Методическая разработка раздела программы "Макраме"
учебно-методический материал

Ольга Алексеевна Шаронова

Методическая разработка раздела "Техника "Кавандоли" первого года обучения содержит разработку занятия по разделу, описание местоположения в структуре программы, рекомендуемую литературу. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования художественной направленности, а также может быть использован аттестующимися педагогами для создания аналогичной методической разработки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Выксунского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского технического творчества

Методическая разработка раздела

 «Техника «Кавандоли» первого года обучения

 учебной программы «Макраме»

для детей 10-15 лет

Автор:

педагог дополнительного образования

 второй квалификационной категории

Шаронова Ольга Алексеевна

г.Выкса

2010г.

1.Пояснительная записка

Дополнительное образование детей- сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. По своей сути, оно призвано помочь социализации и развитию творческого потенциала детей и подростков. Наиболее полно эти задачи позволяет выполнить декоративно-прикладное творчество.

  Декоративно-прикладное искусство- творчество разных народов, веками не теряющее своих традиций, является одним из проявлений национальной культуры.

   Изготовление поделок, оформление жилища издавна считалось важным и нужным делом. В наше время, когда в обществе сильны тенденции к интеграции и стиранию межнациональных различий, но всё больше ценится сильная личность с креативным мышлением, наметился новый виток в развитии различных видов декоративно-прикладного искусства.

  Макраме является одним из древнейших направлений этого вида искусства. Эта очень старинная техника снова вошла в моду. Сегодня это настенные декоративные ковры и коврики, корзинки, элементы одежды, аксессуары, игрушки, панно и т.д.Занятия плетением являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях макраме формируются, в частности, такие качества как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, честность.

 Занятия в объединении по данной программе позволяют учащимся приобрести знания, специфические для области различных видов плетения, навыки в технике макраме. Система построения занятий предполагает прохождение ребёнком пути от простого повторения простейших изделий до создания авторского изделия, которое несёт в себе отпечаток творческих идей и оригинальное исполнение. Работа по плетению совершенствует мелкую моторику рук, оказывает положительное влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, развивает эстетический вкус и творческую активность. На третьем году обучения акцент на поиск творческих решений максимально усиливается. Это позволяет раскрыться творческому потенциалу каждого ребёнка, увеличить возможности социализации, благодаря включению обучающихся в работу над групповым проектом в группах сменного состава.

  Обучение в объединении основано на принципах личностно-ориентированного обучения детей и педагогики развития, в центре внимания которых- личность ребёнка, реализующего свои возможности. Программа предусматривает  индивидуализированный подход, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка. Также данная программа позволяет реализовать задачи развития посредством макраме и имеет потенциальные возможности для развития креативного мышления и компетенций, наиболее востребованных на рынке труда.

Особенности программы.

Программа рассчитана на три года обучения.  Возраст учащихся 10-15 лет. Группы комплектуются с учётом возрастных особенностей детей. В программу включено изучение как традиционных, так и альтернативных техник макраме, их различных сочетаний,  а также предусмотрено ознакомление с актуальными современными тенденциями развития плетения. Исходя из имеющегося материала, при изучении любого раздела программы педагог может предлагать детям альтернативные задания с учётом их индивидуальных психолого-педагогических особенностей и предпочтений.

Построение программы – концентрическое. Это позволяет ориентироваться на развитие детей, склонных к решению творческих заданий. У педагога появляется возможность для максимальной индивидуализации процесса обучения. Кроме того, такое построение программы сохраняет возможность создания индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.  

Всего предполагается три концентра, что соответствует требованиям современной действительности. Внутри концентра и между ними предполагается путь от простого к сложному.  Первый год обучения составляет 144 учебных часа, что составляет 4 учебных часа в неделю. Первый год обучения нацелен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний  о простейших узлах и техниках исполнения при изготовлении украшений, элементов украшения интерьера, сувениров.

  Второй год и третий год обучения составляет 216 часов-6 часов в неделю. В рамках последних изменений САНпин, на втором и третьем году обучения предполагается проведение одного 2-хчасового занятия в выходной день. Развивая свои способности, используя приобретённые умения и навыки, обучающиеся второго года обучения изготавливают более объёмные и сложные по технике исполнения изделия. На третьем году обучения сложность работ несколько увеличивается в первых 2-х третях учебного времени. Заключительная треть учебного времени отводится на работу над индивидуальным творческим проектом, где обучающиеся сами выбирают тематику работы, её размеры, объём, сложность исполнения, превалирующую технику.

   Лучшие и коллективные работы демонстрируются в итоговых и промежуточных выставках.

Благодаря такой структуре, один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причём содержание постепенно усложняется и расширяется за счёт обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для  развития индивидуальных творческих возможностей обучающихся.

Самый большой запас обучающих и развивающих возможностей заложен в раздел  «Техника «Кавандоли»». Он позволяет осуществлять вариативность изготавливаемых работ, опираясь лишь на индивидуальную особенность выполнения узлов. В зависимости от творческого и личностного потенциала и опыта обучающихся, предлагаемые им  работы могут быть дополнены, видоизменены, переработаны по форме, содержанию эскиза, размеру, цвету, назначению, применяемому материалу. Главная особенность данного раздела, что обеспечивает его принятие у всех детей,- все изделия неповторимые и оригинальные, а также имеют цветность, что добавляет им дополнительной привлекательности. Особенности полотна, выполняемого  в данной  технике, позволяют применять его в изделиях различного назначения, что заставляет обучающихся  включаться в хозяйственную деятельность, и, возможно, знакомиться с социальным заказом  на свои работы. Потенциально данный раздел имеет огромные возможности для работы с литературой, изучения культурного наследия, ознакомления с другими видами декоративно-прикладного творчества, совершенствования пользовательских навыков работы с ПК.

На данный раздел отводится 24 часа, или 12 двухчасовых занятий, включая 6 часов на изучение теории. Причём, теоретические сведения желательно распределить на все занятия.

 

 

 

2.Цели и задачи раздела

Исходя из особенностей структуры программы, используемых педагогических методов и форм организации занятий, целью раздела «Техника «Кавандоли» является:

   Обучение детей основам двухцветного узелкового гобеленового плетения, на основе чередования вертикальных и горизонтальных репсовых узлов (техника «Кавандоли»).

Задачи раздела:

  1. Ознакомить с историей техники «Кавандоли» и её возможностями, а также с современными тенденциями развития.
  2. Формировать знания об особенностях применяемых материалов по физико-механическим свойствам и основам психо-физического восприятия основных и вспомогательных цветов.
  3. Формировать творческое отношение к выполняемой работе.  
  4. Развивать навыки выполнения репсовых  узлов.
  5. Научить составлять и подготавливать схему для работы в технике «Кавандоли».
  6. Научить определять диаметр нитей, производить расчёт по схеме необходимой длины и диаметра нитей, их количества, с учётом их физико-механических свойств; производить  предварительную подготовку материала.
  7. Формировать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, бережливость.
  8.  Дать представление о применении ПК и интернет-ресурсов к созданию эскизов и разработке схем для узелкового гобеленового плетения.
  9. Обучить приёмам самоконтроля, взаимоконтроля при выполнении полотна репсовым узлом.
  10. Ознакомление с традициями и развитием узелкового письма и отражением особенностей его  выполнения в плетении «Кавандоли».
  11. Способствовать развитию творческого воображения обучающихся в процессе разработки концепции и схемы рисунка будущей работы.
  12. Формирование навыков исследования социального заказа общества.

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями

Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что обучающийся должен быть готов не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективно нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.

После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л. В. Выготский отмечал, что «творчество- норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки. Педагог помогает обучающимся подобрать материалы, сюжет для работы, выполнить схему, помочь найти и исправить ошибки. Настраивает на конечный результат, при необходимости подбодрит, поддержит, посоветует  варианты оформления работы.

Организация творческой деятельности обучающихся позволяет педагогу увидеть характер в воспитаннике, выявить движение души и найти индивидуальный подход к нему с учетом возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном  роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.

 Задача педагога  заинтересовать обучающихся, разбудить их фантазию, интуицию, логику, мышление, добиваться состояния вдохновения, создать «ситуацию успеха» как  условие для успешной деятельности ребенка, формирования его личности, позитивно оценивая любые детские достижения.

В подростковом возрасте завершается формирование мышления. В эти годы мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Интеллект становится речевым, а речь интеллектуализированной. Возникает полноценное теоретическое мышление. Приобретают окончательные формы умственные действия и операции с понятиями, опирающиеся на логику рассуждений и отличающее словесно- логическое, абстрактное мышление от наглядно-действенного и наглядно-образного.  Поэтому для воспитанников среднего (в некоторых случаях- старшего) школьного возраста не рекомендуется давать чётких и однозначных понятий, определений и т. п. Лучше будет, если каждый обучающийся подойдёт к формированию понятий, обозначений самостоятельно. Одним из перспективных направлений интеллектуального развития  в этот возрастной период является становление внутреннего плана действий. Помочь этому педагог может, предусмотрев специальные занятия по проектированию заданных или определяемых свойств будущей работы (гобелена, сувенира и т.д.), направленные на то, чтобы одни и те же действия совершались не с реальными, а с воображаемыми предметами. Нужно стремиться приучить детей придерживаться правила: пока работа  до конца не продумана в уме, пока не составлен план действий и пока он не выверен на логичность, к практическому решению не приступать. Однако следует педагогу помнить, что проработка внутреннего плана действий не может происходить без формирования речевого и понятийного аппарата.  Поэтому во время демонстрации готовых работ, схем, образцов, идей и концепций нужно не только педагогу проговаривать основные понятия, обращать внимание на ошибки, давать оценку конечному результату, но и вовлекать в обсуждение детей, поощряя их активность, наблюдательность, поиск решений, стремление к успеху.

 Если воспитаннику удается добиться успеха во время обучения, то он имеет все шансы добиться успеха в жизни. 

4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы

По итогам обучения по данному разделу обучающиеся должны:

Знать:

  • Технологию выполнения двухцветного «кавандоли»;
  • Историю техники «Кавандоли» и её возможности, а также современные тенденции развития;
  •  Основные и дополнительные материалы, применяемые для работы в данной технике, их основные свойства, степень применимости;
  • Особенности применяемой цветовой гаммы;
  • Приёмы расчёта количества, длины и диаметра нитей;
  • Различные приёмы начала и окончания работы, в зависимости от её функционального назначения;
  • Приёмы исправления недостатков плетеного полотна;
  • Приёмы контроля выполняемой работы;
  • Основные характеристики и свойства полотна, выполненного репсовыми узлами, факторы, влияющие на изменение его качества;

Уметь:

  • Рассчитывать и подготавливать к работе необходимый материал;
  • Добавлять нити в узор при необходимости;
  • Разрабатывать и подготавливать концепцию, эскиз и рабочую схему;
  • Проводить элементарные исследования социального заказа на  работу в технике "Кавандоли»;
  • Различать узлы в готовом полотне;
  • Качественно выполнять плетение в технике «Кавандоли»;
  • Владеть различными приёмами начала  и окончания работы в технике «Кавандоли»;
  • Выполнять изделия в технике «Кавандоли»;
  • Подготавливать схему, заимствованную из различной литературы, для техники «Кавандоли»;
  • Пользоваться различной литературой и Интернет-ресурсами для работы в технике «Кавандоли»;

5. Обоснование используемых в  образовательном процессе образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого обучающегося, с  учётом их психолого-возрастных особенностей, области их интересов, уровня интеллектуального и творческого развития. При этом используются различные педагогические методы, формы и приёмы организации занятий с обязательным деятельностным подходом. Выполнение операций, отработка навыков в группе обучающихся проходят неравномерно: кто-то уже выполнил задание и при том качественно, то есть готов к усвоению дальнейших знаний и отработке навыков, а другим на отработку одного навыка требуется многократное повторение с индивидуальным показом, демонстрацией и внешним контролем. Поэтому, обучение постепенно становится всё более и более индивидуализированным. Так как специфика данной техники накладывает определённые требования к обучению (ровное орнаментированное полотно удаётся получить только многократно исправляя ошибки и недочёты, выполняя порой рутинную работу, а также необходимость учёта множества факторов при разработке и выполнении работы), то по форме занятия могут быть только традиционные - комбинированное, интегрированное, практическое. Главное, чтобы занятие было интересным для обучающихся, давало простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях. Проводя работу по освоению раздела, педагог неоднократно применяет методы демонстрации, показа ,сочетая их со словесными методами. Цель такой работы- активизировать развитие речевого аппарата, внутреннего плана действий, самоконтроля. Также это позволяет задействовать не только интеллектуальное мышление, но и, при его несформированности, наглядно-действенное, и абстрактно-логическое. Достаточно большой временной отрезок отводится на практические методы и работу с литературой, это позволяет на должном уровне отработать навыки выполнения и чередования вертикальных и горизонтальных репсовых узлов. При таком подходе достаточно высок уровень освоения раздела.

6. Система знаний и система деятельности

 Система знаний по разделу включает в себя овладение рядом понятий, которые являются продуктом других дисциплин: экономики, социологии, обществознания.

Работа по разделу затрагивает знания из области истории, маркетинга, математики.

Система деятельности включает развитие критического, аналитического, теоретического и  творческого  мышления  (гибкость, беглость, оригинальность, точность). Опору на умение ставить цель и определять как самостоятельно, так и коллективно, пути её достижения.

Преобразующая деятельность направлена на освоение способов  действия в ситуации неопределенности, способов самоопределения, способов  поиска новых путей решения проблем, конструирование   и  моделирование решений по выполнению социального заказа.

          Общеучебная деятельность включает  методы организации рабочего места, способы поиска информации, работу с литературой (изучение способов описания методов выполнения, анализ описания работы, соотнесение его со схемой, рисунком, чертежом, или эскизом),   конспектирование,   подготовка сообщений по теме; развитие навыков общения таких  как   способы слушать, задавать вопросы, методы взаимообучения  - организация работы в группе, взаимооценка.

Система деятельности по разделу включает такие формы самоорганизующей  деятельности, как       планирование,  самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция,  формы осознания своего продвижения в  овладении материалом «принёс пользу», «догадался», «помог товарищу».

Учебно-тематический план

№п\п

Тема занятий

Теория ( час)

Практика (час)

Всего часов

1

Знакомство с техникой «Кавандоли». Принцип плетения двухцветного полотна репсовыми узлами.

1,5

0,5

2

2

Выполнение эскиза узора, его проработка и составление схемы.

1

1

2

3

Работа по схеме.

0,5.

1,5

2

4

Основы подготовки концепции работы и материала.

0,75

1,5

2

5

Приёмы начала работы, добавления нитей и завершения работы.

0,75

1,5

2

6

Двухцветное плетение в технике «Кавандоли» с равномерным чередованием вертикальных и горизонтальных репсовых узлов.

1

7

8

7

Применение традиционной техники к зачину и\или окончанию работ в технике «Кавандоли».

0,5

4

6

Всего часов:

6

18

24

Содержание раздела «Техника «Кавандоли»

Тема занятия

Теория

Практика

1

Знакомство с техникой «Кавандоли». Принцип плетения двухцветного полотна репсовыми узлами.(2часа)

История появления техники «Кавандоли».  Узелковое письмо как прототип письменности.

Принципы выполнения двухцветного полотна репсовыми узлами. Показ готовых работ и образцов выполнения.

Свойства готового полотна. Тенденции развития и область применения данной техники. Свойства исходного материала и их влияние на качество готового полотна.

Выполнение образцов плетения двухцветного полотна репсовыми узлами из нитей 3-4мм, из нитей разного диаметра-2мм и 4мм

2

Выполнение эскиза узора, его проработка и составление схемы.(2 часа)

Эскиз для работы в данной технике. Составление схемы на10 нитей основы. Применение ПК для составления схемы плетения.

Проведение расчёта нитей по образцу и по схеме.

Выбор (создание) эскиза буквы, символа 10*10.

3

Работа по схеме.(2 часа)

Подготовка материала к работе. Порядок работы по схеме.

Выполнение образца по схеме в ч\б варианте.

4

Основы подготовки концепции работы и материала.(2 часа)

Цвета, применяемые в технике «Кавандоли». Характеристика восприятия формы и цвета. Методы исследования социального заказа (интервью с представителем возрастной группы, изучение предложения магазинов, изучение каталогов одежды и аксессуаров). Учёт свойств материала в работе. Проработка схемы узора в зависимости от свойств применяемых материалов. Подготовка материала  с учётом его свойств и концепции изделия. Расчет длины нитей.

Составление описания будущей работы по физико-механическим свойствам, функциональному назначению, цветовому решению, по габаритам. Исследование свойств материала: на разрыв, на эластичность, на сохранение цвета и диаметра, на горение. Подготовка материала к работе. Составление рабочей схемы.

5

Приёмы начала работы, добавления нитей и завершения работы.( 2 часа)

Приёмы начала работы. Приемы укорачивания нитей. Добавление нитей в различных местах полотна. Обработка изнаночной стороны при добавлении нитей. Приёмы окончания работы: «Бахрома», подбор в кисть, отделка бусинами или другой фурнитурой, «чистый край», «утолщённый нижний край».

Выполнение образцов различного зачина, окончания работы. Начало работы над закладкой с узором «шахматка»  (или с другим чередующимся узором) или чехлом.

6

Двухцветное плетение в технике «Кавандоли» с равномерным чередованием вертикальных и горизонтальных репсовых узлов.(8 часов)

Работа по схеме и концепции. Приёмы исправления недостатков в работе и материале. Приёмы контроля качества выполняемого полотна.

Выполнение полотна постоянной плотности с равномерным чередованием вертикальных и горизонтальных репсовых узлов по заданному размеру (закладка с узором «шахматка»  (или с другим чередующимся узором) или чехол).

7

Применение традиционной техники к зачину и\или окончанию работ в технике «Кавандоли».(6 часов)

Приёмы включения техники «Кавандоли» в работу, выполняемую традиционным макраме. Составление схемы с неравномерным распределением вертикальных и горизонтальных репсовых узлов. Способы определения диаметра нитей. Расчет длины и количества нитей. Особенности выполнения узора по схеме с крупным цветовым пятном. Способы окончания работы в зависимости от функционального назначения.

Выполнение работы от элемента в традиционной технике с крупным цветовым пятном и её завершение элементами традиционного макраме - кулоны «валентинка» или «знак зодиака».


7. Поурочное планирование по разделу

Тема занятия

Форма

Цели и задачи

Методы и приёмы

Дидактический и методический материал

Техническое оснащение

Форма подведения

итогов

1

Знакомство с техникой «Кавандоли». Принцип плетения двухцветного полотна репсовыми узлами.(2часа)

Комбинированное занятие

Ознакомить с историей техники «Кавандоли» и её возможностями, а также с современными тенденциями развития.

Развивать навыки выполнения репсовых  узлов.

Ознакомление с традициями и развитием узелкового письма и отражением особенностей его  выполнения в плетении «Кавандоли».

Рассказ, демонстрация, обсуждение, показ, самостоятельная работа.

Альбом с образцами выполнения схем техники «Кавандоли»,

фотографии работ на СД,

готовые работы в технике «Кавандоли», или с элементами, выполненными в данной технике. Схема выполнения вертикального и горизонтального репсового узлов.

Муз.центр, кассеты с музыкой;

Проектор, экран, , ПК, с программным обеспечением для  просмотра фотографий

Опрос, оценка педагога,

Демонстрация

 и сравнение выполненных

 образцов.  

2

Выполнение эскиза узора, его проработка и составление схемы.(2 часа)

Комбинированное занятие

Формировать творческое отношение к выполняемой работе.

Дать представление о применении ПК и интернет-ресурсов к созданию эскизов и разработке схем для узелкового гобеленового плетения.

Научить составлять и подготавливать схему для работы в технике «Кавандоли».

Показ, сравнение, индивидуальная работа, самостоятельная работа

Готовые эскизы, схемы; схемы норвежских  узоров для вязания; схемы для вышивки крестом

Муз.центр, кассеты с музыкой;

ПК

Демонстрация эскизов и рабочих схем.

3

Работа по схеме.(2 часа)

Занятие – практикум.

Формировать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, бережливость.

Обучить приёмам самоконтроля, взаимоконтроля при выполнении полотна репсовым узлом.

Развивать навыки выполнения репсовых  узлов.

Практическая  самостоятельная работа

Рабочие схемы с преобладанием горизонтального репсового узла

Муз.центр, кассеты с музыкой;

Оценка педагога, самооценка

4

Основы подготовки концепции работы и материала.(2 часа)

Самостоятельная работа.

Способствовать развитию творческого воображения обучающихся в процессе разработки концепции и схемы рисунка будущей работы.

Формирование навыков исследования социального заказа общества.

Формировать знания об особенностях применяемых материалов по физико-механическим свойствам и основам психо-физического восприятия основных и вспомогательных цветов.

Научить определять диаметр нитей, производить расчёт по схеме необходимой длины и диаметра нитей, их количества, с учётом их физико-механических свойств; производить  предварительную подготовку материала.

Рассказ, обсуждение, сравнение и анализ, показ, самостоятельная работа.

Образцы материалов, с различными физико-механическими свойствами;

Образцы полотна, выполненного репсовыми узлами, в различном сочетании материала;

Описание рабочих концепций готовых работ.

Муз.центр, кассеты с музыкой;

Проектор, экран, ПК

Коллективное обсуждение

5

Приёмы начала работы, добавления нитей и завершения работы.(2 часа)

Комбинированное занятие.

Формировать творческое отношение к выполняемой работе.

Развивать навыки выполнения основных узлов и приёмов традиционного плетения.

Формировать знания об особенностях применяемых материалов по физико-механическим свойствам.

Беседа, показ, сравнение, индивидуальная работа.

Образцы готовых  работ, иллюстрирующих различные приёмы начала и окончания работы;

Схемы добавления нитей.

Муз.центр, кассеты с музыкой;

Опрос, взаимный контроль качества выполнения  

6

Двухцветное плетение в технике «Кавандоли» с равномерным чередованием вертикальных и горизонтальных репсовых узлов.(8 часов)

Комбинированное занятие.

Занятие – практикум.

Развивать навыки выполнения репсовых  узлов.

Формировать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, бережливость.

Обучить приёмам самоконтроля, взаимоконтроля при выполнении полотна репсовым узлом.

Обсуждение, самостоятельная работа, работа с литературой.

Образцы и фотографии готовых работ в стиле «шахматки»;

Карточки с описанием работы; готовые схемы для «шахматки»; специальная литература.

Муз.центр, кассеты с музыкой;

Самоконтроль выполнения, взаимоконтроль, контроль педагогом качества выполнения, мини-вставка готовых работ, коллективное обсудение.

7

Применение традиционной техники к зачину и\или окончанию работ в технике «Кавандоли».(6 часов)

Комбинированное занятие. Практическая работа.

Способствовать развитию творческого воображения обучающихся в процессе разработки концепции и схемы рисунка будущей работы.

Формирование навыков исследования социального заказа общества.

Научить определять диаметр нитей, производить расчёт по схеме необходимой длины и диаметра нитей, их количества, с учётом их физико-механических свойств; производить  предварительную подготовку материала.

Беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа.

Образцы готовых  работ, иллюстрирующих различные приёмы начала и окончания работы;

Схемы «знаки зодиака», «валентинка»;

Рисунки простых фигур, символов и других элементов, применимых  для композиционных решений

Схемы выполнения узлов и узоров традиционного макраме.

Муз.центр, кассеты с музыкой;

Проектор, экран, ПК

Демонстрация готовых работ,  коллективное обсуждение, оценка педагога


8. Разработка занятия

Тема: Знакомство с техникой «Кавандоли». Принцип плетения двухцветного полотна репсовыми узлами.

Задачи:

  • Ознакомить с историей техники «Кавандоли» и её возможностями, а также с современными тенденциями развития.
  • Развивать навыки выполнения репсовых  узлов.
  • Ознакомить с традициями и развитием узелкового письма и отражением особенностей его  выполнения в плетении «Кавандоли».

Оборудование: Альбом с образцами выполнения схем техники «Кавандоли»,

фотографии работ на СД, готовые работы в технике «Кавандоли», или с элементами, выполненными в данной технике. Схема выполнения вертикального и горизонтального репсового узлов. Образцы нитей, применяемых для работ в данной технике (Нить капроновая, обувная различных цветов и разного диаметра; нить кручёная рыболовная; «ирис»  и «фиалка»  разных цветов; нити  х/б для ручного вязания разного диаметра; акрил; остатки полиамидного шнура бельевого без сердечника плоского и круглого в сечении разных цветов и диаметром 2-4мм, длиной не менее 1м;  ). Рабочие подушки, предпочтительнее из пенопласта. Швейные булавки с декоративной головкой. Ножницы. Спички.

Ход занятия

  1. Организационный момент: приветствие учащихся, сообщение темы занятия, его назначения для каждого обучающегося в зависимости от его предыдущих успехов и неудач; места занятия в плане обучающегося.
  2. Рассказ педагога об узелковой письменности и истории появления техники «Кавандоли»:

Что знала, то сказала, на нитку нанизала.

Пословица.

Все из вас умеют писать текст. А задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы пишем и читаем чаще всего слева на право? Не задавались ли вы идеей попробовать читать или писать справа на лево? Если вы внимательно смотрите иностранные фильмы, или видели как выглядит и как читают, может быть пишут, арабский, или японский, китайский тексты, или как пишут американцы. Даже на неопытный и скорый взгляд можно отметить, что американцы могут писать текст без напряжения как левой, так и правой рукой; направление текста, выполненного для арабов,- справа налево; прочтение одного знака китайской письменности зависит от его написания и может иметь множество значений...

В мире очень много языков, как живых, имеющих своих носителей, так и «мёртвых», ещё не изученных и, наверняка, не используемых. Изучая письменность разных народов, учёные пришли к выводу, что сначала знаки письменности не писали или рисовали на поверхности, а вязали на верёвке, для чего на длинную основную верёвку навешивали много относительно коротких верёвок с разнообразными узлами.

Учёные первой стали исследовать узелковую письменность инков, которую обнаружили при завоевании Америки, затем узнали про узелковую письменность Китая. Узелковое письмо было широко распространено у индейцев, да и сейчас частично сохранилось и применяется. Узелковое письмо было и в Индии и других азиатских странах, кое-где в Африке, у аборигенов Австралии. В Прибалтике им пользовались и в XX веке. В этнографических музеях Литвы можно увидеть связки разноцветных ниток, которые являются либо хозяйственными записями, либо рецептами народной медицины.

Узлы несли в себе какую-то информацию, были символами. Когда узелковая письменность только-только появлялась, имели значение и форма узла, и размер, и материал, из которого был сделан узел. Потом вместо различных материалов стали использовать различные цвета. Затем, всё меньше и меньше прибегая к узелковому письму для передачи сообщений, люди ещё долго использовали узелковые заклинания и узелковые обереги. (В Китае до сих пор применяют узлы-обереги как часть сувениров, амулетов, в качестве подарка.)

Со временем их смысл стал утрачиваться, а узелковые обереги постепенно трансформировались в макраме, или в орнамент, или в геральдические знаки.

Греки первоначально свою письменность выстраивали, подражая внешнему виду узла и направлению его прочтения в вязи. Они очень быстро пришли к выводу, что одноосновное «письмо» «от петельки до  последнего свободного кончика» сильно утяжеляет «прочтение» и довольно громоздко. Принцип экономии они придумали для письма в соответствии с процессом вспашки поля быками - первая строка -слева направо, вторая- в обратном направлении -справа налево. Конечно, много позже, когда изображение узлов в письменности стало более символьным, пришли к современной системе письменности - слева направо. И сверху вниз.

В современном макраме изыскания греков в узелковой письменности нашли отражение в узелковом гобеленовом плетении, в частности, в технике «кавандоли».

«Кавандоли», или гобеленовое плетение, или итальянское плетение,- это плотное двухцветное плетение, состоящее из репсовых и бисерных узлов, либо чередующихся вертикальных и горизонтальных репсовых узлов. Своё название это плетение получило в честь итальянки Валентины Кавандоли, жившей в XVI веке. В это время в Турине существовала школа для детей на открытом воздухе, которая называлась «Дом Солнца». Валентина Кавандоли преподавала там, обучая детей пяти-шести лет плести кошельки и сумочки. Конечно, в своём современном развитии техника «Кавандоли» ушла очень далеко от того, что выполнялось при её основоположнице. Изменились и материалы, и их свойства, да и саму технологию плетения трансформировали в разные направления узелкового гобеленоплетения. Общей осталась только суть принципа «кавандоли»: чередование завязываемых нитей по цвету с получением рисунка и узелкового полотна одновременно.

  1. Сообщение нового материала:

Мы же с вами начнём с изучения самого плетения «кавандоли». Внешне оно похоже на вышитое полотно, или полотно норвежского вязания. Поэтому итальянское плетение допускает использование орнаментов для вышивки крестом, для вязания спицами или крючком. Однако, чаще применяют схемы, составленные на основе собственных эскизов, или доработанные готовые схемы орнаментов. Обычно в этом плетении используют два цвета - основной (цвет фона)- нити основы, и одна длинная цветная нить (цвет узора)- рабочая нить. Чаще всего в схеме орнамента одна клетка соответствует одному узелку. Поэтому количество вертикальных концов (основы) соответствует количеству клеточек в ширине орнамента. Количество рядов – количеству клеток в вертикали схемы.1-й ряд узора- это всегда верхний ряд клеток. Его можно начинать плести либо слева направо, либо справа налево, но выполнение узелкового полотна всегда идёт сверху вниз, а направление плетения в рядах -слева на право, а затем справа на лево. Таким образом, плетение орнаментированного полотна повторяет изыскания древних греков в письменности.

  1. Практическая работа:

I.Возьмите остатки бельевого шнура диаметром 3-4мм двух цветов. Лучше, если это будут такие сочетания: белый и жёлтый, белый и зелёный, белый и синий или голубой. Это позволит нам использовать ваши пробные образцы в дальнейшей работе. Подберите 8-10  нитей цветного шнура длиной 35-50см.Белый шнур возьмите один, длиной около 5 метров.  

Конец белого шнура приколите к подушке горизонтально так, чтобы большая часть шнура располагалась  около правой руки.

Начиная слева, навесьте простой навеской за середину последовательно все цветные нити.

Используя белый шнур в качестве основы, направьте его справа налево. Положите его поверх цветных нитей.

Держите основу левой рукой, направляя её вплотную к наборному ряду. Основу нужно туго натягивать во время работы. Правой рукой провяжите ряд горизонтальных репсовых узлов вплотную к наборному ряду. При возникновении пространства между наборным рядом и рядом репсовых узлов, нужно либо переплести узел (если отклонение велико), подтягивая основу чуть выше наборного ряда (предыдущего ряда в дальнейшем плетении), либо просто потуже подтянуть завязываемый узел.

Помните: Завязывать узел нужно одной рукой, другой рукой контролируя основу!

Выполнив первый ряд, разверните основу слева на право. Теперь основу контролируем правой рукой, левой рукой завязываем узлы. Провяжите второй ряд горизонтальных репсовых узлов, также стараясь примкнуть его вплотную к первому ряду. Далее, развернув основу справа на лево, выполните, по желанию, 5-8 горизонтальных репсовых узлов. Затем, используя в качестве основы цветные нити, выполните 5-6 вертикальных репсовых узлов. Завершите ряд горизонтальными узлами. Следующую бриду начните 5-8 вертикальными узлами, закончите 2 вертикальными. В последующих бридах, на своё усмотрение,  завязывайте вертикальные репсовые узлы в разных местах ряда. Можете также чередовать количество завязываемых вертикальных рядов. Закончите работу, когда концы цветных нитей не позволят завязать узел аккуратно и правильно. Белую нить отрежьте, отступив 5-6 см от последнего узла. Готовый образец отложите.

II. Теперь выберите в качестве основы нити одного цвета и диаметра. А рабочий шнур возьмите отличным от них диаметром и цветом. Повторяя ту же последовательность работы, что в первом случае, выполните второй образец. Не забывайте следить за качеством завязываемых узлов и сохранением целостности выполняемого полотна.

III. Поменяйтесь  образцами выполненными вами, с соседом по парте или ряду. Предложите ему оценить вашу работу. И оцените предложенную вам работу.

Примерные параметры оценки:

  • Сохранение формы;
  • Принадлежность плоскости;
  • Качество готового полотна;
  • Восприятие цвета, узора и готового полотна;
  • Свойства готового полотна;
  • Возможное назначение.

IV. Предложите, как придать рабочему образцу завершённость.

  1. Подведение итогов:

Демонстрация готовых работ, обсуждение их свойств и качества выполнения.

9. Список литературы

1.Краузе Анна. Альбом «Макраме».- Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1986. – 65 с.

2.Кузьмина М.А. Азбука плетения.- М.: Изд-во Эксмо, 2006. -256 с.

3. Ольшанская Юлия. Макраме. Техника «Кавандоли». – М.: Изд-во « Культура и традиции», 2000.-55с.

4. Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме: Кн. Для учащихся 4-8 кл. сред. шк. – 3-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1992. – 127 с.

5. Мирошникова И. С. Макраме-искусство хитросплетения.- Ростов н/Д: Феникс, Москва: Цитадель-трейд, 2005.-256 с.

6. Чудо-узелки. Искусство плетения наузов/ М. Локшина. – М.: ИЦ «Слава!», ООО «Форт-профи», 2009. -208 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" "Выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России"

методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" М.З. Биболетовой "Выдающиеся деятели культуры англгязычных стран и России, знаменитые учёные, спортсме...

Методическая разработка раздела учебной программы по истории России

В разработку входит: методическое обоснование, проект урока по истории России 9 класса, презентация....

Методическая разработка раздела "Опорно-двигательная система"

Цели, которые я ставила,  работая над данным разделом программы, обратить внимание самих учащихся на проблемы сбережения здоровья. Показать ребятам как они сами могут предохранить свой опорно-дви...

Методическая разработка раздела программы по математике в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Одно из первых математических понятий, с которым ребёнок встречается в школе, – понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое зн...

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

Методическая разработка раздела учебной программы

метод. разработка раздела учебной программы...