Методические рекомендации проведения мониторинга образовательной деятельности в УДОД
методическая разработка на тему

Романчук Елена Леонидовна

Сутью мониторинга является систематическое отслеживание, фиксирование и анализ результатов каждого взаимодействия педагога с детьми, что позволяет дать конкретный и объективный анализ деятельности детского объединения, образовательной направленности или конкретного педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitring_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc336 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

детский морской центр

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

«Юный моряк»

Методические рекомендации проведения

мониторинга образовательной деятельности в УДОД

в помощь педагогу дополнительного образования

Автор:         

Е.Л. Романчук – методист

Кронштадт

2013 год

Содержание.

Введение                                                        

1.Планирование мониторинга

2.Способы мониторинга

3.Педагогическая диагностика воспитанников

детских объединений

3.1.Критерии результативности образовательного процесса

3.2.Методы и формы выявления, результатов образовательного процесса

3.3.Методы оценки результатов

3.4.Методы и формы фиксации и предъявления результатов

4.Диагностика деятельности педагогов

5.Формы выявления и фиксации  и предъявления результативности деятельности педагога

6.Методы диагностики результативности образовательного процесса

Заключение

Приложение

Литература

Введение.

     Одной из ключевых задач концепции модернизации российского образования является обеспечение нового качества образования, которое во многом определяется достижением положительного образовательного результата. Однако в дополнительном образовании стандарт результата не определён, и поэтому  педагоги УДО часто сталкиваются с проблемами, что именно отслеживать в образовательном процессе как результат, какие формы и методы использовать при его мониторинге.

     Сутью мониторинга является систематическое отслеживание, фиксирование и анализ результатов каждого взаимодействия педагога с детьми, что позволяет дать конкретный и объективный анализ деятельности детского объединения, образовательной направленности или конкретного педагога.

     Кроме того, мониторинг выступает средством управления качеством образовательного процесса, т.к. в ходе мониторинга результатов производятся различные педагогические коррективы в целях, содержании и организации образовательного процесса, который длителен по времени и реализуется в конкретных организационных формах.

     Во многих детских объединениях эффективность образовательного процесса, качество образовательных результатов педагогами учреждений дополнительного образования оценивается чаще всего «срезовыми» способами по конечным, итоговым результатам, т. е. отсутствует мониторинговая система. В лучшем случае прослеживаются этапы контроля: начальный, промежуточный, итоговый – и предполагается, что каждый педагог отслеживает результаты своей деятельности и образовательные результаты детей через анализ каждого занятия и других организационных форм работы с детьми. Такой подход к оценке образовательных результатов не отражает динамики личностного развития воспитанников, что противоречит личностно- ориентированному подходу в образовании.

     Также, оценка результативности в учреждениях дополнительного образования чаще всего измеряется степенью обученности ребёнка в конкретной, специальной, предметной области (знания, умения, навыки) или в формализованных показателях (сохранность контингента, количество групп и детей, количество наград, званий).

     Образовательный результат является итогом образовательного процесса и является, прежде всего, неким достижением в первую очередь ребёнка. Результат своей работы в объединении и результат своего взаимодействия с педагогом воспитанник всегда ощущает, но не всегда может сразу осознать, отследить, выразить словами. Но в мониторинге мнение самого ребёнка в первую очередь и педагога, который непосредственно с ним взаимодействовал, организовывал что–то для продвижения воспитанника – самые важные и в большей степени объективные показатели результативности образовательного процесса. Образовательный результат всегда есть то или иное проявление успешности или неуспешности ребёнка, но в конкретной деятельности, в конкретном взаимодействии, организованном педагогом – не только в учебной деятельности, но во всех социально значимых сферах, в которых пребывает растущий человек независимо от возраста.

     Мониторинг – одно из важнейших педагогических средств предотвращения и преодоления неуспешности детей и подростков.

Успех или неуспех каждый человек связывает со своими возможностями и когда педагоги проводят педагогическую диагностику лишь в формах яркого проявления успешности – традиционные победы на конкурсах или в соревнованиях, которые не всегда соответствуют возможностям каждого ребёнка, то это может стать «бременем неуспешности» для самых разных детей. Именно поэтому параметры мониторинга, критерии оценки результатов должны быть ориентированы на каждого ребёнка  - с разным уровнем развития и успешности; способы мониторинга должны быть гибкими, личностно- ориентированными; ведущим, главным субъектом мониторинга должен стать педагог, который знает своих воспитанников, их особенности, склонности.

     Данные методические рекомендации предназначены в помощь педагогам дополнительного образования и помогут повысить качество проведения мониторинга для определения результативности образовательного процесса, которое включает в себя: прогнозируемые результаты, параметры, критерии и показатели определения результативности, способы отслеживания и оценки результатов, методы и формы мониторинга.

Цель:

Создать мониторинговую систему для определения результата образовательной деятельности в объединениях дополнительного образования детей.

Задачи:

Определение критериев и параметров образовательной деятельности в УДОД.

Определение методов и форм выявления фиксации и предъявления результатов образовательного процесса

Подбор диагностических методик определения результативности образовательного процесса.

     Рассматривая мониторинг детского объединения как неотъемлемую составляющую часть процесса образования администрации и педагогам учреждения дополнительного образования необходимо его правильно организовать.

     Разрабатывается нормативное обеспечение процесса на уровне учреждения дополнительного образования в целом. Как правило, это общее Положение о проведении мониторинга вУДОД.

     На основании Положения и образовательной программы детского объединения педагогам необходимо спланировать мониторинг образовательной деятельности, который бы включал в себя теоретические вопросы, сроки проведения, содержание и способы.

Этап планирования включает в себя:

1.Сравнение показателей желаемого результата с показателями достигнутых результатов с целью выбора наиболее значимых на данном этапе деятельности объединения и реально достижимых показателей результативности.

2.Выбор или разработка шкалы оценивания достигаемых результатов.

3. Выбор мониторинговых способов.

4. Выстраивание временной последовательности мониторинговых действий таким образом, чтобы эта деятельность носила системный и систематический характер.

5. Определение критериев и формы оценки результата каждого воспитанника и оценку общего уровня подготовки всех учащихся в детском объединении. Оба параметра оценки базируются на соответствии результатам, заявленным в образовательной программе.

6. Определение способов и форм предъявления результатов.

    План мониторинга  - дело сугубо индивидуальное, его форма может меняться не только из года в год, но и в течение года. Но перспективного плана недостаточно, мониторинговой деятельностью можно и нужно управлять через текущее её планирование: выбирать на конкретный период более значимый предмет, корректировать параметры и критерии, варьировать способы.

В плане важно обозначить сроки мониторинга. Прежде всего, это период первоначального среза (организационный период) и итоговый срез (обобщение образовательных результатов в конце учебного года). Очень важно определить контрольные сроки обобщения результатов. Они могут быть связаны с ключевыми мероприятиями объединений, учреждения, соответствовать этапам реализации образовательной программы. Обобщать образовательные результаты желательно по итогам каждого месяца, в крайнем случае – четверти, но не реже. Только тогда можно говорить о сложившейся системе мониторинга

Способы мониторинга образовательной деятельности.

Способы мониторинга можно разделить в соответствии

1. С задачами мониторинга

  •  методы и формы отслеживания (накопления, фиксирования)
  •  методы анализа и формы оценки
  •  методы и формы обобщения результатов.

Самым распространёнными методами отслеживания и фиксирования образовательных результатов являются:

  •  наблюдение за деятельностью детей в различных ситуациях (занятия, в общении с детьми и взрослыми)
  •  устный опрос
  •  анкетирование
  •  конспектирование (фотографирование)
  •  хронометраж  хода занятия или отдельных его компонентов
  •  видеофиксация
  •  ведение журналов, дневников педагогического наблюдения и самонаблюдения
  •  книга успехов и достижений

К аналитико-оценочным методам можно отнести

  •  анализ и педагогический самоанализ занятия
  •  анализ продуктов деятельности учащихся
  •  педагогическая и самооценка учащихся
  •  тестирование
  •  шкалирование

К методам обобщения в УДО можно отнести

  •  методическое или практическое обобщение опыта
  •  описание моделей эффективных образовательных процессов
  •  аналитический отчёт.

К формам обобщения

  •  матрицы
  •  таблицы
  •  графики
  •  диаграммы

2. Другим основанием для типологии мониторинговых методов могут быть субъекты, непосредственно участвующие в этой деятельности: педагоги и учащиеся, к этому типу способов относятся:

Внешний мониторинг

  •  открытые занятия
  •  мастер – классы

Самомониторинг

  •  дневник самонаблюдений
  •   коллективный анализ дела
  •  решение проблемных ситуаций
  •  самотестирование
  •  взаимотестирование

3.Все способы мониторинга должны быть доступны педагогам, увлекательны детям, не трудоёмки, удобны для наблюдения, фиксирования, оценки деятельности детей.

Вербальные способы:

  •  графические
  •  письменные
  •  технические

Творческо-активные:

  •  подвижные игры
  •  социальные пробы
  •  создание проблемных ситуаций
  •  поисково-исследовательские методы

Способы мониторинга должны быть адекватны задачам и деятельности конкретного периода, а также выбранным параметрам и критериям оценки образовательных результатов.

Основная задача педагогического мониторинга - комплексный анализ педагогической деятельности. Педагогическая диагностика помогает оптимизировать педагогическую деятельность, повысить ее результативность и

позволит в ходе педагогической экспертизы определять уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования.

Педагогическая диагностика воспитанников детских объединений учреждений дополнительного образования.

     При проведении педагогического мониторинга многие педагоги не всегда знают, что можно и нужно проверять у воспитанников детских объединений. В каждой образовательной программе определены ожидаемые результаты обучения, развития и воспитания ребёнка на каждый год обучения, которые и могут стать для педагога неким критерием в выявлении реальных достижений воспитанников.

Кроме традиционных параметров результативности образовательного процесса в дополнительном образовании существуют и специфические.

Традиционные:

  • усвоенные знания
  • освоенные способы деятельности (умения и навыки)
  • опыт эмоционально-ценностных отношений

Специфические:

  • опыт творчества
  • опыт общения
  • опыт самостоятельной деятельности
  • опыт социально-значимой деятельности

Критерии результативности образовательного процесса

Параметры результативности

Критерии

I.Опыт освоения теоретической информации

(теоретические знания по основным темам учебно-тематического плана программы, владение специальной терминологией)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям. Осмысленность и правильность использования специальной терминологией. Объем, прочность, глубина.

II. Опыт практической деятельности

(практические умения и навыки, предусмотренные программой по основным разделам учебно-тематического плана; навыки соблюдения правил безопасности

Степень освоения способов деятельности. Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Соответствие приобретенных навыков по технике безопасности программным требованиям

III. Опыт эмоционально-ценностных отношений

Приобретён опыт эмоционально-ценностных отношений, способствующий развитию личностных качеств учащегося. Полноценность, разнообразность приобретенного опыта, адекватность содержанию программы

IV. Опыт творчества

Приобретён опыт творческой деятельности. Проявление креативности в процессе освоения программы. Оригинальность, индивидуальность, качественная завершенность результата.

V. Опыт общения

Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества в системах «педагог-учащийся» и «учащийся-учащийся». Конструктивное сотрудничество в образовательном процессе.

Доминируют субъект-субъектные отношения

VI. Опыт самостоятельной деятельности

Приобретён опыт самостоятельной творческой деятельности. Инициативность. Самостоятельность. Целеустремленность. Доведение до конца начатого дела

VII. Опыт социально-значимой деятельности

Приобретён опыт социально-значимой деятельности.

Устремленность к участию в различных мероприятиях.

    Как можно выявить результат деятельности объединения в целом и конкретно каждого ребёнка?

 Во многих объединениях традиционно используются зачёты и экзамены, сдачи нормативов и квалификационные соревнования, но привычные формы подведения итогов не могут решить проблемы выявления результатов подготовки каждого ребёнка.

Методы и формы выявления, результатов образовательного процесса

Концерты

Экзамены

Зачеты

Конкурсы

Соревнования

Открытые  и итоговые занятия

Диагностика

Анализ мероприятий

Беседа

Опрос

Наблюдение

Прослушивание на репетициях

Праздничные мероприятия

Выставки

Фестивали

Диагностические игры

Анкетирование

Анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности

Анализ приобретенных навыков общения

Анализ выполнения программ

Самооценка учащихся

Взаимоаттестация

Взаимообучение детей

Как оценивать результат детского объединения?

     Проверяя уровень теоретической и практической подготовки ребёнка, требуется оценить, насколько свободно он владеет базовыми теоретическими понятиями в данной области деятельности и необходимыми технологическими навыками. Очень важно продумать формы и методы оценки результата ребёнка: она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». В этом случае на помощь педагогу может прийти 10 – бальная система оценки, балльная (как в школе), уровневая (пяти уровневая, трех уровневая), номинальная (хорошо-плохо, освоил - не освоил), рейтинговая, буквенная или какая –ни будь другая: присвоение званий разного уровня, вручение знаков или медалей, определённого достоинства. Главное, чтобы у воспитанников формировалась адекватная самооценка собственных достижений, базирующаяся на стремлении к достижению большего.

Методы оценки результатов.

Эмпирические методы:

  • наблюдение,
  • методы опроса (беседа, интервью, анкетирование),
  • изучение письменных, графических и творческих работ учащихся,
  • изучение педагогической документации

Методы теоретического исследования:

  • анализ,
  • синтез

Математические и статистические методы:

  • ранжирование,
  • шкалирование,
  • определение средних величин полученных показателей.

     Зачастую при аттестации на квалификационную категорию или аккредитации учреждения педагоги не могут профессионально предъявить результаты образовательного процесса в объединениях дополнительного образования и их фиксацию.

Методы и формы фиксации результатов

Грамоты

Дипломы

Готовые работы

Учет готовых работ

Журнал

Оценки

Дневники

Анкеты

Тестирование

Протоколы диагностики

Протоколы соревнований

Аудиозапись

Видеозапись

Фото

Устно

Отзывы (детей и родителей)

Маршрутные листы

Статьи в прессе

Портфолио

Аналитическиесправки

Методические разработки

Методы и формы предъявления результатов

Выставки

Конкурсы

Фестивали

Контрольные работы

Зачеты

Переводные, итоговые занятие

Открытые занятия

Поступление выпускников в профессиональные учреждения по профилю

Диагностические карты

Тесты

Аналитические справки

Портфолио

Защита творческих работ

При выборе форм предъявлении результатов образовательной деятельности педагогу необходимо тщательно продумать о преимуществах и ограничениях этих форм.

Формы предъявления результатов

Нормы предъявления результата

Преимущества

Ограничения

Выставки

Наглядность, убедительность,

Оценки наблюдателей,

Дети участвуют с удовольствием,

Возможность сравнения работ (в т.ч. самими детьми)

Задействованы не все дети,

Зависимость от материально-технического оснащения,

Нельзя сохранить надолго

Массовые

мероприятия

Яркость, зрелищность, праздничность

Ограниченное количество детей

Экзамены

Зачеты

Концерты

Наглядность, яркость, зрелищность,

Разнообразность тематики

Традиционная форма, наглядная, очевидная

Стресс для ребенка

Видеозапись

Зримость, наглядность. Можно хранить много лет

Зависимость от материально-технического оснащения

Диагностика деятельности педагогов

     Мониторинг педагогической деятельности также позволяет выявлять уровень профессиональной компетенции педагогов, достижения и проблемы педагогической деятельности; определять, имеют ли результаты устойчивый, закономерный характер, создавать обстановку заинтересованности всех педагогов УДО в результативности своей профессиональной деятельности.

     Целями мониторинга педагогов являются:

Получение возможности детализированного анализа профессиональных успехов педагогов.

Мотивация педагогов к достижению качественных результатов в образовательном процессе, стимулировании профессионального роста, развитие творческой инициативы педагогов.

В ходе мониторинга выявляется качественный уровень учебной работы, качественный уровень воспитательной работы, личностно – профессиональное развитие и обучающая деятельность педагога.

Параметры измерения

Уровень учебной работы

Уровень воспитательной работы

Личностно- профессиональная деятельность

•Сохранность контингента

•Посещаемость занятий

•Результативность учебного процесса

•Выполнение образовательной программы

•Участие в мероприятиях  разных уровней

•Повышение квалификации

•Уровень профессиональных умений педагога

•Участие педагога в конкурсах, смотрах, конференциях

•Самообразование

•Портфолио

Формы выявления и фиксации результативности деятельности педагога

  • Анализ программно-методических материалов (УМК)
  • Анализ занятий и массовых мероприятий
  • Анализ результатов участия детей в смотрах, конкурсах, соревнованиях (достижения учащихся)
  • Диагностические карты
  • Анкетирование
  • Результаты опросов учащихся и родителей (степень удовлетворенности)
  • Сохранность контингента

Формы предъявления результатов деятельности педагога

  • Портфолио педагога
  • Открытые занятия для родителей
  • Мастер-классы для педагогов, учителей
  • Выставки, концерты и т.д.
  • Участие в профессиональных и предметных конкурсах
  • Выступления на педсоветах, семинарах, методических объединениях
  • Компьютерные презентации
  • Аттестация

Для проведения мониторинга образовательной деятельности в УДО подобраны диагностические методики.(см. приложение)

Методы диагностики результативности образовательного процесса (для учащихся)

Методика «Образовательные потребности»

Карта самооценки учащимися и экспертной оценки  педагогом компетентности учащегося

Анкета  «Мир ваших увлечений»

Методики изучения умений и навыков

Информационная карта освоения учащимися образовательной программы

Анализ состава учащихся

Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня.

Информационная карта самооценки освоения образовательной программы

Анкета для изучения уровня удовлетворённости обучающихся

Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)

Методика трудовых ценностей

Карта самооценки и экспертной оценки компетентности педагога дополнительного образования.

Анализ состава учащихся

Методика «Уровень программно – методического обеспечения образования в УДОД»

Информационная карта результатов участия педагогических и профессиональных конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня

Информационная карта освоения учащимися образовательной программы

Анкеты для родителей

«Позиция родителей в образовательном процессе»

«Мир увлечений вашего ребёнка»

«Исследование удовлетворённости родителей уровнем дополнительного образования детей»

Заключение.

     Создание мониторинговой системы в УДО позволит дать конкретный и объективный анализ деятельности детского объединения дополнительного образования, образовательной деятельности, конкретного педагога.

      Данные мониторинговых исследований за определённый период могут стать основой для выявления тенденций, определяющих успешность или, наоборот проблемы в работе учреждения в целом.

     На основе анализа информации в ходе мониторинга, может быть сделан объективный прогноз направления развития детского объединения, учреждения.

     В ходе мониторинга образовательного процесса произойдут объективные и субъективные изменения, проявляющиеся на уровнях:

  • личности ребёнка и педагога
  • системы отношений
  • «продуктов» педагогической деятельности и деятельности ребёнка в

образовательном процессе, что в свою очередь повлечёт повышение качества образовательной деятельности в учреждении.

Литература.

Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования детей (научно-методический аспект). В 2-х частях. – Ярославль: ГУ ЦДЮ, 2000.

Информационно-методический бюллетень. Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей. Выпуск № 5. - СПб.: ГОУ «СПб ГДТЮ», 2008.

Каргина З.А. Некоторые подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования // Внешкольник.- 2006 № 11 – С. 9-12.

Каргина З.А. Мониторинг в дополнительном образовании детей // Внешкольник.- 2009 № 1– С. 15-21

Каргина З.А. Мониторинг в дополнительном образовании детей // Внешкольник.- 2009 № 2– С. 19-24

Климова С.В. Мониторинг педагогической деятельности в МОУ ДОД «Центр юных техников // Методист – 2009 № 6 – С. 25-31

Малыхина Л.Б. Методика оценки качества деятельности УДОД // Внешкольник.- 2008 № 3– С. 11-16

Методическая работа в системе дополнительного образования/ авт – сост М.В. Кайгородцева.- Волгоград: Учитель, 2009

Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. – Ярославль, 2003.

Шинкарёв А.А. Практика мониторинга в объединениях, работающих в системе дополнительного образования детей // Внешкольник.- 2009 № 4– С. 9-18

Приложение.

Методика «Образовательные потребности»

Анкета для учащихся 6-11 лет

Дорогой друг!

1. Внимательно прочитай предложенные ниже утверждения и отметь любым значком свой выбор.

Вариант ответа

Твое мнение

мне интересно то, чем мы занимаемся в кружке

хочу занять свое время после школы

занимаюсь в кружке за компанию с другом, друзьями

хочу узнать новое, интересное для себя

мне нравится педагог

хочу научиться что-то делать сам

мне нравиться выполнять творческие задания, придумывать и создавать что-то новое

хочу узнать о том, что не изучают в школе

занятия здесь помогают мне становиться лучше

занятия в коллективе (кружке) помогают мне преодолеть трудности в учебе

мне нравится общаться с ребятами

мне нравится выступать на концертах, соревнованиях, участвовать в выставках

здесь замечают мои успехи

меня здесь любят

твой вариант

2. Благодаря занятиям в коллективе (кружке) я: (отметь любым знаком варианты ответов, которые соответствуют твоему мнению)

Вариант ответа

Твое мнение

узнал много нового, интересного, полезного

стал лучше учиться

приобрел новых друзей

стал добрее и отзывчивее к людям

научился делать что-то новое самостоятельно

твой вариант

Напиши, пожалуйста:

 Фамилию, имя ____________________________________________________

Сколько тебе лет____________________________

В каком коллективе (кружке) ты занимаешься?________________

5. Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе (кружке)?______________

                                                                                                     Анкета для учащихся 12-16 лет

Дорогой друг!

Какие цели ты ставишь перед собой, занимаясь в данном коллективе (кружке), и в какой степени можешь их удовлетворить? (Внимательно прочитай предложенные варианты и в графе «Выбор» отметь знаком «+» ответы, соответствующие твоим целям. Далее в графе «Степень удовлетворения» постарайся определить в какой степени твои цели реализуются).

Варианты ответа

Выбор

Степень удовлетворения

Полностью

Частично

Нет

узнать новое и интересное, повысить свой общекультурный уровень

научиться какой-либо конкретной деятельности

с пользой провести свободное время

развить свои творческие способности

найти новых друзей и общаться ними

заниматься с интересным педагогом

исправить свои недостатки

преодолеть трудности в учебе

научиться самостоятельно приобретать новые знания

получить знания и умения, которые помогут в приобретении будущей профессии

хочу, чтобы здесь меня понимали и ценили как личность

увидеть и продемонстрировать результаты своего творчества

хочу заниматься в эмоционально-комфортной обстановке

что еще

Напиши, пожалуйста:

 Фамилию, имя ____________________________________________________

Сколько тебе лет____________________________

В каком коллективе (кружке) ты занимаешься?________________

Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе (кружке)?______________

Карта самооценки учащимися и экспертной оценки  педагогом компетентности учащегося

Варианты бланков анкет

Дорогой друг!

     Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая)

1

Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога)

1

2

3

4

5

2

Знаю специальные термины, используемые на занятиях

1

2

3

4

5

3

Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности

1

2

3

4

5

4

Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог

1

2

3

4

5

5

Научился самостоятельно выполнять творческие задания

1

2

3

4

5

6

Умею воплощать свои творческие замыслы

1

2

3

4

5

7

Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях

1

2

3

4

5

8

Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач

1

2

3

4

5

9

Научился получать информацию из различных источников

1

2

3

4

5

10

Мои достижения в результате занятий

1

2

3

4

5

Информационная карта самооценки освоения образовательной программы (учащимся)

Фамилия, имя_________________________________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________________________

Название программы___________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога_________________________________________________

Год обучения по программе______________________________________________________

Параметры результативности освоения программы

Самооценка результативности освоения программы

1 балл

(низкий уровень)

2 балла

(средний уровень)

3 балла

(высокий уровень)

1.

Опыт освоения теории

2.

Опыт освоения практической деятельности

3.

Опыт творческой деятельности

4.

Опыт эмоционально-ценностных отношений

5.

Опыт социально-значимой деятельности

Общая сумма баллов

Информационная карта освоения учащимися образовательной программы (педагогом)

Информационная карта освоения учащимися образовательной программы

Название программы, ее длительность___________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога_______________________________________________

Фамилия, имя воспитанника___________________________________________________

Года обучения по программе___________________________________________________

Параметры результативности освоения программы

Оценка педагогом результативности освоения программы

1 балл

(низкий уровень)

2 балла

(средний уровень)

3 балла

(высокий уровень)

1.

Опыт освоения теории

2.

Опыт освоения практической деятельности

3.

Опыт творческой деятельности

4.

Опыт эмоционально-ценностных отношений

5.

Опыт социально-значимой деятельности

Общая сумма баллов:

Анализ состава учащихся

Вариант бланка

Анализ состава учащихся

ФИО педагога        

Название коллектива_______________________________________

1. Данные о количественном составе учащихся

Дата

1 год обучения

2 год обучения

3-й и последующие года обучения

Всего

Кол-во групп

Кол-во детей

Кол-во групп

Кол-во детей

Кол-во групп

Кол-во детей

Кол-во групп

Кол-во детей

На 1 октября

На 1 января

На 1 мая

Общий процент отсева учащихся        

2. Данные о качественном составе учащихся

Дата

1 год обучения

2 год обучения

Количество новых детей

%

Количество новых детей

%

На 1 сентября

-

-

На 1 января

На 1 мая

Общий процент обновления состава учащихся______________________________

Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня.

Данная методика используется для фиксации и оценки результатов участия детей в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня, то есть для оценки «внешних» достижений.

Выделяются следующие формы «внешнего» предъявления достижений учащихся:

конкурсы;

смотры;

фестивали;

выставки;

соревнования;

конференции, семинары, круглые столы, чтения;

олимпиады;

концерты;

другое.

При заполнении карты целесообразно указывать названия мероприятий с указанием дат, в которых принимал участие ребенок.

Достижения фиксируются на 3-х уровнях:

коллектива, учреждения;

города (района);

международном и российском.

Также определяются качественные показатели результата:

участие;

призовые места, дипломы;

победитель.

Каждому показателю в зависимости от степени значимости соответствует определенный балл.

Вариант бланка информационной карты

Фамилия, имя учащегося __________________________________________________

Возраст _________________________________________________________________

Название коллектива ______________________________________________________

Год обучения ____________________________________________________________

Дата заполнения карты ____________________________________________________

Формы предъявления

достижений

На уровне коллектива

учреждения

На уровне города (района)

На международном и российском уровне

Участие (выступление)

Призер, дипломант

Победитель

Участие (выступление)

Призер, дипломант

Победитель

Участие (выступление)

Призер, дипломант

Победитель

1 б

2 б

3 б

2 б

3 б

4 б

3 б

4 б

5 б

1.

Конкурсы

2.

Смотры

3.

Фестивали

4.

Выставки

5.

Соревнования

6.

Конференции, семинары, круглые столы, чтения

7

Олимпиады

8

Концерты

9

Другое

Итого:

Общая сумма баллов:

Методики изучения умений и навыков, приобретённых учащимися

Самооценка

Программа

Я знаю

Я могу

Не знаю

Немного

Уверенно

Самостоятельно

С подсказкой педагога

С помощью педагога

Практические

навыки

1.

2.

3.

4.

Теоретические

навыки

1.

2.

3.

4.

Оценка педагогом

Анкета для изучения уровня удовлетворённости обучающихся

Возраст_____________________________________

Название объединения___________________________

Воспитанникам предлагается оценить степень своего с согласия с содержанием предложенных утверждений. Для этого необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий вашей точке зрения. Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1.На занятия в объединение я иду с радостью

                         4         3       2      1      0

2.На занятиях я узнаю много нового, интересного и приобретаю полезные умения и навыки

                               4         3       2      1      0

3.В нашем объединении хороший педагог

                               4         3       2      1      0

4.К нашему педагогу можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации

                                4         3       2      1      0

5. В группе я могу всегда свободно высказать своё мнение

                                4         3       2      1      0

6. Здесь у меня обычно хорошее настроение

                         4         3       2      1      0

7.Мне нравится участвовать в делах учреждения

                         4         3       2      1      0

8. Я считаю, что здесь меня готовят к самостоятельности

                         4         3       2      1      0

9. Я считаю, что здесь созданы все условия для развития моих способностей

                         4         3       2      1      0

10. Летом я скучаю по занятиям в учреждении

                         4         3       2      1      0

Методика изучения мотивов участия обучающихся в деятельности.

Цель выявление мотивов участия обучающихся а познавательно - досуговой деятельностью

Обучающимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Для ответа используется следующая шкала

3- привлекает очень сильно

2-привлекает в значительной степени

1 – привлекает слабо

0- не привлекает совсем

Что привлекает в деятельности?

  1. Интересное дело
  2.  Общение с разными людьми
  3.  Помощь товарищам
  4.  Возможность передать свои знания
  5.  Творчество
  6. Приобретение новых знаний, умений.
  7. Возможность руководить другими
  8. Участие в делах своего коллектива
  9. Вероятность заслужить уважение товарищей
  10.  Сделать доброе дело для других
  11. .Выделиться среди других
  12.  Выработать у себя определённые черты характера.

Методика трудовых ценностей

Уважаемый коллега!

Прочитайте, пожалуйста, приведенные ниже 15 суждений о работе и пронумеруйте их в соответствии с Вашими предпочтениями. Номер 1 следует присвоить наиболее значимой для Вас характеристике работы и далее присваивать номера остальным в таком порядке, в каком они становятся все менее и менее важными для Вас, и так до 15-го.

№п/п

Характеристики работы

Номер

1

Полная самостоятельность в работе

2

Гарантированная хорошая зарплата

3

Чистота, комфортные условия работы

4

Работа, позволяющая делать что-то полезное, важное для людей

5

Работать под началом опытного и справедливого руководителя

6

Возможность участвовать в экспериментах, осваивать новые методы работы

7

Наличие льгот и дополнительных услуг

8

Работа, безопасная для здоровья

9

Работать с людьми, которые мне приятны

10

Работа с четко определенными обязанностями

11

Возможность реализовывать собственные идеи

12

Режим работы, дающий возможность иметь дополнительный заработок

13

Спокойная, размеренная работа, не требующая нервного напряжения

14

Работа, позволяющая знакомиться и общаться с разными людьми

15

Работа, о которой не надо думать вне рабочего времени

Карта самооценки и экспертной оценки компетентности педагога дополнительного образования.

Уважаемый коллега!

Предлагаем Вам оценить уровень своей педагогической компетентности.

Оцените, пожалуйста, каждую из нижеприведенных характеристик по пятибалльной шкале (пятый — высший уровень) и отметьте знаком «+» в соответствующей графе степень выраженности данной характеристики.

Характеристика высокого уровня компетентности

5

4

3

2

1

Характеристика низкого уровня компетентности

1

Обладает психолого-педагогическими знаниями и эффективно реализует их на практике

Психолого-педагогические знания ограничены и не реализуются в практической деятельности

2

Обладает высоким уровнем знаний в предметной области и эффективно реализует их в профессиональной деятельности

Знания в предметной области ограничены и не реализуются в практической деятельности

3

Владеет спектром психолого-педагогических технологий и методов и эффективно применяет их на практике

Применяемые психолого-педагогические технологии и методы малоэффективны

4

Владеет спектром предметных (профессиональных) технологий и эффективно применяет их на практике

Используемые предметные методы и технологии малоэффективны

5

Обладает высоким уровнем знаний в области теории и технологий творческой деятельности и эффективно реализует их на практике

Знания в области теории и технологий творческой деятельности ограничены и не реализуются на практике

6

Участвует в инновационной деятельности

В инновационной деятельности не участвует

7

Является автором инноваций (проектов, программ, технологий, методик и т.д.)

Не имеет авторских работ

8

Планирует и реализует в профессиональной деятельности комплекс целей и задач (развитие, воспитание, обучение)

Планирует частные цели. Ставит главным образом обучающие задачи

9

Интегрирует в профессиональной деятельности широкий спектр информации из разных областей знаний

Профессиональная деятельность ограничена «узко предметными» знаниями

10

Умеет анализировать свой профессиональный опыт

Профессиональная рефлексия и самоанализ отсутствуют

11

Прогнозирует оперативные и долгосрочные результаты профессиональной деятельности

Прогноз отсутствует

Методика «Уровень программно – методического обеспечения образования в УДОД»

Анкета для эксперта

        Фамилия, имя, отчество педагога ________________________________________

        Направление деятельности (отдел) _______________________________________

        Название образовательной программы ____________________________________

  1. Образовательная программа соответствует реальной деятельности педагога:
  1. Да
  2. Нет
  3. Нуждается в корректировке
  1. Степень соответствия образовательной программы нормативным требованиям:
  1. Соответствует в полной мере
  2. Соответствует в достаточной мере
  3. Не соответствует
  1. Наличие учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы:
  1. Есть
  2. Нет
  3. Частично
  1. Наличие авторских методик и образовательных технологий, использующихся при реализации образовательной программы:
  1. Есть авторские методики, отличающиеся новизной и актуальностью
  2. Автор модифицировал существующие методики преподавания
  3. Педагог не использует собственных образовательных методик
  1. Обобщение педагогического опыта (анализ педагогической деятельности, участие в конференциях, семинарах, педсоветах, публикации, проведение мастер-классов, открытых занятий):
  1. Проводится систематически
  2. Проводится эпизодически
  3. Осуществляется формально

Информационная карта результатов участия педагогических и профессиональных конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня

Вариант бланка информационной карты

Фамилия, имя, отчество педагога ___________________________________________

Направление деятельности (отдел) __________________________________________

Дата заполнения карты ____________________________________________________

Формы предъявления

профессиональных достижений

На уровне учреждения

На уровне города (района)

На международном и российском уровне

Участие (выступление)

Член оргкомитета, жюри

Призер

Участие (выступление)

Член оргкомитета, жюри

Призер

Участие (выступление)

Член оргкомитета, жюри

Призер

1 б

2 б

3 б

2 б

3 б

4 б

3 б

4 б

5 б

1.

Профессиональные конкурсы, смотры, фестивали, выставки и др.

2.

Педагогические конкурсы

3.

Конференции, семинары, круглые столы, педагогические советы

4.

Мастер-классы, открытые занятия

5.

Методические объединения

Итого:

Общая сумма баллов:

Информационная карта освоения учащимися образовательной программы

Варианты бланков анкет

Анкета для педагога

Информационная карта освоения учащимися образовательной программы

Название программы, ее длительность___________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога_______________________________________________

Фамилия, имя воспитанника___________________________________________________

Года обучения по программе___________________________________________________

Параметры результативности освоения программы

Оценка педагогом результативности освоения программы

1 балл

(низкий уровень)

2 балла

(средний уровень)

3 балла

(высокий уровень)

1.

Опыт освоения теории

2.

Опыт освоения практической деятельности

3.

Опыт творческой деятельности

4.

Опыт эмоционально-ценностных отношений

5.

Опыт социально-значимой деятельности

Общая сумма баллов:

Методика определения трудовых ценностей

Вариант бланка анкеты

Уважаемый коллега!

Прочитайте, пожалуйста, приведенные ниже 15 суждений о работе и пронумеруйте их в соответствии с Вашими предпочтениями. Номер 1 следует присвоить наиболее значимой для Вас характеристике работы и далее присваивать номера остальным в таком порядке, в каком они становятся все менее и менее важными для Вас, и так до 15-го.

№п/п

Характеристики работы

Номер

1

Полная самостоятельность в работе

2

Гарантированная хорошая зарплата

3

Чистота, комфортные условия работы

4

Работа, позволяющая делать что-то полезное, важное для людей

5

Работать под началом опытного и справедливого руководителя

6

Возможность участвовать в экспериментах, осваивать новые методы работы

7

Наличие льгот и дополнительных услуг

8

Работа, безопасная для здоровья

9

Работать с людьми, которые мне приятны

10

Работа с четко определенными обязанностями

11

Возможность реализовывать собственные идеи

12

Режим работы, дающий возможность иметь дополнительный заработок

13

Спокойная, размеренная работа, не требующая нервного напряжения

14

Работа, позволяющая знакомиться и общаться с разными людьми

15

Работа, о которой не надо думать вне рабочего времени

Анкета «Позиция родителей в образовательном процессе»

Уважаемые родители!

Просим Вас выбрать один из предложенных ответов на данные вопросы, отметить его галочкой (подчеркнуть) или предложить свой вариант ответа.

Какую роль в жизни Вашего ребенка играют занятия в нашем учреждении?

Значительную.

Второстепенную.

Практически никакую.

Ваш ребенок занимается в детском творческом объединении в учреждении дополнительного образования. Какое место занимает в ваших повседневных взаимоотношениях, разговорах, обмене мнениями тема его занятий?

Вы принимаете активное участие в его занятиях (контролируете посещаемость, интересуетесь успехами ребёнка, морально поддерживаете ребенка).

Вы соблюдаете «позитивный нейтралитет»; делами ребенка интересуетесь, но на занятия он ходит сам (вы не контролируете, пошел ли он на занятия или нет), с преподавателем встречаетесь редко.

Вы достаточно равнодушны к занятиям вашего ребенка творчеством; посещаемость занятий не контролируете.

Иной вариант ________________________________________________

Дали ли бы вы согласие на участие ребенка в серьезном проекте (олимпиаде, экспедиции, творческой поездке, фестивале, выставке или конкурсе), если при этом:

Требуются значительные для вашей семьи материальные вложения?

А) Да.

Б) Нет.

В) По ситуации.

Требуется напряженный режим занятий в течение определенного времени, и это может привести к снижению активности в школьных занятиях и изменению привычного распорядка?

А) Да.

Б) Нет.

В) По ситуации.

Мероприятие нарушает Ваши планы на выходные (праздничные или каникулярные) дни?

А) Да.

Б) Нет.

В) По ситуации.

 Участвуете ли Вы в жизни детского коллектива, в котором занимается Ваш ребенок? А именно:

1        Помогаете педагогу в организации и проведении коллективных мероприятий, решении проблем коллектива -

А) регулярно;

Б) иногда;

В) практически никогда.

2        Помогаете педагогу в материально-техническом оснащении образовательного процесса

А) регулярно;

Б) иногда;

В) практически никогда.

3        Посещаете текущие мероприятия коллектива (концерты, праздники, родительские собрания, встречи с педагогом, консультации для родителей и т.д.) -

А) регулярно;

Б) иногда;

В) практически никогда.

Исследование удовлетворительности родителей уровнем дополнительного образования детей.

Вам предлагается оценить степень своего согласия с содержанием предложенных утверждений. Для этого необходимо обвести ниже каждое выражения одну цифру. Которая, означает ответ, соответствующий вашей точке зрения. Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен

3 - согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1.Группу, в которой занимается наш ребенок, можно назвать дружной

                                4                 3                 2                1                  0

2. В среде этих ребят наш ребёнок чувствует себя комфортно

                                4                 3                 2                1                  0

3.Объединением, в котором занимается наш ребёнок, руководит хороший педагог

                                4                 3                 2                1                  0

4. Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему ребёнку

                                4                 3                 2                1                  0

5. Педагог справедливо оценивает достижения на занятиях ребёнка

                                4                 3                 2                1                  0

6. Педагог учитывает индивидуальные особенности Вашего ребёнка

                                4                 3                 2                1                  0

7. Педагог даёт Вашему ребёнку глубокие и прочные знания по выбранному виду деятельности

                                4                 3                 2                1                  0

8. Наш ребёнок не перегружен занятиями в учреждении

                                4                 3                 2                1                  0

9. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с педагогом и администрацией учреждения

                                4                 3                 2                1                  0

10. В учреждении заботятся о развитии и здоровье нашего ребёнка

                                4                 3                 2                1                  0

11. В учреждении проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребёнку

                                4                 3                 2                1                  0

12. Учреждение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка

                                4                 3                 2                1                  0

13. В учреждении обращают большое внимание на формирование правильного отношения к миру нашего ребёнка

                                4                 3                 2                1                  0

14. Учреждение по – настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни

                                4                 3                 2                1                  0

15. Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка

                                4                 3                 2                1                  0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации образовательного процесса к разделу "Проектная деятельность" в 5–8-х классах (мальчики и девочки) ОО "Технология"

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана с ...

Методические рекомендации по использованию образовательного сайта Кидлинк в урочной и внеурочной деятельности в обучении английскому языку в рамках темы «Описание внешности»

Интернет предлагает учителю широкий спектр возможностей, позволяющий достичь учителю и его учащимся поставленных образовательных и воспитательных целей.  Разнообразие тем и видов деятельнос...

Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей

Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности при освоении раздела «Воздушная оболочка Земли» дополнительной общеобразовательной программы «Экология Ставропольского края»

Формирование новых информационных технологий стимулирует потребность в создании новых программно-методических комплексов, направленных на качественное повышение эффективности занятий.Конкурсный матери...

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности инвалидов с нарушениями слуха

Под общей редакцией Л.М. Беткер, кандидата психологических наук Авторы-составители педагогический коллектив казѐнного общеобразовательного учреждения «Нижневартовская школа для обучающихся с огр...

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в малочисленных малокомплектных сельских школах.

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в малочисленных малокомплектных сельских школах....