Педагогические рекомендации родителям по развитию творческих способностей детей
статья на тему

Морозова Анна Владимировна

Мы уже говорили о том, что творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одергивать и ограничивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_rekomendatsii_roditelyam_i_pedagogam.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические рекомендации родителям

по развитию творческих способностей детей и подростков.

Мы уже говорили о том, что творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одергивать и ограничивать.

Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что наследственный -потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Воспитывать ребенка нужно с первых дней его жизни.

Задача родителей в этой ситуации - воспринять как будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие, хотя порой и утомительные. Если же родители, как и учителя — склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребенка лишь как повод для раздражения, они рискуют подавить, а не развить творческие наклонности ребенка, которому придется непросто в развитии личностной и социальной сторон Я - концепции.

Педагоги часто говорят, что лучший способ для учителя воспитать творческую личность - это самому быть творческой личностью. Формула эта кажется вполне приемлемой и к родителям. Родители, стремящиеся развить в ребёнке творческие способности должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель - прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость достижений даёт ребёнку прямой и убедительный пример.

В этом отношении личностные характеристики творчески
одарённых людей обнаруживают высокий уровень индивидуальной
андрогинии. Т. е. творчески одарённые мальчики обладают многими
чертами, стереотипно считающимися «женскими», интроспективностью, чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом.

Полин Пепински (1960) предложила ряд очень полезных приёмов, которым взрослые могут научить детей, рискующих оказаться в сложном положении в коллективе.

1.  Переводи свои идеи на язык, доступный для других, чтобы они восприняли твой вклад, как служащий их собственным нуждам (или, во всяком случае, им не противоречащий).

2.  Критику в адрес других людей высказывай с позитивных позиций, с желанием помочь.

3.  Давай понять, что в основном ты поддерживаешь то же, что пользуется уважением других членов коллектива: ценности, принципы, идеалы.

4.  Старайся не быть воспринятым в качестве агрессора, позволяй другим сохранить собственное достоинство, выслушай их внимательно.

5.  Заработай собственный «кредит» для большей личной свободы в течение какого - то периода времени, не бойся изначально воспринять господствующие требования, когда они не вступают в серьёзный конфликт с твоими основными принципами.

6.  Концентрируйся на задании, которое необходимо выполнить, а не на «личностях», не на достижении статуса.

7.  Принимай во внимание фактор времени, так чтобы у тебя была возможность отсрочить ответ, а также избрать способ действий.

Эти приёмы призваны помочь одарённой личности - ребёнку или взрослому - разрешить конфликт между сохранением независимости и подчинением групповым интересам. Такой творческий конформизм позволит ему сочетать продуктивный неконформизм и личным равновесием.

Следует обратить внимание родителей и педагогов на то, что длительное насильственное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей творчески одарённых детей может привести к эмоциональным сложностям, неврозу и даже психозу. Неврозы могут вызываться продолжительными периодами сильной подавленности, когда ребёнок не в силах понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений. Бегство в воображение может стереть границу реальности и фантазии. Такой ребёнок может принимать оборонительные модели поведения, сходные с психопатическими. Столь крайние формы неприспособленности редки, но в той или иной степени все плохо приспособленные к окружающему миру дети подвержены стрессам.

Для того, чтобы быть творческой личностью необязательно страдать. Но почему-то страдание всегда сопровождает творчество. Семья может дать психологическую защиту и укрепить в нём самопознание и самоприятие.

Джон Гоуэн (1971) предложил целую серию полезных советов родителям, заботящимся об умственном здоровье и счастье своих детей.

1. Создайте уютную и безопасную психологическую базу
подростку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2.  Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. (Не следует говорить ребенку, как его произведение можно улучшить: «Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы...» В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош.)

3.  Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи подростка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

4.  Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. (Желания и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может порой восприниматься как «нарушение границ личности. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в своем стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения.)

5.  Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.

6.  Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство без опасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скова на основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.

7.  Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. Оно, пусть и не скоро, но придет. (В этой связи дневники и автобиографии известных творческих личностей могут помочь ребенку понять, что он не одинок в своей борьбе. Правда, официальные биографии, написанные восхищенными учениками, склонны преуменьшать эксцентричность и отчуждение великих творцов.)

8.  Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно, для этого требуется время, а с его стороны - терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

9.  Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного. (Острая словесная карикатура на знакомого может быть очень точной и остроумной, но и очень недоброй.)

10.  Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознательную) идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих. Есть некоторые основания полагать, что такие предсознательные фантазии являются полуоформившимися, нестройным истоком интимно го творческого вдохновения.

11.  Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыт - как бы ни были они не удачны. Относитесь к ним с симпатией и тепло той: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

12.  Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Чем шире мы открываем возможности для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном на правлении.

13.  Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей, для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Одаренная девочка должна знать сотню детей, чтобы найти одного ребенка, похожего на нее. Если этот сотый ребенок оказывается мальчиком - проблемы не кончаются, поскольку незыблемым правилом школьных и дворовых площадок является однополое группирование. Ей нужна девочка, которой может быть 8 лет, но мыслит она как 11-летняя. Родителям, возможно, придется объездить все окрестности, но это лучше, чем позволить ребенку погрузиться в одиночество и избегать общения.

Знайте, что, если ребенок в начальных классах слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себеравных.

Поэтому, если Вам достался такой подарок судьбы, как творчески одарённый ребёнок, то постарайтесь как можно лучше адаптироваться к нему и помочь ему адаптироваться к окружающему его миру.

Для развития творческой одаренности рекомендуем:

1. Использовать прием творческого воображения - аналогию. Используя аналогию, наше воображение создает определенные соотношения и связи.

Аналогии бывают связаны не только с формой и цветом, но и с ритмом, со звуком (тембр, высота и др.) и другими характеристиками. Аналогия считается одним из - самых простых приемов творческого воображения, но вместе с тем создание аналогий - сложный процесс. Тем более, что реальный поиск аналогий идет в нашем мозгу на уровне подсознания и мы сами не всегда готовы дать себе отчет в том, почему тот или иной предмет, звук, действие вызывали у нас ту или иную аналогию. Потренируемся искать аналогии во внешних очертаниях разных объектов. Так, например, на прогулке можно дать задание детям понаблюдать за облаками - на что они похожи. Если удается создать необходимый настрой, задание вызывает большой интерес. Необходимо фиксировать количество идей, их оценку можно провести по трем параметрам: количество идей (продуктивность), оригинальность и гибкость мышления.

2.  Пробуждать способность пользоваться цветом как выразительным средством. Задание, тесно связанное с выразительными возможностями цвета - это выразить заданное настроение цветом путем раскрашивания одинаковых контуров. Необходимо дать ребенку 2 заготовки, на которых изображены контуры, например, сказочного дворца (контуры должны быть идентичны), и предложите цветом добиться того, чтобы один дворец стал «дворцом злого», а другой «дворцом доброго» сказочного героя.

3.  Учить устанавливать связи между явлениями, событиями, предметами, понятиями. Легкость ассоциирования, умения связать между собой разные, часто очень далекие по содержанию понятия и предметы - необходимое качество творчески одаренного человека.

Для развития интеллектуальной одаренности рекомендуем:

1.  Использовать методику незаконченного рассказа.

2.  Применять задания, позволяющие формировать у ребенка причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи. Примером может быть задание: перед ребенком разложены картинки, которые все перепутаны. Необходимо их разложить по порядку на столе, а потом рассказать по ним какую-нибудь историю.

3.  Использовать дивергентные задачи, которые предполагают, что на один поставленный вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов.

Наши рекомендации дополнят работу воспитателя, которая осуществляется в соответствии с уровнем их профессионализма и личностных особенностей.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитующая сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы... не могут заменить личности в деле воспитания. Только характером можно образовать характер» (К. Д. Ушинский). Многое зависит от личностных способностей преподавателя, его педагогической интуиции. Но, даже имея преподавательский талант, нужно обязательно учиться педагогическому общению. Это позволяет воспитателю рефлексировать, а значит - анализировать свои действия, понимать детей, устанавливать с ними контакт, адекватно реагировать на их действия. Эффективность труда воспитателя связана с педагогической культурой и его знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей

В процессе  обучения  педагог  играет  важную  направляющую  роль.  На занятиях  декоративно-прикладного   творчества  практическая  часть...

Доклад на педсовете «Роль педагогического коллектива в развитии творческих способностей детей путём массового привлечения их в различные кружки художественного и эстетического цикла».

С целью воспитания творчески мыслящего человека, готового к решению нестандартных проблем, необходимо активное включение детей  в деятельность творческого характера....

Развитие творческих способностей детей 7 лет на занятиях ритмикой и хореографией. Методические рекомендации.

В статье раскрываюся творческие возможности и способности, а так же способы и методы их развития на занятиях ритмикой и хореографией на примере личных занятий....

Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке вер...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на основе изучения народных промыслов

Методические рекомендаци предназначены для педагогов дополнительного образования для проведения занятий по изучению народных промыслов России. К разработке прилагаются конспекты занятий по изготовлени...

Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей

Любое мастерство - это гармоничное сочетание знаний, умений и творчества....