Рабочая программа творческого объединения "Живопись"
рабочая программа на тему

Капустникова Гульнара Вячеславовна

          Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для обучающихся.  Рисуя, они отражают не только то, что видят вокруг, но и проявляют собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес обучающихся  к творчеству.

           Программа реализуется с 2007 года. Основное назначение – развитие творческой личности ребенка. В ее основе лежит предметно-практическая деятельность,  углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор. Данная программа является  ступенькой в воспитании  нравственно здорового отношения природе, к человеческому обществу и окружающему миру в целом через изобразительное искусство. Она направлена на развитие у обучающихся любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

           Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии обучающегося  с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам - как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления. Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zhivopis.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР»

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН

                                                                                       

   «УТВЕРЖДАЮ»:

                                                                                   ДИРЕКТОР  МКУДО

                                                  «ДЕТСКИЙ  (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР»            

                                                                                               

                                                                                ____________Антонова Ю.А.

                                                                                «___»_______________2015 г.

                                                                       

РАССМОТРЕНА  НА ЗАСЕДЕНИИ

                                                                        ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

                                                                          «____»____________2015 г.

                                                                                                 

                                                                                                   ЗАСЕДАНИЕ №___

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЖИВОПИСЬ»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: ДВА ГОДА

УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ:  10-12 ЛЕТ

СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАПУСТНИКОВА ГУЛЬНАРА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Г. КИРЕЕВСК, 2007 ГОД

                                                            Пояснительная записка

          Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для обучающихся.  Рисуя, они отражают не только то, что видят вокруг, но и проявляют собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес обучающихся  к творчеству.

           Программа реализуется с 2007 года. Основное назначение – развитие творческой личности ребенка. В ее основе лежит предметно-практическая деятельность,  углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор. Данная программа является  ступенькой в воспитании  нравственно здорового отношения природе, к человеческому обществу и окружающему миру в целом через изобразительное искусство. Она направлена на развитие у обучающихся любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

           Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии обучающегося  с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам - как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления. Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития обучающегося.

                                              Актуальность программы 

           Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется воспитание умения думать раньше, чем действовать, иметь своё мнение, свой взгляд, поэтому каждое моё занятие построено на уважении выбора, решения и позиции каждого ребёнка. Актуальность программы обуславливается необходимостью помочь обучающемуся  раскрыть наиболее полно творческие способности, заложенные в нем с рождения, поддержать стремление узнать мир в разных его проявлениях. Программа позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка в творчестве, поддерживает своеобразие его стиля, стимулирует познавательную активность.

            Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному направлению, а включает в себя различные виды деятельности: живопись, рисование декоративное и рисование с использованием нетрадиционных техник, лепка из пластилина, глины, теста, что является универсальным образовательным средством, способствующим развитию творческих способностей детей, познанием свойств различных материалов, овладением способами практических действий, проявлению чувства прекрасного и бережного отношения к окружающему миру. Программа носит познавательный характер, учит различать жанры живописи; знакомит со скульптурой малых форм, скульптурным портретом, с понятиями: барельеф, горельеф, контррельеф; народными декоративно-прикладными искусством

              Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.

               Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются на уроках. В рамках занятий обучающиеся  не ограничены в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия урока не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через

ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и обучающихся  при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

              В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех обучающихся, поэтому на занятиях даётся возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

                         

                                  Новизна данной программы в первую очередь это

- опора на субъективный опыт ребёнка. Сообщать детям знания в строгой логической последовательности, опираться на интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым дошкольником.

- В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребёнка, но и обратный процесс. Ребёнок имеет возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, лично-значимый для него, они просто безоговорочно принимают всё что сообщает педагог.

- Важно продумывать какой материал сообщать детям, и как он будет перекликаться с их личным опытом.

- Профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию обучающегося.

На своих занятиях активно использую метод проекта

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через деятельную разработку проблемы (технологию), которая должна завершится реальным практическим результатом, оформленным и представленным. Использование проектов на занятиях ИЗО ведет к более углубленному погружению в тему, к более детальному изучению проблемы. Занятия получаются интересными, творческими, интегрированными и итог это выполнение коллективных работ в мини группах до 2, 3 человек в одной работе, так же выполнение одной работы, где используется работа каждого ребенка.

А так же подбором индивидуальных заданий для леворуких и детей неправильно

держащих карандаш.

Цель  – формирование художественно-творческих способностей у детей через различные способы рисования с использованием нетрадиционных техник.

Задачи:

Обучающие:

- формировать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных явлений и предметов;

- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и обучить детей владению техническими приемами работы с разнообразными художественными материалами;

- познакомить с цветовой палитрой. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;

- сформировать основу теоретических знаний на правилах рисования, умения работать разными художественными материалами;

- побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что  для них интересно или эмоционально значимо;

- формировать знания, умения и навыки по изобразительному и декоративно- прикладному искусству;

- познакомить с материалами и инструментами ИЗО и ДПИ;

- обучать умению осуществлять свой замысел, выразительно передавать в работе главную мысль;

- обучать умению сочетать в одной работе различные техники;

- сформировать начальные знания о композиции.

Развивающие:

- развивать необходимые для знаний личностные качества: память, наблюдательность, умение концентрировать внимание, умение ориентироваться на листе;

- развитие сенсорного восприятия (мелкой моторики);

- развитие зрительного восприятия;

- развитие умения изображать несколько предметов, объединенных общим содержанием;

- развивать навыки работы с различными материалами (карандаши, мелки восковые, гуашь, акварель, тушь и т. д.);

- развивать умение различать цвета и оттенки;

- развивать и формировать творческие способности и задатки.

Воспитательные:

- адаптировать ребенка к окружающему миру через изобразительную деятельность;

- воспитывать вкус, аккуратность при выполнении работы;

- воспитывать умение ценить красоту;

- воспитывать любовь и уважение к окружающему миру и к ИЗО и ДПИ;

- воспитание творческой активности, духовно-нравственной целостности ребенка;

- сформировать умения применять приобретенные знания в жизни;

- заложить основы гармонично - развитой личности ребенка;

- привить любовь к прекрасному;

- воспитание культуры общения и соблюдения правил поведения в социуме.

Условия реализации программы

            Возраст детей 10-12 лет. Учебная программа  рассчитана на детей среднего  школьного возраста без специального отбора. Исходный опыт не предусматривается.

Программа может быть реализована на базе Липковской  СОШ №1 и  рассчитана на 2 года обучения.

              В 2015-2016 учебном году (второй год обучения) внесены изменения,  а именно в разделе тем «Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали, открытые занятия» увеличится количество часов (вместо 20 часов - 22 часа). Изучение темы «Цветы весны. Изобразительные свойства акварели» сократилось на 2 часа.

Режим  занятий

           Учебные группы состоят до 15 человек.  Занятия проводятся 2 раза в неделю,  количество часов в неделю 4 часа, 144 часа в год.

Материально-техническое обеспечение программы

1. Кабинет для занятий, который должен отвечать всем санитарным нормам.

2. Магнитная доска.

3. Материал:

• акварельные краски, гуашь;

• восковые и масляные мелки, свеча;

• ватные палочки;

• поролон;

• трубочки коктельные;

• палочки или старые стержни для процарапывания;

• матерчатые салфетки;

• стаканы для воды;

• подставки под кисти;

• кисти.

Мониторинг образовательного процесса

          Для отслеживания результативности применяются следующие формы контроля:

- входящий контроль – в начале каждого года обучения;

- текущий контроль – после первого полугодия;

- промежуточный контроль – в конце каждого года обучения в виде творческого самостоятельного рисования и организации выставки.

           Кроме того используются следующие методы подведения итогов: контрольные задания, отчетная выставка, устный опрос.

Формы занятий

  Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:

- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

- метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

- игровые (дидактические, развивающие, подвижные);

- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено использование следующих видов деятельности:

- рисование – одно из любимых занятий, дающее большой простор для проявления их творческой активности;

- лепка – разновидностью скульптуры, своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения;

- аппликация – дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают;

- конструирование – это вид деятельности больше других связан с игрой.

Главным в своей работе считаю:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;

- создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе на занятиях;

- стимулирование детей к собственным высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

- использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ребёнку выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- оценивать деятельность ребёнка не только по конечному результату, но и по процессу достижения его рациональных ответов;

- создание на занятиях специальных педагогических ситуаций общения, позволяющих проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность, делать открытия.

Методическое обеспечение

             Отбор содержания образовательной программы  основывается на современных тенденциях личностно-ориентированной модели и базируется на следующих принципах:

- включение в учебный процесс жизненного опыта ребёнка, опора на него в обучении, помощь в «присоединении» нового знания к прежнему знанию и опыту, обеспечение каждому ребёнку возможности понимания изучаемого материала;

- исключение перегрузки детей информацией, её непротиворечивость;

- обеспечение положительного эмоционального состояния воспитанников;

- достижение интеллектуального комфорта на занятиях, обеспечиваемое сменой деятельности;

- применение дифференцированного подхода к каждому воспитаннику (ориентирование на индивидуальные особенности и темпы развития детей);

- принцип целостного представления об окружающем мире – каждое новое представление формируется во взаимосвязи с другими предметами и явлениями окружающего мира;

- принцип гуманизации воспитательного пространства – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса.

- построение программного материала от простого к сложному.

                                            Прогнозируемые результаты

Обучаемые первого года обучения

Должны знать:

- названия основных и составных цветов;

-понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;

- изобразительные основы декоративных элементов;

- материалы и технические приёмы оформления;

- названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

- моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм;

- пользоваться материалами.

Обучаемые   второго года обучения

Должны знать:

- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

- творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

- основы графики;

- правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

Должны уметь:

- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

- рисовать кистью элементы растительного орнамента;

- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

- проявлять творчество в  создании работ.

Ожидаемые результаты освоения программы

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

   

    Программа

Первый год обучения

                                                              Разделы программы.

Тема

Количество часов

1.

Радужный мир

124

2.

Выставки, экскурсии, рисование на воздухе.

Конкурсы, фестивали

20

                                         Итого:

144

Тематическая разработка занятий

(Первый год обучения)

Радужный мир

  • Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
  • Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
  • Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.

Календарно-тематический план первого года обучения

Дата

Тема

 Кол часов

1.

«Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра.  Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)

2

2.

 «Что могут краски?»

Изобразительные свойства акварели.

2

3.

Основные цвета.

 

2

4

Смешение красок. Радуга.

2

5.

«Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях.

2

6

«Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях.

2

7

Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение.

2

8

Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение.

2

9.

«Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.

2

10

Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.

2

11.

«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель.

2

12

Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.  

2

13

«Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

2

14

Изображение дерева  с натуры.

2

15

Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

2

16

 «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель.

      2

17

«Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель.

      2

18

«Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

2

19

«Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

2

20.

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

2

21.

«Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка.

2

22

«Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка.

2

23.

 «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь.

2

24

«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь.

2

25

Отработка приёма: смешение цвета  с белилами.

2

26

Отработка приёма: смешение цвета  с белилами.

2

27.

Рисуем дерево тампованием.

2

28

Рисуем дерево тампованием.

2

29

Создание работы на основе собственного  замысла с использованием художественных материалов.

2

30

Создание работы на основе собственного  замысла с использованием художественных материалов.

2

31.

«Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра.

2

32

«Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра.

2

33

Изобразительные свойства гуаши.

2

34

 Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

2

35.

 «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

2

36

«Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

2

37.

Контраст тёплых и холодных цветов.

     2

38

«К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде.

2

39.

«Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь.

2

40.

Орнаментальная композиция.

2

41.

«Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен.

2

42

Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

2

43.

 «Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике.

2

44

Творческая работа. Свободный выбор материала.

2

45.

«Кто живёт под снегом». Урок – игра  на развитие воображения.

2

46

Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

      2

47.

 «Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии.

2

48

Отработка приёма – волнистые линии.

2

49

Закрепление навыка – примакивание кистью.

2

50

Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

2

51

«Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь.

2

52

«Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь.

2

53

Основные цвета. Рисуем и играем.

2

54

«Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

2

55

«Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

2

56

Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков.

2

57

Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков.

2

58

Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

2

59-60

«Моя мама». Творческая работа.

4

61

«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков.

2

62

«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков.

2

63

«Цветы и травы». Ритм пятен и линий.

2

64

«Цветы и бабочки». Декоративное рисование.

2

65-66

Композиция в круге. Гуашь.  

Свойства гуаши.

4

67

«Орнамент из цветов, листьев и  бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация».

2

68

«Орнамент из цветов, листьев и  бабочек для украшения коврика».

2

69-70

Переработка природных форм  в декоративно-обобщенные.

4

71

Заключительное занятие.

2

72

Выставка  работ, награждение активных кружковцев

2

Второй  год обучения

                                                          Разделы программы.

Тема

Количество часов

1.

Основы художественной грамоты.

122

3.

Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали, открытые занятия.

22

                                                                           Итого:

144

Тематическая разработка занятий

(Второй  год обучения)

Основы художественной грамоты.

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
  • Основы рисунка. Роль рисунка  в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия»,  «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
  • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.

Календарно-тематический план

Дата

Тема

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

2

2-3

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг.

4

4-5

Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

4

6-7

Натюрморт из трёх предметов. Понятие  «тон».

4

8-9

Натюрморт из трёх предметов. Одноцветная акварель – «гризайль».

4

10-11

Натюрморт из трёх предметов. Тоновая растяжка.

4

12-13

Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём.

4

14-15

Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.

4

16-17

Холодные цвета. Акварель. Рисование по методу ассоциаций.

4

18-19

Стихия – вода. Рисование по методу ассоциаций.

4

20-21

Теплые цвета. Акварель. Рисование  по методу ассоциаций.

4

22-23

Теплые цвета. Стихия - огонь.  

4

24-25

Зарисовки растений с натуры. «Осенние листья». Изобразительные свойства карандаша.

4

26-27

«Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша.

4

28-29

«Осенние листья». Линия, штрих, тон, точка.

4

30-31

Природная форма – лист. Эскиз.

4

32-33

Природная форма – лист.  Тоновая растяжка цвета, акварель.

4

34-35

Природная форма – лист.  Окончательный вариант работы.

4

36-37

Натюрморт. Основные цвета.

4

38-39

Натюрморт. Дополнительные цвета.

4

40-41

Натюрморт. Изобразительные свойства гуаши.

4

42-43

 «Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм.

4

44-45

«Дворец Снежной королевы». Холодная цветовая гамма. Гуашь.

4

46-47

«Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

4

48-49

Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов.  Гуашь.

4

50-51

Портрет Снегурочки. Пропорция человеческого тела.

4

52-53

Портрет Снегурочки. Пропорция человеческого тела. Окончательный вариант работы

4

54-55

«Цветы весны». Беседа о натюрморте, как о жанре живописи.

4

56-57

«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели.

4

58

«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели.

2

59-60

«Цветы России».   Иллюстративный материал.

4

61-62

«Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении.

4

63-64

«Прогулка по весеннему саду».  Пропорция человеческой фигуры.

4

65-66

«Прогулка по весеннему саду». Окончательный вариант работы

4

67-68

Экскурсия в лес.

4

69

Экскурсия  в городской парк

2

70-71

Выставки творческих работ. Анализ работ

4

72

Итоговое занятие

2

Литература

Для педагога

1.     Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству:   – М.: ВЛАДОС, 2003.

2.     Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.

3.     Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4.     Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

5.     Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.

6.     Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.

7.     Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

8.     Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.

9.     Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.

10.    Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.

11.    Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.

12.    Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.

13.    Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.

14.    Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.

15.    Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.

16.    Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2002.

17.    Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2000.

18.    Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

Для родителей и обучающихся.

1.     Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

2.     Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.

3.     Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

4.     Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"

Рабочая программа творческого объединения  по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....

рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс

Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...

Рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки"

Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческой студии «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапа...

Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"

Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....

Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"

Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...

Рабочая программа «Творческая мастерская»

Программа «Творческая мастерская» -  это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными...