Методическая разработка раздела "Опорно-двигательная система"
методическая разработка по теме

Майорова Наталья Алексеевна

Цели, которые я ставила,  работая над данным разделом программы, обратить внимание самих учащихся на проблемы сбережения здоровья. Показать ребятам как они сами могут предохранить свой опорно-двигательный аппарат от развития различных отклонений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка раздела общеобразовательной

программы «Опорно-двигательная система»

 учителя   биологии    первой  квалификационной  категории  

МОУ Криушинской СОШ

Майоровой Натальи Алексеевны

2010 год

Пояснительная записка.

Опорно-двигательная система выполняет важные для организма функции. Скелет обеспечивает опору, а мышцы - движения. Состояние данной системы влияет на общее состояние человека, на определенные органы и системы. В наше время, когда развивается техника и наука, человек страдает гиподинамией! Отсюда увеличение числа заболеваний, особенно связанных с ОДС.

Поэтому перед человеком стоит задача: сохранить ОДС в хорошем рабочем состоянии. Кроме того, мой вопрос актуален для изучения, т.к. чтобы оказать помощь человеку нужно знать его строение.

Установлено, что большинство нарушений ОДС происходит в дошкольный и школьный период. Мною проведен анализ состояния ОДС учащихся класса в период с 2007 года до 2009 года включительно. Статистика показывает, что среди нарушений преобладают сколиоз и плоскостопие. Из 17 учащихся класса у 7 отмечается плоскостопие, у 3 – деформация грудной клетки и у 10 – нарушение осанки. И только 2 учащихся оказались совершенно здоровы.

Причем в прошлом году эти цифры были немного ниже.

Приведённые факты свидетельствуют о том, что нарушений ОДС с каждым годом всё больше. Большими темпами прогрессирует нарушение осанки. Именно поэтому необходимо уделять большое внимание здоровью школьников, ведь многие последствия нарушений  ОДС –  необратимы.

Цели, которые я ставила,  работая над данным разделом программы, обратить внимание самих учащихся на проблемы сбережения здоровья. Показать ребятам как они сами могут предохранить свой опорно-двигательный аппарат от развития различных отклонений.

 Задачи:

Образовательная:

изучить особенности опорно-двигательной системы, исследовать  взаимосвязь строения и выполняемых функций;

Развивающая:

развивать коммуникативные качества, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление, умение выделять главное, сравнивать, анализировать, составлять схемы;

Воспитательная:

воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью.

Методы и формы организации деятельности учащихся.

При подготовке к урокам биологии я работаю углубленно над внедрением инновационных технологий и различных методов и форм организации деятельности учащихся.  Прежде всего, я стараюсь использовать  компьютерные технологии, которые  открывают широкие возможности для развития принципиально нового обучения. Внедрение информационных технологий может содействовать реорганизации обучения, существенному повышению его эффективности. С помощью этих систем можно давать успешно работающим учащимся дополнительный или факультативный материал, целенаправленно управлять соревновательным элементом, присутствующим в деятельности учащихся, осуществляя индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Практика показывает, что изучение биологии с использованием компьютерных технологий имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Предлагаемые разработки уроков на основе методики развивающего обучения с применением компьютерных технологий, делают урок современным, научным, насыщенным. Это, несомненно, повышает интерес к предмету.

2) Работа с интерактивной доской.  

С помощью интерактивной доски можно:

  1.  демонстрировать презентации;
  2. создавать модели;
  3. активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала;
  4. улучшать темп и течение занятия;
  5. на ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета.

3) Работа с учебником. Урок биологии – возможность для формирования умений работы с учебником. Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. Кроме того, при этом значительно облегчается выполнение домашних заданий. Характер и формы работы с учебником приведены в таблице 1.          

Репродуктивно-поисковая

Сравнительно-аналитическая

Творческая

Комментированное чтение

Таблицы и схемы

Вопросы к прочитанному

Ответы на вопросы

Анализ рисунков

Тексты с ошибками

Заполнение таблиц

Тексты с пропущенными словами

Работа с терминами

Рассказ по заданным словам

Составление схем

Составление тестов

Опорные конспекты

Кроссворды

Составление планов

Опережающие домашние

задания

Составление конспектов

Домашние задания предполагают различные виды деятельности учеников, способствующие творческому развитию детей и успешному процессу обучения, воспитания и развития:

 - творческие задания (сочинение, рисунок, доклад, реферат, составление тестов и др.);

- подготовка презентаций;

-задания по работе с учебником (его текстом, иллюстрациями), которые не перегружают учеников, а помогают им лучше разобраться в изучаемом материале, легче его запомнить, воспитывают в них тщательность, аккуратность, систематичность в работе. Они способствуют не только усвоению знаний, но и формированию умений по работе с учебником, а также некоторых интеллектуальных умений;

- составление кроссвордов. Ученики любят не только решать кроссворды, но и составлять их, проявляя при этом все свои интеллектуальные и творческие способности. Регулярное использование такого рода задания способствует росту мастерства, интереса предмета и качества знаний, т.к. при этом необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы. Кроссворды составляются дома после изучения какой-либо темы. Они могут быть тематическими, включающими любые вопросы, связанные с темой, или терминологическими, в которых используются только термины данной темы;

- опережающие домашние задания. Суть состоит в том, что ученикам для самостоятельного изучения дают материал, который на уроке не объясняется. Учитель указывает страницы учебника и дополнительной литературы и отмечает главную особенность домашней работы – понять материал, а не запомнить его. Дома ученики знакомятся с содержанием, обдумывают ответы на вопросы учебника. Многое могут понять самостоятельно, часть материала рождает вопросы к учителю. С этим ученик приходит в школу. Он готов к общению с учителем для более глубокого изучения данного материала.

На данный раздел по программе отводится 8 часов.

Планирование темы.

Урок 1. Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека и его значение, строение скелета.

Урок 2. Особенности строения скелета человека.

Урок 3. Строение и свойства костей. Типы соединения костей. Лаб раб «Изучение внешнего строения костей».

Урок 4.  Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Урок 5. Мышцы, их строение и функции.

Урок 6.  Работа мышц. Утомление. Лаб. раб. «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».

Урок 7.  Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

Урок 8(обобщающий). Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.  Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

 Весь теоретический и практический материал изучается на семи уроках. На 8 уроке систематизируются и обобщаются знания по теме, проводится работа на компьютере по выявлению уровня усвоения  основных понятий темы, установлению причинно-следственных связей.        

На первом уроке ставится проблема: «Какие особенности скелета отличают человека от млекопитающих животных?»; обсуждается план изучения материала, определяются темы индивидуальных и групповых исследовательских работ восьмиклассников. Формы организации учебной деятельности на первых трех уроках: самостоятельная поисковая работа с моделями, таблицами, текстом и рисунками учебника по выявлению особенностей скелета человека, связанных с прямохождением и трудовой деятельностью; организация лабораторной работы по изучению строения и химического состава костей.

Вашему вниманию предлагаются методические разработки отдельных уроков, на которых хотелось бы остановиться, так как именно они, по моему мнению, представляют определенную ценность для формирования необходимых знаний учащихся, направленных на укрепление и сохранение своего здоровья, и проблемно-исследовательских навыков работы.

Особое внимание хотелось бы уделить  уроку 4. Данный урок важен по  разделу «Опора и движение», т.к. необходимо научить учащихся оказывать первую доврачебную помощь при повреждениях скелета и учитывая тот факт, что в учебнике Сонина нет данного материала, то я считаю, компьютерная презентация здесь необходима, если учесть и тот факт, что часть материала готовили сами учащиеся.  Презентация

Знания, полученные на данном уроке, необходимы учащимся для оказания первой доврачебной помощи при повреждениях скелета, а значит для сохранения здоровья.

На уроке 7 я предлагаю использовать методику определения искривлений позвоночника и плоскостопия, и меры по их предупреждению. Презентация

На уроке учащимся раздается памятка Упражнения для укрепления осанки  и памятка профилактики плоскостопия. 

Познакомившись с данными методиками и получив памятки по укреплению осанки и профилактике плоскостопия, ребята могут сами выявлять нарушения осанки и плоскостопие  и принимать меры по их устранению. Материал воспринимается восьмиклассниками с пониманием и очень серьезно.

В данной теме очень важным, на мой взгляд, является обобщающий урок, где происходит обобщение знаний о связи между строением и функциями скелета и мышц, а также осуществляется контроль за уровнем усвоения темы. Целесообразно на данном уроке применение различных форм обучения. Именно на данном уроке я и использую  интерактивную доску.

Кроме того, при изучении данного раздела программы нужно применять задания

- способствующие развитию логического мышления;   

- на соответствие;

- задания дифференцированного характера;  

- цифровой диктант.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы  

  1. повышение качества образования учащихся

  1.  формирование проблемно-исследовательских навыков работы

  1.  увеличение познавательного интереса по вопросам здоровьесбережения

После изучения темы проводилось анкетирование учащихся по некоторым вопросам. 

1.В каком случае эффективность запоминания выше: если это обычный урок или с использованием компьютерных технологий?

10 учащихся

с использованием компьютерных технологий

3 учащихся

обычный урок

2. Следите ли вы за своей осанкой?

9 учащихся

всегда

4 учащихся

иногда

0 учащихся

нет

3. Сможете ли вы оказать первую доврачебную помощь при повреждениях скелета?

11 учащихся

да

2 учащихся

нет

1 учащийся

не уверен

 Контролируемость опыта.
Качество знаний по теме «Опорно-двигательная система» за последние 3 года (срезовая работа)

Качество знаний повысилось, что связано с применением различных форм и методов обучения.

Результативность работы:

  1. уроки нравятся детям

        

  1. наблюдается положительная динамика качества знаний

  1. рост творческих способностей учащихся

  1. развитие коммуникативных умений

  1. дети заботятся о своем здоровье, понимая, что любое заболевание легче предупредить, чем его лечить.

Заключение.

Основной целью деятельности системы образования всегда считалось создание условий для получения знаний, умений, навыков и формирование личностных качеств учащихся. Главной целью образования является создание условий для подготовки учащихся к жизни в обществе. К ним следует отнести владение актуальными знаниями с учетом современных достижений науки, умение систематизировать, анализировать и активно использовать на практике полученную информацию, умение пользоваться информационно-коммуникационными возможностями общества.

    Повышение эффективности и качества знаний – главная задача учителя. Необходимо стремиться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов. Нужно создавать такую обстановку на уроке, чтобы все ученики работали с интересом в течение всего отведенного времени. Описанные в работе формы и методы работы помогут привлечь всех учащихся к активной мыслительной деятельности и создать необходимые условия для восприятия нового материала. Эффективность работы в данном случае достигается сочетанием различных приёмов работы.

Итак, для достижения желаемого результата необходимо, чтобы самостоятельная работа учащихся проходила под руководством и контролем учителя и носила систематический и целенаправленный характер. При этом по мере развития учащихся, помощь со стороны учителя должна уменьшаться, а требования к самостоятельности – возрастать.

         Методы и формы работы на уроках биологии, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, стимулируют интерес к предмету, содействуют развитию интеллектуальных и практических умений, углубляют теоретические знания, оказывают воспитывающее воздействие. В результате повышается качество знаний учащихся, их успеваемость.

   

Источники информации: 

1. Н.Б.Релнева, Н.И.Сонин Биология.Человек , 8 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.П.Сапина «Биология. Человек. 8 класс»

2. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.И. Беляева, А.С. Батуева и др.; - ВАКО, 2005. – 416 с.(В помощь школьному учителю).  

3. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб: «Паритет», 2003. 240 с.(Серия «Поурочное планирование».)

4. Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек. Дрофа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике.1.      Общие положения....

Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике1. Общие положения2. Цель и задачи разработки сист...

Методическая разработка "Блочно-модульная система в аспекте преподавания литературы"

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личностис высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература, особенно литература ру...

Методическая разработка занятия в системе ОДОД по программе «Книга в моей жизни»

От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия....

МЕТОДИЧЕСКА РАЗРАБОТКА ПО ИНФОРМАТИКЕ "Системы программирования. Основные понятия и определения"

В пятидесятые годы двадцатого века с появлением компьютеров на электронных лампах началось бурное развитие систем программирования.К сегодняшнему дню насчитывают несколько поколений систем прогр...

Методическая разработка урока информатики "Система – это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации"

Урок информатики в 5 классе по теме "Система - это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации". Метапредметный урок. Внимание учащихся анкцентиров...

Методическая разработка "Зачёты в системе дефферециорванного обучения математике"

Методическая разработка для 6 - 11 классов по математике"Зачёты в системе дефферециорванного обучения математике"...