Рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки"
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Запара Галина Викторовна

 

 

Творческая лаборатория

«Хотите узнать, как рождаются сказки?»

Пояснительная записка

 

Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углубляет материал, развивает творческую инициативу ученика, пробуждает интерес к предмету. Лишь во взаимодействии классной и внеклассной работы возможно осуществление сложных задач, стоящих перед школой, одна из которых состоит в том, чтобы воспитать настоящего читателя.

Одной из эффективных форм внеклассной работы по предмету можно считать творческую лабораторию. В отличие от программы классных занятий программа творческой лаборатории строится на основе интереса его членов. Занятия творческой лаборатории обязательно должны носить элемент занимательности.

Работа в творческой лаборатории, расширяя и углубляя сведения, полученные учащимися на уроках, заинтересовывает  учеников не только сообщением каких-то новых деталей, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливаются интересные аналогии.

Цель творческой лаборатории   «Хотите узнать, как рождаются сказки?» – возбудить интерес к языковым средствам, которые используются авторами, чтобы усилить действенность высказывания, помочь ученикам овладеть ими на практике,  создавая собственное словесное произведение – тем самым поддержать свойственную детям фантазию.  

Как было сказано выше, творческая лаборатория не может дублировать школьную программу, а должна иметь собственную идею.

Для младших школьников (10-12 лет) характерно наивно-реалистическое отношение к искусству. «События и герои художественного произведения ощущаются при этом как действительно существующие, прямо перенесенные из жизни на страницы книги».* Для детей этого возраста главное в произведении – фабула, сюжет, герой, поступок, они проходят мимо описания борьбы чувств, мало внимания обращают на то, как переживания героев проявляется в жестах, голосе. Дети не видят в произведениях автора. Поэтому «наивный реализм в процессе литературного развития школьника должен быть преодолен».** Вместе с тем наивно-реалистическое восприятие имеет черты, которые должны быть сохранены:

____________________

* Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательского восприятия школьников. – Л., 1974. – С.42

** Там же

искренность сопереживания, умение почувствовать реальность действительности,   созданной   искусством.   Младшие   подростки легко

возбудимы,   подвижны,  и в этом  заключаются  огромные  возможности  для

творчества. По наблюдениям  Л. С. Выготского,  творческие  способности 10-

 12-летних  детей   наиболее  полно  проявляются в  области    литературного

творчества. Поэтому большинство психологов и методистов считает, что необходимо развивать эстетическую восприимчивость, воображение, память, логическое и ассоциативное мышление школьников.

Задача творческой лаборатории оформилась на основе анализа данной литературы. Я считаю важным преодолевать ограниченность возрастного восприятия литературы, и целью работы является развитие понятия авторства, авторского стиля, авторской позиции.

Для достижения цели  я буду опираться на книгу Дж.Родари «Грамматика фантазии, или Искусство придумывания историй», где собрано множество игр, развивающих творческое воображение. С помощью таких игр ребенок испытывает на себе воздействие слова, которое помогает ему на протяжении всей жизни. Также  при создании своих произведений дети понимают, что необходимы конфликт, развитие действия, кульминация, следовательно, происходит практическое осмысление этих литературоведческих понятий.

По окончании работы по программе учащиеся должны знать:

  • базовые понятия теории литературы.

       Учащиеся должны уметь:

  • создавать устные и письменные оригинальные произведения (сказки, загадки, рассказы);
  • соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
  • владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т.п.);
  • анализировать текст с точки зрения содержания, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств;
  • видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям.

 

Особенности построения программы.

Я считаю важным показать ученикам, что отличает писателя, сочинителя от ученого, почему люди смотрят на одни и те же предметы, явления по-разному, как влияет на видение мира личность человека, его жизненный опыт. Поэтому темой первого занятия будут размышления об авторстве, авторском миропонимании.

Дальнейшая логика занятий такова: идем от минимального средства словесной изобразительности (звук) к более крупным словесным средствам (слово, эпизод) и осмысливаем их роль в интерпретации одного и того же фактического материала. Поэтому игры из сборника «Грамматика фантазии»  предлагаю использовать в следующем порядке:

«Творческая ошибка».

«Деформирование слова».

«Камень, брошенный в пруд».

«Лишнее слово».

«Бином фантазии».

«Что было бы, если…».

«Чудесные человечки».

«Фантастический анализ».

«Сказки наизнанку».

«Веселая газетная смесь».

«Конструирование загадки».

«Салат из сказок».

«Сказка – калька».

«Карты Проппа»

«Выложим карты на стол».

Игры помогают проявить  способности учащихся к самовыражению, освобождая их от скованности, неуверенности. Но часто написанное сводится к пародиям на низкопробные боевики, не всегда  ученик может завершить свою сказку. Лучших результатов ребята достигают при повторном проведении игры, после обсуждения работ, поэтому предлагаем каждую игру проводить еще раз, на следующем занятии.

При обсуждении работ делаем акцент на авторстве: «Что можно сказать об авторе каждой сказки, о его позиции, жизненном опыте?»

 

Хотите узнать, как рождаются сказки? (34ч.)

Занятие 1. Вводное занятие. Автор, авторский стиль, авторское миропонимание. О Дж. Родари и его книге.

Занятие 2. Игра «Творческая ошибка».

Смыслоразличительная функция звуков.

Выразительное чтение сказок Дж.Родари из цикла «Какие бывают ошибки». Словарная работа.

Занятие 3. Игра  «Деформирование слова».

Текст. Выразительное чтение текста.

Редактирование текста.

Занятие 4. Игра «Камень, брошенный в пруд».

Тема текста.

Редактирование текста. Работа над орфографией.

Занятие 5. Игра «Камень, брошенный в пруд».

Основная мысль и идея текста.

Редактирование текста.

Занятие 6. Игра «Лишнее слово».

Заголовок текста.

Редактирование текста. Словарная работа.

Занятие 7. Игра «Лишнее слово».

Составление плана к тексту. Простой и сложный план.

Редактирование текста. Словарная работа.

Занятие 8. Игра «Бином фантазии».

Композиционная завершенность текста.

Выразительное чтение текста.

Занятие 9. Игра «Бином фантазии».

Рассказ: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Словарная работа.

Занятие 10. Игра «Что было бы, если…»

Повествование. Выразительное чтение текста.

Редактирование текста.

 Занятие 11. Игра «Что было бы, если…».

Рассуждение.

Редактирование текста. Работа над орфографией.

Занятие 12. Игра «Чудесные человечки».

Описание. Выразительное чтение текста.

Словарная работа.

Занятие 13. Игра «Чудесные страны».

Описание природы.

Редактирование текста.

Занятие 14. Игра «Фантастический анализ».

Описание предмета. Словарная работа.

Занятие 15. Игра «Фантастический анализ».

Эпитеты. Постоянные эпитеты.

Работа над орфографией.

Занятие 16. Игра «Сказки наизнанку».

Антитеза. Словарная работа.

Редактирование текста.

Занятие 17. Игра «Сказки наизнанку».

Олицетворение. Словарная работа.

Занятие 18. Игра «Веселая газетная смесь».

Средства грамматической связи предложений в тексте.

Редактирование текста.

Занятие 19. Игра «Веселая газетная смесь».

Порядок предложений в тексте. Выразительное чтение текста.

Занятие 20. Игра  «Конструирование загадки».

Сравнение. Олицетворение.

Работа над орфографией.

Занятие 21. Игра «Конструирование загадки».

Метафора. Описательный оборот. Выразительное чтение текста.

Занятие 22. Игра «Салат из сказок» (русские народные сказки). Повествование с элементами описания.

Редактирование текста.

Занятие 23. Игра «Салат из сказок». (зарубежные сказки).

Сюжет произведения. Выразительное чтение текста.

Словарная работа.

Занятие 24. Игра «Салат из сказок» (литературные сказки).

Образ автора.

Редактирование текста.

Занятие 25. Игра «Сказка-калька».

Лексические повторы как средство связи предложений в тексте.

Работа над орфографией.

Занятие 26. Игра «Сказка – калька».

Антонимы как средство связи предложений в тексте.

Занятие 27. Игра «Карты Проппа».

Синонимы, текстовые синонимы.

Редактирование текста.

Занятие 28. Игра «Карты Проппа».

 Родовидовые слова как средство связи предложений в тексте.

Занятие 29. Игра «Выложим карты на стол». Единство стиля.

Занятие 30. Игра «Выложим карты на стол». Средства связи частей текста. Редактирование текста.

Занятие 31. Дж.Родари. Сказки, у которых три конца.

Создание рассказа по заданному началу. Словарная работа.

Занятие 32. Сказки, у которых три конца.

Выразительное чтение текста.

Редактирование текста.

Занятие 33. Сказки, у которых три конца. Авторский выбор языковых средств.

Занятие 34. Заключительное занятие. Итоги года.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Дж. Родари. Грамматика фантазии, или Искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978.

Дж. Родари. Фантазии и сказки. Санкт-Петербург: Паллада-ПЭК, 1993.

Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1966.

Е.И.Никитина. Русская речь. Развитие речи. 5 класс.- М.: Дрофа, 2002.

Е.И.Никитина. Русская речь. Развитие речи. 6 класс.- М.: Дрофа, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             ПРИЛОЖЕНИЕ.

Игры из сборника Дж. Родари «Грамматика фантазии, или Искусство придумывания историй».

 

«Творческая ошибка».

В письменных работах дети делают ошибки (описки) и иногда получаются совсем новые слова, или слова с другим смыслом. Можно предложить детям сочинить историю или рассказик, взяв за основу их «творческую ошибку».

«Камень, брошенный в пруд».

(Создание истории из одного слова).

1. Берется произвольное слово и делится на буквы.

С-Т-Р-А-Н-А

2. Придумывается слова, начинающиеся с этих букв, а затем связное предложение.

С – сок                        С – семь

Т – тоска                     Т – топоров

Р – роза                      Р – рубили

А – апельсин             А – ананасы

Н – нога                     Н – на

А – артист                 А – афише

3. Исходя из этого предложения сочиняется небылица.

«Деформирование слова».

  1. К слову прибавляется префикс, который вообще-то здесь неуместен.
  2. На основе полученных слов придумываются сказки, истории. Например, о полукоте, непушке, микробегемоте.

«Лишнее слово».

Детям предлагается ряд слов, на основе которого они придумывают историю.

Например: лес, девочка, бабушка, волк, Карабас-Барабас.

«Бином фантазии».

Два ученика предлагают по одному существительному. Например: «стакан» и «стадион». Все вместе соединяют эти слова любыми способами: стакан-стадион, стакан над стадионом, стадион в стакане и т.д.

Каждое из этих сочетаний может послужить основой  для конкретной истории.

«Что было бы, если…»

Детям дается первое попавшееся подлежащее и такое же сказуемое. (Их могут придумать дети).

Например: «шкаф», «ползать». – Что было бы, если бы шкаф умел ползать?

На основе этого предположения дети должны создать историю, небылицу, сказку.

 

 

«Чудесные человечки».

Нужно придумать необычных человечков (например, шоколадных) и сочинить сказку на основе свойств материала, из которого сделан человечек. (например, существа из мороженого, масла боятся солнца, так как они тают и т.п.).

«Фантастический анализ».

(Расчленение сказочных существ на первичные факторы).

Например: Баба-Яга: избушка на курьих ножках, костяная нога, метла и ступа.

Это упражнение, где идет в ход множество приемов. К примеру, метла и ступа. – А что делает с ними Баба-Яга, когда не летает? Надо придумать как можно больше вариаций на эту тему.

«Сказки наизнанку».

Это так называемое «перевирание сказки». Детям предлагается представить ситуацию, если

- Красная Шапочка злая, а Волк добрый;

- Царевна-Лягушка оказалась злой Бабой-Ягой.

«Веселая газетная смесь».

Детям предлагается вырезать заголовки из газет (побольше), и, перетасовав их, сгруппировать так, чтобы получилась зацепка для целого повествования.

Например: Купол собора святого Петра,

                   раненный ударом кинжала,

                   ограбив кассу, убежал в Швейцарию.

Можно остановиться на достигнутом, а можно и пойти дальше: развив эту тему, сочинить какую-либо нелепую историю. Автор утверждает, что вовсе не обязательно история должна иметь смысл, главное – процесс!

«Конструирование загадки».

Д. Родари дает принцип создания загадок.

1. Отстранение. Предмету или явлению дается такое определение, словно мы видим его впервые в жизни.

2. Ассоциация и сравнение.

3. Завершающая метафора.

4. (Необязательно). Нужно облечь таинственное определение в максимально привлекательную форму.

«Салат из сказок».

Детям дается задание (после урока по сказкам, например, Перро): попробовать сочинить историю, которая могла бы произойти, если

- Золушка выйдет замуж за Синюю Бороду;

- Принц, муж Золушки, на следующий день после свадьбы разбудит поцелуем Спящую Красавицу.

«Сказка-калька».

 После прочтения сказку абстрагируют.

Например: «Золушка». «А» живет в доме «Б» и находится с «Б» в иных отношениях, чем с «В» и «Г», тоже живущих с «Б». «Б», «В», «Г», отправляются в «Д», где происходит нечто «Е». «А» остается, но ему (ей) помогает «Ж» и «А» тоже отправляется в «Д» и т.д.

При помощи этой схемы можно создать массу историй.

«Карты Проппа».

На основе этих карт можно построить бесконечное множество рассказов, сказок. Можно сделать колоду из 20, 31, 50 карт.

Например: 1. Предписание или запрет.

2. Нарушение.

  1. Вредительство или недостача.
  2. Отъезд героя.
  3. Задача.
  4. Встреча с дарителем.
  5. Волшебные дары.
  6. Появление героя.
  7. Сверхъестественные свойства антагониста.
  8.  Борьба.
  9.  Победа.
  10.  Возвращение.
  11.  Прибытие домой.
  12.  Ложный герой.
  13.  трудные испытания.
  14.  Беда ликвидируется.
  15.  Узнавание героя.
  16.  Ложный герой изобличается.
  17.  Наказание антагониста.
  18.  Свадьба.

Конечно, сказка может начинаться с любой функции, и не обязательно все должно в ней присутствовать.

 

«Выложим карты на стол».

Игра состоит в том, чтобы коллективно придумать и проиллюстрировать рассказ.

Перед игрой детям дается домашнее задание: сделать несколько карт с любыми картинками (всего 50). Дети по очереди вытаскивают карты, и, на основе картинки, сочиняют историю, причем следующие за первым должны продолжать на основе своих картинок, а последний участник придумывает финал. Каждый автор, после того, как выступит, иллюстрирует свою часть рассказа. Таким образом получается коллаж, на основе которого кто-то из участников пересказывает все коллективное сочинение.

 

 

 

 

 

 

№ п/п

дата

Тема и тип урока

план

факт

1

 

 

Вводное занятие. Автор, авторский стиль, авторское миропонимание. О Дж. Родари и его книге.

 

2

 

 

Игра «Творческая ошибка».

Смыслоразличительная функция звуков.

Выразительное чтение сказок Дж.Родари из цикла «Какие бывают ошибки». Словарная работа.

 

3

 

 

Игра  «Деформирование слова».

Текст. Выразительное чтение текста.

Редактирование текста.

 

4

 

 

Игра «Камень, брошенный в пруд».

Тема текста.

Редактирование текста. Работа над орфографией.

 

5

 

 

Игра «Камень, брошенный в пруд».

Основная мысль и идея текста.

Редактирование текста.

 

6

 

 

 Игра «Лишнее слово».

Заголовок текста.

Редактирование текста. Словарная работа.

7

 

 

Игра «Лишнее слово».

Составление плана к тексту. Простой и сложный план.

Редактирование текста. Словарная работа.

 

8

 

 

Игра «Бином фантазии».

Композиционная завершенность текста.

Выразительное чтение текста.

 

9

 

 

Игра «Бином фантазии».

Рассказ: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Словарная работа.

10

 

 

Игра «Что было бы, если…»

Повествование. Выразительное чтение текста.

Редактирование текста.

11

 

 

Игра «Что было бы, если…».

Рассуждение.

Редактирование текста. Работа над орфографией.

 

12

 

 

Игра «Чудесные человечки».

Описание. Выразительное чтение текста.

Словарная работа.

 

13

 

 

Игра «Чудесные страны».

Описание природы.

Редактирование текста

14

 

 

Игра «Фантастический анализ».

Описание предмета. Словарная работа.

 

15

 

 

Игра «Фантастический анализ».

Эпитеты. Постоянные эпитеты.

Работа над орфографией.

 

16

 

 

Игра «Сказки наизнанку».

Антитеза. Словарная работа.

Редактирование текста.

 

17

 

 

Игра «Сказки наизнанку».

Олицетворение. Словарная работа.

 

18

 

 

Игра «Веселая газетная смесь».

Средства грамматической связи предложений в тексте.

Редактирование текста.

 

19

 

 

Игра «Веселая газетная смесь».

Порядок предложений в тексте. Выразительное чтение текста.

Игра  «Конструирование загадки».

 

20

 

 

Олицетворение.

Работа над орфографией.

 

 

21

 

 

Игра «Конструирование загадки».

Метафора. Описательный оборот. Выразительное чтение текста.

 

22

 

 

Игра «Салат из сказок» (русские народные сказки). Повествование с элементами описания.

Редактирование текста.

 

23

 

 

Игра «Салат из сказок». (зарубежные сказки).

Сюжет произведения. Выразительное чтение текста.

Словарная работа.

 

24

 

 

Игра «Салат из сказок» (литературные сказки).

Образ автора.

Редактирование текста.

 

25

 

 

 Игра «Сказка-калька».

Лексические повторы как средство связи предложений в тексте.

Работа над орфографией.

26

 

 

Игра «Сказка – калька».

Антонимы как средство связи предложений в тексте.

 

27

 

 

Игра «Карты Проппа».

Синонимы, текстовые синонимы.

Редактирование текста.

 

28

 

 

Игра «Карты Проппа».

 Родовидовые слова как средство связи предложений в тексте.

 

29

 

 

Игра «Выложим карты на стол». Единство стиля.

 

30

 

 

Игра «Выложим карты на стол». Средства связи частей текста. Редактирование текста.

 

 

31

 

 

Дж.Родари. Сказки, у которых три конца.

Создание рассказа по заданному началу. Словарная работа.

 

32

 

 

Сказки, у которых три конца.

Выразительное чтение текста.

Редактирование текста.

 

33

 

 

Сказки, у которых три конца. Авторский выбор языковых средств.

 

34

 

 

Заключительное занятие. Итоги года.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая лаборатория

«Хотите узнать, как рождаются сказки?»

Пояснительная записка

Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углубляет материал, развивает творческую инициативу ученика, пробуждает интерес к предмету. Лишь во взаимодействии классной и внеклассной работы возможно осуществление сложных задач, стоящих перед школой, одна из которых состоит в том, чтобы воспитать настоящего читателя.

Одной из эффективных форм внеклассной работы по предмету можно считать творческую лабораторию. В отличие от программы классных занятий программа творческой лаборатории строится на основе интереса его членов. Занятия творческой лаборатории обязательно должны носить элемент занимательности.

Работа в творческой лаборатории, расширяя и углубляя сведения, полученные учащимися на уроках, заинтересовывает  учеников не только сообщением каких-то новых деталей, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливаются интересные аналогии.

Цель творческой лаборатории   «Хотите узнать, как рождаются сказки?» – возбудить интерес к языковым средствам, которые используются авторами, чтобы усилить действенность высказывания, помочь ученикам овладеть ими на практике,  создавая собственное словесное произведение – тем самым поддержать свойственную детям фантазию.  

Как было сказано выше, творческая лаборатория не может дублировать школьную программу, а должна иметь собственную идею.

Для младших школьников (10-12 лет) характерно наивно-реалистическое отношение к искусству. «События и герои художественного произведения ощущаются при этом как действительно существующие, прямо перенесенные из жизни на страницы книги».* Для детей этого возраста главное в произведении – фабула, сюжет, герой, поступок, они проходят мимо описания борьбы чувств, мало внимания обращают на то, как переживания героев проявляется в жестах, голосе. Дети не видят в произведениях автора. Поэтому «наивный реализм в процессе литературного развития школьника должен быть преодолен».** Вместе с тем наивно-реалистическое восприятие имеет черты, которые должны быть сохранены:

____________________

* Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательского восприятия школьников. – Л., 1974. – С.42

** Там же

искренность сопереживания, умение почувствовать реальность действительности,   созданной   искусством.   Младшие   подростки легко

возбудимы,   подвижны,  и в этом  заключаются  огромные  возможности  для

творчества. По наблюдениям  Л. С. Выготского,  творческие  способности 10-

 12-летних  детей   наиболее  полно  проявляются в  области    литературного

творчества. Поэтому большинство психологов и методистов считает, что необходимо развивать эстетическую восприимчивость, воображение, память, логическое и ассоциативное мышление школьников.

Задача творческой лаборатории оформилась на основе анализа данной литературы. Я считаю важным преодолевать ограниченность возрастного восприятия литературы, и целью работы является развитие понятия авторства, авторского стиля, авторской позиции. 

Для достижения цели  я буду опираться на книгу Дж.Родари «Грамматика фантазии, или Искусство придумывания историй», где собрано множество игр, развивающих творческое воображение. С помощью таких игр ребенок испытывает на себе воздействие слова, которое помогает ему на протяжении всей жизни. Также  при создании своих произведений дети понимают, что необходимы конфликт, развитие действия, кульминация, следовательно, происходит практическое осмысление этих литературоведческих понятий.

По окончании работы по программе учащиеся должны знать:

  1. базовые понятия теории литературы.

       Учащиеся должны уметь:

  1. создавать устные и письменные оригинальные произведения (сказки, загадки, рассказы);
  2. соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
  3. владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т.п.);
  4. анализировать текст с точки зрения содержания, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств;
  5. видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям.

Особенности построения программы.

Я считаю важным показать ученикам, что отличает писателя, сочинителя от ученого, почему люди смотрят на одни и те же предметы, явления по-разному, как влияет на видение мира личность человека, его жизненный опыт. Поэтому темой первого занятия будут размышления об авторстве, авторском миропонимании.

Дальнейшая логика занятий такова: идем от минимального средства словесной изобразительности (звук) к более крупным словесным средствам (слово, эпизод) и осмысливаем их роль в интерпретации одного и того же фактического материала. Поэтому игры из сборника «Грамматика фантазии»  предлагаю использовать в следующем порядке:

«Творческая ошибка».

«Деформирование слова».

«Камень, брошенный в пруд».

«Лишнее слово».

«Бином фантазии».

«Что было бы, если…».

«Чудесные человечки».

«Фантастический анализ».

«Сказки наизнанку».

«Веселая газетная смесь».

«Конструирование загадки».

«Салат из сказок».

«Сказка – калька».

«Карты Проппа»

«Выложим карты на стол».

Игры помогают проявить  способности учащихся к самовыражению, освобождая их от скованности, неуверенности. Но часто написанное сводится к пародиям на низкопробные боевики, не всегда  ученик может завершить свою сказку. Лучших результатов ребята достигают при повторном проведении игры, после обсуждения работ, поэтому предлагаем каждую игру проводить еще раз, на следующем занятии.

При обсуждении работ делаем акцент на авторстве: «Что можно сказать об авторе каждой сказки, о его позиции, жизненном опыте?»

Хотите узнать, как рождаются сказки? (34ч.)

Занятие 1. Вводное занятие. Автор, авторский стиль, авторское миропонимание. О Дж. Родари и его книге.

Занятие 2. Игра «Творческая ошибка».

Смыслоразличительная функция звуков.

Выразительное чтение сказок Дж.Родари из цикла «Какие бывают ошибки». Словарная работа.

Занятие 3. Игра  «Деформирование слова».

Текст. Выразительное чтение текста.

Редактирование текста.

Занятие 4. Игра «Камень, брошенный в пруд».

Тема текста.

Редактирование текста. Работа над орфографией.

Занятие 5. Игра «Камень, брошенный в пруд».

Основная мысль и идея текста.

Редактирование текста.

Занятие 6. Игра «Лишнее слово».

Заголовок текста.

Редактирование текста. Словарная работа.

Занятие 7. Игра «Лишнее слово».

Составление плана к тексту. Простой и сложный план.

Редактирование текста. Словарная работа.

Занятие 8. Игра «Бином фантазии».

Композиционная завершенность текста.

Выразительное чтение текста.

Занятие 9. Игра «Бином фантазии».

Рассказ: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Словарная работа.

Занятие 10. Игра «Что было бы, если…» 

Повествование. Выразительное чтение текста.

Редактирование текста.

 Занятие 11. Игра «Что было бы, если…». 

Рассуждение.

Редактирование текста. Работа над орфографией.

Занятие 12. Игра «Чудесные человечки». 

Описание. Выразительное чтение текста.

Словарная работа.

Занятие 13. Игра «Чудесные страны». 

Описание природы.

Редактирование текста.

Занятие 14. Игра «Фантастический анализ». 

Описание предмета. Словарная работа.

Занятие 15. Игра «Фантастический анализ». 

Эпитеты. Постоянные эпитеты.

Работа над орфографией.

Занятие 16. Игра «Сказки наизнанку». 

Антитеза. Словарная работа.

Редактирование текста.

Занятие 17. Игра «Сказки наизнанку». 

Олицетворение. Словарная работа.

Занятие 18. Игра «Веселая газетная смесь».

Средства грамматической связи предложений в тексте.

Редактирование текста.

Занятие 19. Игра «Веселая газетная смесь». 

Порядок предложений в тексте. Выразительное чтение текста.

Занятие 20. Игра  «Конструирование загадки». 

Сравнение. Олицетворение.

Работа над орфографией.

Занятие 21. Игра «Конструирование загадки». 

Метафора. Описательный оборот. Выразительное чтение текста.

Занятие 22. Игра «Салат из сказок» (русские народные сказки). Повествование с элементами описания.

Редактирование текста.

Занятие 23. Игра «Салат из сказок». (зарубежные сказки).

Сюжет произведения. Выразительное чтение текста.

Словарная работа.

Занятие 24. Игра «Салат из сказок» (литературные сказки). 

Образ автора.

Редактирование текста.

Занятие 25. Игра «Сказка-калька».

Лексические повторы как средство связи предложений в тексте.

Работа над орфографией.

Занятие 26. Игра «Сказка – калька».

Антонимы как средство связи предложений в тексте.

Занятие 27. Игра «Карты Проппа».

Синонимы, текстовые синонимы.

Редактирование текста.

Занятие 28. Игра «Карты Проппа».

 Родовидовые слова как средство связи предложений в тексте.

Занятие 29. Игра «Выложим карты на стол». Единство стиля.

Занятие 30. Игра «Выложим карты на стол». Средства связи частей текста. Редактирование текста.

Занятие 31. Дж.Родари. Сказки, у которых три конца.

Создание рассказа по заданному началу. Словарная работа.

Занятие 32. Сказки, у которых три конца.

Выразительное чтение текста.

Редактирование текста.

Занятие 33. Сказки, у которых три конца. Авторский выбор языковых средств.

Занятие 34. Заключительное занятие. Итоги года.

ЛИТЕРАТУРА

Дж. Родари. Грамматика фантазии, или Искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978.

Дж. Родари. Фантазии и сказки. Санкт-Петербург: Паллада-ПЭК, 1993.

Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1966.

Е.И.Никитина. Русская речь. Развитие речи. 5 класс.- М.: Дрофа, 2002.

Е.И.Никитина. Русская речь. Развитие речи. 6 класс.- М.: Дрофа, 2002.

                                             ПРИЛОЖЕНИЕ.

Игры из сборника Дж. Родари «Грамматика фантазии, или Искусство придумывания историй».

«Творческая ошибка».

В письменных работах дети делают ошибки (описки) и иногда получаются совсем новые слова, или слова с другим смыслом. Можно предложить детям сочинить историю или рассказик, взяв за основу их «творческую ошибку».

«Камень, брошенный в пруд».

(Создание истории из одного слова).

1. Берется произвольное слово и делится на буквы.

С-Т-Р-А-Н-А

2. Придумывается слова, начинающиеся с этих букв, а затем связное предложение.

С – сок                        С – семь

Т – тоска                     Т – топоров

Р – роза                      Р – рубили

А – апельсин             А – ананасы

Н – нога                     Н – на

А – артист                 А – афише

3. Исходя из этого предложения сочиняется небылица.

«Деформирование слова».

  1. К слову прибавляется префикс, который вообще-то здесь неуместен.
  2. На основе полученных слов придумываются сказки, истории. Например, о полукоте, непушке, микробегемоте.

«Лишнее слово».

Детям предлагается ряд слов, на основе которого они придумывают историю.

Например: лес, девочка, бабушка, волк, Карабас-Барабас.

«Бином фантазии».

Два ученика предлагают по одному существительному. Например: «стакан» и «стадион». Все вместе соединяют эти слова любыми способами: стакан-стадион, стакан над стадионом, стадион в стакане и т.д.

Каждое из этих сочетаний может послужить основой  для конкретной истории.

«Что было бы, если…»

Детям дается первое попавшееся подлежащее и такое же сказуемое. (Их могут придумать дети).

Например: «шкаф», «ползать». – Что было бы, если бы шкаф умел ползать?

На основе этого предположения дети должны создать историю, небылицу, сказку.

«Чудесные человечки».

Нужно придумать необычных человечков (например, шоколадных) и сочинить сказку на основе свойств материала, из которого сделан человечек. (например, существа из мороженого, масла боятся солнца, так как они тают и т.п.).

«Фантастический анализ».

(Расчленение сказочных существ на первичные факторы).

Например: Баба-Яга: избушка на курьих ножках, костяная нога, метла и ступа.

Это упражнение, где идет в ход множество приемов. К примеру, метла и ступа. – А что делает с ними Баба-Яга, когда не летает? Надо придумать как можно больше вариаций на эту тему.

«Сказки наизнанку».

Это так называемое «перевирание сказки». Детям предлагается представить ситуацию, если

- Красная Шапочка злая, а Волк добрый;

- Царевна-Лягушка оказалась злой Бабой-Ягой.

«Веселая газетная смесь».

Детям предлагается вырезать заголовки из газет (побольше), и, перетасовав их, сгруппировать так, чтобы получилась зацепка для целого повествования.

Например: Купол собора святого Петра,

                   раненный ударом кинжала,

                   ограбив кассу, убежал в Швейцарию.

Можно остановиться на достигнутом, а можно и пойти дальше: развив эту тему, сочинить какую-либо нелепую историю. Автор утверждает, что вовсе не обязательно история должна иметь смысл, главное – процесс!

«Конструирование загадки».

Д. Родари дает принцип создания загадок.

1. Отстранение. Предмету или явлению дается такое определение, словно мы видим его впервые в жизни.

2. Ассоциация и сравнение.

3. Завершающая метафора.

4. (Необязательно). Нужно облечь таинственное определение в максимально привлекательную форму.

«Салат из сказок».

Детям дается задание (после урока по сказкам, например, Перро): попробовать сочинить историю, которая могла бы произойти, если

- Золушка выйдет замуж за Синюю Бороду;

- Принц, муж Золушки, на следующий день после свадьбы разбудит поцелуем Спящую Красавицу.

«Сказка-калька».

 После прочтения сказку абстрагируют.

Например: «Золушка». «А» живет в доме «Б» и находится с «Б» в иных отношениях, чем с «В» и «Г», тоже живущих с «Б». «Б», «В», «Г», отправляются в «Д», где происходит нечто «Е». «А» остается, но ему (ей) помогает «Ж» и «А» тоже отправляется в «Д» и т.д.

При помощи этой схемы можно создать массу историй.

«Карты Проппа».

На основе этих карт можно построить бесконечное множество рассказов, сказок. Можно сделать колоду из 20, 31, 50 карт.

Например: 1. Предписание или запрет.

2. Нарушение.

  1. Вредительство или недостача.
  2. Отъезд героя.
  3. Задача.
  4. Встреча с дарителем.
  5. Волшебные дары.
  6. Появление героя.
  7. Сверхъестественные свойства антагониста.
  8.  Борьба.
  9.  Победа.
  10.  Возвращение.
  11.  Прибытие домой.
  12.  Ложный герой.
  13.  трудные испытания.
  14.  Беда ликвидируется.
  15.  Узнавание героя.
  16.  Ложный герой изобличается.
  17.  Наказание антагониста.
  18.  Свадьба.

Конечно, сказка может начинаться с любой функции, и не обязательно все должно в ней присутствовать.

«Выложим карты на стол».

Игра состоит в том, чтобы коллективно придумать и проиллюстрировать рассказ.

Перед игрой детям дается домашнее задание: сделать несколько карт с любыми картинками (всего 50). Дети по очереди вытаскивают карты, и, на основе картинки, сочиняют историю, причем следующие за первым должны продолжать на основе своих картинок, а последний участник придумывает финал. Каждый автор, после того, как выступит, иллюстрирует свою часть рассказа. Таким образом получается коллаж, на основе которого кто-то из участников пересказывает все коллективное сочинение.

№ п/п

дата

Тема и тип урока

план

факт

1

Вводное занятие. Автор, авторский стиль, авторское миропонимание. О Дж. Родари и его книге.

2

Игра «Творческая ошибка».

Смыслоразличительная функция звуков.

Выразительное чтение сказок Дж.Родари из цикла «Какие бывают ошибки». Словарная работа.

3

Игра  «Деформирование слова».

Текст. Выразительное чтение текста.

Редактирование текста.

4

Игра «Камень, брошенный в пруд».

Тема текста.

Редактирование текста. Работа над орфографией.

5

Игра «Камень, брошенный в пруд».

Основная мысль и идея текста.

Редактирование текста.

6

 Игра «Лишнее слово».

Заголовок текста.

Редактирование текста. Словарная работа.

7

Игра «Лишнее слово».

Составление плана к тексту. Простой и сложный план.

Редактирование текста. Словарная работа.

8

Игра «Бином фантазии».

Композиционная завершенность текста.

Выразительное чтение текста.

9

Игра «Бином фантазии».

Рассказ: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Словарная работа.

10

Игра «Что было бы, если…» 

Повествование. Выразительное чтение текста.

Редактирование текста.

11

Игра «Что было бы, если…». 

Рассуждение.

Редактирование текста. Работа над орфографией.

12

Игра «Чудесные человечки». 

Описание. Выразительное чтение текста.

Словарная работа.

13

Игра «Чудесные страны». 

Описание природы.

Редактирование текста

14

Игра «Фантастический анализ». 

Описание предмета. Словарная работа.

15

Игра «Фантастический анализ». 

Эпитеты. Постоянные эпитеты.

Работа над орфографией.

16

Игра «Сказки наизнанку». 

Антитеза. Словарная работа.

Редактирование текста.

17

Игра «Сказки наизнанку». 

Олицетворение. Словарная работа.

18

Игра «Веселая газетная смесь».

Средства грамматической связи предложений в тексте.

Редактирование текста.

19

Игра «Веселая газетная смесь». 

Порядок предложений в тексте. Выразительное чтение текста.

Игра  «Конструирование загадки». 

20

Олицетворение.

Работа над орфографией.


21

Игра «Конструирование загадки». 

Метафора. Описательный оборот. Выразительное чтение текста.

22

Игра «Салат из сказок» (русские народные сказки). Повествование с элементами описания.

Редактирование текста.

23

Игра «Салат из сказок». (зарубежные сказки).

Сюжет произведения. Выразительное чтение текста.

Словарная работа.

24

Игра «Салат из сказок» (литературные сказки). 

Образ автора.

Редактирование текста.

25

 Игра «Сказка-калька».

Лексические повторы как средство связи предложений в тексте.

Работа над орфографией.

26

Игра «Сказка – калька».

Антонимы как средство связи предложений в тексте.

27

Игра «Карты Проппа».

Синонимы, текстовые синонимы.

Редактирование текста.

28

Игра «Карты Проппа».

 Родовидовые слова как средство связи предложений в тексте.

29

Игра «Выложим карты на стол». Единство стиля.

30

Игра «Выложим карты на стол». Средства связи частей текста. Редактирование текста.


31

Дж.Родари. Сказки, у которых три конца.

Создание рассказа по заданному началу. Словарная работа.

32

Сказки, у которых три конца.

Выразительное чтение текста.

Редактирование текста.

33

Сказки, у которых три конца. Авторский выбор языковых средств.

34

Заключительное занятие. Итоги года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"

Рабочая программа творческого объединения  по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....

рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс

Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческой студии «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапа...

Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"

Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....

Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"

Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...

Рабочая программа «Творческая мастерская»

Программа «Творческая мастерская» -  это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...