Программа дополнительного образования "Вышивка" (1-4 класс)
рабочая программа на тему

Кучерова Дарья Викторовна

Программа "Вышивка" является составной частью учебно-методического комплекса МОУ ДОдД "ЦДОдД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Вышивка"113 КБ

Предварительный просмотр:

  Управление образования Администрации Южноуральского городского округа

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей «Центр дополнительного образования для детей»

Утверждаю.

Директор    Н.Ф. Алексеева

                                                                                               «____»__________2013 год

                                          Дополнительная образовательная программа

«ВЫШИВКА»

(факультативный курс)

Возрастной диапазон        - 7 – 10 лет

Срок реализации программы – 1 год

                                                                Автор   Кучерова Дарья Викторовна,

                                                                педагог  дополнительного образования

Южноуральск

2013 г

Информационная карта

к программе    «Вышивка»

ФИО педагога Кучерова Дарья Викторовна          

По типу создания: адаптированная;

По целевой установке: развивающая;

По образовательной области: многопрофильная (искусство, технология);

По направлениям деятельности: прикладная;

По способам реализации: алгоритмическая,;

По уровням усвоения: общекультурный,

По направлениям деятельности: техническое,

По формам реализации: индивидуально-групповые;

По продолжительности реализации: 1 год

По полу: для девочек;

По возрасту: для учащихся начальной  школы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативного курса «Вышивка» является составной частью системы художественно-технического образования детей в Южноуральском МОУ ДОдД «Центр дополнительного образования для детей».

        Вышивка – один из самых массовых видов народного искусства.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другим материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляя национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

        Вышивка — один из самых древнейших видов русского декоративного искусства. Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении  многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметах обихода.

 В течение многих столетий в каждом регионе  России вырабатывались свои приемы исполнения вышивки, формировались характер орнамента и его колорит.

Урал заселялся выходцами из разных уголков России  с  уже  сложившимися разнообразными  традициями художественной обработки ткани.

Поэтому программой предусмотрено  общее знакомство с  наиболее распространенными  видами вышивок различных  областей  нашей страны, с особенностями  народного орнамента и цветовой гаммы. Практическая же работа, учитывая возраст детей, направлена на овладение наиболее простыми швами (Вперед иголку,  За иголку,  Стебельчатый, Шнурок,  Козлик, Петельный, Тамбурный,  Петельки и полупетельки,  Продержка цветной нитки)  и вышивка небольших изделий простейшими швами.

Занятия вышивкой способствуют

-   развитию интереса и любви к народному искусству художественного вкуса  и мастерства каждого обучающегося. Занимаясь художественной вышивкой, дети взаимодействуют с сокровищницей народного наследия, используя как старинные, более сложные, так и новые – декоративные, более легкие в исполнении швы, создавая новые образцы народного творчества;

-  эстетическому развитию личности, тем самым являясь неотъемлемой частью всестороннего ее развития.

            - формированию общей художественной культуры, приобщению детей к народным традициям и ремеслам, а также к современным направлениям художественно-прикладного творчества.  На занятиях дети получают представление о создании вышивки, обучаются приемам и технике вышивания.

              -  развитию  творческой активности;

              -  созданию благоприятной среды для общения.

              - организации полезного досуга детей;

               -  психологической разгрузке и оздоровлению;

              -  адаптации в современных социально-экономических условиях жизни, что делает ее актуальной.

        Новизна программы заключается в приобщении обучающихся к изготовлению детьми авторских работ с освоением современных технологических приемов и изобретением новых.

        Настоящая программа дополняет и углубляет школьные курсы  «Технологии», «Мировой художественной культуры», «Народоведения».

        Целью данной программы является создание условий для развития основ творческой личности ребенка, приобщение его к культурным ценностям и удовлетворение его творческих запросов, воспитание потребности саморазвития личности ребенка, что достигается через решение следующих задач:

  • Включение обучающихся в познавательную деятельность по изучению истоков народного творчества;
  • Формирование у детей навыков и приемов работы с иглой и нитью, изготовление художественных традиционных и авторских изделий;
  • Развитие творческих и коммуникативных способностей, самостоятельности, изобретательности и творческого, активного   мышления.
  • Создание комфортной, развивающей, воспитывающей и здоровьесберегающей среды, атмосферы доброжелательности и сотворчества, ситуации успеха для каждого ребенка на каждом занятии;
  • Повышение самозначимости каждого ребенка через включение его в общественно-полезную социально-значимую деятельность, привлечение к участию в выставках, ярмарках, благотворительных акциях;
  • Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, стремления к здоровому образу жизни через игровые и здоровьесберегающие  моменты занятия;
  • Приобщение детей к посильному творческому труду, воспитание  уважения  к     народным умельцам и продуктам их деятельности;
  • Воспитание черт, присущих народному мастеру-умельцу: доброты, красоты, трудолюбия, стремление дарить радость людям, а в итоге воспитание высоконравственной социально активной личности.

Цель и задачи программы взаимосвязаны, усложняются по мере прохождения программного материала по принципу «От простого к сложному» и ориентированы на конечный результат.

Для успешного освоения обучающимися содержания программного материала необходимо, чтобы теоретические занятия по  истории вышивки, композиции, техническому рисунку, специальной технологии сочетались с  практическим овладением приемами и техникой  вышивания. После теоретического  изучения основных тем программой предусматривается выполнение изделий в материале на основе изученных швов.

В процессе практической работы, которая является основной формой обучения  в учреждениях дополнительного образования для детей, последовательно осваиваются отдельные приемы и навыки ручной вышивки с учетом современной технологи; основы организации труда, самооценка качества изделий, последовательность исполнения изучаемых швов, приемы и способы размещения рисунков на изделии, технология вышивания, навыки пользования инструментами  для  вышивания; и приемы  безопасного труда и личной гигиены.

На занятиях по материаловедению обучающиеся знакомятся с основными свойствами тканей   и ниток, используемыми в народной вышивке, и их  декоративными качествами.

На занятиях по подготовке к вышиваниюдети учатся четко передавать на бумаге особенности швов народной вышивки с показом ее фактуры, где выявлено направление стежков рабочей нитки; уменьшать или увеличивать рисунки для вышивки  и переводить их  на ткань.  На начальном этапе рисунки народной вышивки предлагаются  педагогом, а в дальнейшем могут быть использованы композиции, разработанные самими обучающимися. 

Факультатив рассчитан на детей  7 – 10 лет,  обучающихся  по основной программе  «Вяжем на Барби».  Занятия вышивкой помогают   юным  мастерицам  более  творчески  подходить  к  выполнению вязаных  работ.

 На  весь учебный год  выделяется   72 часа , по 2 академических часа в неделю.

            Допустимый  состав группы  -  до 12 человек,   оптимальный  состав группы  -  не более 10 человек.

Основной формой обучения является занятие продолжительностью 45 минут. Структура занятия включает теоретическую и практическую части. Но, как правило, практическая часть по объему значительно больше. Занятие обязательно завершается итогом в форме самоанализа ребенком  своих  достижений, что позволяет развивать его речевую культуру, в частности, монологическую речь и логическое мышление.

Наряду с практическими занятиями следует проводить экскурсии, посещение выставок, лекции и беседы, подготовка и защита проектов, сбор материала и написание рефератов по истории народного творчества, краеведению.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежат:

  • Технология развивающего дифференцированного обучения;
  • Личностно-ориентированная педагогика;
  • Педагогика сотрудничества и сотворчества.

Результативность работы по программе базируется на общепедагогических принципах: системности и последовательности, доступности и преемственности, дифференцированности и разноуровневости (по степени сложности, по темпу освоения материала), актуальности для ребенка и связи с жизнью, научности изложения теоретического материала и практической направленности обучения.

Предпочтение отдается репродуктивному, объяснительно-иллюстративному, игровому методам. Можно вводить элементы эвристического, креативного и поискового метода. При этом сохраняется практическая направленность образовательного процесса. Основной формой организации занятия является индивидуально-групповая форма.

    Важнейшим  условием  и средством реализации  программы  является  создание эстетичной, развивающей,  здоровьесберегающей  образовательной среды  как  комплекса  комфортных,  психолого-педагогических  и  социальных условий,  необходимых  для  развития  творческих  интересов и  способностей  детей.

        Чтобы удобнее было выполнять вышивку, необходимо правильно организовать рабочее место. Стол со всеми необходимыми инструментами и приспособлениями должен быть хорошо освещен. В процессе работы на столе не должно быть ничего лишнего. В столе необходимо иметь ящики для хранения выполняемой работы с вышивкой, запаса тканей, ниток и других материалов. Специальное место должно быть выделено для хранения кальки, миллиметровой бумаги, игл, ножниц и других  приспособлений. Правильная организация рабочего места способствует производительности и качеству выполняемой работы.

          Программа предусматривает знакомство с ключевыми понятиями и определениями: декоративно-прикладное творчество, солярные знаки, орнамент, законы сохранения народных традиций, композиция.

     Эффективность  программы основывается  на  результатах  обучения,  которые  проявляются  в  ходе  контроля    качества  знаний,  умений  и навыков  обучающихся.

    Основными формами  подведения итогов реализации  программы  являются   самоанализ  обучающимися  своих  достижений,  применяемые  в  конце  изучения  наиболее  важных  тем.    Своеобразным отчетом о достижениях учащихся являются художественные выставки (тематические, полугодовые, годовые) работ учащихся.

    Можно организовать постоянно действующую экспозицию лучших детских работ, периодически  заменяя  экспонаты.

             В  течение  года  ребенок  принимает  участие  в  нескольких  выставках  детского  творчества,  что  позволяет  ему  увидеть  свою  работу  в  сравнении  с  лучшими  образцами.

В системе проводятся зачетные занятия, контрольные работы,  которые помогут педагогу проверить динамику совершенствования творческих навыков учащихся. Оцениваются  знания, умения  и  навыки  обучающихся  по   3-бальной  системе:  низкий  (Н),  средний  (С)  и  высокий  (В)  уровни  усвоения  знаний  и сформированности  умений   и  навыков.

     В  конце учебного года  проводятся  творческие  испытания  - подготовка проекта и изготовление  выставочного  отдельного изделия  или композиции.

После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны

- знать:

характерные особенности и историю развития местных народных промыслов;

основы композиции;

иметь представление о разнообразии композиционного строя, мотивах и колорите народной вышивки, о характере орнамента и предметах народного быта, оформленных вышивкой;

правила выполнения технического рисунка;

основные виды простейших швов и их выполнение на разных тканях с подбором соответствующих ниток;

накладное шитье или аппликация, варианты накладных швов;

инструменты и оборудование, виды и свойства тканей, ниток и других материалов, применяемых для вышивки;

основные виды дефектов вышивки, причины их возникновения;

-уметь:

делать зарисовки на бумаге и кальке с образцов народной вышивки,  сохраняя пропорции и характер рисунка,

подбирать  нитки  и  ткань по фактуре  и  цвету, определять расход  материалов для различных изделий,  

разрабатывать несложные композиции декоративного оформления и правильно располагать их  на изделии,

выполнятьпростейшие швы, аппликацию

-иметь ориентацию на:

добро,  красоту  и  творческий труд,

дальнейшее изучение народного прикладного творчества.

Учебно тематический план

п./п.

               Разделы и темы  

             Количество часов

Всего

                                                                         

Теория            

Практика                        

1

Вводное занятие

4

2

2

2.

История вышивки

8

2

6

Краеведческие исследования по виду творчества

3

Основы  композиции

12

4

8

Изучение цветовой гаммы и сочетания цветов

Виды орнаментов

Композиционное построение узоров

4

Подготовка к вышиванию

10

2

8

Изготовление образцов вышивки

Увеличение и уменьшение рисунка

Нанесение рисунка на ткань

Изготовление выкроек, трафаретов и лекал

Составление узоров

5

Основы вышивания. Начальные швы и их варианты

12

2

10

Шов «вперед иглу»

Шов «за иголку»

Шов «шнурок»

Шов «козлик»

Шов петельный или краевой  

Шов «тамбурный», «узелки»

Шов «узелки»

6

Выполнение изделий

24

4

20

Салфетки

Прихватки

7

Итоговое занятие

2

1

1

                                                                       ИТОГО:

72

17

55

                                   Содержание программы

           1.  Вводная тема.(2ч.)

Теория – 1 ч.: Задачи и план работы объединения. Правила поведения. Оборудование кабинета, рабочего места. Материалы.  Инструменты и приспособления для вышивки. Правила безопасности при работе с нагревательными приборами, ножницами, иглами, тканями.  

Практика -1ч.:  Оборудование кабинета, рабочего места. Контроль ЗУН по ТБ.

Контроль ЗУН (Характеристика игл, тканей, ниток, используемых в процессе вышивания). Ознакомление с перечнем изделий, которые предполагается выполнить в процессе работы факультатива, его корректировка с учетом пожеланий участников.  М.О.: Инструменты и приспособления для вышивки.

Д.О.:  Инструкции по технике безопасности.   Литература: «Технология» (5кл).  

        2. История художественной вышивки .(8 ч.)

Теория – 2 ч.:  История художественной обработки текстильных материалов. Традиционная русская вышивка, ее исторические корни и история развития. Национальная художественная вышивка – гордость русского народа и источник вдохновения для многих поколений профессиональных и самодеятельных  художников. Специфика русской национальной вышивки, ее отличие от вышивки других народов. Характерные узоры, приемы, швы и цветовые сочетания для различных областей России.

        Художественная вышивка – украшение одежды и быта. Художественная вышивка в интерьере квартиры. Предметы быта и одежды, традиционно украшаемые вышивкой.

Вышивание – не только занятие для души, но и возможность пополнить гардероб оригинальными вещами ручной работы.

Практика – 6 ч.: Создание   альбома  образцов  народной  вышивки различных областей России. Сбор – поиск «Бабушкин сундук» Подготовка и оформление материалов поиска.

М.О.: Альбом, Цветные карандаши. Ручки. Офисная бумага. Папки.

Д.О.:  Образцы вышивки.  Алгоритм поиска. Литература: «Народная вышивка РСФСР»,М.,1961 г.

          3. Основы композиции (12ч. )

Теория  -  4 ч.: Понятие о композиции Изучение цветовой гаммы и сочетания цветов  

.Понятие об орнаменте в круге, квадрате, прямоугольнике. Виды орнамента (растительный, животный и т.д.). Перспектива. Роль света и освещения.

Практика  -  8 ч.: Композиционное построение растительных и животных орнаментов в квадрате, круге, прямоугольнике.  КонтрольЗУН (Самоанализ достижений)

М.О.: Альбом, Цветные карандаши.

Д.О.: Таблица «Цветовой круг», Фотоматериал по видам орнаментов.

          4. Подготовка к вышиванию (9 ч.)

Теория – 2ч.:Правила подготовки ткани и ниток к вышивке.  Виды ткани и ниток. Их совместимость по цвету и фактуре. Разметка размера рисунка. Способы  перенесения рисунка на ткань( с помощью копировальной бумаги, по счету нитей, точечным способом перевода.  Способы увеличения или уменьшения рисунка. Правила  запрвки иглы, способы закрепления рабочей нити на ткани без узла. Окончательная обработка вышитых изделий.

Практика – 8 ч.: Подготовка ткани к вышивке, разметка узора на ткани. Перенесение узоров на тонкие ткани, на плотные ткани (посредством сколок); использование стекла с лампой для перенесения узора на прозрачные или полупрозрачные ткани. Увеличение или уменьшение узора, использование для этой цели миллиметровой или клетчатой бумаги Техника запяливания большого и небольшого кусков ткани. Удобная посадка вышивальщицы. Вышивание на пяльцах двумя руками.

Контроль ЗУН по алгоритму практическая работа, по вопросам

М.О.: Ткань, наперсток, иголки, нитки, пяльцы, ножницы – оборудование для вышивания. Миллиметровая бумага, Стекло с подсветкой

Д.О.: Схемы простейших швов. Схемы и рисунки для вышивки. Литература: «Рукоделие» раздел  «Вышивание»,М., Советская энциклопедия,1991 г.;  Еременко Т.И. Иголка – волшебница, М., «Просвещение»,1988 г

          5. Основы вышивания (12 ч.)

Теория  -  4 ч.:Технология выполнения простейших ручных швов.Шов» вперед иглу». Шов «за иглу». Шов «шнурок». Шов «козлик». Петельный шов. Петельки и полупетельки с прикрепами. Тамбурный шов. Шов «узелки».

Практика -8 ч.: Выполнение образцов швов по алгоритму. Контроль ЗУН

М.О.: Инструменты и приспособления для вышивания.

Д.О.:  Альбомы с образцами; Схемы; трафареты. Литература: «Рукоделие» - раздел «Вышивание»,М., Советская энциклопедия,1991 г., Еременко Т.И. Иголка – волшебница, М., «Просвещение»,1988 г

          6.  Выполнение изделий  (24 ч.)

Теория  -  4 ч.: Что такое домашний уют, как его достичь. Элементы домашнего уюта.  Салфетки, скатерти , панно, сувениры и т. д.

Практика – 20 ч.:

Салфетки. Выбор орнамента и узора, эскиз в альбоме. Просмотр разновидностей украшения салфеток в народной вышивке. Подбор материалов и тканей. Зарисовка простейших швов и их выполнение. Перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки. Обработка и вышивка краев салфетки. Стирка, утюжка. Контроль ЗУН по алгоритму самоконтроля.

Прихватки. Выбор орнамента или сюжетного изображения. Просмотр иллюстраций и зарисовка в альбом. Подбор тканей и необходимых материалов. Раскрой прихватки. Перевод рисунка на ткань. Выполнение вышивки. Пошив прихватки, отделка изделия, стирка, утюжка. КонтрольЗУН по алгоритму самоконтроля.

М.О.: Инструменты и приспособления  для вышивания.

Д.О.: Альбомы с образцами, рисунками и схемами.

                    7. Итоговое занятие (2 ч.)

Теория (  1 час)  Подведение итогов за год.   Награждение лучших обучающихся.

Практика  ( 1   час)  Выставка работ обучающихся

М.О.: Стенд

Д.О.: Работы обучающихся

                                 

                                Литература  для педагога

1.   Климова Н.М., О.Г. Федосова, О.Н. Наумова, В.В. Ривкина. Ручная и машинная вышивка. 1980 г

2.     Королева Н.С. Народная вышивка РСФСР,М.,Госместпромиздат,1961

3.    Литвинец Э.Н., Учитесь вышивать. 1991 г

  1.   Рукоделие.Популярная энциклопедия., М., «Советская энциклопедия»,1991

                         

                          Литература для обучающихся

     1.  Еременко Т.И. Иголка – волшебница, М., «Просвещение»,1988 г.

     2..  Жилкина А.Д., В.Д. Жилкин. Рукоделие. 1959 г

     3...  Крупская Ю.В., Кизеева Л.В., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д., Технология (Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы), м.,»Вентана-Граф»,2002 г.

                                                                           Приложение 1.

          Оборудование и наглядный материал

1.       Образцы швов на ткани и схемы.

2.       Виды всевозможных вышивок, разнообразных схем орнаментов.

3.       Альбомы с иллюстрациями по народной вышивке, костюму.

  1. Книги по ручной и машиной вышивке.
  2. Журналы по рукоделию
  3. Ткани.
  4. Нитки (мулине, шерстяные, х/б, шелковые).
  5. Иголки  различной длины и толщины, булавки, наперсток.
  6. Ножницы, нескольких размеров.
  7. Шило для работы с плотными и толстыми материалами.
  8. Пяльцы.
  9. Сантиметровая лента.
  10. Длинная и короткая линейки.
  11. Плотная бумага и картон для узоров и трафаретов.

15        .Калька, миллиметровая, копировальная бумага.

16.       Альбомы для узоров.

17.       Карандаши твердо-мягкие (ТМ).

18        Цветные карандаши или краски для цветных иллюстраций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного курса для 10 класса

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного курса для 10 класса...

Программа дополнительного образования для начальных классов коррекционной школы

Программа "Страна Вообразилия" направлена на развитие творческих способностей, на развитие внимания и воображения...

Кружок "Юный информатик" Программа дополнительного образования обучающихся 5 классов Срок реализации 1 год

Пояснительная запискак рабочей программе кружка«ЮНЫЙ ИНФОРМАТИК»Направленность программыI....

Программа дополнительного образования 3-4 класс«The world of English speaking children»

Целью дополнительной образовательной программы  является  развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций соврем...

Программа дополнительного образования 8-9 класс «The world of English»

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы состоят  в  то, что  она усиливает вариативную составляющую общего образования. При максимальном расширен...

Презентация программы дополнительного образования детей 1 класса

Авторская программа "Глиняные сказки.  Обучение детей 1 класса лепке из глины." Методика , разработанная в данной програме позволяет донести до учащихся технологию изготовления изделия из глины н...

Программа дополнительного образования для старших классов на основе фитнес - аэробики

программа дополнительного образования  для старшеклассников составленная на основе программы   " Фитнес - аэробика"  О.С. Слуцкер,...