Образовательная программа "Обучение игре на 6-ти струнной гитаре"
учебно-методический материал на тему

зайцева любовь анатольевна

Образовательная программа "Обучение игре на 6-ти струнной гитаре" для педагогов дополнительного образования ПМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moya_gitara.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.        Пояснительная записка

Одной из основных и определяющих частей современной мировой культуры является музыкальная культура общества, которая, в свою очередь, немыслима без культуры игры на музыкальных инструментах.

Невозможно себе представить современное общество без музыки во всех ее проявлениях, без широко развитой всемирной сети музыкально-образовательных учреждений: детских музыкальных школ, музыкальных училищ и колледжей, консерваторий и Академий музыки, музыкальных отделений университетов культуры, без многочисленных концертных залов, оперных и музыкальных театров, без симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей, без гигантской индустрии аудио- и видеозаписи музыкальных произведений и т.п.

Если коснуться роли отдельных музыкальных инструментов в современной музыкальной культуре, то мы получим достаточно пеструю, неоднородную и в какой-то мере неоднозначную картину. Действительно, очень трудно отдать предпочтение в этой роли какому-нибудь отдельно взятому инструменту (скрипке, виолончели, кларнету, гобою и т.д.) или какой-либо группе инструментов (струнных, клавишных, ударных и т.п.).  В последнее время, помимо классических музыкальных инструментов, широкое распространение получили электронные инструменты, синтезирующие музыку на базе современных достижений радиоэлектроники и акустики.

К числу наиболее распространенных музыкальных инструментов XXI века можно отнести классическую шестиструнную гитару, признанную сегодня во всем мире и нашедшую весьма заметное место среди музыкальных инструментов, имеющих обширный сольный концертный репертуар. В нашей стране в течение последних двух столетий гитара - один из самых популярных и любимых инструментов. Об этом свидетельствуют переполненные залы во время выступлений отечественных и зарубежных исполнителей-гитаристов, равно как и большой интерес молодежи к обучению игре на гитаре в подростково-молодежных клубах.

Условия реализации

        Данная программа рассчитана на  детей, подростков и молодежь в возрасте от 10  до 18 лет.  Группа может быть сформирована из  разных возрастных категорий, на основе свободного набора. Принимаются все желающие заниматься.

         Полноценной реализации программы будут способствовать контакты с другими учреждениями и организациями:

  • Тесное сотрудничество, творческие связи и обмен опытом работы с другими ПМК района и города;
  • Участие в конкурсах различного уровня.

Всё вышеперечисленное позволит, с одной стороны, сформировать у воспитанника навыки профессионального музыканта, а с другой – создаст хорошую базу для домашнего музицирования.

            Сроки реализации

         Программа рассчитана на 3-х годичный курс освоения.

Актуальность программы 

Сегодня все мы являемся свидетелями сложной социокультурной ситуации: сформировавшиеся в последнее время в нашем обществе тенденции снижения уровня духовной культуры, отчуждения личности от общечеловеческих ценностей, от высоких эстетических и нравственных идеалов Добра, Красоты, Справедливости негативно воздействуют на все социально значимые стороны человеческого бытия, выхолащивая их них само качество культуры, будь то межличностные отношения или производственная деятельность, что, в конечном счёте, отрицательно складывается на благосостоянии государства в целом.

        Серьёзные социологические исследования отмечают усиление агрессивности социальной среды и рост подростковой преступности; углубление дегуманизации личности и утери моральных норм поведения; повальное увлечение молодёжи низкопробной массовой культурой, извращающей её эстетические вкусы и «старения» «серьёзной» слушательской аудитории.

Характерные для последнего времени такие явления как: демографический спад, массовое распространение у детей и подростков нарушений психофизического и двигательно-моторного характера, неподготовленность их к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей звуковой окружающей среды, а также резкое уменьшение числа здоровых детей при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства, падение интереса родителей к художественному образованию -- усиливают неоднородность контингента воспитанников ПМК по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения программ.  

Современные подростково-молодежные клубы для своего успешного функционирования сегодня должны ориентироваться на демократический стиль работы, а значит привлечь к себе подростков и молодёжь, желающих приобщиться к искусству.

        В данной программе возрастные особенности воспитанников учтены, т.е. пользуясь предлагаемыми методическими указаниями и репертуарным списком, педагог может составить индивидуальный план для каждого воспитанника.

          Эстетическое воспитание подрастающего поколения активно влияет на формирование положительных качеств духовного и нравственного облика молодёжи (личности). В системе художественно-эстетического воспитания велика роль музыкального образования, которое даёт воспитанникам возможность приобрести навыки игры на инструменте, расширять свой кругозор, знакомясь с шедеврами классической музыки, воспитывать свой музыкальный вкус и т. д.

Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию, является обучение  игре на классической шестиструнной гитаре.

        Цели и задачи программы

Цель: «Создание условий для воспитания духовно развитой, нравственно сформированной личности через обучение основам игры на классической шестиструнной гитаре».

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

Обучающие:

  • Формирование у учащихся прочных базовых знаний, умений, навыков игры на гитаре;
  • Формирование и развитие исполнительской техники;
  • Формирование навыков чтения с листа, подбора по слуху, транспонирования, импровизации;
  • Изучение  и освоение теоретических знаний.

Развивающие:

  • Формирование способности воспринимать музыку как живое, образное искусство;
  • Развитие творческого воображения и образного мышления.

Воспитательные:

  • Приобщение к музыкальному искусству, формирование музыкально-эстетических вкусов, любви к музыке, формирование общей культуры личности;
  • Воспитание качеств личности: самостоятельности, трудолюбия, настойчивости, выдержки, коллективизма;
  • Воспитание грамотного слушателя, способного понять закономерные связи содержания и формы произведения.
  • Приобщение  к культурным ценностям;
  • Создание условий для профессионального самоопределения.

Формы обучения и режим занятий

Основная форма проведения занятий – занятие, которое длится 45 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю (по 4часа  и по 5 часов). 

        Возрастные данные каждого воспитанника требуют от педагога индивидуального подхода. Программа данного кружка предусматривает расширение знаний о музыке, повышение творческой активности, развитию навыков владения музыкальными инструментами. А также привлечению воспитанников к выступлениям на сцене, в ансамбле и к индивидуальным исполнениям песен под гитару. Также программа предусматривает формирование общественной активности, реализации самого себя, развитие духовной сферы, её совершенствование. Занятия могут быть как  групповые, так и индивидуальные.

Ожидаемые результаты

         В результате освоения данной программы достигается высокий уровень знаний, умений, навыков, активно развиваются творческие способности, расширяется кругозор, креативное мышление.

Всё вышеперечисленное может быть достигнуто в результате более доступного изложения материала, творческого подхода педагога к процессу обучения.

            Знания, умения, навыки:

  • достижение знаний, умений и навыков по программе уровня компетентности;
  • способность к самообразованию;
  • умение применять знания в нестандартных ситуациях.

Интеллектуальная деятельность:

  • способность к анализу;
  • способность к обобщению;
  • интерес к новым знаниям;
  • способность использовать новые знания на практике;
  • рациональная организация труда, самообразования;
  • расширение общего кругозора.

Креативность:

  • способность к саморазвитию;
  • способность мыслить нестандартно;
  • внутренняя свобода в принятии творческих решений;
  • авторская позиция в деятельности;
  • потребность в постоянном творческом поиске;
  • эмоциональная сопричастность с окружающим миром;
  • доверие к собственной интуиции.

Культура личности, жизненные и нравственные позиции:

  • гуманистическое мировоззрение;
  • культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию;
  • коммуникабельность, культура общения в обществе и семье;
  • позитивное отношение к общечеловеческим ценностям и наивысшим ценностям жизни;
  • адекватная самооценка;
  • оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются контрольные занятия, концерты, тематические вечера, конкурсы, фестивали.

        Методическое обеспечение образовательной программы

Целесообразно  вариативное построение и  распределение музыкального  материала.

Музыкальный репертуар для изучения рассчитан на некоторого условного «среднестатистического» воспитанника и требует обязательного «приспособления» к конкретным условиям: учащиеся зачастую с различной степенью подготовленности, или учились ранее в других заведениях и по совершенно разным методикам и программам.

Больше внимания следует уделять развитию творческих способностей: чтению с листа, транспонированию, подбору по слуху, импровизации, развитию навыков анализа прослушанного музыкального произведения.

Подобные методы обучения в индивидуальных группах продуктивны как с точки зрения повышения музыкальной и общекультурной эрудиции школьника, так и в плане стимулирования устойчивого интереса к музыке и искусству вообще.

Формы работы на занятии  

     Занятие предусматривает реализацию в комплексе образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения. Они связаны с формированием  определенных качеств личности воспитанника (эмоциональной отзывчивости, работоспособности и т.д.)

       Занятия бывают следующих типов:

  1. Комбинированные (или смешанные).
  2. Сообщения новых знаний.
  3. Формирования и закрепления умений и навыков.
  4. Обобщения и систематизации знаний, умений.
  5. Контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

        Современное занятие рассматривается не только с точки зрения сочетания и последовательности его этапов, но и с позиции постановки и достижения его целей. Педагог свободен в выборе структуры занятия, здесь самое главное  - высокая результативность обучения и воспитания.      

 Материально-технические условия реализации программы:

        

        - аудитория для индивидуальных занятий;

        - наличие инструмента и вспомогательных средств (подставка под ногу, пюпитр).

7.   Тематический план 1 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество учебных часов

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное вводное занятие

3

2

1

2.

Знакомство с инструментом.

23

9

14

3.

Элементы нотной грамоты.

34

10

24

4.

Обучение игре на инструменте.

90

20

70

5.

Цифровка в 1-й и 2-й позициях.

89

89

6.

Развитие аккомпаниаторского навыка. Работа по чтению нот с листа.

80

10

70

7.

Концерты воспитанников

5

5

Итого:

324

51

273

Содержание тем 1 года обучения

Тема 1. Организационное вводное занятие

Для того чтобы личность воспитанника и его творческие способности развивались гармонично, педагогу с первых  минут общения необходимо подобрать индивидуальный подход к каждому, наладить контакт и творческую атмосферу взаимопонимания на занятии. Теоретический материал первого занятия должен включать в себя рассказ об истории возникновения и развития инструмента, о композиторах, пишущих музыку для гитары. Полезен показ и исполнение некоторых мелодий на инструменте самим преподавателем. Все занятие должно включать в себя элементы игры, постоянно зажигая интерес к познанию. Задача первого занятия – не отпугнуть воспитанника серьезными намерениями, а наоборот, заинтересовать. Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее, а здоровая живая любознательность бывает только при хорошем настроении. Теория – рассказ о истории предмета. Практика – первичные навыки постановки руки, посадки, приемы звукоизвлечения.

Тема 2. Знакомство с инструментом.

Теория: Рассказать и показать все части инструмента, посадку за гитарой, функции правой и левой рук и их положение на инструменте, знакомство с аппликатурой, лады музыки.

Практика: Способы извлечения – tirando и apojando.

Игра упражнений по открытым струнам пальчиками.

Тема 3. Элементы нотной грамоты.

Теория: Ноты в малой, первой и второй октавах, скрипичный ключ, осознание равномерности долей метрической пульсации (длительности нот, сильная и слабая доли, размер), соотношение конкретных нотных знаков с реальным положением их на грифе гитары.

Практика: хлопать заданный ритмический рисунок со счетом вслух, затем играть его на инструменте по открытым струнам приемом  apojando.

Тема 4. Обучение игре на инструменте.

Наибольшее количество часов отведено именно этой теме.

Практика: приемы игры tirando и apojando, использование большого пальца правой руки, одновременное извлечение баса «Р» и поочередно «i m a» (игра мелодической линии и баса); совмещение в одной пьесе двух приемов игры (мелодическая линия – apojando; аккомпанирующая линия и бас – tirando); игра упражнений и песенок; ежеурочный контроль постановки рук. Теория:  изучение понятий  -  мелодическая линия, бас, пьеса, акампонимент.

Тема 5. Цифровка в 1-й и 2-й позициях.

Практика: буквенные обозначения мажорных и минорных аккордов; строение мажорных и минорных аккордов в 1-й и 2-й позиции без применения барре (А, Am, A7, Am7, D, Dm, D7, Dm7, E, Em, E7, Em7, C, G).

Тема 6. Развитие аккомпаниаторского навыка. Работа по чтению нот с листа.

Теория: свободное чтение с листа – одна из необходимых предпосылок всестороннего развития воспитанника, открывающая перед ним широкие возможности для ознакомлением с музыкальной литературой, аккомпаниаторской игрой. Для того, чтобы научиться хорошо читать ноты с листа, необходима систематическая работа.

Практика: свободное соотношение конкретных нотных знаков с реальным расположением их на грифе инструмента, правильно подобранной аппликатурой обеих рук, ориентироваться в длительностях нотных знаков и в счете. Цель – учиться «видеть и слышать вперед».

Тема 7. Концерты воспитанников

           Необходимы родительские собрания с концертами самих воспитанников, где каждый родитель имеет возможность услышать своего ребенка в другой, концертной обстановке, сравнить его достижения с достижениями других.

Результативность 1-го года обучения

По окончанию 1-го года обучения воспитанник должен:

  • знать части инструмента, аппликатуру, динамические оттенки
  • правильно держать инструмент
  • соблюдать постановку игрового аппарата
  • владеть двумя приемами звукоизвлечения (tirando, apojando)
  • ориентироваться в цифровых обозначениях аккордов в 1-ой и 2-ой позиции без применения барре (А, Am, A7, Am7, D, Dm, D7, Dm7, E, Em, E7, Em7, C, G)
  • знать буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов
  • аккомпанировать песни в тональности Am (T – S – D – T)
  • играть небольшие пьесы в 1-ой позиции
  • применять на практике натуральные флажолеты

Тематический план 2 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество учебных часов

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное вводное занятие

3

2

1

2.

Элементы музыкальной грамоты.

23

9

14

3.

Работа над техникой.

89

10

89

4.

Работа над музыкальными произведениями.

80

10

70

5.

Посещение концертов. Концерты воспитанников.

34

34

6.

Развитие аккомпаниаторского навыка. Навыки подбора по слуху.

85

15

70

Итого:

324

46

278

        Содержание тем 2 года обучения

Тема 1. Организационное вводное занятие.

Теория: Рассказ о летнем отдыхе воспитанника, об индивидуальном плане на год. Подбор программы. Практика: вспоминаем произведения изученные в прошлом году.

Тема 2. Элементы музыкальной грамоты.

Теория: динамические оттенки и их краткие обозначения; темповые обозначения и их значения.

Практика: позиционная игра, освоение приема барре.

Тема 3. Работа над техникой.

Практика: работа над техникой произведения на основе работы над этюдами на различные виды техники, а также – гаммами С, D, H – dur по аппликатуре А.Сеговия      (от 5-ой струны различным ритмическим рисунком). Теория: виды техники, понятия ритмический рисунок и аппликатура.

Тема 4. Работа над музыкальными произведениями.

Теория: виды музыкальных произведений. Практика: разучивание музыкальных произведений. С воспитанниками целесообразно в основном разбирать произведения на занятии, чтобы научить их грамотному и осмысленному чтению нотного текста.

Тема 5. Посещение концертов. Концерты воспитанников.

Посещения концертов профессиональных музыкантов – гитаристов, выступлений гитаристов – бардов, лекций – концертов (музыкальных гостиных) с участием не только музыкантов – гитаристов. Посещение концертных выступлений воспитанников других музыкальных кружков и студий ПМК района служит стимулом для дальнейшего развития личности воспитанника и его творческих возможностей.

На  практике необходимы родительские собрания с концертами самих воспитанников, где каждый родитель имеет возможность услышать своего ребенка в другой, концертной обстановке, сравнить его достижения с достижениями других.

Тема 6. Развитие аккомпаниаторского навыка. Навыки подбора по слуху.

Игра аккордов по цифровке.

Практика: подбор по слуху и аккомпаниаторский навык обычно начинают развивать с несложных попевок (T – S – D – T) и детских песенок. Материалом для подбора может служить музыка, исполняемая преподавателем на инструменте или голосом. Направлять внимание воспитанника необходимо на восприятие подбираемой мелодической линии как некоего художественного целого, а также на развитие мелодической линии (восходящее или нисходящее движение, поступенное или скачкообразное), на ее ритмическое строение, гармоническую схему (для подбора аккомпанемента). В дальнейшем при подборе постепенно усложняющегося сопровождения, надо приучать воспитанников все более тонко распознавать на слух  и осознавать гармонические проследования и полифонические элементы ткани (вспомогательным приемом, как и при подборе мелодии, может служить пропевание звуков и дополняющих голосов ткани). Теория: Прослушивание музыкальных пьес.

Результативность 2-го года обучения

По окончанию 2-го года обучения воспитанник должен:

  • играть разноплановые мелодии
  • применять на практике натуральные и искусственные флажолеты
  • ознакомиться с позиционной игрой
  • изучить прием барре
  • владеть терминологией обозначения темпа в музыке
  • знать буквенные обозначения септаккордов мажора и минора и уметь их играть
  • аккомпанировать приемами pimami, pimiaimi некоторые мелодии и бардовские песни в тональности Em, Dm.

Тематический план 3 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество учебных часов

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное вводное занятие

3

2

1

2.

Закрепление знаний музыкальной терминологии.

23

9

14

3.

Работа над техникой.

89

10

89

4.

Работа над музыкальными произведениями.

80

10

70

5.

Посещение концертов. Концерты воспитанников.

34

34

6.

Развитие аккомпаниаторского навыка. Подбор по слуху, чтение нот с листа

85

15

70

Итого:

324

46

278

Содержание тем 3 года обучения

Тема 1. Организационное занятие

Теория: рассказ о летнем отдыхе воспитанника, об индивидуальном плане на год. Подбор программы. Практика: вспоминаем пьесы прошлого года.

Тема 2. Закрепление знаний музыкальной терминологии.

Теория. Повторение ранее пройденного – динамические оттенки, темповые и некоторые специальные музыкальные термины, встречающиеся в исполняемых пьесах. Знакомство

с простыми музыкальными формами: куплетная, вариационная, простая, трехчастная. Практика: разучивание куплетов, пьес.

Тема 3. Работа над техникой.

Практика. Гаммы в две и три октавы мажорные и минорные в аппликатуре А.Сеговия различным ритмическим рисунком, включая триоли штрихами staccato, legato. Закрепление кадансового оборота, секвенции (I-IV-VII-III-VI-II-V-I) в каждой конкретной тональности. Теория: гамма, октава, мажорные и минорные октавы, тональность.

Тема 4. Работа над музыкальными произведениями.

Теория: преподавателю следует пояснить воспитанникам, к какой эпохе относится данное произведение, каков жанр и стиль исполнения данного произведения.

Практика. Воспитанник должен знать средства и уметь использовать в работе над музыкальным произведением различные исполнительские приемы.

Тема 5. Посещение концертов. Концерты воспитанников.

Посещения концертов профессиональных музыкантов – гитаристов, выступлений гитаристов – бардов, лекций – концертов (музыкальных гостиных) с участием не только музыкантов – гитаристов. Посещение концертных выступлений воспитанников других музыкальных кружков и студий ПМК района служит стимулом для дальнейшего развития личности воспитанника и его творческих возможностей.

На  практике необходимы родительские собрания с концертами самих воспитанников, где каждый родитель имеет возможность услышать своего ребенка в другой, концертной обстановке, сравнить его достижения с достижениями других.

            Тема 6. Аккомпаниаторский навык, подбор по слуху, чтение нот с листа

Цель 3-го года обучения – свободное ориентирование в цифровых обозначениях аккордов для дальнейшего развития творческого потенциала.

Практика: подбор по слуху и аккомпаниаторский навык обычно начинают развивать с несложных попевок (T – S – D – T) и детских песенок. Материалом для подбора может служить музыка, исполняемая преподавателем на инструменте или голосом. Направлять внимание воспитанника необходимо на восприятие подбираемой мелодической линии как некоего художественного целого, а также на развитие мелодической линии (восходящее или нисходящее движение, поступенное или скачкообразное), на ее ритмическое строение, гармоническую схему (для подбора аккомпанемента). В дальнейшем при подборе постепенно усложняющегося сопровождения, надо приучать воспитанников все более тонко распознавать на слух  и осознавать гармонические проследования и полифонические элементы ткани (вспомогательным приемом, как и при подборе мелодии, может служить пропевание звуков и дополняющих голосов ткани). Теория: Прослушивание музыкальных пьес.Аккомпаниаторская игра – игра в ансамбле. При этом у воспитанника развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера – солиста; заостряется ощущение звукового колорита; повышается чувство ответственности за свою партию, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом.

Результативность 3-го года обучения

По окончании 3-го года обучения воспитанник должен

  • изучить пьесы из репертуара классической гитары
  • исполнять гаммы в нужных темпах различными штрихами
  • изучить приемы игры арпеджато, glissandj, legato, staccato, vibrato
  • знать и уметь применять на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-ой и 6-ой струны (F, G, A, H, C, D, E  + moll) с применением барре
  • иметь навыки подбора по слуху
  • владеть аккомпаниаторским навыком игры в любой тональности
  • выучить 2 полифонических произведения и 2 произведения крупной формы
  • исполнять 4-5 пьес различного характера, включая ансамбли, аккомпанементы, несколько произведений для чтения нот с листа

                                          Список используемой литературы

для педагога:

1. Андреев Ю.А. Наша авторская… История, теория и современное состояние самодеятельной песни. – М.: Молодая гвардия,1991.

  1. 2. Васильев Г., Иващенко А. Сборник песен. – Самара,1995.
  2. 3. Визбор Ю.И. Когда все были вместе… Сост. Д.А.Сухарев. – М.:Киноцентр,1989.
  3. 4. Визбор Ю.И. Я сердце оставил в синих горах. Сост. А.Я. Азаров. – М.: Физкультура и спорт,1987.
  4. 5. Возьмемся за руки, друзья! Рассказы об авторской песне./ Автор-составитель Л.П. Беленький. – М.: Мол гвардия,1990.
  5. 6. Высоцкий В.С. Избранное. - СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век»,1998.
  6. 7. Высоцкий В.С. Нерв. Стихи. – Сост. И вступ.ст. Р. Рождественского. – М.: Фонд Высоцкого,1998.
  7. 8. Высоцкий В.С. Сочинения. В 2-х т. – М.: Худож.лит.,1991.
  8. 9. Высоцкий В.С. Стихи и песни. – М.: Искусство,1991.
  9. 10. Высоцкий В.С. Четыре четверти пути.: Сб./сост. А.Е. Крылов – М.: Физкультура и спорт,1990.

для воспитанников:

      1.Газарян С.С. Рассказ о гитаре. – М.: Дет.лит.,1989.

2.Городницкий А.М. И вблизи и вдали. – М.: АО Полигран,1991

3.Городницкий А.М. Перелётные ангелы. Сб. стихов и песен. – С.: Старт, М.: Интербук, 1991.

4.Давай с тобой поговорим. Песни Олега Митяева. – М.: Текмахом,1992.

5.Ким Ю.Ч. Летучий ковёр. Песни для театра и кино. – М.: Киноцентр,1990.

6.Клячкин Е. Не гляди назад: песни. – СПб.: АО «Баяныч»,1994. «Миленький ты мой» Лирические русские песни. Москва, «Кифара», 1995

 

Примерный репертуарный список произведений

  1. «Музыка средних веков» Сост. А.Лесников
  2. «Альбом пьес для шестиструнной гитары» часть 1,2, Минск 1994
  3. Л. Иванова «Легкие пьесы для гитары», Санкт-Петербург, 1998
  4. «Альманах старинной музыки XVI – XVIII вв.», Самара 2004
  5. Г.Винокуров «От простого к сложному»
  6. В.Харисов «Пьесы для шестиструнной гитары», Казань «Форт диалог» 1999
  7. В.Харисов «Пьесы и обработки народных песен для шестиструнной гитары», Казань «Форт диалог» 1999
  8. «Танцуй, Испания» Ред. Ю.Зырянова, Москва, Изд. Торопов
  9. А.Виницкий «Джазовый альбом» 1,2 выпуск, Москва 2001
  10. А.Виницкий «Классическая гитара в джазе. Блюзы и джазовые прелюдии», Москва «Музыка» 1999
  11. А.Виницкий «Джазовые этюды и упражнения для классической гитары», Москва «Музыка» 1999
  12. «Испанская гитара» Аранжировка Ю.Зырянова, Москва «Торопов»
  13. А.Бернардини «Шесть пьес для гитары» Сост. Корнаухов Г.В.
  14. «Популярные джазовые и эстрадные мелодии» 2,3 выпуск, Ростов-на-Дону «Феникс» 1999
  15. «Классика джаза» Изд. «Композитор» Санкт-Петербург, 1999
  16. «Пьесы для гитары» 1,2 выпуск. Сост. Корнаухов Г.В.
  17. «Вальсы и танго в обработке для гитары», АСТ «Сталкер» 2002
  18. «Долина красной реки» (старинные американские, английские и шотландские песни для гитары и фортепиано», Изд. «Союз художников» С-Петербург, 2002
  19. «Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре» В.Манилов, В. Молотков, Минск «Хагакурэ» 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры-занятия по сенсорному развитию для детей 2-3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития – Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Новогодняя елочка для лесных жителей»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ  «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАР...

Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры – занятия по сенсорному развитию для детей 2 -3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития -- Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Открытка для Деда Мороза»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАРТАМЕНТ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА 6-СТРУННОЙ ГИТАРЕ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ  «ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА 6-СТРУННОЙ ГИТАРЕ»...

«ИЗУЧЕНИЕ ПРИЁМОВ ИГРЫ: «БАРРЭ», «ДЕМПФИРОВАНИЕ», «ОПЕРЕЖЕНИЕ» НА ГИТАРЕ в старших классах ДШИ.

При работе с начинающими гитаристами, очень важно обращать внимание на точную аппликатуру левой руки и,  если возможно, избегать баррэ и больших растяжек, т.к. эти приёмы довольно сложны физическ...

Авторская образовательная программа игры на гитаре

Сегодня все мы являемся свидетелями сложной социокультурной ситуации: сформировавшиеся в последнее время в нашем обществе тенденции снижения уровня духовной культуры, отчуждения личности от общечелове...