ОПЫТ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Лазоренко Оксана Сергеевна

Аннотация. Представлен опыт совместной работы по экологическому образованию и просвещению обучающихся путём реализации двух моделей сетевого взаимодействия.

Ключевые слова: модели сетевого взаимодействия, экологическое образование, дополнительное образование детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lazorenko_kormazyna_statya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лазоренко О.С., Кормазына Е.В., Санкт-Петербург

Аннотация. Представлен опыт совместной работы по экологическому образованию и просвещению обучающихся путём реализации двух моделей сетевого взаимодействия.

Ключевые слова: модели сетевого взаимодействия, экологическое образование, дополнительное образование детей.

Культура отношения к окружающей среде предполагает гармоничные связи человека с природой. Все большее число ученых, политиков, общественных деятелей связывают решение глобальных экологических проблем со сменой потребительского отношения к природе на коэволюционное, формирование экологической культуры личности и общества.

Однако в современном обществе недооценивается актуальность экологического образования, отсутствует эффективный государственно-общественный механизм управления экологическим образованием, что сказывается на недостаточности финансирования, слабом развитии материально-технической базы образовательных учреждений, практическом отсутствии целенаправленной подготовки учителей экологии, а не «смежных» учебных дисциплин. В учреждениях дополнительного образования в последние годы наблюдается тенденция снижения востребованности программ эколого-биологической направленности. В 2013 году утверждён приказ Минобрнауки РФ утверждён порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, которым в перечень направленностей дополнительного образования детей введена естественно-научная направленность с исключением из этого перечня ранее выделявшейся эколого-биологической направленности.

Дисциплина «Экология» не входит в федеральный и региональный компоненты учебного плана общеобразовательного учреждения и может быть включена в него лишь как школьный компонент. При этом федеральные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования ориентированы на становление личностных характеристик выпускника, осознанно выполняющего правила здорового экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды, а стандарт среднего общего образования, кроме этого, определяет как один из личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих в том числе и экологическую культуру выпускника. 

Эти проблемы стали очевидными для коллектива ГБОУ ДОД Детско-юношеского центра «ПЕТЕРГОФ», как учреждения, за которым распоряжением главы администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга ежегодно закрепляется функция организации работы образовательных учреждений по экологическому направлению. Опыт работы нашего учреждения с другими образовательными учреждениями района подсказал нам одно из возможных решений проблемы – совместная работа по экологическому образованию и просвещению обучающихся путём реализации двух моделей сетевого взаимодействия.

Первая модель: модель дополнительного образования в реализации сетевых образовательных программ. Она реализуется во взаимодействии учреждения дополнительного образования и кадетских классов школы №319. Здесь модуль «Основы экологии и ноксологии» включён в дополнительную общеобразовательную программу «Кадет», реализуемую совместно школой и ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» в 11 классе. Этот модуль направлен на допрофессиональное образование и предпрофессиональный выбор обучающихся классов МЧС, решает задачу успешной социализации, вовлечение их в организацию социально-профессиональных проб за счет использования возможностей участников сети. В этом случае учреждение дополнительного образования обеспечивает реализацию сетевой образовательной программы узкими специалистами и необходимым материально-техническим оснащением.

Принцип непрерывности экологического образования нашёл своё отражение в идее реализации модулей экологического содержания (эко-модулей) при работе с обучающимися, начиная с дошкольного возраста. Так, указанная выше модель используется и при организации работы по комплексной образовательной программе «Знайка» для дошкольников, включающей эко-модуль «Шаги в природу». Одним из ожидаемых результатов его реализации является социально-коммуникативное развитие обучающихся, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, основ безопасного поведения в природе; первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.

Вторая модель, реализуемая нашим учреждением – «модель проектов». В нашем случае это комплекс подпроектов, входящих в сетевой социально-образовательный проект «Ораниенбаумская палитра». Его основные подпроекты имеют свои задачи, направленные на достижение общей цели - популяризацию идеи здорового образа жизни через вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность по изучению и сохранению природы и культуры родного края в туристских путешествиях и эколого-краеведческих экспедициях, приобщение к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьезных исследовательских экологических и краеведческих работ, имеющих общественное значение и практическую ценность.

Реализация проекта в течение пяти лет позволила консолидировать усилия образовательных учреждений, учреждений культуры, общественных организаций и СМИ, входящих в сеть, в совершенствовании и развитии краеведческой, музейно-экскурсионной, поисково-исследовательской, туристской и экологической деятельности как важнейших элементов гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся.

Таким образом, в нашем учреждении есть опыт положительного взаимодействия с сетевыми партнёрами в области реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации внеурочной деятельности обучающихся на основе сочетания разнообразных форм учебной, внеурочной и внешкольной экологической деятельности с учётом краеведческого подхода.

Положительными результатами  взаимодействия для участников сети стали:

  • возможность привлечения узких специалистов для реализации образовательных программ;
  • интеграция общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ;
  • разработка, внедрение и апробация новых образовательных программ;
  • расширение спектра  образовательных услуг для детей и подростков района;
  • расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт при совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив;
  • оптимизация образовательного пространства района без привлечения дополнительных финансовых средств, что немаловажно в условиях нынешнего финансового кризиса.

Вместе с тем, в процессе взаимодействия выявляются и определённые проблемы:

  • слабая разработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения участников сети;
  • потребительское отношение к УДОД со стороны школы, т.е. неготовность школ принять учреждение дополнительного образования в качестве равноправного сетевого партнёра;
  • недостаточность опыта сетевого взаимодействия в реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • разная активность сторон сетевого взаимодействия.

Указанные проблемы не являются препятствием для развития опыта сетевого взаимодействия и решаются участниками сети в процессе сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт сетевого взаимодействия с учреждением культуры Московской области: путешествие в блоковское Шахматово.

Практико-ориентированный материал о сетевом взаимодействии с учреждением культуры Московской области- музеем- заповедником Александра Блока в селе Шаматово Солнечногорского района Московской области...

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Человек и

Подпрограмма «Человек и природа» предусматривает интеграцию собственных образовательной и воспитательной программ Учреждения с практикой сетевого взаимодействия с различными социальными партнёрами.Уча...

Подкопаева Е.А. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы...

Трудовое воспитание во взаимодействии с экологическим образованием

Сложно представить себе современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, п...

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УЧЕРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Доклад:СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УЧЕРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ г.БЕЛГОРОД....