Конспект занятия «Подарок для любимой мамочки». Программа проведения мастер-класса «Жаворонки прилетите, Весну-Красну принесите…»
план-конспект на тему

Здоровец Наталия Николаевна

Материал предназначен для педагогов дополнительного образования как пример проведения занятий или воспитательных мероприятий для обучающихся младшего или среднего  звена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия-путешествия

 «Подарок для любимой мамочки»

Тип занятия: сообщения и усвоения новых знаний.

Форма проведения: учебная игра (занятие-путешествие).

Цель: ознакомление детей с природным материалом соломкой как сырьем для изготовления изделий декоративно прикладного творчества.

Задачи:

Обучающие:

  • обеспечить в ходе выполнения заданий освоение плетения «косичка с надставлениями" в  технике плетения из соломки;
  • ознакомление обучающихся с навыками работы с технологическими картами;

Развивающие:        

  • способствовать развитию у детей навыков пользования основными инструментами;
  • создавать условия для развития творческого мышления, коммуникативной культуры обучающихся.

Воспитывающие:        

  • содействовать формированию духовно-нравственных качеств;
  • воспитывать эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Валеологические:                

  • содействовать воспитанию гигиены труда;
  • содействовать закреплению правил техники безопасности;

Инструменты и материалы для обучающихся:

  • соломка верхнего колена с колосками;
  • ножницы;
  • цветная лента;
  • заготовка для открытки.

Оборудование для педагога:

Компьютер, проектор.

Дидактический материал

Небольшая выставка готовых работ, раздаточный материал.

                                 

                             Ход занятия

Организационный этап 2мин.

Мотивационный этап  3мин

3. Этап усвоения новых знаний 5 мин

 

4. Этап закрепления новых знаний, способов действий и их применение.

5. Итоговый этап 2 мин

6. Рефлексивный этап 2 мин

 Здравствуйте ребята.  

Если присутствуют новые дети на занятии:

Чтобы познакомиться, я предлагаю поиграть в игру  (Игра на знакомство).

Настрой на работу, создание благоприятного морально-психологического климата, проверка готовности к занятию, замачивание соломки

(10-15 мин).

Какой сейчас месяц?

…..

А можете мне сказать, какие вы знаете ноябрьские праздники?

Дети отвечают:

  • День матери  
  • Праздник мам

Правильно, день матери стал отмечаться в нашей стране не так давно, но быстро вошел в пятерку самых любимых праздников россиян.

А какие  можно сделать подарки мамам на день матери своими руками?

  • Цветы,
  • Поделки,
  • Открытки

Правильно, как раз сегодня мы сделаем мамам открытку.

Чем можно украсить такую открытку?

  • Стразы
  • Искусственные цветы
  • Поделки из различных материалов

А вот сегодня мы попробуем украсить

соломенным веночком  

Поэтому целью занятия будет

Изготовление веночка в технике плетение из соломки для оформления открытки

А   чтобы собрать нашу открытку, давайте отправимся в волшебное путешествие. Путешествовать мы будем на корабле.

 

Педагог ставит на стол соломенный корабль.

Этот корабль  изготовил мальчик, который соломкой занимается уже второй год.

А что же нужно для путешествия?

  • компас
  • Карта
  • припасы

Для каждого путешествия нужна карта. И у меня она есть.  Карта-подсказка «Задачи путешественника по занятию». Вот такая у нас современная карта с цветным сундучками, рядом с которыми написаны задачи. Начнем с нижнего сундучка. 

  1. На занятии мы сплетем венок.
  2. И сделать это будет легче с технологической картой.
  3. А в процессе работы я немного ознакомлю вас с тем, где же заготавливают солому, и как ее нужно подготовить к работе.
  4. А дальше стоит знак вопроса.

Развить навыки работы с чем?

И здесь правила еще какие-то!

Я сейчас открою сундучок и посмотрим. Ребус. Подсказка, если не отгадали (это то, с чем вы работать умеете, пользуетесь на уроках технологии)

- ножницы

5. И еще необходимо оформить открытку.

6. Подвести итоги нашего занятия.

       Откроем все наши сундучки. В каждом сундучке по 2 предмета. Все, что в них лежит, должно лежать и у вас на столе. Я буду читать, а вы проверяйте.

Прочитать: материалы и инструменты.

Посмотрите внимательно, а чего же не хватает у вас на столе для работы?

- соломки

 Ну что же,  отправимся за соломкой  на волшебный остров, где всегда лето.

     Обратите внимание на картинку. На этом слайде показано как в старину руками косили созревший урожай, пользовались серпами.

Точно так же и мы в Центре детского творчества заготавливаем соломенный материал.

Физкультурная минутка

    Давайте встанем и заготовим себе материал для работы самостоятельно. Сначала я покажу, как работать серпом.

    А потом вы за мной повторите 2-3 раза. Заодно дадим отдохнуть нашим спинам,  подготовим руки для плетения.

    Технология работы серпом проста: горсть стеблей злака захватывают левой рукой и срезают  как можно ближе к земле. Этот пучок осторожно  кладут на землю так, чтобы не поломать соломенный материал. И так 2-3 пучка

(задания на снятие усталости  спины).

    А теперь хорошенько разомнем еще несколько соломинок,  и ими перевяжем  большой сноп (подготовим пальчики для плетения).

     Ну, что, я себе заготовила соломку для работы, а теперь вы.

Дети повторяют. После физкультминутки обучающиеся садятся на свои места

Ну вот, молодцы, нарезали себе соломки, приступим к работе.

Педагог раздает соломку с колосками.

Осталось наплести веночки – обереги для украшения  открыток мамам и украсить открытки.

     Ведь хлебные колосья вплетаются в  венок  

к добру и щедрости.

Показать открытку

     Первое, с чего мы начнем –  рассмотрим правила по ТБ при работе с ножницами. У каждого на столе есть, но я попрошу по очереди прочитать по одному пункту со слайда, чтобы быстро вспомнить.

    Рассмотрим внимательно технологическую карту изготовления  соломенного венка.

Объяснение:

   Возьмите 2 колоска, на него положить накрест еще один, соломинкой оборачиваем предыдущий колосок и укладываем ее вдоль нашего соломенного пучка

 Педагог показывает технику изготовления венка. Обучающиеся повторяют каждый этап этой работы.

При работе обязательно помогайте друг другу.

Педагог работает индивидуально с каждым обучающимся, консультирует, отслеживая результат каждого этапа.

После того, как вы доплели венок, его нужно завязать ленточкой сначала с той стороны, где мы закончили плетение, а потом там, где начало.

Осталось закрепить венок  на открытку. Я вам помогу, если не получается, подойду к каждому.

Подумаем, что же мы узнали и что успели выполнить на занятии:

Подведение итогов

1.   Вспомнили Правила по ТБ при работе с ножницами

2. Ознакомились с   плетением веночка

3. Научились пользоваться Технологической          картой

4. Оформили открытку

5. Узнали, как заготовить соломку летом  и  подготовить ее непосредственно перед  работой

Молодцы – у вас сегодня получились оригинальные открытки, все сегодня хорошо поработали.

Сегодня мы на занятии приобщились к русской культуре, в центре которой – народные промыслы России.

 Выполнили открытку для мамы с использованием старинного материала – соломки.

Дети анализируют практические работы.

Самое главное – вы должны красиво подарить маме открытку.  Для этого необходимо заранее обдумать, как вы это сделаете, подобрать самые красивые слова, которые вы ей скажете.

 А теперь давайте в левую руку положим мысленный багаж того, с чем вы пришли на занятие.   В  правую руку – то, что узнали сегодня, а теперь соединим ладони и похлопаем. В конце занятия можно и пошуметь. А если кому-то не понравилось занятие, то топайте ногами.

 Похлопаем и поблагодарим друг друга за работу. Молодцы! мне было очень приятно  с Вами работать.

Уборка рабочих мест.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие «Подарок для любимой мамы» Педагог дополнительного образования Здоровец Наталия Николаевна Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» г.Железногорск

Слайд 2

Игра на знакомство Каждый из участников по очереди называет свое имя с эпитетом перед ним. Причем, эпитет должно начинаться на ту же букву, что и имя. Желательно, чтобы прилагательные несли позитивную информацию об участнике. Например, п равдивый П авел, л асковая Л ена, м удрая М арина.

Слайд 3

Праздник «День мамы»

Слайд 4

Цель занятия: Изготовление веночка в технике плетение из соломки для оформления открытки

Слайд 5

Карта – подсказка « Задачи путешественника по занятию» 1.Ознакомиться с плетением венка 2. Освоить навыки работы с технологической картой 3 . Ознакомиться с правилами заготовки и подготовки соломки к работе 1 2 3 4 4. Развить навыки работы с 5.Ознакомиться с Правилами по ТБ 6.Оформить открытку. Подведение итогов ?

Слайд 6

Развить навыки работы с ? Правило по разгадыванию ребуса На картинке зашифровано слово в виде картинок и отсутствующих букв. Попробуйте его узнать. ,, ,,

Слайд 7

Карта – подсказка « Задачи путешественника по занятию» 1.Ознакомиться с плетением венка 2. Освоить навыки работы с технологической картой 3 . Ознакомиться с правилами заготовки и подготовки соломки к работе 1 2 3 4 4. Развить навыки работы с ножницами 5.Ознакомиться с Правилами по ТБ 6.Оформить открытку. Подведение итогов

Слайд 8

Карта – подсказка « Материалы и инструменты » 5. Технологическая карта 6. Соломка 3. Ножницы 4. Правила по ТБ 1. Шаблон открытки 2. Отделочная лента Проверить!

Слайд 9

Тысяча братьев одним жгутом подпоясаны косили серпами Заготовка соломки для занятий в объединении

Слайд 10

Физкультурная минутка «Накосим соломки» Г орсть стеблей злака захватывают левой рукой и срезают как можно ближе к земле. Этот пучок осторожно кладут на землю так, чтобы не поломать соломенный материал . И так 2-3 пучка. (задания на снятие усталости спины) А теперь разомнем еще несколько соломинок руками и ими свяжем наши пучки вместе ( подготовим пальчики для плетения).

Слайд 12

Технологическая карта изготовления венка Хлебные колосья вплетают в венок – к добру и щедрости

Слайд 13

Мы не просто оформили открытку для мамы плетеным веночком, но и приобщились к русской культуре, к старинному народному промыслу России – плетению из соломки 5. Оформили открытку 4. Узнали, как заготовить соломку и подготовить ее непосредственно к работе 2. Ознакомились с плетением венка 3. Научились пользоваться технологической картой 1 . Вспомнили Правила по ТБ при работе с ножницами

Слайд 14

Спасибо за отличную работу на занятии



Предварительный просмотр:

Программа проведения мастер-класса

 «Жаворонки прилетите, Весну-Красну принесите…»

Цель: освоение новых технологий в декоративно-прикладном творчестве и совершенствование навыков работы с природным материалом

План проведения

  1. Теоретическая часть.
  1. Из истории обряда «закликания» весны на Руси.
  2. Инструменты, материалы и приспособления, применяемые при организации занятия.

2. Практическая часть.

Изготовление птицы-жаворонка

3. Подведение итогов.

 

  1. Теоретическая часть.
  1. Из истории обряда «закликания» весны.

Работа с соломкой довольно трудоемкий процесс, особенно для начинающих. Процесс подготовки чего стоит: нарезать, откалибровать. А изготовление изделия и того лучше: подобрать эскиз, соответствующий свойствам соломенного материала, высчитать необходимое количество элементов плетения, наплести. Процесс сборки вообще самый сложный, приходится сшивать леской, этому дети учатся не сразу. Изготовление одной несложной работы занимает иногда 1-2месяца.

Поэтому возникает необходимость в разработке простых в исполнении изделий, игрушек, особенно на этапе ознакомления с тем или иным видом плетения.

Поэтому темой нашего мастер-класса будет изготовление птички на основе прямого плетения. Именно этот простой способ изготовления птички дошел до нас из старины. Таким способом делали птиц для обрядов в деревнях. Назовем ее жаворонком.

На Руси издревле в начале марта, когда, по народной примете, прилетают жаворонки, поселянки ходили в рощу или в поле - «гукать», «закликать», звать весну, петь песни и угощать птичек. 

Жаворонки, жаворонки
Прилетите к нам.
Принесите к нам
Лето теплое.
Унесите от нас,
Зиму холодную.
Нам зима холодная,
Надоскучила,
Руки ноги отморозила.

Весну «кликали» для того, чтобы она не запоздала, и люди вовремя провели весенние работы в поле.

- Весна, Весна красная! Приди, Весна, с радостью, с великою милостью…

  При этом они брали с собой соломенных жаворонков, пекли из теста изображения этих птичек, обмазывали их медом, золотили им крылья и головы золотом.  Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы.

Обряд проводили замужние женщины. Они надевали яркие, нарядные одежды, украшения. Особенно нарядными были головные уборы – сороки – разного вида, украшенные перьями, отороченные мехом, похожие на птиц. Примечали - на кого птица сядет, та будет счастлива весь год!

 

  1. Правила работы с соломкой

Для плетения используется соломка ржи. Материал необходимо заготовить летом, перед самой уборкой зерна. Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную.

Заготовленную солому необходимо просушить. Обрезать все колоски, перебрать, связать в снопы. В таком виде соломка может храниться очень долго.

  1. Инструменты, материалы и приспособления
  • соломка среднего или нижнего колена
  • емкость для замачивания соломки
  • ножницы
  • нитки хлопчатобумажные № 10 или цветные
  • клейкая лента
  • «крокодильчики» для зажима соломин по краям
  • дощечка ДВП  
  • большая игла для расщепления соломинки

Дидактический материал: Книги, небольшая выставка готовых работ, фотографии, раздаточный материал.

Практическая часть.

  1. Подготовка соломки к работе.
  2. Заготовка полотна из прямого плетения «шахматка».
  3. Связывание жаворонка по конструктивным элементам (Приложение)

                                     Подведение итогов

На мастер-классе мы изготовили старинный оберег, технология изготовления которого берет свое начало в деревнях, где и закладывались первые навыки соломоплетения.

Оберег в виде птицы должен обязательно быть в каждом доме у тех, кто хочет своему дому мира и тепла. С птицей у каждого из нас ассоциируется еще одно слово — гнездо. Не даром бытует выражение «свить гнездо», которое означает «обзавестись семьей».

Славянский оберег-птица — это символ семьи, заботы о детях. Он помогает сохранить семью и создать в доме особую атмосферу любви и покоя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Подарок от Русичей"

Воспитательское занятие на сплочение классного коллектива...

Конспект занятия "Подарок папе на 23 февраля"

Знакомство с историей возникновения праздника - День защитника Отечества, выполнение поделки - самолета  (подарок папе)....

План-конспект занятия «Подарок маме 8 марта»

Изготовление открытки для мамы "8 марта". Техника выполнения: аппликация соломкой на цветном картоне....

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ВЫСТАВКИ - КОНКУРСА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ВЕСНА - КРАСНА!».

Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», нормативными документами Министерства общего и профессионального обра...

Жаворонки, прилетите. Красну -весну принесите!

Данная методическая разработка способствует изучению русского фольклора.  приобщению учащихся к народной культуре, через  участие в театральных действиях,  способствует творческому разв...

Мастер класс: «Жаворонки».

Издавна в этот день в славянских избах пахло печёными «жаворонками». День встречи весны: день Сороки. Сорок для Руси число значимое. Сорок святых — сорок мучеников. Сорок сороко...