Компетентностный подход в дополнительном образовании
статья на тему

В статье рассмотренны преимущества компетентстного подхода в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompet_podhod.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в дополнительном образовании

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования  -  ускорение темпов развития общества. В результате школа

должна готовить учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает, т.к. сегодняшние первоклассники будут продолжать  свою  трудовую деятельность примерно до 2060 года. Поэтому готовить своих учеников к переменам, необходимо, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность, профессиональный универсализм, способность менять способы и сферы деятельности.

        Современная педагогическая теория видит возможность решения данной задачи в переходе от традиционного, знаниевого подхода в образовании, к компетентностному, сущность  и отличительные особенности которого в первую очередь  касаются целей общего образования. Как известно, под целями понимаются ожидаемые результаты деятельности, в данном случае, образовательной.

С позиции компетентностного подхода уровень образованности в области химии определяется способностью применять полученные знания о химической составляющей естественнонаучной картины мира в повседневной жизни и на производстве. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать получаемые знания.

Основным результатом образовательной деятельности  дополнительного образования  в рамках компетентного подхода становится формирование  ключевых компетенций, перечень которых определяется на основе главных целей общего образования, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе.

Ценностно-смысловая компетенция относится к сфере мировоззрения и определяет ценностные представления ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь использовать знания в области химии для безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Общекультурная компетенция позволяет ориентироваться в основах социальных, общественных явлений, определять роль науки химии в жизни человека, ее влияния на окружающую среду, организм человека и другие живые организмы.  К той же сфере относятся компетенции в использовании достижений науки химии для развития цивилизации.

 

Учебно-познавательная компетенция включает в себя совокупность                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности.

  Информационная компетенция предполагает  формирование умения осуществлять самостоятельный поиск информации в области химии с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсах Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах.  

Коммуникативная компетенция включает знание способов взаимодействия с окружающими  людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь: представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, обосновывая высказываемую позицию и уважая мнение оппонента при обсуждении проблем.

Компетенция личного самосовершенствова-ния направлена на то, чтобы осваивать способы интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик, к этой компетенции относится забота о собственном здоровье, непрерывное самопознание и развитие необходимых современному человеку личностных качеств.

Проектируемое на компетентностной основе химическое образование призвано обеспечивать целостное компетентностное образование, при котором образовательные компетенции будут играть многофункциональную  метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в будущих профессиональных  отношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в содержании образования. Формирование и развитие универсальных учебных действий.

Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (физика) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил  вы...

Компетентностный подход в дополнительном образовании детей.

Сообщение на заседании методического объединения. Освещены вопросы компетентностного подхода в современном дополнительном образовании детей....

Компетентностный подход в дополнительном образовании детей

Презентация, иллюстрирующая сообщение "Компетентностный подход в дополнительном образовании детей"...

Компетентностный подход в дополнительном образовании детей

Слайд - шоу, рассказывающий о компетентностном подходе к детям в сфере ДО...

Открытое занятие для городского семинара на тему: «Компетентностный подход в дополнительном образовании».Тема: «Пешечные окончания. Правило квадрата».

Цель: дать основные сведения о разыгрывании пешечных окончаний. Ознакомить с правилом квадрата, научить определять и строить квадрат пешки....