Положение о мониторинге образовательной деятельности
методическая разработка на тему

Мариничев Сергей Андреевич

Положение ЦВР по проведению мониторинга образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_monitoringe_tsvr.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы Советского района» г.Брянска

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №______

от «____»_________20___г.

ПОЛОЖЕНИЕ О МОНИТОРИНГЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МБОУДОД «Центр внешкольной работы Советского района» г.Брянска

Брянск - 2014


1.   Общие положения

1.1. Мониторинг в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы Советского района» г.Брянска (далее – ЦВР) - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения (в обобщенной форме) информации Об образовательной деятельности учреждения, позволяющая судить об актуальном состоянии и динамике образовательной деятельности ЦВР, дающая прогноз и обоснование приоритетных направлений развития.

1.2. Мониторинг – это масштабная диагностическая процедура, нацеленная на получение обратной связи от всех субъектов образовательного процесса ЦВР. Мониторинг связан со всеми аспектами управления функционированием и развитием учреждения, ориентирован на информационное обеспечение управления, способствует его эффективности, позволяет судить о состоянии образовательной деятельности ЦВР в любой момент времени.

1.3. Мониторинг образовательной деятельности осуществляется в соответствии с настоящим Положением  (далее - Положение). Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., Приказом Министерства образования и науки РФ № 1008 от 29 августа 2013 г. “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; Уставом центра, нормативными правовыми актами, регламентирующими реализацию процедуры оценки качества образования. Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора ЦВР на основании решения педагогического совета.

1.4. Мониторинг организуется на всех уровнях и направлениях образовательной деятельности учреждения и управления соответствующими специалистами (зам.директора, зав.отделами, методистами, педагогами дополнительного образования). Для проведения  особых видов мониторинговых исследований  могут быть привлечены специалисты из других учреждений и организаций.

1.5. Срок настоящего Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

2. Концептуальные основы мониторинга

2.1. Цель мониторинга – обеспечение объективного информационного сопровождения образовательного процесса ЦВР; осуществление перехода на новую систему управления образованием - управление по результатам.

2.2. Задачи мониторинга:

  • систематическое и всестороннее изучение образовательной деятельности ЦВР;
  • получение достоверной и объективной информации об условиях, организации и содержании образовательного процесса ЦВР;
  • совершенствование механизма мониторинговых исследований на уровне ЦВР;
  • анализ актуального состояния деятельности учреждения;
  • создание информационной сети ЦВР для систематизации информации, повышения ее оперативности и доступности, оптимизации и информационных потоков, формируемых на различных уровнях деятельности;
  • координация деятельности всех субъектов мониторинга ЦВР;
  • совершенствование технологии  информационно-аналитической деятельности на основе современных научных достижений;
  • своевременное выявление изменений в образовательной деятельности ЦВР и вызывающих их факторов;
  • предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.

2.3. Принципы мониторинга:

  • принцип актуальности (мониторинг позволяет выявить современное состояние образовательной деятельности ЦВР);
  • принцип проблемности (мониторинг может проводиться с целью выявления проблем или по заданной проблеме);
  • принцип развития (мониторинг осуществляется параллельно с процессом развития ЦВР и способствует выявлению направлений его позитивного развития);
  • принцип управления (организатор мониторинговой деятельности разрабатывает ее целевые установки и намечает контуры содержания, контроль мониторинговой деятельности может осуществляться на разных уровнях (самоконтроль, административный контроль, общественный контроль);
  • принцип целостности (мониторинговые исследования предполагают многоаспектность содержания и возможность участия всех субъектов ЦВР);
  • принцип системности (регулярность и периодичность проведения мониторинговых исследований);
  • принцип оперативности (переработка информации осуществляется в оптимально короткие сроки);
  • принцип информационной открытости (обобщенные результаты мониторинговых исследований могут быть предоставлены всем субъектам образовательно-воспитательного процесса).

2.4. Функции мониторинга:

  • диагностическая – сканирование состояния образовательной деятельности ЦВР и происходящих в нем изменений;
  • компаративистская – создание условий для анализа состояния образовательного процесса в целом или различных его элементов как во времени (состояние в разные периоды времени), так и пространстве (возможность сравнения с другими аналогичными учреждениями дополнительного образования детей);
  • информационная – регулярное получение сопоставимой информации о состоянии и развитии ЦВР;
  • прагматическая – информационное обеспечение принятия максимально обоснованных и адекватных требованиям ситуации решений, прежде всего  управленческих.

3. Объекты, субъекты и предмет мониторинга.

3.1. Объекты мониторинга: 

  • условия осуществления образовательной деятельности (кадровые, нормативно-правовые, материально-технические, санитарно-гигиенические, учебно-методические);
  • организация образовательного процесса (контингент обучающихся, режим работы ЦВР, расписание работы детских объединений, расписание  работы клубов по месту жительства);
  • содержание образовательного процесса (цели, образовательные программы, планы, средства обучения, воспитательная система, диагностические методики и др.);
  • результативность образовательного процесса;
  • эффективность и действенность внутриорганизационного управления,
  • состояние и эффективность инновационной работы;

3.2. Субъекты мониторинга: обучающиеся, родители, педагогические работники, администрация ЦВР, социум района.

3.3. Предмет мониторинга - все аспекты (компоненты) образовательной деятельности ЦВР.

4. Организационно-технологическая схема функционирования мониторинга

4.1. Комплекс мониторинговых показателей:

  • первичные показатели:  описание актуального состояния  образовательной деятельности ЦВР;
  • вторичные показатели: обобщенные показатели результатов мониторинговых исследований образовательной деятельности ЦВР.

4.2. Методы мониторинга:

  • экспертное оценивание;
  • наблюдение;
  • анализ продуктов деятельности (документации, фото- и видеоматериалов и др.);
  • тестирование,
  • анкетирование,
  • опрос,
  • ранжирование,
  • самооценка, самодиагностика;
  • статистическая обработка  информации и др.

4.3. Инструментарий

  • анкеты, опросные листы, тесты;
  • программа (план) мониторинга;
  • протоколы аттестации обучающихся;
  • справки-анализы;
  • диагностические таблицы;
  • информационные и диагностические карты.

4.4. Технология мониторинговой деятельности:

  • нормативно-правовое и административное обеспечение мониторинговой деятельности;
  • организация мониторинга (подготовка рабочей группы, разработка процедуры);
  • разработка инструментария;
  • сбор информации;
  • обработка и анализ полученной информации, подготовка материалов статической отчетности.

5. Содержание мониторинга:

  • содержание, организационные формы и методы образовательного процесса;
  • реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
  • уровень воспитанности обучающихся, состояние физического и психического развития, эмоционального благополучия детей;
  • уровень профессиональной компетентности педагогов;
  • достижения педагогических работников и обучающихся в конкурсных соревнованиях различного уровня;
  • развитие инновационных процессов и их влияние на повышение качества образовательного процесса ЦВР;
  • состояние взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах: директор – педагогический коллектив; директор – детский коллектив; директор – коллектив родителей; директор – внешняя среда; педагог - педагог; педагог – обучающийся (воспитатель – воспитанник); педагог (воспитатель) – семья;
  • материально-техническое и программно-методическое обеспечение –образовательного процесса;
  • удовлетворенность родителей качеством предоставляемых ЦВР услуг.

6. Информационный фонд мониторинга

6.1.Реализация мониторинга в ЦВР предполагает организацию постоянного сбора и накопления информации на основе:

  • результатов плановых мониторинговых исследований с использованием специально подготовленных методик;
  • отчетности, утвержденной нормативно-правовыми актами ЦВР;
  • инспектирования деятельности ЦВР различными органами государственной власти разного уровня;
  • данных о повышении квалификации и аттестации педагогических кадров;
  • данных о прохождении промежуточной и итоговой аттестации обучающимися ЦВР;
  • результатов диагностического контроля выполнения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ за различные периоды;
  • показателей уровня воспитанности обучающихся (воспитанников);
  • результатов участия педагогических работников и обучающихся в конкурных соревнованиях;
  • показателей, предусмотренных программой развития и годовыми планами ЦВР.

6.2. Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование информации.

7. Модель мониторинга

7.1.      I этап - нормативно-установочный

В рамках этого этапа осуществляется:

  • разработка локальных актов, сопровождающих мониторинг;
  • определение целей и задач мониторинга;
  • определение основных показателей и критериев;
  • выбор способа установления реальных достижений обследуемого объекта, выбор инструментария.

7.2.         II этап - информационно-диагностический

На этом этапе осуществляется сбор информации с помощью подобранных методик

7.3.         III этап - аналитический

Основная задача данного этапа - анализ результатов проведенной работы,
оценка состояния объекта мониторинга, сопоставление его с «нормативными
показателями», установление причины отклонений на основе логического анализа, разработка стратегии коррекционно-развивающей работы.

7.4.      IV этап - итогово-прогностический (завершающий)

Организаторы мониторинга выполняют следующие действия:

  • оценивает состояние объекта мониторинга с помощью разнообразных диагностических приемов;
  • сопоставляет полученные результаты с первичными;
  • делает выводы, умозаключения о соответствии избранных целей и задач педагогического мониторинга полученным результатам педагогической деятельности;
  • определяет эффективность проведенной работы на основе логического анализа;
  • прогнозирует дальнейшие тенденции и возможности обследуемого объекта.

8. Управление мониторингом

8.1. Руководство мониторингом осуществляет администрация ЦВР, которая:

  • определяет тематику мониторинговых исследований;
  • назначает организаторов процедуры мониторинга;
  • обеспечивает нормативно-правовое сопровождение мониторинга;
  • готовит итоговую информацию на основании полученных результатов мониторинга;
  • принимает решения, направленные на эффективность управления ЦВР;
  • организует, по мере необходимости, распространение информации о результатах мониторинга.

8.2. Периодичность, показатели, формы сбора и представления информации определяются заказчиком мониторинга.

8.3. Организаторы мониторинга несут персональную ответственность за использование данных мониторинга, их обработку, анализ и распространение результатов.

8.4. Участники мониторинга несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации.

9. Функционал специалистов, обеспечивающих систему мониторинга

9.1. Административный состав:

  • предлагает направление мониторинговых исследований;
  • организует и координирует мониторинговые исследования в ЦВР;
  • формирует нормативно-правовое обеспечение (локальные нормативные акты) мониторинга;
  • проводит анализ полученных данных мониторинга и принятие управленческих решений;
  • осуществляет  предоставление информации по итогам мониторинга ЦВР в вышестоящие организации.

9.2. Методическая служба:

  • предлагает направление мониторинговых исследований в рамках своей компетенции;
  • обеспечивает научно-методическое сопровождение мониторинга;
  • организует консультативную помощь для участников мониторинга;
  • формирует инструментарий мониторинговой деятельности, разрабатывает инструкции по его применению;
  • осуществляет сбор, обработку и хранение информации, полученной в ходе мониторинга;
  • готовит аналитические материалы по итогам мониторинга.

9.3. Педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели, воспитатели, педагоги-организаторы:

  • предлагают направления мониторинговых исследований в рамках образовательной направленности, вида деятельности, конкретной образовательной программы детского объединения, программы работы клуба по месту жительства;
  • участвуют в создании инструментария мониторинга;
  •  осуществляет сбор, обработку и хранение информации, полученной в ходе мониторинга;
  • участвуют в подготовке аналитических материалов по результатам мониторинговых исследований по образовательному направлению и виду деятельности; готовит аналитические материалы по результатам мониторинга в рамках конкретной образовательной программы детского объединения, программы работы клуба по месту жительства.

10. Ресурсное обеспечение мониторинга

10.1. Материально-техническое:

  • информационно-техническое (компьютерная техника, программное обеспечение, множительная и копировальная техника);
  • расходные материалы.

10.2. Кадровое обеспечение: к организации и проведению мониторинга могут привлекаться все категории педагогических работников ЦВР после соответствующей подготовки.

10.3. Финансовое обеспечение: средства, достаточные для организации и проведения всех этапов мониторинга.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательной деятельности

Методический материал оформлен в виде презентации....

Электронные таблицы для мониторинга образовательной деятельности школы

Авторские таблицы в формате Excel позволяют быстро и эффективно анализировать успеваемость по следующим параметрам:1) успеваемость класса (анализируется средний балл и качество знаний по каждому предм...

Методические рекомендации проведения мониторинга образовательной деятельности в УДОД

Сутью мониторинга является систематическое отслеживание, фиксирование и анализ результатов каждого взаимодействия педагога с детьми, что позволяет дать конкретный и объективный анализ деятельности дет...

Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей

Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...

Мониторинг образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях у...

мониторинг образовательной деятельности

В мониторинге представлены итоги образовательной деятельности...

Мониторинг образовательной деятельности учителей ШМО естественнонаучного цикла

Мониторинг образовательной деятельности учителей ШМО естественнонаучного цикла...