Главные вкладки

    Рабочая программа «Творческая мастерская»
    рабочая программа (8 класс) по теме

    Дедяева Галина Александровна

    Программа «Творческая мастерская» -  это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными возможностями здоровья направленная на их дальнейшую интеграцию в социуме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_2013.doc100.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида №4

     

             СОГЛАСОВАНО                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

             Председатель МС                                                                                   Директор школы

             М.В.Карасёва_________                                                                  О. Н. Самойлова_______

    группа № 5

    на 2013-2014 учебный год

    Дедяева Г.А

    Пояснительная записка

                                                                                                                                       «Детское сердце чутко к призыву

             творить красоту…                                          

     Важно только, чтобы за                                                          

    призывами следовал труд».

    Б. Н. Сухомлинский

          Программа «Творческая мастерская» -  это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными возможностями здоровья направленная на их дальнейшую интеграцию в социуме.

    Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ (О) С КОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида под редакцией Е.Д. Худенко, образовательной программой ОУ.

            Занятие творческим трудом имеет огромное значение для обучения и воспитания детей. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

           Основной вид деятельности детей – учебный и для его освоения необходимо интенсивное развитие психических  процессов и зрительно-моторной координации. Занятия по программе направлены на развитие  мелких мышц кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствует развитию внимания, воображения, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни.

    Программа решает вопросы занятости детей, даёт возможность с пользой проводить свободное время, создаёт условия для динамики творческого роста.

           Учащиеся коррекционных школ являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для детей с особыми образовательными потребностями. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

         Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность, что является целью современного образования.

          Программа «Творческая мастерская» имеет: целевую направленность, она разработана для практического применения в школе – интернате VIII вида; комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного и художественного искусства (аппликация, лепка, квиллинг).

         Цель программы:   развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использование различных технологий и материалов способствующего успешной социализации воспитанников в социуме.

         Задачи программы:

    • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования и цветоведения;
    • формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги, совершенствовать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
    • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер
    • развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
    • обогащать словарь ребенка специальными терминами. Развивать умения следовать устным инструкциям.

    Структура программы.

         Программа "Творческая мастерская" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких  видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, работа с природным материалом.

    Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. При работе с бумагой воспитанники познакомятся со следующими техниками:

    Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!

    Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

              Природный материал — кладовая для развития фантазии, творчества, воображения.

    Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. При работе с природным материалом не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

            В программу входят следующие виды работ с природным материалом: аппликация ( из семян-крылаток, срезов веток, птичьих перьев, зёрен, тополиного пуха, опилок, яичной скорлупы, чешуек шишек и т. д. ), лепка из глины.

    Каждый раздел начинается со знакомства с материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоение отдельных простейших трудовых процессов, знакомство с простейшими технологическими картами и схемами.

    Принципы, лежащие в основе программы:

          Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

           В качестве психологической разгрузки и для развития интеллектуальных способностей детей используются игры, загадки, и каждое занятие начинается с новой пословицы о труде.

             Программа " Творческая мастерская" адресована детям группы   №5    (8 класс). Содержание курса реализуется на воспитательских мероприятиях, которые планируются из расчета одно мероприятие в неделю.

    Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены следующие основные методы:

    Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

    • словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
    • наглядный ( иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
    • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

    • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
    • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
    • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
    • исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

    Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

    • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
    • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
    • групповой – организация работы в группах.
    • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

     и другие.

     Формы работы:

    • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
    • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
    • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

    Содержание программы:

    В программе «Творческая мастерская" выделены 2  раздела. Программа рассчитана на 1 год обучения 35 часов.

       

    Примерный тематический план

    Раздел

    Название темы

    Количество часов

    всего

    теории

    практики


    Работа с бумагой

    Вводное занятие. Ознакомление с программой. Инструктаж по технике безопасности.

      1

        1

    Торцевание

    Аппликационная мозаика в технике торцевания «Открытка»

    2

    1

    1

    Аппликационная мозаика в технике торцевания «Природа»

    3

    3

    Торцевание на пластилине: «Новогодние украшения».        

    3

    3

    Торцевание на пластилине: «Георгины в вазе».

    2

    2

    Цикл творческих работ.

    4

    1

    3

    Квиллинг






    Вводное занятие.  Инструктаж по технике безопасности. Вырезание полосок для квиллинга.

    1

    1

    Оформление рамки для фотографии.

    2

    2

    Конструирование из основных форм «Ваза»

    5

    1

    4

    Аппликация

    Работа с природным материалом



    Экскурсии «Сбор природного материала»

    2

    2

    Аппликации из природного материала на свободную тему

    1

    1

    Глина

    Вводное занятие.  Подготовка глины к работе.            

    1

    1

    Лепка «Дымковских игрушек»

    2

    1

    1

    Лепка «Филимоновских  игрушек»

    2

    1

    1

    Роспись  игрушек.

    1

    1

    Лепка на свободную тему.

    1

    1

    Роспись изделий.

    2

    2

    Итого:

    35

    7

    28

    Содержание деятельности

       Вводное занятие.

    Ознакомление  с режимом работы, с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Безопасность труда и правила личной гигиены.

    Аппликационная мозаика в технике торцевания «Открытка»

    Познакомить детей  с примерами оформления, с  технологией изготовления открыток.

    Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. Выполняют необходимые заготовки.

    Аппликационная мозаика в технике торцевания «Природа»

          Работа выполняется индивидуально. Дети самостоятельно выбирают сюжет будущей работы.

    Помочь в заготовке эскиза.

    Торцевание на пластилине: «Новогодние украшения».

        Дети осваивают навыки торцевания на пластилине. Учить детей доводить начатое  дело до конца.  Развивать творческие способности, эстетический вкус.        

    Торцевание на пластилине: «Георгины в вазе».

         Развивать ответственность , сплоченность за выполнение общей работы. Развивать фантазию, умение договариваться между собой.        

    Делают заготовки. Затем собирают работу. Решают, кому будет подарен букет.

    Цикл творческих работ.

         Коллективные работы.

    Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы        

         Вводное занятие.  Инструктаж по технике безопасности. Вырезание полосок для квиллинга.

         Понятие «Квиллинг», основная техника, формы, используемые материалы.

     Инструменты для работы (линейки, карандаши, клей, ножницы, зубочистки, бумага).

    Наглядные пособия. Образцы работ в данной технике.

            Познакомить детей с  основными  правилами работы с бумагой, правилами разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.        

     Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.

           Оформление рамки для фотографии.

           Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.  Воспитывать интерес к конструированию из бумаги        

    Дети разрабатывают дизайн фото рамки. Делают эскиз. Самостоятельное выполнение необходимых  заготовок.

    Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

    Оформляют фото рамку. Работа выполняется индивидуально.

        Конструирование из основных форм «Ваза»

       Учить детей приемам изготовления более сложных форм. Развивать воображение.

    Дети учатся приемам изготовления более сложных форм. Подбирают  цветовую гамму.

    Контролировать выполнение базовых форм для изготовления вазы. Развивать умение работать с ножницами. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.        

    Изготовление базовых форм. Сбор вазы.

        Экскурсии «Сбор природного материала»

         Провести экскурсию с цель сбора природного материала (семян-крылаток, срезов веток, птичьих перьев, зёрен, тополиного пуха, опилок, яичной скорлупы, чешуек шишек и т. д.)

         Вводное занятие.  Подготовка глины к работе.            

         Практическое знакомство с материалом. Рабочее состояние глины. Выявление особенностей материала. Приемы                                   лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прищипывание, сгибание, заглаживание. Положение рук. Работа пальцев.

         Лепка «Дымковских игрушек»

         Рассматривание различных фигурок дымковских животных, сравнение по признакам, вычленение главных и второстепенных деталей. Подробное объяснение  выполнения фигуры, с показом последовательности.

        Лепка «Филимоновских  игрушек»

         Рассматривание и анализ образец.   Деление глины на части, для выполнения игрушки. Показ и объяснение приемы лепки каждой из деталей. Приемом промазывания скрепляем детали. Выполнение.

         Роспись  игрушек.

        Учить расписывать объемные игрушки дымковскими узорами.

    Познакомить детей с декоративными элементами (точки, круги, ёлочки, солнышко).   И цветовой гаммой (желтый, зелёный, синий, красный и малиновый)  филимоновской  росписи.                                

           Лепка на свободную тему.

           Формировать умения передавать выразительные особенности изделий. Показ с объяснением лепки. Консультирование во время работы.

          Роспись изделий.

         Самостоятельная работа воспитанников. Оказать помощь в подборе красок

    Оборудование и материалы: бумага офисная цветная марки «Color»,  бумага офисная белая, бумага цветная, бумага для квиллинга,  гофробумага, картон цветной, гофрокартон, картон белый большой, клей ПВА, клей-карандаш, проволока медная диаметром 2-5 мм и 0,5 мм, ножницы, линейка, карандаши, зубочистки,  стержень от шариковой авторучки, пинцет, глина, гуашь, краски, кисти, палитра, стеки, наждачная бумага, клей ПВА, лак.

    Ожидаемые результаты.

    К концу года воспитанники должны:

    – научиться различным приемам работы с бумагой,   знать основные геометрические понятия и базовые формы, создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга и торцевания;

    – научиться следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

    – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

    – овладеть навыками культуры труда;

    – улучшить свои коммуникативные способности

    Примечание.

    • В связи с недостаточным материальным обеспечением со стороны педагога возможны взаимозамены разделов и тем программы в соответствии с наличием материалов  на тот или иной отрезок времени, а так же изменение количества часов на каждый вид деятельности.
    • При появлении новых технологий и наличии соответствующего материала, возможно, их включение в работу вне плана.

    Литература

    1. Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
    2.  А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
    3. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. // Дефектология. – 1994. - №1 – с.11
    4. Гольдштейн А.Ф. «Зодчество» - М: Пр.,1979
    5. Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998
    6. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. / Под ред. Л.П. Носковой – М., Педагогика, 1989.
    7. С. Соколова . Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
    8. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
    9. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная программа творческой мастерской "Лоскутное шитье"

    Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план. содержание образовательной программы, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, список литературы....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческой студии «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

    Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапа...

    Программа творческой мастерской "Народная кукла"

    Школьный летний лагерь с дневным пребыванием детей 2013 г....

    Программа "Творческая мастерская"

    Данная программа расчитана на детей в возрасте 8-15 лет, состоит из двух циклов (модульное оригами и квиллинг)....

    Программа "Творческая мастерская"

    Программа «Творческая мастерская»  помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общ...

    Занятие по программе "Творческая мастерская" "Изготовление тряпичной куклы "Желанница"

    Данное занятие является одним из цикла занятий по изготовлению русской тряпичной куклы.Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, технологией изготовления куклы «Желанница»....

    Рабочая программа «Творческая мастерская» 2 класс

    Актуальность программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:быть мыслящими, инициативными, самос...