Образовательная программа дополнительного образования "Шоу-театра "Столицы" "Азбука хореографии".
рабочая программа на тему

Рахманкулова Ольга Игоревна

При реализации данной образовательной программы будут использоваться дистанционные образовательные технологии (ДОТ) включающие комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией посредством сети Интернет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_horeografii_ud.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Структура программы учебного предмета

«Азбука хореографии»

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

       - Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы.

      -  Срок реализации учебного предмета

      - Форма проведения учебных занятий

      - Цели и задачи учебного предмета

      - Обоснование структуры программы учебного предмета

      - Методы обучения

      - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

      - Условия набора в творческий коллектив.

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Учебно-тематический план

- Содержание занятий

III.        Ожидаемые результаты                        

- Требования к итоговому зачету

IV.        Список литературы

  1. Пояснительная записка

              Программа учебного предмета «Азбука хореографии»   разработана  на  основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной  общеразвивающей  программе    в  области  театрального  искусства  «Театральное творчество», с использованием существующих программ Т.А Ладыженской, Т.В.Матвеевой, С.Ф.Ивановой.  

          Учебный предмет «Азбука хореографии» является ступенью базового уровня в комплексе предметов предметной области «Театральное творчество». Программа рассчитана на обучение детей среднего школьного возраста 10-14лет.

Данная программа разработана в рамках компетентного подхода, ориентирована на применение методов, приёмов, и способов искусства хореографии в практической жизни и деятельности у воспитанников театрального коллектива. Этим подходом обоснована актуальность разработанной программы и её практическая направленность.

Данная программа является образовательно-развивающей и направлена на физическое и умственное развитие ребенка, его творческих  способностей, а также формирование технично способного мышечного корсета.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы

          Новизна курса состоит в том, что в «Азбуке» обобщены определенные элементы, которые в рамках базового образования ориентированы на подготовку юных артистов, чья деятельность направлена на движение.

          При реализации данной образовательной программы будут использоваться дистанционные образовательные технологии (ДОТ) включающие комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией посредством сети Интернет.

  1. Обучение будет  проводиться при совмещении основных очных занятий в творческом коллективе;
  2. В процессе обучения преподаватель и воспитанник могут использовать ДОТ по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
  3. Каждый в силу своих индивидуальных способностей самостоятельно определяет количество времени, которое ему необходимо для освоения соответствующей учебной дисциплины.
  4. Воспитанники имеют доступ к разнообразным источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных) для получения необходимых знаний по выбранному предмету, а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сеть Интернет.

Срок реализации учебного предмета

           При реализации программы учебного предмета «Основы риторики» со сроком обучения 5 месяцев.

          Программа рассчитана на 36 академических часов, занятий проводимых 1-2 раза в неделю  по 45 мин  в течение срока обучения на данной  ступени. Занятия подразделяются на дистанционные часы и самостоятельную работу детей под руководством педагога. Форма работы коллективная.

Форма проведения учебных занятий

            Занятия проводятся в  мелкогрупповой форме. Численность воспитанников  в группе от 8 до 15 человек. Обучение будет  проводиться дистанционно, посредством обмена учебной информацией в сети Интернет с помощью специализированной информационной образовательной среды.

Цель и задачи учебного предмета «Азбука хореографии»   

ЦЕЛЬ КУРСА: формирование целостной, всесторонне развитой, личности; развитие  любознательной активности детей; развитие творческого потенциала детей.

ЗАДАЧИ КУРСА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • выявление и развитие хореографических способностей детей;
  • дать начальные представления об истоках зарождения хореографии;
  • научить владеть основными терминами хореографического искусства;
  • формировать начальные умения анализировать и вычленять главное;
  • формирование творческой личности через приобщение ребенка к хореографической деятельности;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие техники детей через систему специальных продуктивных упражнений;
  • развить в детях воображение посредством выполнения творческих заданий на заданную тему;
  • развитие свободного выражения мысли посредством хореографии;
  • развитие импровизационных умений;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание в ребёнке чувства Прекрасного через познание истории хореографии;
  • пробуждение интереса к хореографии;
  • воспитание личностных качеств, таких как воля, целеустремлённость;
  • создание детям условий для их духовно-нравственного роста.

Методы обучения

Теоретико-содержательные и собственно методические аспекты предлагаемой программы определены необходимостью дать детям первоначальные знания основ хореографии и умения использовать различные стиля танца в творческой деятельности коллектива.

Темы, разработанные в программе, соотнесены с тремя блоками:

  • знакомство с историей возникновения танца.
  • классический танец – основа основ.
  • развитие основных навыков.

Первый блок посвящен общетеоретическим вопросам. Цель блока - показать, что мастерство танцовщика основывается также и на теоретических положениях техники танца, который рассматривается в качестве комплексного курса, включая в себя психологический, нравственный, эмоциональный и другие аспекты. Знакомство с темами блоков помогает понять, что хореография как вид искусства, складывающийся на протяжении веков, имеет свой статус и особенности на доступном уровне для данного возраста детей.

Второй включает темы, дающие методические знания, посвященные выработке умений и навыков классического танца, становлению техники исполнения   ребенком танца.

Третий блок даёт дальнейшее развитие навыков и умений исполнения классического танца.

Основу всего курса "Азбука хореографии" составляют два раздела: теория и практика.

Вопросы теоретического раздела программы определены необходимостью дать детям знания об основных жанрах, о роли танца в жизни человека. Теоретические знания передаются детям в доступной форме (беседа - сообщение, показ, видеопутешествие и др.).

Практический раздел курса направлен на действия, которые способствуют формированию мышечного аппарата детей, развитию правильной осанки, постановке корпуса; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия жанров хореографии  и понимания единства содержания и способов выражения видов хореографического искусства.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Использование электронного дистанционного обучения в общем образовании не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию. Могут использоваться практически любые достаточно современные компьютеры с установленной операционной системой.  Необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к интернет.

На компьютере также должен быть установлен минимальный набор программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры.

Материально-техническая база электронного дистанционного обучения включает следующие составляющие:

  1. каналы связи;
  2. система электронного дистанционного обучения, обеспечивающая формирование информационной образовательной среды;
  3. компьютерное оборудование;
  4. периферийное оборудование;
  5. программное обеспечение.
  6. Обучающиеся выполняют задания (знакомятся, собирают и организуют информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в форумах и т.д.), обращаются к учителям за помощью;
  7. Педагоги выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных он-лайн консультаций;
  8. II.        Содержание учебного предмета
  9. Учебно-тематический план
  10. Базовый уровень
  11. 1 год обучения
  12. Таблица 1
  13.         

№№

Наименование раздела, темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

 Азбука  хореографии.

Вводное занятие.

Знакомство с хореографией.

Хореография   - что это. История и мотив появления танца.

1

1

2

2

Ветви возникновения древнего танца

2.1. Греческая и римская ветвь

1

1

2

2.2  Китайская и индийская ветвь.

1

2

3

2.3. Восточнославянская ветвь.

1

1

2

3

Развитие танца в Европе и России.

3.1. Франция, Италия

1

2

3

3.2.Россия

1

2

3

4

Технические особенности классического танца

Принципы  и правила постановки корпуса и рук.

1

2

3

Необходимость наращивания мышечного корсета

1

2

3

Подготовка голеностопа к исполнению танца «на пальцах».

1

2

3

5.

Грамотное и гармоничное исполнение

Правила классического танца. Необходимость следить за собой каждый день.

1

1

2

Актерское мастерство в контексте классического танца.

1

1

2

6

Балеты современные и классические

Что такое либретто.

Известные балетмейстеры и хореографы.

1

1

2

Балетмейстеры и музыканты. «Лебединое озеро», «Щелкучик», «Спящая красавица».

1

1

2

Сезоны Дягилева. Известные танцовщики и постановки

1

1

2

Большой театр сегодня

1

1

2

15

21

36

Содержание занятий

Тема 1. Азбука  хореографии.

Теория: Вводное занятие. Знакомство с хореографией. История и мотив возникновения танца.

Практика: смотрим исполнения артистов, анализируем, обсуждаем.

Тема 2. Ветви возникновения древнего танца

Теория: развитие танца по-своему происходило  в разных странах.

Ритуальные танцы, подражание животным.

Практика: Поиск в интернете изображений танцоров Древнего Китая, Древней Индии и Древней Руси.  Зарисовки своих вариантов костюма, места, где они могли бы выступать, их окружение, повод  выступления.

Тема 3. Развитие танца в Европе и России.

Теория: симультантские действа, первые профессиональные учителя танцев, танцы придворных, появление балета, первая Академия хореографии, Бальтазарини де Бельджозо, Жан Батист Люлли, первые Академии в России, русский народный танец, перепляс, хороводы.

Практика: ищем в интернете видео  «Выход Аполлона» из балета-оперы «Триумф любви» (1681)».  Смотрим его и  составляем  эссе  (рассказ) об увиденном, что понравилось, что не понравилось, нашли ли знакомые движения. (Рассказ не менее полстраницы).

Выполните проверочную работу, как вы поняли тему.

Отвечаем  на вопросы в письменном виде:

  1. Как до 18 в.  назывались «танцы» в России?
  2. Какие два российских правителя сыграли значительную роль в становлении танцевального искусства в России?
  3. В каком году была отрыта первая в России балетная школа? И кто был её руководителем?
  4. Что такое «перепляс»?
  5. Какие два направления танцевального искусства набирали популярность в 18 в?

Ищем  в интернете любое видео Ансамбля народного танца

им. И. Моисеева. Описываем в письменном виде что увидели, название, чем данная постановка отличается от балетной.

Тема 4Технические особенности классического танца

Теория: Принципы  и правила постановки корпуса и рук. (Как формируется осанка, какие упражнения необходимы для плавности, но силы рук)

Необходимость наращивания мышечного корсета. (Обязательно условие сильных мышц и качественного исполнения – ежедневная тренировка)

Подготовка голеностопа к исполнению «на пальцах». (Особенности исполнения танца на пуантах, что такое пуанты, критерии готовности стопы к пуантам)

Практика: Упражнения для классического тренажа. Классические упражнения в партере. Приёмы самостоятельной разработки стопы в домашних условиях  с применением бытовых вещей.  Просмотр видео занятий из Академии классического танца. Понимание характера  и темпа музыки. Методы развития выразительности рук. Методы ОФП как один из ключевых моментов развития выносливости.  

Тема 5.  Грамотное и гармоничное исполнение

Теория: грамотное исполнение. Правила классического танца. Классический танец – развитие ответственности и трудолюбия. Необходимость заниматься несколько раз в неделю и более.  Пропуски чреваты потерей формы. Танец  - это не только техника, но и передача замысла балетмейстера с помощью  актерских выразительных средств.

Практика: ведение дневника занятий, отметки о пропусках и достижениях, сравнения и анализ после определённого периода, слежение за осанкой, за приемом вредной и полезной пищи.

Наблюдение за миром, окружающими людьми, развитие фантазии, придание знакомым предметам быта иного предназначения, фиксирование в дневнике.  

Тема 6. Балеты современные и классические

Теория: Что такое либретто.

Основная мысль и предназначение  либретто.

Известные балетмейстеры и хореографы. Жан Жорж Новерр, Мариус Петипа, Лев Иванов, Август Бурнонвиль.

П.И. Чайковский  - талантливый композитор.

Либретто спектаклей «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

Возвращение Дягилевым балета в Европу. Михаил Фокин.

Большой театр – история и современность.  

Практика: Ответьте на вопросы в письменном виде:

  1. Какие известные личности внесли вклад в развитие балета в России в 19в.?
  2. Почему угас балет в Европе, и что помогло его возрождению?
  3. Какой известный композитор начал новую эпоху в балете?
  4. Какие самые известные спектакли были созданы в России в 19в.?

III. Ожидаемые результаты

В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремление к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.

В целом к предполагаемым результатам можно отнести:

Воспитательные и развивающие задачи

Качества, которые формируются

Механизм отслеживания

1.

Формирование навыков и умений анализировать, обобщать и воспроизводить

Способность понять свои возможности и недостатки в исполнении

Педагогическое наблюдение, беседы

3.

Воспитание коммуникативных качеств обучающихся

Коммуникативные навыки. Чувство ответственности к занятиям.

Качество выполнения заданий

4.

Развитие специальных навыков необходимых для грамотного исполнения основ классического танца

Понимание взаимозависимости между каждодневным трудом и получением результата.

Качество выполнения заданий

5.

Развитие творческих способностей через систему специальных продуктивных заданий

Самостоятельность, инициатива, воображение

Через систему специальных заданий

Программой определены основные учебно-творческие и общевоспитательные задачи, и последовательность их усложнения от темы к теме. Контроль достижений воспитанников,  проводится в конце каждого раздела обучения.

          Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за активной деятельностью обучающихся как в процессе деятельности, так и "контрольных точках" - творческих событиях и др.

Контроль над техническими навыками воспитанников:

Формирование и развитие культуры исполнения

Самостоятельность оценивания своего исполнения , и исполнения других учащихся в группе.

Участие в творческих выступлениях, концертах, постановках

Грамотность танцевальной лексики

Умение воспроизвести материал, создавать простые комбинации, отличать жанры между собой (в пределах, обозначенных в программе)

Демонстрация различных видов танцевальной деятельности

Планируемые результаты:

 –физически укрепить скелетно-мышечный корсет;

–оценивать свои и чужие выступления с точки зрения их грамотности;

-знать историю развития танца с древних времён до 20 в.;

-разбираться в специальных терминах;

-уметь отличать народную хореографию от классической;

-знать выдающихся личностей хореографии 16-19 вв.;

-иметь представление о знаменитых балетных спектаклях.

IV.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Метод М.Монтессори в России
  2. Гризик Т. Познавательное развитие детей. М., 2007
  3. Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-3-е изд.-М.: Вита Пресс, 2007
  4. Азбука классического танца. Н.П.Базарова, Н.П. Мей. М., Лань, 2006
  5. Основы классического танца. А.Я.Ваганова, СПб.; Лань, 2000.
  6. Письма о танце. Ж-Ж Новерр. СПб.; 2007.
  7. Вашкевич Н.Н. История хореографии всех веков и народов. М.; Лань, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Дополнительная образовательная программа "Русский народный танец" объединения "Хореография"

Программа рекомендована детям 7-12 лет. Направленность художественно - эстетическая.Уровень образования основное общее. Срок реализации 3 года....

Образовательная программа дополнительного образования "Азбука здоровья"

Образовательная программа дополнительного образования "Азбука здоровья"...

Образовательная программа дополнительного образования «Шоу – театр «Столица». «Современная хореография»

Данная образовательная программа  - модифицированная, углубленного уровня, для детей 12-18 лет, проявляющих интерес к искусству хореографии.   Программа является одной из составляющей компле...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука вокалиста»

Данная образовательная программа своей целью ставит развитие музыкальных способностей учащихся, овладение вокально – хоровыми навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой част...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Азбука журналистики"

Журналистика изначально предполагает универсализм. С помощью журналистского способа творчества можно воспитать в молодых людях способность видеть и слышать мир, в котором мы живем, научить их не быть ...