Методическая разработка раздела дополнительной общеобразовательной программы "Лепка из соленого теста"
учебно-методическое пособие (6, 7, 8, 9 класс) по теме

Лисова Вера Витальевна

Методическая разработка  "Лепка из соленого теста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

Детский санаторно-оздоровительный образовательный центр «Лазурный»

(круглогодичного действия)

Методическая разработка раздела

 «Лепка из солёного теста»

дополнительной образовательной программы «Сюрприз»

Разработка рассчитана на краткосрочное обучение

 (3 занятия) учащихся 11 – 15 лет

 Педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории

Вера Витальевна Лисова

2014 г.

Содержание:

  1.   Аннотация -----------------------------------------------------------------------3
  2.  Пояснительная записка --------------------------------------------------------3
  3.  Основные подходы к объяснению ------------------------------------------5
  4. Цель и задачи разработки -----------------------------------------------------6
  5. Знания и умения -----------------------------------------------------------------7
  6.  Технология и формы организации деятельности ------------------------7
  7.  Учебно – тематический план -------------------------------------------------8
  8.   Содержание программы ------------------------------------------------------8
  9.  Методика диагностики --------------------------------------------------------9
  10.  Дидактические материалы ---------------------------------------------------10
  11.  Инструменты и приспособления --------------------------------------------11
  12.  Литература -----------------------------------------------------------------------19

Аннотация

Лепка из солёного теста последний десяток лет стала очень модным занятием, имея глубокие корни, начиная от древних инков. На Руси, ещё в те  времена, когда Новый год отмечали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из солёного теста, украшать их росписью. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме, символ богатства и благополучия в семье. И хлеб и соль будут всегда на столе. Фигурки называли просто – «хлебосол». Даже по версии «Божественной комедии» в кукольном театре С. Образцова, у Бога есть особое тесто, из которого он вылепил первых людей – Адама и Еву.

Не смотря на то, что лепка из солёного теста очень древнее занятие, но и сейчас не устают удивлять творенья рук человеческих! Изделия современных мастеров, прошедшие огромный путь эволюции, использующие сейчас новые методы и технологии лепки и росписи, зачастую просто великолепны и удивительны. Солёное тесто очень пластично и эластично, изделия из него долговечны, а работа с ним доставляет истинную радость и удовольствие, будоражит фантазию, успокаивает нервную систему, развивает мелкую моторику пальцев рук.

Используя материалы данной методической разработки можно с пользой и интересом провести занятия в детских, и не только, объединениях системы дополнительного образования.

Пояснительная записка

Эта методическая разработка  предлагается вниманию педагогов дополнительного образования, которые помогают подросткам 11-15 лет разумно, разнообразно и интересно проводить свободное время в учреждениях дополнительного образования в направлении декоративно-прикладного искусства. Чтобы досуг приносил детям радость, от педагога постоянно требуются новые идеи, а также умение побуждать в детях любознательность, направлять их энергию и давать возможность каждому показать, на что он способен.

Для того, что бы сам педагог был современным, он должен  быть не только интересен, но и   широко информирован о разнообразных формах проведения занятий с детьми разного возраста.  Кроме того,  наставник должен иметь навыки по работе с современными средствами  мультимедийных и сетевых технологий, которые повышают эффективность и качество образовательного процесса.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального уровня ребёнка. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Все дети любят мастерить. Педагогам, родителям следует всячески поддерживать и развивать потребность детей в творчестве и в приобретении практических навыков. Всё это служит развитию разнообразных способностей и эстетическому  воспитанию.   Методическая разработка предлагает  технологические карты по лепке  изделий из солёного теста, в котором даётся подробное описание соответствующего рабочего процесса.

В каждой карте описывается последовательность выполнения отдельных операций.    Снимки делают эти рекомендации наглядными.

Во время занятий по лепке педагогом используется репродуктивный метод совместной работы детей с педагогом и приём – показ педагогом и повторение детьми поэтапного изготовления деталей изделия. Технологическая карта, выведенная на экране, поможет сделать этот приём более эффективным и позволит выполнить работу ребёнком самостоятельно, если он работает быстрее всех или, наоборот, слегка отстает.

Искусно выполненные детские поделки могут быть   использованы как подарок кому-либо или украшением домашнего интерьера.

Все указанные в   пособии изделия разработаны автором самостоятельно, некоторые на основе имеющейся литературы, и апробированы автором во время её многолетней работы с детьми.

Основные подходы к объяснению материала, учитывая особенности развития детей

  1. Программный подход (в результате освоения программы ребёнок должен обладать определённым набором знаний и умений).
  2. Объективно - ориентировочный подход (учитывая возрастные и психологические особенности детей, обучение проводится дифференцированно).
  3. Творческий подход (формирование творческих способностей детей, использование ИКТ, образцов изделий, технологических карт, наглядных пособий, музыкального оформления).
  4. Комплексный подход (развитие личностных качеств ребёнка, таких как: развитие фантазии и воображения, трудолюбия, коллективизма, доброжелательности, аккуратности и помощи товарищу в работе).
  5. Альтернатива выбора (ребёнок имеет возможность сам принять решение в выборе своей предстоящей работы на заданную тему).

Цель и задачи

     Цель создания  методического пособия состоит в том, чтобы помочь педагогу  дополнительного образования освоить  замечательное направление в искусстве -    лепку из солёного теста.

 Развивать мелкую моторику  и координацию движений пальцев рук, аккуратность в работе. Учёными давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, а так же развитием его интеллекта.

Цель раздела по лепке: знакомство детей с технологиями изготовления изделий  из солёного теста (стилизованные фигурки, панно, подвесы).

Задачи:

  1. Познакомить детей с видами различных изделий из солёного теста и с историей развития этого искусства.
  2. Научить правильному замешиванию  соленого теста и технологии изготовления различных изделий.
  3. Развивать воображение, творческое мышление, мелкую моторику рук.
  4. Способствовать воспитанию интереса к декоративно – прикладному творчеству.

Учитывая специфику временного детского коллектива, обучение,  используя данную методическую разработку с технологическими картами, позволяет овладеть необходимыми знаниями и навыками в выполнении различных изделий за короткий срок обучения (3 занятия в смену 24 дня), развить индивидуальные творческие способности.

Система занятий раздела «Лепка из солёного теста» позволяет  научиться анализировать и применять в творчестве этот удивительный материал, оценить его значение в историческом прошлом и современной действительности.

 

 

По окончанию учебного процесса учащийся должен обладать определённым набором знаний и умений:

 

Знать:

Уметь:

  • правила безопасной работы с инструментами и материалами;
  • рецепты солёного теста;
  • основы композиции;
  • понятия: панно, объём, объёмная композиция, центр тяжести;
  • технологию поэтапного выполнения изделий из солёного теста;
  • технологию соединения деталей  из различных материалов друг с другом;
  • приёмы восстановления испорченных работ;
  • приёмы оформления панно и творческих работ;
  • базовые формы по лепке;
  • понятия: зеркальное отображение, симметрия и асимметрия.

  • правильно пользоваться различными инструментами по назначению;
  • при вырезании по шаблону делать ровный край;
  • экономно использовать материалы;
  • на основе полученных знаний лепить различные изделия из солёного теста;
  • правильно сушить изделия;
  • правильно выполнять размещение композиции;
  • правильно покрывать работы лаком;
  •  к любой работе подходить творчески.

Технология и формы организации деятельности

п\п

Наименова

ние темы

Форма занятия

Приёмы и методы ограни

зации

Дидактичес

кий материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1.

Лепка из солёного теста. Базовые формы.  Стилизованные фигурки (игрушки).

Занятие открытий.

 

Репродуктивный метод совместной работы с педагогом. Приём – показ педагогом – повторение детьми.

Литература «Солёное тесто»

Образцы изделий.

Презентация по теме.

Таблицы:

  • Базовые формы
  • Технологические таблицы

Раскладные папки:

  • Рецепт солёного теста,
  • Инструменты и материалы,
  • Обжиг и сушка,
  • Как спасти работу,
  • О композиции.

 Ноутбук,

мультимедийный проектор,

экран

Коррекция по возможности.

Оценка работ педагогом.

2.

Лепка панно из солёного теста. Кулоны.

Занятие постановки проблем и их решения

Репродуктивный метод совместной работы с педагогом. Показ педагогом – повторение детьми. Творческие дополнения.

Образцы изделий.

Таблица «Базовые формы»

  • Технологическая  таблица

 Ноутбук,

мультимедийный проектор,

экран

Оценка работ педагогом. Коррекция по возможности.

3.

Лепка  подвесов из солёного теста.  Творческая работа.

Занятие постановки проблем и их решения.

Метод лабораторный.

 Приём свободы выбора 

Образцы изделий.

Таблица «Базовые формы»

  • Технологическая  таблица

 Ноутбук,

мультимедийный проектор,

экран

Оценка работ педагогом. Коррекция по возможности.

 

Наглядно - дидактические  материалы:

Для лучшего и прочного  усвоения детьми учебного материала важную роль играет использование дидактического материала и наглядных пособий.

Использование образцов изделий, наглядных пособий позволяет включить зрительное восприятие ребёнка, способствует более прочному усвоению материала, развитию творческого воображения.

Таблицы и схемы:

  1. Мастер – класс «Солёное тесто». Базовые формы.

Раскладные папки:

  1. Рецепт солёного теста.
  2. Инструменты и материалы.
  3. Как  исправить треснувшую работу.

Книги:

  1. Кискальт И. Солёное тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.
  2. Солёное тесто. Большая книга поделок/ М.: Изд. Эксмо, 2004.
  3. Чаянова Г.Н. Солёное тесто. – М.: Дрофа-плюс, 2005.

Методические пособия:

  1. Лисова В.В.  «Тестопластика» По  лепке и росписи изделий из соленого теста.2014.

Материалы и оборудование:

Для создания различных изделий во время занятий кружка в соответствии с программой необходимы различные материалы:

  1. соль «Экстра»,
  2. мука,
  3. ноутбук,
  4. мультимедийный проектор,
  5. экран

Инструменты и приспособления:

 Для работы, приносящей удовольствие от самого процесса,  необходимы не только материалы, но и специальные инструменты и приспособления:

  1. клеёнка на столы,
  2. подставка для карандашей,
  3. карандаш,
  4. стеки для скульптурных работ,
  5. баночки для воды,

Для педагога:

  1. контейнеры для папок и шаблонов,
  2. органайзер для канцелярских принадлежностей,
  3. большая миска для замеса теста,
  4. шкаф открытый с полками для сушки изделий из солёного теста,
  5. образцы изделий.

Ожидаемые результаты.

По окончании смены ребёнок должен познать радость творчества, научиться, фантазируя, придать свой внешний вид, свой дизайн тому или иному изделию. Если на первых  занятиях ребёнок может копировать предложенные ему для изготовления образцы, то к  третьему занятию по лепке он должен выполнить творческую работу по изготовлению подвеса, уметь видоизменять изделия в соответствии с собственным вкусом и предназначением поделки.  

При работе с солёным тестом ребёнок должен знать,  каким образом правильно замесить тесто, соотношения его компонентов, какими инструментами можно пользоваться в работе. После усвоения базовых форм изделий из солёного теста ребёнок может легко сам смоделировать то или иное изделие. Знание сроков и оптимальный вариант сушки не даст испортиться работе.

  В результате освоения программы ребёнок должен обладать определёнными знаниями и умениями по лепке и росписи изделий из соленого теста.

Критерии оценок

Интенсивное обучение детей искусству дизайна по дополнительной общеобразовательной программе «Сюрприз» обусловлено её краткосрочностью, что связано с условиями пребывания  подростков в ДСООЦ «Лазурный». Выбирая   творческую деятельность, ребенок стремится к саморазвитию и самореализации своих интересов. Для выявления уровня результативности программы и творческой деятельности каждого обучающегося используется следующая методика:

На организационном этапе:

Для выявления мотивации прихода детей в  объединение и выяснения уровня знаний и умений детей на начало занятий служит входное  анкетирование детей, по которым педагог отслеживает мотивацию,  степень подготовленности ребят,  пришедших   на занятия  творческого объединения, и дает первичное представление педагогу о ребенке.

 

На обучающем этапе:

  • Для стимулирования интереса  к занятиям и мотивации участников образовательного процесса на определённые результаты организуется работа, в которой используется  система «Ступени творческого роста».  

 Работа этой системы заключается в том, что члены объединения   поэтапно   поднимаются по ступеням (номинациям): ученик, подмастерье, мастер, творец.  После посещения 3х занятий дети становятся Учениками, в результате усвоения определённой суммы знаний и умений им присваивается звание Подмастерье. К концу смены, выполнив все работы с хорошим качеством, способные к оказанию помощи другим, становятся Мастерами.

 Участники образовательного процесса, которые первыми достигли звания Мастер, имеют право получить зачетный лист от педагога (приложение 12) и провести мастер – класс для всех желающих детей отряда, не посещающих наше объединение.  Эти дети,   и дети, выполнившие дополнительно сложную творческую индивидуальную работу, становятся Творцами и получают за это диплом Творца и  небольшой  сувенир от Центра. Дети, которые уже раньше были в «Лазурном» и успешно посещали занятия  творческого объединения, продвигаются по «Ступеням творческого роста » быстрее.

  • В процессе обучения педагогом отслеживается индивидуальный творческий рост обучающихся, некоторым предлагается участие в областных и всероссийских конкурсах.
  • По окончанию каждого раздела программы проводятся мини-выставки  в виде  демонстрации лучших детских работ, анализ неудач и способах их устранения.

На заключительном этапе:

  • Проводится итоговое анкетирование, из которого выясняется какая из тем наиболее востребована, степень удовлетворенности детей от занятий (приложение 10).
  • Итоговое анкетирование также выявляет уровень знаний, умений и навыков обучающихся в творческом объединении (приложение 10).
  • Проводится анализ работы по системе «Ступени творческого роста», награждение обучающихся дипломами по соответствующим номинациям. Лучшие работы выставляются на итоговой выставке, фотографируются и помещаются в альбом «Лучших детских работ».

Мотивация и оправданные ожидания ребёнка являются оценкой степени удовлетворённости его от занятий, которая, в свою очередь, является одним из самых главных критериев оценки результативности творческой деятельности   объединения.

Степень удовлетворённости ребёнка от занятий, кроме входного и выходного анкетирования,  отслеживается несколькими путями. На последних занятиях дети могут написать несколько слов о работе  творческого объединения в альбоме «Отзывы детей о работе  творческого объединения».

 Удовлетворение от  деятельности  творческого объединения видно и из работы на последействие, т.е. из   переписки в социальных сетях,   в которых дети рассказывают о том, как оценили друзья и родители изделия, выполненные ими  на занятиях.  Часто дети  рассказывают и о том, что сами обучают не только детей, но  и своих педагогов  обретённому мастерству.

О многом говорит и очередное участие  в работе творческого объединения  детей, приехавших в «Лазурный» не в первый раз, что случается, практически, в каждую смену.  

 

Учебный план занятий  творческого объединения «Сюрприз»

 

Тема занятия

Теория

(мин.)

Практ.

(мин.)

Всего

(мин.)

1.

Экскурсии по ЦДТ. Запись в кружок.

75

75

 2.

Вводное занятие.   Техника безопасности.   Лепка из солёного теста. Базовые формы.  Стилизованные фигурки (игрушки).

30

45

75

3.

Лепка панно из солёного теста.  

25

60

75

4.

Лепка  подвесов из солёного теста.  Творческая работа.

25

60

75

5.

Рамочка из коробочного картона для панно из солёного теста.  

 15

60

75

6.

Творческая работа. Раскладывающаяся открытка с гипсовыми элементами. 1 этап.

15

60

75

7.

Раскладывающаяся открытка с гипсовыми элементами. 2 этап.

15

60

75

8.

Сюрпризка.

 15

60

75

9.

10.

Двусторонняя подвесная картинка

 

30

120

 150

 11.

Роспись панно из солёного теста.

 

15

60

75

12.

Роспись композиции из солёного теста.    

15

60

75

13.

14.

Роспись мини – фигурок из солёного теста.    

30

120

150

15.

Роспись подвеса и кулонов из солёного теста.  

 

15

60

75

1 6.

  Оформление панно. Подготовка работ к выставке.

15

60

75

17.

Организация  итоговой выставки.  

150

150

                                                             Итого:      5ч45м      17ч15м     22ч30м

Педагог проводит 17-18 занятий за смену в зависимости от продолжительности и план-сетки смены.  

 Содержание программы.

2 занятие. Тема: «Вводное занятие. Техника безопасности.   «Лепка из солёного теста. Базовые формы. Стилизованные фигурки (игрушки)».

Теоретические вопросы: Рецепт солёного теста.   Технология замеса солёного теста. Используемые инструменты и материалы.   Способы лепки  фигурок: вытяжные и прилепные. Оттиски. Варианты сушки. Как спасти работу. Таблица «Базовые формы», «Способы лепки». Папки «Рецепт солёного теста. Используемые инструменты и материалы», «Как спасти работу», литература по теме.

 Практическая работа: Замес теста. Лепка базовых форм, фигурок совместно с преподавателем. Сушка изделий на воздухе.

Уборка рабочего места.

 

3 занятие.  Тема:   «Лепка панно из солёного теста».

Теоретические вопросы: Повторение рецепта солёного теста. Способы лепки деталей для панно, способы приклеивания. Правила композиции.

 Практическая работа: Замес солёного теста. Лепка деталей композиции панно совместно с педагогом, самостоятельное завершение работы, изменения, дополнения.   Сушка изделий на воздухе.

Уборка рабочего места.

4 занятие. Тема:  «Лепка   подвесов из солёного теста».

Теоретические вопросы: Рассказ о способах лепки  подвесов, дополнительных деталях: листочка, цветочка.  

 Практическая работа: Замес солёного теста.  Способ изготовления основы подвесов. Оформление изделия налепами, детали выполняются самостоятельно  по выбору. Творческая работа по желанию. Сушка изделий на воздухе.

Уборка рабочего места.

 

 

 


Методические рекомендации:

Специальный набор форм, методов и приемов  обучения, воспитательных средств определяется совокупностью психолого-педагогических установок, используемых в работе кружка. В реализации учебно–воспитательных задач, а так же в повышении результативности процесса обучения решающее значение играет умелое использование и оптимальное сочетание этих составляющих обучения.

Каждое занятие определяется темой Программы и состоит из  теоретической и практической части. Теоретическая часть состоит из объяснения нового материала, сопровождающаяся показом соответствующих теме схем и таблиц, а так же образцов изделий, выполненных педагогом, а так же детьми предыдущих смен. Объяснение   целесообразно сопровождать  демонстрацией образцов и в сборе и в деталях для более полного представления ребёнка об операциях по изготовлению.

В целях повышения интереса к предмету на занятиях, а так же отслеживания уровня усвоения материала используются дидактические игры, викторины, кроссворды. Наличие популярных изданий вызывает интерес ребёнка и расширяет его представление о творчестве в предлагаемом направлении, заставляет заниматься самообразованием. У педагога нет цели добиваться точного выполнения образца детьми, а принимая его во внимание – вызвать интерес к творчеству, изменяя и усовершенствуя изделия в соответствии с правилами композиции и цветового решения.

Практическая часть включает в себя преобразующее начало элементарного творчества. Полученные сведения, а также навыки, умения и фантазия ребёнка способны сотворить великолепные изделия, которые удивляют и восхищают, дают ощущение самореализации, уверенности в себе.

 Подготовка организация выставки по окончании смены так же является важным моментом в учебном процессе.  Принцип взаимовыручки и взаимопомощи во время подготовки к выставке способствует развитию межличностных отношений детей. Непосредственно проведение выставки, отзывы о ней даёт ребёнку ощущение уверенности в себе, гордость за изготовленные работы.  Дипломы, выдаваемые детям по окончании смены, также  вызывают чувство удовлетворённости и уверенности в себе.

 

 

Рецепт солёного теста.

Рецепт солёного теста очень прост и не требует больших затрат:

1 стакан соли,

2 стакана муки,

3\4 стакана воды.

Соль используется любая, но чем тоньше помол, тем лучше. Предпочтительна соль «Экстра». Если есть только крупная соль её можно смолоть в кофемолке. Мука должна быть высшего или первого сорта. Серая мука хуже вымешивается, и тесто получается липкое. Вода  - комнатной температуры.

Насыпав соль в миску, тщательно размять комочки, добавить муку, перемешать, добавив большую часть воды, немного оставить в стакане. Если во время приготовления тесто крошится, добавлять понемногу воду, вымешивать тщательно,  пока тесто не станет эластичным. А если тесто всё же прилипает к рукам, нужно добавить немного муки. От качества теста зависит – будет ли изделие  держать форму.

Существуют и другие рецепты солёного теста. В тесто можно добавить немного клея ПВА – изделие будет более прочным, можно добавить столовую ложку растительного масла или   сухой крахмал из расчёта: 1,5 стакана муки +0,5 стакана крахмала – тесто будет более эластичным.

1,5 стакана муки,        2 стакана муки,                    2 стакана муки,

0,5 стакана крахмала,          1 стакан соли,                      1 стакан соли,

1 стакан соли,                         100 г клея ПВА,                      1 стакан клейстера.

3\4 стакана воды.                    80 г воды.

Клейстер готовится так: залить 0,5 стакана крахмала небольшим количеством холодной воды и тщательно перемешать до консистенции сметаны. В полученный раствор тонкой струйкой влейте крутой кипяток, непрерывно помешивая раствор, чтобы не было комков. Клейстер должен получиться прозрачным и студенистым.

Можно в тесте использовать ржаную муку, которая придаёт изделиям тёплый коричневый оттенок деревенского хлеба. Его необязательно раскрашивать.

2 стакана пшеничной муки,

1 стакан ржаной муки,

2 стакана соли,

1,5 стакана воды.

Если с тестом будут работать дети, нужно замесить  его покруче, потому что в тёплых детских ручках тесто размягчается.

Материалы и инструменты

Для полноценных занятий с детьми  в первую очередь необходимо просторное помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям, оборудование: столы, стулья, пригодные для лепки и рисования.

Для лепки и сушки на нём,  необходимы прямоугольные кусочки коробочного картона. Коробочный картон используется потому, что внутри  приклеен   гофрированный слой - своеобразная вентиляция, который даёт возможность изделию хорошо просохнуть.

Для того чтобы тесто при работе не высохло раньше времени – его необходимо положить в целлофановый пакет без доступа воздуха, слегка перекрутив край.

Инструменты, необходимые для работы очень разнообразны, главными из которых являются наши ладони и пальцы. Так же необходимы в работе стеки разнообразных форм, самой универсальной является стека для работы с пластилином.

Кроме того, для лепки пригодятся баночка с водой, пустые стержни от шариковых и гелиевых ручек, сами  цилиндрики от ручек с различными по диаметру отверстиями для оттисков, скалочка, расчёска, маникюрные изогнутые ножницы, фактурные пуговицы, их можно для удобства приклеить к пробкам, чесночница, формочки для печенья и т. д.

Можно для различных работ использовать веточки, семена  растений и фруктов, пряности. Так если в яблочко воткнуть гвоздику, а землянику из цветного теста обвалять в манной крупе, они получатся более натуральными.

Для того чтобы раскрасить изделие из солёного теста понадобятся баночка для воды, кисти художественные № 1,2,3,5, гуашевые  или акриловые, темперные краски. Акриловые и темперные  не требуют покрытия лаком, но они более дорогие. Чтобы изделие лучше сохранилось, можно покрыть его лаком. Сгодится любой бесцветный лак: фисташковый художественный, нитролак для столярных работ, лак для волос.

Для лучшего и  прочного усвоения детьми учебного материала важную роль играет использование дидактического материала и наглядных пособий. Использование наглядных пособий позволяет включить зрительное восприятие ребёнка, способствует более прочному усвоению материала, развитию воображения и творческих способностей.

Для наглядности необходимы технологические карты,  наглядные пособия (см. приложения), показывающие поэтапность лепки и раскрашивания изделий, а так же образцы фигурок, объёмных композиций, панно, кулонов и подвесов, словом всего того, что предлагается для изготовления (см фото).

 Окрашивание  теста.

Чтобы солёное тесто получилось цветным, как пластилин в коробочке, необходимо его окрасить пищевыми красителями, цветными чернилами или гуашевыми красками. Пищевые красители можно добавлять в готовое вымешанное тесто, поделённое на кусочки, каплями. Для этого из кусочка теста слепить шарик, сделать в нём углубление, капнуть туда краску. После чего тесто тщательно разминают до тех пор, пока оно не будет равномерно окрашено.

На 100 г теста:

2 капли голубой, 5 капель красной, 2 капли жёлтой, 2 капли зелёной, для получения лиловой- 3 капли красной и 1 голубой, для коричневого цвета развести 1 чайную ложку какао или кофе в небольшом количестве воды.

Если тесто однотонное, то можно добавить краску при замешивании.

Сушка изделий.

Сушка – очень важный этап в изготовлении изделий из солёного теста. Если соблюдать несложные правила обжига или сушки,  изделия долгие годы будут радовать глаз, если же не просушенное тесто покрыть лаком, то со временем оно сморщится.

Самый простой и доступный способ  сушки – на воздухе, лучше на батарее отопления. Единственный минус – сушка занимает много времени: на миллиметр изделия 1 день сушки (на горячей батарее быстрее).  Сушка в комнате  занимает приблизительно 7 - 10 дней, на горячей батарее – 3 дня, опять - таки в зависимости от толщины изделия и температуры.

Для обжига подойдёт  любая домашняя духовка.  Главное – поддерживать невысокую температуру 100 – 150 градусов. Обжиг занимает от 1 до 2 часов.

Для определения полностью ли высохло изделие нужно постучать по изделию указательным пальцем, если звук звонкий, то изделие сухое.

Скорая помощь, треснувшим работам.

Для приготовления клейкой массы необходимо добавить в небольшое количество клея ПВА и немного муки, перемешать. Получится липкая паста, которой можно промазать трещины, слегка смоченные водой. Этой же массой можно склеить отбитые части изделий или клеем «Момент бесцветный».

Когда изделие подсохнет, при необходимости можно его подкрасить, покрыть   лаком.

Раскрашивание изделий

Приступать к раскрашиванию изделий нужно только тогда, когда они хорошо просохнут и остынут (при обжиге). Для этого подойдут гуашевые, акриловые или темперные краски, т.к. они имеют хорошую прокрывающую способность. При росписи не стоит брать много воды – тесто, даже хорошо просохшее, не любит сырости!

При раскрашивании деталей панно, начинать необходимо с заднего плана, постепенно переходя на передний. Если нечаянно испачкали гуашевой краской деталь другого цвета, дождитесь, пока краска подсохнет, и покройте испачканное место  нужным цветом.

При росписи мини-фигурок начинать нужно с глаз, а затем раскрашивать их поэтапно, дожидаясь пока высохнет предыдущий слой. Таким образом, можно раскрашивать 2 – 3 фигурки одновременно.

Первый этап: у всех фигурок сразу прокрыть глаза белой краской.

Второй этап: по очереди прокрасить все светлые места (в ушках, ладошки, пяточки и т.п.)

Третий этап: после этого в два этапа раскрасить верх и низ игрушки. Фигурка должна быть практически вся покрыта краской, кроме носа. Только после этого можно начать 4 этап росписи.

Четвёртый этап: прорисовка.   На этом этапе рисуются зрачки глаз, нос, рот, ресницы, бровки, коготки, шёрстка и т.д.

Цветоведение

Цветоведение – это наука о цвете. Краска всё оживляет.  Чтобы грамотно заниматься росписью, необходимо знать хотя бы основы цветоведения.

 Существуют три основных цвета, первый круг основных цветов: жёлтый, красный и синий, смешивая на палитре  которые, можно получить все остальные цвета.

 Второй круг основных цветов называется спектром. Спектр можно наблюдать во время дождя в солнечный день. Когда солнечный луч проходит через капельку дождя, получается красивая радуга, говоря по-научному, спектр. Капельки дождя разделяют белый луч света на составные части – другие цвета. В спектре цвета всегда стоят в одном и том же порядке. Каждый художник помнит этот порядок, как алфавит. Чтобы запомнить этот порядок, достаточно запомнить такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Первая буква каждого слова подсказывает название цвета в том порядке, в котором они стоят в спектре.

Все цвета, которые стоят в цветовом круге рядом, хорошо сочетаются друг с другом, не «режут глаз». Они называются родственными или гармоничными цветами.

Белый, серый и чёрный цвета в спектре отсутствуют. Учёные их даже не считают цветами, а говорят, что они бесцветные – ахроматические. Все остальные цвета называются хроматическими (т.е. цветными).

Хроматические цвета разделяются на тёплые и холодные цвета. Все цвета, напоминающие огонь, солнце, раскалённый металл – тёплые. К ним относятся: Красный, оранжевый, жёлтый. К холодным цветам относятся синий, голубой, зелёный, вызывающие представление о глыбах льда, лунном сиянии, холодной воде.

Отдельные цвета при смешении дают ощущение белого цвета. Они как бы дополняют друг друга, чтобы образовать белый цвет. Цвета эти и называют дополнительными или контрастными. К ним относятся красный и зелёный, оранжевый и синий, жёлтый и фиолетовый и т.д. Если при смешивании контрастные цвета обесцвечиваются, то при сопоставлении усиливают друг друга, тогда работа становится яркой живописной.

В цвете есть и другие интересные свойства. Например, все предметы, окрашенные жёлтым, оранжевым или ярко освещённые, выглядят более близкими, чем тёмные – синие, фиолетовые. Яркие предметы кажутся большими по размерам, а тёмные -  меньшими.

Каждый цвет оказывает различное воздействие на человека: оранжевый и красный возбуждает, зелёный – успокаивает, синий и фиолетовый усыпляют.

Понятие «колорит» означает систему соотношений цветов и тонов, образующих определённое единство. По характеру цветовых сочетаний различают спокойный и напряжённый колорит, тёплый или холодный, светлый или тёмный. А по степени насыщенности и силы цвета – яркий, сдержанный, блёклый. В каждом конкретном произведении колорит образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста.

Гармоничными называют красивые сочетания цветов, то есть те сочетания, которые вызывают у нас ощущение целесообразного и разумного соединения.

 Литература:

  1. Антипова М.А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис»; - М.; Издательский дом «РИПОЛ Классик», 2007. – 192 с., ил.
  2. Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития»1997 -192с.
  3. Кискальт И.Солёное тесто.- М.: «АСТ-ПРЕСС», 2002.- 143с., ил.
  4. ЛитвиненкоВ.М. Учимся рисовать. - СПб. : Издательский дом «Кристалл».-2001.-160с.,ил.
  5. Синеглазова М.О. Удивительное солёное тесто. – М.; Издательский дом МСП, 2007. -128 с., ил.
  6. Солёное тесто. Большая книга поделок. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 224с., ил.
  7. Хананова И.Н. Солёное тесто. – М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
  8. Чаянова Г.Н. Солёное тесто. – М.: Дрофа – Плюс, 2005.-144с. (для начинающих), ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Методические разработки раздела дополнительной образовательной программы по настольному теннису"

Цели и задачи изученного разделаОбучающая цель: создание представление о двигательных действиях и о пространственно-временных параметрах движений с учетом изменения физических и анотомовременных морфо...

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...

Методическая разработка раздела дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Работа над спектаклем".

Методическая разработка раздела дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Работа над спектаклем"....

Филиппова Ирина Павловна , педагог дополнительного образования "Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Экономика и финансы"

Филиппова Ирина Павловна, педагог дополнительного образованияМетодическая разработка к дополнительной общеобразовательной программе "Экономика и финансы",  по теме "Налоги"...

Методические разработки к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «Начальное моделирование с элементами художественного конструирования»

Конспекты занятий, разработки родительских собраний , материалы  аттестациии кдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической  направленности «Начальное модели...