Авторская программа «Аппликация»
план-конспект на тему

Пояснительная записка

 

Аппликация (от лат.  «прикладывание») – интересный вид художественной деятельности, способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, высушенные листья.

         Аппликация родилась давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.Это простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию в оформительских целях, в создании картин, панно, орнаментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_applikatsiya.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

директор ГСКУ АО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Юность»

________________(И.В.Кулешова)

 «____»  _______________2015   года

Программа

«Аппликация»

Автор:

Вереникина И.А., воспитатель

г. Нариманов

2015

Пояснительная записка

  Аппликация (от лат.  «прикладывание») – интересный вид художественной деятельности, способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, высушенные листья.

         Аппликация родилась давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Это простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию в оформительских целях, в создании картин, панно, орнаментов.

        Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна.

        Актуальность создания программы обусловлена желанием дать детям возможность познакомиться с лоскутной аппликацией как культурной ценностью.  Эта техника поможет проявить себя творчески и индивидуально, так как располагает большими учебными возможностями.

Программа «Аппликация» предоставляет широкие возможности для  развития воображения, внимания, зрительного восприятия, образного и пространственного мышления, мелкой моторики рук. Формирует у детей чувство хозяина – в доме всё пригодиться, всему есть применение. Искусство составления гармоничного узора или сюжета из случайных, из подручного материала, развивает художественный вкус, фантазию. А процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить дело до конца. Это и подчеркивает педагогическую целесообразность программы.

        Изготовление поделок включает в себя следующие виды деятельности: работа с использование различных видов ткани, ножниц, клея ПВА, шерстяных нитей, бусин и пуговиц разной конфигурации.

Материал в программе расположен в порядке его прохождения с нарастанием трудности: от вырезания простых и симметричных форм, до сложных сюжетных композиций.

Программа предназначена для работы с воспитанниками центра в возрасте от 7 до 2 лет и рассчитана на 1учебный год.

 Принципами построения программы являются:

- непрерывность;

- целенаправленность;

- научность;

- систематичность и последовательность;

- доступность

Цель: развитие творческих способностей, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи:

  1. Уметь изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала.
  2. Уметь выполнять работу коллективно, развивать проектные способности  воспитанников.

  3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
  4. Развивать образное и пространственное мышление, внимание, воображение по средствам использования техники «Аппликация».
  5. Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Этапы реализации программы:

1. Диагностический этап.

Выявляет ценностные ориентации, интересы, потребности воспитанников, знания и умения полученных ранее.

2. Стартово-мотивационный этап.

Предполагает пробное включение воспитанников в данную деятельность с обязательным выполнением условий добровольности. Комплектованию группы предшествует индивидуальная беседа с воспитанниками.

3. Содержательно-деятельностный этап.

Обеспечивает возможность самооценки и анализа проделанной работы посредством защиты собственных реализованных в процессе обучения проектов.

4. Рефлексивный этап.

                                                   Содержание программы:

Содержание

Цели и задачи

Форма проведения

Сроки

1

Вводное занятие

Организация рабочего места.

Познакомить воспитанников с техникой «Аппликация».

Развивать чувство формы, цвета и композиции, умение действовать самостоятельно, память и речь детей.

1.Лекция – беседа на тему: «Аппликация. Виды аппликационных работ».

2. Лекция – беседа на тему: «Техника безопасности при работе».

3.Практическая работа. Составление аппликации «Листопад» с помощью шаблонов.

Сентябрь

2

«Аппликация

 из природного материала»

Дать детям первые элементарные знания о работе из сухих листьев. Учить детей видеть в окружающей среде сюжеты для произведений искусства, воспринимать природу, как неотъемлемый источник творчества и вдохновения.

1.Лекция – беседа на тему:» Аппликация из природного материала».

2.Практическая работа. Аппликация из сухих листьев «Осеннее дерево».

3.Практическая работа.

«Домик в лесу».

Октябрь

3

«Аппликация из бумаги».

«Квиллинг».

Ознакомить воспитанников с техникой выполнения квиллинга. Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.

1. Беседа на тему: «Аппликация из бумаги». Практическое занятие.

Аппликация-фантазия «Львёнок»

2. Лекция – беседа на тему: «Квиллинг». Просмотр фильма.

3.Практическое занятие.

Изготовление аппликации «Поросенок».

Ноябрь

4

«Мозаичная аппликация».

Познакомить детей с декоративно-прикладным видом искусства –мозаикой; совершенствовать навыки составления композиции из цветной бумаги; овладение элементарными навыками с бумагой при изготовлении аппликации.

1.Лекция – беседа на тему: мозаичная аппликация

Практическое занятие. 

2.Практическая работа. Изготовление аппликации «Петушок».

3.Практическое занятие.

Изготовление аппликации в технике мозаика «Царевна-лебедь»

Декабрь

5

«Аппликация из ткани».

 «Коллаж»

Формирование системы дизайнерских технологических знаний.

Обучение приёмам кроя ткани, аппликации, работы с шаблонами и инструментами. Познакомить с понятием коллаж.

Выполнение аппликации в технике коллаж;

1.Лекция – беседа на тему: «Аппликация из ткани. Виды ткани». Практическое занятие. 

«Игрушка-лошадка».

2.Практическая работа.

Аппликация из ниток и ткани «Зайка»

3. Практическая работа.

 Аппликация из ткани в технике коллаж.  «Матрёшка»

Январь

6

«Обрывная аппликация». 

Познакомить детей с новым приемом работы с бумагой: «обрыванием»; выполнить работу в технике обрывной аппликации. Учитывать выделенные воспитателем ориентиры действия в

новом учебном материале.

1.Лекция – беседа на тему: «Техника обрывная аппликация» Практическое занятие.

 «Березка» 2.Практическая работа.

«Снеговик» 3.Практическая коллективная работа.

«Корзина роз»

Февраль

март

7

«Аппликация  из геометрических фигур».

Закрепление геометрических знаний, практических и графических умений (круг, окружность, диаметр, радиус ); Развивать пространственные представления, мелкую моторику   рук, внимание, глазомер.

1.Лекция – беседа на тему: «Аппликация из геометрических фигур»

 Практическое занятие.

«Машина»

2.Практическая работа.

«Цыпленок»

3.Практическая работа.

«Времена года»

Март

8

«Объемная аппликация»

Закрепление умения вырезать круги, складывать бумагу "гармошкой" и разрезать ее на полоски по линии сгиба; создавать объемное изображение, сгибая бумагу петлей. Закреплять навык переплетения полос бумаги. Продолжать учить работать сообща. Развивать воображение.

1.Лекция – беседа на тему: «Объемная аппликация»

 Практическое занятие.

«Ромашка в корзине»

2.Практическая работа.

«Коровка»

3.Практическая работа.

«Барашек»

Апрель

9

«Сюжетно-тематическая аппликация»

Совершенствовать умения работать с бумагой, составлять сюжетно-тематическую композицию; развивать наблюдательность и творческое воображение; воспитывать самостоятельность и аккуратность.

1.Практическая работа.

«Разноцветные букашки» 2.Практическая работа.

«Летающая пчела» 3.Практическая работа.

Составление сюжетной  аппликации русской народной сказки

«По щучьему велению»

Май

Критерии оценки:

  1. Стартовая:

- результаты первичной диагностики знаний, умений, навыков.

2. Промежуточная:

-мониторинг освоения знаний умений навыков;

- наблюдение результатов практических занятий

3. Итоговая:

-презентация творческого проекта.

Ожидаемые результаты:

        К концу учебного года воспитанники

          должны знать:

- технологию изготовления аппликации;

- основные приемы и техники;

- технологический процесс изготовления аппликаций;

        должны уметь:

- соблюдать правила безопасного труда;

- переводить шаблоны на ткань;

- изготавливать и оформлять поделки;

- осуществлять декоративную работу изделия;

- самостоятельно изготавливать поделку;

- самостоятельно контролировать качество готовности поделки.

приобретут навыки:

- наложения шаблона на ткань, вырезание ножницами;

- изготовление поделки по собственному эскизу;

- самостоятельного изготовления шаблонов.

        Формами подведения итогов реализации программы являются: выставки, конкурс, защита проекта, коллективный анализ творческих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Аппликация"

Эта программа  является частью программы "Природа и фантазия". Она создана для обучения детей основам аппликации, развития представлений об окружающем мире, природе и природных материалах, развит...

программа "Аппликация соломки"

Солому  люди  применяли   для  изготовления прочных  и легких вещей: мебели, сумок,  корзинок, ковриков, шляп, игрушек.  Не только  в   прошлом, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ Мурадхановой (Султановой) Гулизат Меджидовны

     Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ  Мурадхановой (Султановой) Гулиза...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «АППЛИКАЦИЯ ОПИЛКАМИ И ДРУГИМИ ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ»

Образовательная программа «Аппликация опилками и другими природными материалами» заключена в том, что основной материал, который дети использую в своей работе на занятиях – это обычн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аппликация»

Направленность программы – художественнаяПрофиль – декоративно-прикладное творчествоУровень программы - базовыйАдресат программы - возраст обучающихся 7-8 летОбъем и сроки реализации &nda...