Влияние музыки на гармоничное развитие учащихся образовательного объединения «Хореография»
методическая разработка на тему

Облетов Сергей Васильевич

       Искусство танца  без музыки  существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.

Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»

Методическая разработка

«Влияние музыки на гармоничное развитие учащихся образовательного объединения «Хореография»

Облетов С.В.

педагог дополнительного образования

г.Арзамас


Введение

           В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится хореографическому искусству, которое в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически  развитой, духовно богатой личности.

           Хореографическое  искусство - массовое искусство. Оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимает участие в работе хореографических кружков, балетных студий.   Благодаря  систематическому  хореографическому воспитанию и образованию учащиеся приобретают общую эстетическую  и танцевальную  культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.

           Танец  - это сценическое искусство, требующее  тщательный подготовки, виртуозности движений, ежедневный  шлифовки танцевальной  техники. На этих занятиях у детей развивается   музыкальность и ритмичность, что имеет большое значение для эстетического и физического воспитания детей. Музыка и танец тесно взаимосвязаны друг с другом. Наряду с танцем музыка является одним из факторов эстетического воздействия на детей.

      Простая, доступная музыка будит фантазию, увлекает, помогает преодолевать трудности.  Танцевальность, образность, ясная мелодия, четкий ритмический рисунок - вот необходимые качества танцевальной музыки для детей. Содержание и форма музыки должны отвечать содержанию и форме танца. От качественности используемого в работе музыкального материала и его исполнения зависит музыкальное развитие и становление художественного вкуса учащегося.                                            


                             Влияние музыки на гармоничное развитие учащихся

Искусство танца  без музыки  существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.

Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Занятия по хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклоны, при переходе от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.        

Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографией учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной классической и
современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве.

Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Концертмейстер должен сделать достоянием танцоров ту музыку, которую создали великие композиторы–хореографы: Глинка, Чайковский, Глазунов, Штраус, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян, Кара-Караев, Щедрин и другие.

Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.

В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:

- развитие музыкального восприятия метроритма;

- ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их
в единстве;

- умение согласовывать характер движения с характером музыки;

- развитие воображения, художественно-творческих способностей;

- повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения
эмоционально воспринимать ее.

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных  возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности.

      Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Хореография - это искусство, любимое детьми, оно приобщает маленького человека к миру Прекрасного, способствует его гармоничному развитию, развивает музыкальную память, музыкальный кругозор, физическую силу, выносливость, раскрывает творческие способности. Хореографическое искусство и музыка связаны многими нитями. Музыка даёт пластике ритмическую основу, она определяет её эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Про музыку справедливо говорят, что она душа танца.

     Хореографическое искусство приобрело широкое распространение в  образовательных учреждениях. Хореографические коллективы в учреждениях дополнительного образования  показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков.

        Обучение хореографии в учреждениях дополнительного образования целесообразно начинать с занятий по ритмике. С первых занятий у детей активизируется связь между музыкой и движением.

 Первостепенной задачей на уроках ритмики является музыкально-ритмическое воспитание. Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления:

  • Обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха;
  • Усвоения музыкальных знаний;
  • Формирование умений подчинять движения музыке.  

Учащиеся сразу должны понять и уяснить простые правила: музыка- хозяйка на занятиях, без неё не может быть музыкальной игры, она руководит  в музыкальных упражнениях; музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.

Выполнение всех движений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Музыка воздействует на эмоции, создаёт у детей определённое настроение, влияет на выразительность детских движений. В соответствии с разным характером музыки движения детей приобретают разный характер. Они могут быть чёткими, энергичными и лёгкими, мягкими, плавными, спокойными. А музыка должна быть яркой, эмоциональной и понятной детям, тогда она будет способствовать усвоению танцевальных движений. Я подбираю  несложные мелодии с прозрачной, ясной фактурой, жанровой определённостью: марш, полька, вальс и др.

Как правило, занятия ритмики у детей проходят в игровой форме. Игровая деятельность более доступна, понятна и интересна им. В играх дети знакомятся с такими понятиями как:

  • Характер музыки (весёлый, грустный, спокойный, торжественный )
  • Жанр музыки (марш, песня, танец)
  • Музыкальные регистры: игра « Кто живёт в лесу»
  • Сильные и слабые доли: чередование хлопков рук с ударами ног - игра « умный платочек»
  • Понятие темпа: ходьба и бег в разных темпах (игра «солнышко и дождик»)
  • Строение музыкальной фразы: игра «Лужа». Акцентируем конец  музыкально - танцевальной фразы такими движениями,  как притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги.

У детей хорошо развито воображение, поэтому они с удовольствием изображают что- либо или кого- либо. Наши воспитанники охотно играют в игру «Угадай, кто я». Далее мы усложняем задачу – нужно передать характер: хитрой лисы, трусливого зайца, большого медведя. Здесь мне приходиться быстро импровизировать, подбирать выразительные отрывки музыкального материала, чтобы помочь более точно передать образ. Бывают у нас и уроки природоведения на занятиях.

Мы с ребятами «идём на прогулку в лес», где определённые танцевальные движения обретают другой смысл. Например, упражнение для рук и т.д. (привести примеры). И вот уже скучный тренаж превращается в удовольствие. Игровые моменты дают возможность раскрыть характер ребёнка, его артистические данные, развить воображение, научить выдумке и сообразительности и при систематическом обращении к музыкальным играм дети всё активней предлагают собственные варианты движений под музыку. Игры снимают и разряжают напряжение во время занятий, переключают внимание, организуют детей, сплачивают между собой.

Все действия детей, будь то игра или какое-либо хореографическое движение, сопровождает музыка. Дети невольно обращают внимание на это. Музыкальное развитие идёт по возрастающей линии. Ребята накапливают не только хореографические знания и умения, но и музыкальные.

Так, например, если для детей младшего возраста я подбираю музыку с чётким, простым ритмом,несложной мелодией, ясной фактурой, жанровой определённостью( марш, полька, вальс), то в подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности. Значит необходимо повышать и уровень музыкального материала. На этом этапе появляется более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм. Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение доставляло удовольствие своей гармоничностью.Поэтому музыкальный репертуар построен на лучших образцах русской и зарубежной музыки. Это отрывки из балетов: Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Адана, Пуни, Минкуса и т. д

Но какое бы направление ни выбрал педагог - хореограф, основой основ остаётся классический танец. Занятия классическим танцем - это необыкновенно трудоёмкая и сложная учебная работа,которая совершенствует детей, развивает их физически, музыкально и духовно. А результатом этой работы является участие коллективов в конкурсах различных уровней и выступления на различных  городских мероприятиях.

Музыкальное воспитание является одной из важнейших составляющих гармоничного развития детей, которое представляет собой целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное. Музыка способствует гармонизации и развитию всех духовных способностей ребёнка и тесно связана с нравственным воспитанием. Благодаря музыке дети интуитивно тянутся к добру.

Основные сведения о построении занятия

        Занятия классического тренажа состоит из целого ряда разнообразных движений, расположенных в определенном порядке. Занятие подразделяется на 4 основные части:

        1). Экзерсис у палки

        2). Экзерсис на середине зала

        3). Allegro (прыжки)

        4). Упражнения на пальцах

        Все движения исполняются поочередно с обеих ног, поэтому музыкальное оформление движений должно быть тождественным.

Поклон

        8 тактов на 3/4  празднично-величественного характера.

Plie

        Ключевое слово – слитно, непрерывно. Музыкальный размер – 2/4, 3/4, 4/4. Темп спокойный, характер распевный. Мелодия должна быть плавной, мягкой, гибкой, пластичной, очень певучей. Plie подразделяется на demi plie – половинное приседание, и grand plie – большое, полное приседание. Динамическая линия движения развивается crescendo по мере приседания, достигая кульминации в крайней точке plie внизу и, наоборот, по мере постепенного поднимания, идет diminuendo.

Battements tendus

характер музыки четкий, бодрый, энергичный, темп умеренный. Музыкальный размер 2/4.

Battements tendus jetes

        Ключевое слово – бросок, характерна подчеркнутая отчетливость. Пунктирный ритм, резкий характер, музыкальный размер 2/4. Бросковому характеру этого движения в музыке соответствует прием staccato.

Ronds de jambe par terre

        Ключевое слово – круг. Важна непрерывность, слитность, закругленность музыкальных фраз. Наиболее соответствует характер и темп andante cantabile. Музыкальный размер 2/4, или 4/4. При размере 3/4 каждый такт считается за «раз», то есть четыре такта в музыке равны четырем долям движения.

Battements fondus

        Характер музыки спокойный, тающий, певучий. Темп медленный, должна быть внятная сильная доля. Музыкальный размер 3/4 или 4/4. Можно использовать следующие музыкальные примеры: О.Строк «Не покидай», А. Цфасман «У водопада», И. Дунаевский «Лунный вальс», И. Брамс «Венгерские танцы», А. Полонский «Фигурный вальс».

Ronds de iambe en l’air

        Музыкальный размер 2/4 или 4/4. Ключевое слово – выжимать. Темп музыки умеренный, характер напряженный, сухой, отчетливый. В ритмическом рисунке обязателен затакт.

Frappes и doubles frappes

        Ключевое слово – ударить, отчетливо, резко, акцент на сильную долю, подчеркивая каждую четверть. Должна быть хлесткость в характере. На doubles frappes – ритмический рисунок: две шестнадцатые и восьмая нота. Наиболее соответствует характер energico, sempre staccato, Музыкальный размер 2/4.

Adagio

        Музыкальный размер 4/4 или 3/4. Характер музыки распевный, плавный, медленный. Акцент в музыке должен совпадать с первой сильной долей такта, желателен затакт одна – три ноты. В музыкальном оформлении crescendo и diminuendo должны совпадать с движением, то есть видимое должно сливаться со слышимым. Возможны следующие музыкальные примеры: С. Туликов «Вальс», Б. Фомин «Только раз бывает в жизни встреча», Н. Щедрин вальс «Фея луны», К. Веласкес «Люби меня», А. Полонский «Цветущий май», Д. Шостакович – романс из к/ф «Овод», Р. Глиэр – Романс, Э. Фибих – Поэма, вальсы А. Лепина, Ф. Шопен – Ноктюрны, а также адажио из балетов классического наследия.

Grands battements jetes

        Характер волевой, целеустремленный, пунктирный ритм, яркая динамичность, волевой посыл. Музыкальный размер 2/4. Можно играть следующие произведения: И. Дунаевский – марши, А. Цфасман – «Неудачное свидание», В. Соловьев-Седой – марш из к/ф «Первая перчатка», Т. Хренников – марш «три сына» из к/ф «Товарищ Арсений», Р. Щедрин – «Веселый марш монтажников» из к/ф «Высота», И. Штраус – «Персидский марш», М. Марьяновский – фокстрот «Марфуша», М. Блантер – «Джон Грей». Н. Богословский – песенка Дженни из к/ф «Остров сокровищ». Но, как правило, готовый музыкальный материал редко бывает удачным, потому что сильная доля смещается на «и».

        Начиная со второго и третьего года обучения хореограф-педагог комбинирует два и более движений в одном, например: fondus и  en l’air в таком случае fondus следует играть на 4/4, затем  en l’air более сухо и отчетливо, дублируя ритмический рисунок хореографической комбинации или frappes, doubles frappes и petits battements: музыкальный ритмический рисунок должен быть контуром рисунка хореографического.

Port de bras – упражнение, слагающееся   из одновременных движений рук, корпуса и головы. Характер движения плавный, певучий, близкий к  adagio.

        В этом движении не должно быть акцентированной сильной доли, важна непрерывность, слитность, закругленность музыкальных фраз. Например: Б. Сметана – «Влтава», А. Варламов – «Красный сарафан», А. Гумилев – «Матушка – голубушка», П. Чайковский – «Старинная французская песенка», Л. Бетховен – «Сурок», А. Рубинштейн – «Романс», М. Глинка – ноктюрн «Разлука», Дж. Керн – «Дым» и другие.

 Adagio на середине зала

        Это маленький танцевальный этюд, обычно его длительность равна 32 тактам при музыкальном размере 3/4 или 4/4.

        Можно использовать музыку из балетов классического наследия: Л. Минкус – балет «Дон Кихот», А. Адан – «Жизель», П. Гертель – балет «Тщетная предосторожность», А. Адан – балет «Корсар», А. Глазунов – «Раймонда» и другие.

Прыжки

        На прыжки необходим бодрый и энергичный характер музыки. Должна быть обостренная мажорность, пунктирный ритмический рисунок и активная моторность. Следует выделять слабую долю и использовать прием

staccato. Всем прыжкам предшествует demi plie. Моменту прыжка наиболее соответствует оттенок sforzando. В начале прыжки исполняются в медленном темпе, в расчлененном виде. Главная особенность музыкального сопровождения – акцент на затакт. Головкина С.Н. рекомендует использовать на уроке отдельные части вариаций из балетов классического наследия.

Маленькие прыжки:

        Характер музыки подвижный и изящный. Важна пружинистая легкость, воздушность, эластичность. Музыкальный размер 2/4, необходим затакт, то есть акценты смещены на слабые доли.

Большие прыжки:

        Характер музыки волевой, мужественный, напористый. Эмоциональное состояние высокого накала. Музыкальный размер чаще всего 3/4. Динамическая окраска forte  и  mezzo forte.

Повороты и вращения:

        Быстрый темп музыки, важна непрерывность музыкальной фразы. Характер музыки жизнерадостный, строптивый, озорной. Можно использовать классическое наследие: П. Гертель – балет «Тщетная предосторожность», Л. Минкус – «Дон Кихот», Л. Делиб – балет «Коппелия».

Движения на пальцах

        Различным движениям на пальцах присущ четкий, упругий характер. В музыкальном оформлении они соответствуют определениям allegro,   grazioso.

        Необходим четкий ритмический рисунок. Характерны легкость, заостренность и колкость. Подниманию на пальцах предшествуют demi plie, и опускание с пальцев также происходит в demi plie. Поднимание на пальцы происходит резко, толчком. Вскакиванию на пальцы соответствует прием  staccato, а опусканию – legato. Акцент должен быть на сильную долю. Хорошо подходит жанр польки: И.Штраус, Б.Сметана, С.Монюшко, А.Зилоти, Э.Вальдтейфель, Д.Шостакович, К.Хачатурян, С.Рахманинов, М.Глинка, А.Рубинштейн и другие.    

        Богданов – Березовский В.М. рекомендует на начальном этапе обучения использовать русские народные песни. Например: «В сыром бору тропина», «Я на камушке сижу».

        В работе концертмейстера чаще должны использоваться жанры-миниатюры: этюды, юморески, экспромты, интермеццо и т.п. То есть произведения, в которых разрабатывается один музыкальный образ, одно психологическое состояние. Главным критерием является соответствие звучания и движения, «зрительное» должно совпадать со «слуховым».

Заключение

Важной задачей эстетического воспитания является развитие творческих интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства. Основным средством эстетического воспитания служит искусство – хореография.

Музыка и движение помогают воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ.

Основной задачей курса танца является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование  художественного вкуса и интересов.

Танец и музыка – родственные искусства, между ними существует глубокая взаимосвязь. Музыка является душой танца. Она создает то творческое настроение, ту эмоциональную атмосферу, которые необходимы для создания образа в танце. Только при органической взаимосвязи музыки и движений танец приобретает осмысленность и выразительность.


Литература

1. А.Баранов « Развитие артистизма у детей в детских хореографических коллективах»,- М., «Дополнительное образование»,-2003, №1.

2. С.Руднева, Э. Фиш « Ритмика. Музыкальное движение», М., «Просвещение», - 1972.

3. В. Светинская «Танцевальные постановки для детей», - М., «Музыка»,-1966.

4. «Театральная энциклопедия. Классический танец», - М., Советская энциклопедия,- 1964, с.64.

5. Петров И.С. Формирование музыкальной культуры у учащихся, - Чебоксары, 1987.

6. Эстетическое воспитание школьников, - М., Просвещение, 1994.

7.Захаров Р.  « Слово о танце»Изд.  « Молодая гвардия» Москва 1977 год

8. Резникова З. « Танцы для детей»Изд. « Советская Россия» Москва 1968 год

 9.  «Фольклор- музыка- театр» под редакцией С.И. Мерзляковой

   Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва- 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги мониторинга уровня гармоничности развития учащихся 1-х классов МАОУ СОШ №22

Увеличение количества детей с избыточной массой тела вызывает тревогу не только у учителей физкультуры, но и у родителей, педиатров. Как понять - есть ли ли у ребенка избыточный вес? Как это узнать с ...

Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося

Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося...

Влияние музыки на речевое развитие детей.

Статья о роли музыке в развитии речи....

Применение метода «пластилиновая анимация» в начальной школе как средство гармоничного развития учащихся.

Цель методической разработки:организация совместного урочного и внеурочного взаимодействия учащихся и учителей в работе по ознакомлению с этапами работы над созданием пластилинового анимационного муль...

Применение метода «пластилиновая анимация» в начальной школе как средство гармоничного развития учащихся.

Цель методической разработки:организация совместного урочного и внеурочного взаимодействия учащихся и учителей в работе по ознакомлению с этапами работы над созданием пластилинового анимационного...

Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста

Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных...

Влияние музыки на интеллектуальное развитие школьника

Классическая музыка влияет на качество нейронной сети.Более высокий результат успеваемости имеют те дети, которые занимаются музыкой. Эти дети имеют разносторонние интересы, занимаются в спортивных се...