Программа "Творческая мастерская"
календарно-тематическое планирование на тему

Прищепа Вера Михайловна

Данная программа расчитана на детей в возрасте 8-15 лет, состоит из двух циклов (модульное оригами и квиллинг).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tvorcheskaya_masterskaya.rar39.4 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное  бюджетное образовательное учреждение «Романовский      специальный(коррекционный) детский дом  для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Рассмотрено                       Согласовано                              Утверждаю

на заседании МО                           зам. директора по УВР                           директор детского дома

протокол №_____                           ___________ Клеер Т.М.                        ___________  Зель Г.И.

«___»_________20__г                    «___»________20__г                              «___»________20__г                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                   

                                                                                                          

                               Программа                                                      

               «Творческая мастерская»

                                  Возраст  учащихся  8-15 лет

                         Срок реализации   программы   2 года

Автор:

Прищепа

                                                                                                                                        Вера Михайловна

                                                                                                                                          педагог I категории

        

        с. Романово, 2011год

У детей с ограниченными возможностями здоровья свой Мир, но развиваются они по тем же закономерностям, что и другие ребята. Это относится как к развитию познавательной деятельности, так и к эмоционально-волевой сфере и к моторике детей в целом.  В условиях специально организованного обучения и воспитания у детей накапливается определённый жизненный опыт, эмоционально-эстетические впечатления, которые стимулируют ребят заниматься творчеством.

Особенности психофизического развития таких детей затрудняют вхождение их в социум, так как  социальная среда высокоорганизованная, имеет сложную структуру и многоуровневые функциональные связи.

В норме социальная адаптация у детей происходит по подражанию, влиянию различной информации, которую они самостоятельно усваивают, принимают к сведению и  используют. Ребёнок, ограниченный в интеллектуальном развитии  в силу первичного дефекта, не в состоянии сам её освоить. По сути, он лишён основы самостоятельного, сколько-нибудь благополучного существования в сложном современном мире.

Социальная адаптация ребёнка с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому такого ребёнка нужно специально обучать тому, что обычный ребёнок усваивает,  не задумываясь, с лёгкостью, то есть всему, что для него будет жизненно необходимым. Как и для  любого человека, это будут знания и умения, приобретенные в области быта, труда и досуга. В основе социального благополучия  любого человека лежит его успешность в труде, самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время.

Программа «Творческая мастерская»  помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.

Программа рассчитана на два года и включает следующие разделы:  оригами (классическое оригами, кусудама, модульное оригами) и квиллинг.

Оригами. Этот вид искусства прибыл к нам из Японии.

Российские мастера и пропагандисты оригами - Юрий и Екатерина Шумаковы, по профессии психологи, открыли, что оригами не только интересное развлечение, но и полезное занятие, в процессе которого происходит естественный массаж кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность движений пальцев как правой, так и левой руки. Это уникальное средство для развития тонкой моторики и повышения чувствительности пальцев. Активная работа обеих рук влечёт за собой повышение активности полушарий головного мозга и развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение.

Занятия оригами способствуют развитию пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти, фантазии и творческого мышления. Оригами во всем мире становится популярным семейным развлечением. Совместное изготовление бумажных фигурок приносит радость взрослым и детям, способствует лучшему взаимопониманию и миру в семье. Игрушки из цветной бумаги - это хорошие праздничные украшения и подарки.

Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга - это позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.

Одним из наиболее часто встречающихся объектов является кусудама — объёмное тело шарообразной формы, собранное из бумажных цветов. Основой кусудамы, как правило, является какой-либо правильный многогранник. Сейчас кусудамой иногда называют любой объект модульного оригами шарообразной формы.

Квиллинг – это простой и очень красивый вид ремесла, не требующий больших затрат. Обучение квиллингу  детей с недостатками в развитии  является  актуальным в современных условиях  и способствует совершенствованию возможностей сохранных и нарушенных анализаторов, овладению рациональными приемами их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному труду.

Приемы работы в данных техниках очень просты и доступны для понимания детям с ограниченными возможностями здоровья. Они экономичны во времени, не дорогие в материальном плане,  высокохудожественны, актуальны и красочны для современного интерьера. Работы в данных техниках являются хорошим сувениром, подарком и дополнительным заработком. Оригами и квиллинг – увлекательное занятие для детей и взрослых с эффектным результатом работы.

 Данные техники являются современными направлениями декоративно–прикладного искусства и наделены множеством практичных функций для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оригами и квиллинг имеют ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно – прикладного искусства, таких как:

- относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага, белая офисная бумага, гофрированный картон, цветной картон,  клей ПВА);

- легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинг (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);

- легко доступные для усвоения приемы работы, развивающие мелкую моторику;

- большая возможность для самовыражения и проявления творческих способностей;

- изделия в данных  техниках высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере.

Занятия творчеством формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у детей развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и воспитателем.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей с ограниченными возможностями в развитии, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа построена “от простого к сложному», предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).    Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.                              

Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

     Цель программы - научить различным приёмам в работе с бумагой и технике выполнения изделий, стимулировать творческую деятельность  детей, организация досуговой деятельности.

     Задачи программы:

Развивающие:

•        Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

•        Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

•        Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

•        Развивать пространственное воображение.

Образовательные:

•        Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами оригами и квиллинга.

•        Обучать различным приемам работы с бумагой.

•        Формировать умения следовать устным инструкциям.

•        Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

•        Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

•        Создавать композиции с  выполненными изделиями.

Воспитательные:

•         Воспитывать интерес к искусству.

•        Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

•         Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

•        Воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

•         доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

•         наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

•         демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

•         научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

•         “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении  творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения ими содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Творческая мастерская”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий)

Программа “Творческая мастерская” рассчитана на 2 года. Годовой курс программы рассчитан на 55 часов (2 часа в неделю (октябрь-апрель)). Группа формируется из детей в возрасте от 8-15 лет.

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

•  исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

• индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных    

  форм работы;

• групповой – организация работы в группах;

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;

• и другие.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения  по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы;

– научатся следовать устным инструкциям; создавать изделия;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в данной технике;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством оригами;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Виды и формы контроля ЗУН воспитанников.

Входной контроль – собеседование, анкетирование.

Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, контрольные задания, тестирование.

Периодический – проверяет степень усвоения материала за длительный период: материал по разделу.

Итоговый  – основная форма подведения итогов обучения; участие в выставках, конкурсах, а так же выполнение итогового творческого проекта в конце учебного года.

Формы подведения итогов реализации программы.

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ обучающихся.

• Участие в конкурсах детского прикладного и технического творчества.

Материально-техническое обеспечение.

Материалы:

- бумага офисная цветная марки “Color”, бумага офисная белая, картон белый и цветной, гофрированный картон, цветные блоки для записей (форма квадрат), клей (наилучшим является клей ПВА) и дополнительные материалы для оформления композиций.

Инструменты:

 - ножницы, карандаши, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка, канцелярский нож.

 Дидактический материал:

  •         Использование учебных пособий и книг
  •         Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом, образцы изделий и узоров.
  •         Творческие работы и презентации

                                   Учебно-тематический план

Первый год обучения. Оригами (классическое, модульное оригами, кусудама).

№П/П

        ТЕМА

   ТЕОРИЯ

  ПРАКТИКА

     ВСЕГО

1        1

Вводное занятие

         1

       

       1

2

Виды бумаги и картона

         1

       1

3

Основы  композиции

         0.5

          0.5

       1

4

Классическое оригами “Кошка с котятами”

     

            3

       3

5

Модульное оригами. Просмотр работ в этой технике. Базовые формы.

            1

       1

6

Коллективная работа “Ёлочка”

            7

       7

7

Коллективная работа “Снеговик”

            7

       7

8

Коллективная работа “Ягодки”

            6

       6

9

Подготовка к участию в конкурсе, посвященному Светлой Пасхе. “Пасхальное яйцо”  “Цыпленок”

            6

       6

10

Подготовка к конкурсу “Пожарная ярмарка” КТД “Заяц-пожарный” “Телефон”

          10

       10

11

Кусудамы -японские шарики. Базовые формы.

        0.5

          0.5

       1

12

Кусудама “Лилия”, “Ананас”, “Супершар”

        0.5  

          5.5

       6

13

Кусудама “Дерево счастья”

         

            4

       4

14

Отчетная выставка

        1

       1

Итого

        4.5

        50.5          

       55

Второй год обучения. Квиллинг.

№П/П

              ТЕМА  

                                                     

   ТЕОРИЯ

  ПРАКТИКА

       ВСЕГО

1

Вводное занятие. Материал – бумага.

             1

             1

             2

2

Конструирование.

             1

             2

             3

3

Роллы (основные формы квиллинга).

             1

             4

             5

4

Изготовление цветов в технике квиллинг.

             1

             6

             7

5

Объемный квиллинг. Изготовление животных и насекомых. Базовые формы.

             1

             7

             8

6

Гофрированный картон. Создание фигурок

             1

             4

             5

7

Выполнение поздравительных открыток

             1

             2

             3

8

Фоторамки. Декорирование фоторамок.

             3

             3

9

Украшения и сувениры.

         0.5

          1.5

             2

10

КТД «Композиции из цветов»

             8

             8

11

Творческий проект на конкурс «Пожарная ярмарка»

             8     

             8

12

Итоговое занятие. Оформление выставки и альбома детских работ.

             1

             1

Итого

          7,5

       47,5

           55

Литература:

1.          Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома» - М.: АРТ, 2005г.

2.        Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань» 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008г.

3.        Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек». - Изд.: « Мой мир», 2008г.

4.        Зайцева А. «Искусство квиллинга». – Изд.: Эксмо – Пресс, 2009г

5.          Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка». – Я.: Академия развития, 1997г.

6.         Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент». -  Изд.: «Ниола -Пресс», Москва 2008г

Интернет-ресурсы:

1.        http://www/master-klassy.ru – раздел «кусудама»

2.        http://www.mastera-rukodeliya.ru – мастер классы по оригами и квиллингу

3.        http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «оригами» и «квиллинг»  на сайте «Страна мастеров»

4.          http://samodelki-podelki.narod.ru/ -раздел оригами и квиллинг

                                          Содержание программы

Первый год обучения (2011 – 2012гг). Оригами.

Тема 1. Вводное занятие (1ч-теория). История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места.

Тема 2. Виды бумаги и картона (1ч-теория).Офисная бумага белая и цветная, гофробумага, гофрокартон, глянцевый картон, цветная бумага.

Тема 3. Основы композиции (0,5ч-теория, 0,5ч-практика). Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.

Тема 4. Классическое оригами (3ч-практика). Базовая форма – квадрат. Знакомство с диагональю. Складывание фигур по схеме. Оформление панно «Кошка с котятами».

Тема 5. Модульное оригами (1ч-практика). Просмотр работ в этой технике. Складывание базовой формы (презентация).

Тема 6. Коллективная работа «Ёлочка» (7ч-практика). Изготовление необходимого количества модулей. Сборка по схеме.

Тема 7. Коллективная работа «Снеговик» (7ч-практика). Изготовление необходимого количества модулей. Сборка по схеме. Оформление композиции «Новогодняя сказка».

Тема 8. Коллективная работа «Ягодки» (6ч-практика). Изготовление необходимого количества модулей. Сборка. Оформление панно «Ягодки - вкусняшки».

Тема 9. Подготовка к участию в конкурсе, посвященному Светлой Пасхе (6ч-практика). Знакомство с положением конкурса. Зарисовка эскизов. Изготовление необходимого количества модулей. Сборка «Пасхальное яйцо», «Цыпленок».

Тема 10. Подготовка к конкурсу «Пожарная ярмарка» (10ч-практика). Знакомство с положением конкурса. Подготовка необходимого материала. Коллективное творческое дело «Заяц – пожарный», «Телефон».

Тема 11. Кусудамы – японские шарики (0,5ч-теория, 0,5ч-практика). Просмотр работ в этой технике. Базовые формы.

Тема 12. Кусудама  «Лилия», «Супершар», «Ананас» (0,5ч-теория, 5,5ч-практика). Просмотр работ. Подготовка необходимого количества модулей. Сборка.

Тема 13. Кусудама «Дерево счастья» (4ч-практика). Изготовление необходимого количества модулей. Сборка и оформление работы.

Тема 14. Отчетная выставка (1ч). Оформление выставки и фотоальбома работ.

Второй год обучения (2012-2013гг). Квиллинг.

Тема 1. Вводное занятие (1ч-теория, 1ч-практика). Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, организацией рабочего места. Как родилась бумага, разнообразие бумаги и ее виды, волшебные свойства бумаги. История возникновения техники квиллинг.

Тема 2. Конструирование (1ч-теория, 2ч-практика). Вырезание различных полос для квиллинга. Разметка. Основные правила работы.

Тема 3. Роллы (1ч-теория, 4ч-практика). Основные формы «капля», «треугольник», «полукруг», «лист», «месяц», «завитушки», «спираль», «звезда». Эскиз, составление эскизов. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

Тема 4. Изготовление цветов в технике квиллинг (1ч-теория, 6ч-практика). Виды цветов. Техника изготовления простых и сложных цветов. Изготовление бахромчатых цветов. Способы и правила составления композиции. Составление композиций из форм.

Тема 5. Объемный квиллинг (1ч-теория, 7ч-практика). Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг. Базовые формы: плотные, чашеобразные, конические, кольцевые витки, трубки, усики. Коллективная работа панно «Зоопарк».

Тема 6. Гофрированный картон (1ч-теория, 4ч-практика). Свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных, людей и птиц из гофрированного картона.

Тема 7. Выполнение поздравительных открыток (1ч-теория, 2ч-практика). Из истории открыток. Функции, содержание и форма открыток. Виды открыток (поздравительные, пригласительные, видовые, информационные). Материалы, применяемые для изготовления открыток. Зарисовка эскизов. Изготовление открыток.

Тема 8. Фоторамки (3ч-практика). Приемы декорирования фото рамок (презентация). Правила оформления. Зарисовка эскиза. Изготовление элементов для фоторамки. Составление композиции.

Тема 9. Украшения и сувениры (0,5ч-теория, 1,5ч-практика). Из истории украшений и сувениров. Изготовление кулона. Самостоятельная работа «Шкатулка».

Тема 10. КТД «Композиции из цветов» (8ч-практика). Зарисовка эскизов пасхальных яиц, панно из цветов. Изготовление базовых форм. Составление композиций.

Тема 11. Творческий проект на конкурс «Пожарная ярмарка» (8ч-практика). Ознакомление с положением о конкурсе. Зарисовка эскизов. Изготовление базовых форм. Оформление панно.

Тема 12. Итоговое занятие (1ч). Оформление выставки и альбома детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...

Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".

Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской  деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...

Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет

Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...