знаменитых балетных спектаклях.

    IV.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Метод М.Монтессори в России
    2. Гризик Т. Познавательное развитие детей. М., 2007
    3. Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-3-е изд.-М.: Вита Пресс, 2007
    4. Азбука классического танца. Н.П.Базарова, Н.П. Мей. М., Лань, 2006
    5. Основы классического танца. А.Я.Ваганова, СПб.; Лань, 2000.
    6. Письма о танце. Ж-Ж Новерр. СПб.; 2007.
    7. Вашкевич Н.Н. История хореографии всех веков и народов. М.; Лань, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа "Русский народный танец" объединения "Хореография"

    Программа рекомендована детям 7-12 лет. Направленность художественно - эстетическая.Уровень образования основное общее. Срок реализации 3 года....

    Адаптированная образовательная программа дополнительного образования детей «Хореография и ритмика»

    Программа «Хореография и ритмика» предназначена для преподавания основ хореографического искусства в режиме учебных занятий. Программа является основой занятий кружка. Она предусматривает систематичес...

    Образовательная программа дополнительного образования "Азбука здоровья"

    Образовательная программа дополнительного образования "Азбука здоровья"...

    Образовательная программа дополнительного образования «Шоу – театр «Столица». «Современная хореография»

    Данная образовательная программа  - модифицированная, углубленного уровня, для детей 12-18 лет, проявляющих интерес к искусству хореографии.   Программа является одной из составляющей компле...

    Образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука вокалиста»

    Данная образовательная программа своей целью ставит развитие музыкальных способностей учащихся, овладение вокально – хоровыми навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой част...

    Образовательная программа дополнительного образования детей "Азбука журналистики"

    Журналистика изначально предполагает универсализм. С помощью журналистского способа творчества можно воспитать в молодых людях способность видеть и слышать мир, в котором мы живем, научить их не быть ...