«В русской избе. Путешествие в старину»
план-конспект на тему

План – конспект занятия «В русской избе. Путешествие  в старину»

 

Автор: воспитатель ГСКУ Астраханской области «ЦПД «Юность» Бочарева В.П.
Цель:

  • Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.
  • Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
  • Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_russkoy_izbe._puteshestvie_v_starinu.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект занятия «В русской избе. Путешествие  в старину»

Автор: воспитатель ГСКУ Астраханской области «ЦПД «Юность» Бочарева В.П.
Цель: 

  • Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.
  • Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
  • Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
  • Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.  Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло.
  • Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
  • Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
  • Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.
  • Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.
  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол,  старинная посуда, прялка и др.), блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня…", русский народный костюм для хозяйки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Воспитатель, в русском народном костюме – хозяйки избы, встречает детей).

Воспитатель: Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. А я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).

– Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.
Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».
– Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.
Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!

Воспитатель: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

Воспитатель: Но это ещё не всё, что « делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.
В старину любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

Звучит русская народная песня «Пряха».

Воспитатель: А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?

Дети:

  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
  • Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься.
  • Хорошо прядёшься – весело поёшься.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь, послушайте: есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку.

Воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта.
Дети садятся на лавки вокруг экрана.

Презентация со слайдами.

По каждому слайду ведётся небольшая беседа: "Что изображено? Для чего вещь служила?" "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем они сейчас, в наше время, какими вещами, заменены)

Воспитатель (после просмотра презентации):
– Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлые.

Частушки в исполнении девочек (наряженных в сарафаны)

Кто сказал – частушки вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?!

Эх, как выйду я плясать,
Ножками задрыгаю –
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.

Эх, раз, полтора,
Бежит печка со двора,
А за нею – чашки
От грязнули Машки.

Как у нашего Егора
Пузо стало, как пригорок –
Целый день он на печи
Уплетает калачи.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

Воспитатель: Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. Какие все молодцы! Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать. Вот послушайте:

Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская…
(изба).

– Молодцы правильно. А теперь зашли в избу и увидели…

Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней
(печь).

Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт
(ухват).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра...
(коромысло).

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит...
(чугунок).

Выпускает жаркий пар
Древний чайник...
(самовар).

Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят...
(лапти).

Воспитатель: Дорогие гости, любили раньше в старину на Руси обереги, почитали домового. Верили, что они приносят в дом счастье. И мы хотим принести в ваш дом кусочек счастья.  Наши ребята сделают для вас счастливые подковы. Ребята, давайте сделаем для наших гостей подарки своими руками. А теперь проходите все ко мне, я расскажу, вам как мы будем лепить подковы!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая у меня красивая, необычная подкова. Какого она цвета?

Дети: Желтого
Воспитатель: Правильно! А чем она украшена?
Дети: Яблоками и листиками.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Яблоки – красного, листики – зеленого. Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы слепить такую подкову нам нужно тесто разного цвета: желтое – для подковы, красное – для яблок и зеленое – для листьев.
Воспитатель: Подковы мы будем выкладывать на основу из картона. Посмотрите, как их у меня много! Какие геометрические формы вы знаете?
Дети: Овал, круг, ромб, квадрат.
Воспитатель: Ой, какие молодцы! Все уже знаете.
Воспитатель: На каждой основе нарисована изогнутая линия, на которую вы будете выкладывать свои подковы (показ линии).
Воспитатель: Ну, а теперь я вам расскажу и покажу, как мы будем лепить: Сначала берем тесто желтого цвета (показ). И раскатываем из него колбаску. (Показ способа раскатывания). Затем выкладываем колбаску на основу, строго по линии. Если колбаска получится очень длинной, то вам нужно будет отрезать лишнюю часть стекой. А если, наоборот, короткой – то раскатать и сделать длиннее.
Воспитатель: После этого прижимаем колбаску  пальцами к основе (показ).
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
Воспитатель: Как вы думаете, что мы будем лепить дальше?
Дети: Яблоки.
Воспитатель: Какого цвета тесто нам для этого нужно?
Дети: Красное.
Воспитатель: А как мы будем лепить яблочки?
Дети: Скатывать шарики.
Воспитатель: Правильно! Посмотрите и сосчитайте, сколько яблок на моей подкове?
Дети: Три!
Воспитатель: А вы на своей подкове можете сделать больше яблочек.
Воспитатель: Начинаем лепить. Свою подкову вы можете украсить не только яблоками, а придумать свои фрукты или ягоды.
Воспитатель: Готова наша подкова?
Дети: Нет.
Воспитатель: А чего еще не хватает?
Дети: Не хватает листьев.
Воспитатель: Какого цвета тесто нам нужно?
Дети: Зеленое.
Воспитатель: Я беру зеленое тесто и отщипываю от него небольшой кусочек. Затем скатываю из него овал и прищипываю один конец листика большим и указательным пальцами.
Воспитатель: А для того, чтобы наши яблочки и листочки крепко держались на подкове, мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ педагога)
Воспитатель: Готова наша подкова?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы запомнили, последовательность нашей работы?
Дети: Сначала лепим подкову, потом яблоки, затем листики. Правильно. Но я просила вас пофантазировать и придумать свои украшения для подковы.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Теперь проходите на свои места и начинайте работать (дети рассаживаются за столы, педагог оказывают индивидуальную помощь детям, по ходу лепки педагог обращает внимание детей на последовательность действий).

Воспитатель: Ой, какие красивые подковы у вас получились! Давайте посчитаем, сколько же яблок и ягод получилось на ваших подковах. Педагог задаёт вопросы каждому ребёнку.  Сколько яблок или ягод и сколько листочков получилось у каждого. Опрашивает всех детей. Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье. Подарите их нашим гостям.

Дети дарят подковы.

Воспитатель: Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)

– Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.

– Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематика игровых занятий-экскурсий в музее "Русская изба"

Данный материал помогает родителям и учителям выбрать тему занятия с детьми в Русской избе в соответствии с возрастом детей и потребностями....

Учебный проект "Русская изба".

Данный проект охватывает тему  «Древние корни народного искусства» из курса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» по ИЗО....

Урок "Понятие интерьера. Знакомство с русским искусством. Убранство русской избы

Конспект урока  ОО "Технология" для учащихся 5 класса раздел "Русский быт" (на данном занятии учащиеся знакомятся с историей  русской избы, ее убранством; понятиями - интерьер,  д...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Русский быт. Русская изба.

Данная презентация "Русский быт. Русская изба" может быть использована для проведения уроков литературы в 5-8 классах при изучении произведений писателей 19 века....